Симфония № 10 ми минор, соч. "93" Дмитрия Шостаковича состоялась премьера оркестра Ленинградской филармонии под управлением Евгения Мравинского 17 декабря 1953 года, после смерти Иосифа Сталина в марте того же года. Когда это было написано, не ясно: по письмам композитора сочинение происходило с июля по октябрь 1953 года, но Татьяна Николаева заявила, что он был завершен в 1951 году. Эскизы к некоторым материалам датируются 1946 годом.
Симфония оценивается для трех флейт (первая флейта с удлинением си-бемоль, вторая и третья флейты с удвоением пикколо ), трех гобоев (третий с двойным рожком ), трех кларнетов (третий с двойным двойным рожком ), трех фаготов (третий с двойным контрафаготом ). четыре рога, три Трубы, три тромбона, тубы, литавры, бас - барабан, малый барабан, треугольник, тарелки, бубен, ТАМ-ТАМ, ксилофон, и строка.
Симфония имеет четыре движения и продолжительность приблизительно 50 минут:
Эта симфония была первым симфоническим произведением Шостаковича после его второго осуждения в 1948 году. Таким образом, она имеет значение, несколько сравнимое со значением Пятой симфонии по отношению к первому осуждению 1936 года. По содержанию и структуре 10-я симфония представляет собой пример синтеза Шостаковичем намеков на симфоническую традицию, с одной стороны, и закодированных ссылок на его собственное время и место, с другой.
Первая и самая длинная часть - это медленная часть в грубой форме сонаты. Как и в своей Пятой симфонии, Шостакович цитирует одну из своих постановок Пушкина : в первой части из второй своей соч. 91: Четыре монолога на стихи Пушкина для баса и фортепиано (1952), озаглавленные «Что в моем имени?». Тема личной идентичности снова поднимается в третьей и четвертой частях.
Вторая часть - это короткое и резкое скерцо с синкопированными ритмами и бесконечно яростными пассажами полуквавера (шестнадцатая нота). В книге « Свидетельство» утверждается:
Я действительно изобразил Сталина в своей следующей симфонии, Десятой. Я написал ее сразу после смерти Сталина, и никто еще не догадался, о чем симфония. Это про Сталина и сталинские годы. Вторая часть, скерцо, - это, грубо говоря, музыкальный портрет Сталина. Конечно, в нем есть еще много чего, но это основа.
Однако биограф Шостаковича Лорел Фэй написала: «Я не нашла подтверждения того, что такая конкретная программа была задумана или воспринималась во время сочинения и первого исполнения». Музыковед Ричард Тарускин назвал это предложение «сомнительным открытием, о котором раньше никто не подозревал ни в России, ни на Западе». Элизабет Уилсон добавляет: «Десятую симфонию часто читают как комментарий композитора к недавней сталинской эпохе. Но, как это часто бывает в творчестве Шостаковича, изложение внешних событий противопоставляется личному миру его сокровенных чувств».
Третье движение ноктюрн строится вокруг двух музыкальных кодов : DSCH тема, представляющая Шостакович, и тема Эльмира ( слушать ( помощь информация )):
На концертной высоте на одну пятую ниже ноты произносятся как «E La Mi Re A» в сочетании французской и немецкой нотации. Этот мотив, который звучит двенадцать раз на валторне, представляет Эльмиру Назирову, ученицу композитора, в которую он влюбился. Мотив неоднозначен по тональности, что придает ему вид неопределенности или пустоты.
В письме к Назирову, сам Шостакович отметил сходство мотива к обезьяне вызову в первом движении Mahler «s Песни о земле, работу, которую он слушал в это время: ( слушать ( помощь информация ))
В обоих мотивах используются одни и те же ноты, и оба они многократно воспроизводятся рогом. В китайском стихотворении Малера обезьяна является олицетворением смерти, а сам мотив Эльмиры встречается вместе с «похоронным звоном» тамтама. Существует также более чем мимолетное сходство этого мотива к медленной теме помпы в финале Сибелиус «s Пятой симфонии ; в мотиве Эльмиры здесь используются аналогичные инструменты (рожки, деревянные духовые инструменты), как и в работе Сибелиуса. В ходе движения темы DSCH и Эльмиры чередуются и постепенно сближаются.
Третья часть - это умеренная танцевальная сюита из Малерианской Нахтмузыки, или Ноктюрна, как ее называл Шостакович.
В четвертой и последней части - наивно-счастливая мелодия в медленном анданте (опять же под сильным влиянием Малера), которая внезапно сменяется быстрым финалом в темпе обреченного гопака, напоминающего тему второй части. Быстрая тема, в свою очередь, побеждена торжествующей темой DSCH, которая повторяется с нарастающим волнением в безумном заключении. Кода выполняет переход к ми мажору, и в самом конце у некоторых инструментов есть глиссандо от ми до следующего ми.
10-я симфония автоматически связана со многими другими произведениями Шостаковича, такими как Концерт для виолончели № 1 (1959) и, в частности, Струнный квартет № 8 (1960) из-за использования мотива DSCH. Мотив DSCH предвосхищен на протяжении всей первой части 10-й симфонии: в 7-м такте начала симфонии скрипки, дублированные альтами, играют 5 тактов D, за которым сразу следует E ♭ ; За 9 тактов до репетиции 29, скрипки исполняют мотив в обратном порядке DCHS (или DCBE ♭). Впервые мотив звучит в правильном порядке во всей симфонии в 3-й части сразу после короткого канона в начальной мелодии, начиная с 3-й доли 5-го такта после репетиционной отметки 104 ( рис.11 ), где он исполняется в унисон пикколо, 1-й флейтой и 1-м гобоем (в диапазоне трех октав).
Записи этой симфонии включают: