Святослав Рихтер

редактировать

В этом именовании восточнославянского, то отчество является Теофиловичем и фамилия является Рихтером. Рихтер в 1966 году

Святослав Рихтер Теофиловича 20 марта [ OS 7 марта] 1915 - 1 август 1997), советский пианист, который часто рассматривается как один из величайших пианистов всех времен. Он известен «глубиной своих интерпретаций, виртуозной техникой и обширным репертуаром».

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Биография
    • 1.1 Детство
    • 1.2 Ранняя карьера
    • 1.3 Выход на международный уровень
    • 1.4 Путешествие и запись
    • 1.5 Спустя годы
  • 2 Карьера
  • 3 Репертуар
  • 4 Подход к исполнению
  • 5 записей
  • 6 В фильме
  • 7 Котировки
    • 7.1 Памятные высказывания о Рихтере
    • 7.2 Памятные высказывания Рихтера
  • 8 наград и наград
  • 9 Примечания
  • 10 Ссылки
  • 11 Дальнейшее чтение
  • 12 Внешние ссылки

биография

Детство

Отец Рихтера, Теофил, ок. 1900 г.

Рихтер родился в Житомире, Волынского губернаторства в Российской империи (современная Украина ), в родном городе его родителей. Его отец, Теофил Данилович Рихтер  [ де ] (1872–1941), был пианистом, органистом и композитором, родился в семье немецких эмигрантов; с 1893 по 1900 учился в Венской консерватории. Его мать, Анна Павловна Рихтер (урожденная Москалева; 1893–1963), происходила из знатной русской помещичьей семьи и когда-то училась у будущего мужа. В 1918 году, когда родители Рихтера были в Одессе, Гражданская война разлучила их с сыном, и Рихтер переехал к своей тете Тамаре. Он жил с ней с 1918 по 1921 год, и именно тогда его интерес к искусству впервые проявился: он впервые увлекся живописью, которой его научила тетя.

В 1921 году семья воссоединилась, и Рихтеры переехали в Одессу, где Теофил преподавал в Одесской консерватории и недолго работал органистом лютеранской церкви. В начале 1920-х годов Рихтер заинтересовался музыкой (а также другими видами искусства, такими как кино, литература и театр) и начал изучать фортепиано. Как ни странно, он в основном был самоучкой. Его отец дал ему только базовое музыкальное образование, как и один из учеников его отца, чешский арфист.

Даже в раннем возрасте Рихтер был прекрасным читателем и регулярно выступал в местных оперных и балетных труппах. Он всю жизнь увлекался оперой, вокалом и камерной музыкой, что нашло свое полное выражение в фестивалях, которые он организовал в Ла Гранж де Месле, Франция, и в Москве, в ГМИИ. В 15 лет начал работать в Одесской опере, где сопровождал репетиции.

Ранняя карьера

Рихтер, гр. 1935 г.

19 марта 1934 года Рихтер дал свой первый сольный концерт в Инженерном клубе Одессы ; но формально он начал учиться игре на фортепиано только через три года, когда решил разыскать Генриха Нейгауза, пианиста и преподавателя фортепиано, в Московской консерватории. Во время кастинга Рихтера для Нейгауза (в которой он выступал Chopin «s Баллада № 4 ), по- видимому, Neuhaus шепнул однокурсника,„Этот человек гений.“ Хотя Нейгауз обучал многих пианистов, в том числе Эмиля Гилельса и Раду Лупу, говорят, что он считал Рихтера «гениальным учеником, которого он ждал всю свою жизнь», признавая, что он учил Рихтера «почти ничему».

В начале своей карьеры Рихтер тоже пробовал сочинять, и даже кажется, что он сыграл некоторые из своих произведений во время прослушивания в Нейгауза. Он оставил композицию вскоре после переезда в Москву. Спустя годы Рихтер объяснил это решение следующим образом: «Возможно, лучше всего я могу выразить это так: я не вижу смысла добавлять ко всей плохой музыке в мире».

К началу Второй мировой войны брак родителей Рихтера распался, и его мать влюбилась в другого мужчину. Поскольку отец Рихтера был немцем, он находился под подозрением властей, и для семьи был разработан план бежать из страны. Из-за ее романтических отношений его мать не захотела уезжать, и они остались в Одессе. В августе 1941 года его отец был арестован и позже признан виновным в шпионаже и приговорен к смертной казни 6 октября 1941 года. Рихтер не разговаривал со своей матерью до незадолго до ее смерти почти 20 лет спустя в связи с его первым турне по США.

