Симфония № 10 (Шостакович)

редактировать

Симфония № 10 ми минор, соч. "93" Дмитрия Шостаковича состоялась премьера оркестра Ленинградской филармонии под управлением Евгения Мравинского 17 декабря 1953 года, после смерти Иосифа Сталина в марте того же года. Когда это было написано, не ясно: по письмам композитора сочинение происходило с июля по октябрь 1953 года, но Татьяна Николаева заявила, что он был завершен в 1951 году. Эскизы к некоторым материалам датируются 1946 годом.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Приборы
  • 2 Состав
  • 3 Известные записи
  • 4 ссылки
  • 5 Внешние ссылки

Приборы

Симфония оценивается для трех флейт (первая флейта с удлинением си-бемоль, вторая и третья флейты с удвоением пикколо ), трех гобоев (третий с двойным рожком ), трех кларнетов (третий с двойным двойным рожком ), трех фаготов (третий с двойным контрафаготом ). четыре рога, три Трубы, три тромбона, тубы, литавры, бас - барабан, малый барабан, треугольник, тарелки, бубен, ТАМ-ТАМ, ксилофон, и строка.

Состав

Симфония имеет четыре движения и продолжительность приблизительно 50 минут:

  1. Модерато
  2. Аллегро
  3. Аллегретто - Ларго - Pi mosso
  4. Анданте - Аллегро - L'istesso tempo

Эта симфония была первым симфоническим произведением Шостаковича после его второго осуждения в 1948 году. Таким образом, она имеет значение, несколько сравнимое со значением Пятой симфонии по отношению к первому осуждению 1936 года. По содержанию и структуре 10-я симфония представляет собой пример синтеза Шостаковичем намеков на симфоническую традицию, с одной стороны, и закодированных ссылок на его собственное время и место, с другой.

Первая и самая длинная часть - это медленная часть в грубой форме сонаты. Как и в своей Пятой симфонии, Шостакович цитирует одну из своих постановок Пушкина : в первой части из второй своей соч. 91: Четыре монолога на стихи Пушкина для баса и фортепиано (1952), озаглавленные «Что в моем имени?». Тема личной идентичности снова поднимается в третьей и четвертой частях.

Вторая часть - это короткое и резкое скерцо с синкопированными ритмами и бесконечно яростными пассажами полуквавера (шестнадцатая нота). В книге « Свидетельство» утверждается:

Я действительно изобразил Сталина в своей следующей симфонии, Десятой. Я написал ее сразу после смерти Сталина, и никто еще не догадался, о чем симфония. Это про Сталина и сталинские годы. Вторая часть, скерцо, - это, грубо говоря, музыкальный портрет Сталина. Конечно, в нем есть еще много чего, но это основа.

Однако биограф Шостаковича Лорел Фэй написала: «Я не нашла подтверждения того, что такая конкретная программа была задумана или воспринималась во время сочинения и первого исполнения». Музыковед Ричард Тарускин назвал это предложение «сомнительным открытием, о котором раньше никто не подозревал ни в России, ни на Западе». Элизабет Уилсон добавляет: «Десятую симфонию часто читают как комментарий композитора к недавней сталинской эпохе. Но, как это часто бывает в творчестве Шостаковича, изложение внешних событий противопоставляется личному миру его сокровенных чувств».

Третье движение ноктюрн строится вокруг двух музыкальных кодов : DSCH тема, представляющая Шостакович, и тема Эльмира ( слушать