В 1943 году Рихтер познакомился с Ниной Дорлиак (1908–1998), оперным сопрано. Он заметил Дорлиак во время панихиды по Владимиру Немирович-Данченко, догнал ее на улице и предложил сопровождать ее на сольном концерте. Часто утверждается, что они поженились примерно в это время, но на самом деле Дорлиак получил свидетельство о браке только через несколько месяцев после смерти Рихтера в 1997 году. Они оставались живыми товарищами примерно с 1945 года до самой смерти Рихтера; у них не было детей. Дорлиак сопровождал Рихтера как в его сложной личной жизни, так и в карьере. Она поддержала его в его последней болезни и умерла сама менее чем через год, 17 мая 1998 года.

Ходили слухи, что Рихтер был гомосексуалистом и что наличие женщины-компаньона обеспечивало социальный фронт его истинной сексуальной ориентации, потому что гомосексуализм в то время был широко табуирован и мог привести к юридическим последствиям. Рихтер был очень замкнутым человеком, обычно был тихим, замкнутым и отказывался давать интервью. Он никогда публично не обсуждал свою личную жизнь до последнего года своей жизни, когда режиссер Бруно Монсенжон убедил его дать интервью для документального фильма.

Поднимитесь на международный уровень

В 1949 году Рихтер получил Сталинскую премию, что привело к обширным концертным турам по России, Восточной Европе и Китаю. Он дал свои первые концерты за пределами Советского Союза в Чехословакии в 1950 г. В 1952 г. Рихтер был приглашен играть Франца Листа в фильме, основанном на жизни Михаила Глинки, под названием Композитор Глинка ( римейк 1946 года фильма Глинки). Заглавную роль исполнил Борис Смирнов.

18 февраля 1952 года Рихтер единолично выступил в качестве дирижера на мировой премьере Симфонического концерта для виолончели с оркестром ми минор Прокофьева с солистом Мстислава Ростроповича.

В апреле 1958 года Рихтер был в жюри первого конкурса Чайковского в Москве. Наблюдая Ван Клиберн «производительность s в Рахманиновском » s концерт № 3, Рихтер плакал от радости. Он присудил Клиберну 25 баллов - высший балл.

В 1960 году, несмотря на репутацию «равнодушного» к политике, Рихтер бросил вызов властям, выступив на похоронах Бориса Пастернака.

Получив Сталинскую и Ленинскую премии и став народным артистом РСФСР, он дал свои первые гастрольные концерты в США в 1960 году, в Англии и Франции в 1961 году.

Гастроли и запись

В 1948 году Рихтер и Дорлиак дали сольные концерты в Бухаресте, Румыния, затем в 1950 году выступили в Праге и Братиславе, Чехословакия. В 1954 году Рихтер дал сольные концерты в Будапеште, Венгрия. В 1956 году он снова гастролировал по Чехословакии, затем в 1957 году он гастролировал по Китаю, затем снова выступил в Праге, Софии и Варшаве. В 1958 год Рихтер записал Прокофьев «s пятого Концерт для фортепиано с Варшавским филармоническим оркестром под управлением Витольдом Ровицкого - записи, который сделал Рихтер, известным в Соединенных Штатах. В 1959 году Рихтер сделал еще одну успешную запись 2 - го фортепианного концерта Рахманинова с Варшавской филармонией на лейбле Deutsche Grammophon. Таким образом, Запад впервые узнал о Рихтере из записей, сделанных в 1950-х годах. Одним из первых защитников Рихтера на Западе был Эмиль Гилельс, заявивший во время своего первого турне по Соединенным Штатам, что критикам (которые давали восторженные отзывы Гилельсу) следует «подождать, пока вы не услышите Рихтера».

Первые концерты Рихтера на Западе состоялся в мае 1960 года, когда ему разрешили играть в Финляндии, а 15 октября 1960 года в Чикаго, где он играл Брамса «S второй фортепианный концерт с Чикагским симфоническим оркестром и Эрих Лайнсдорф, создавая ощущение. В обзоре музыкальный критик Chicago Tribune Клаудия Кэссиди, которая была известна своими недобрыми отзывами об известных артистах, вспоминала, как Рихтер сначала нерешительно выходил на сцену, выглядя уязвимым (как будто его вот-вот "съели"), но затем сел за пианино и отправка «спектакля на всю жизнь». Поездка Рихтера по Соединенным Штатам в 1960 году завершилась серией концертов в Карнеги-холле.

Рихтер не любил выступать в Соединенных Штатах. После инцидента 1970 года в Карнеги-холле в Нью-Йорке, когда выступление Рихтера вместе с Дэвидом Ойстрахом было сорвано антисоветскими протестами, Рихтер поклялся никогда не возвращаться. Слухи о запланированном возвращении в Карнеги-холл всплыли в последние годы жизни Рихтера, хотя неясно, была ли за ними какая-то правда.

В 1961 году Рихтер впервые сыграл в Лондоне. Его первый сольный концерт - парные произведения Гайдна и Прокофьева - был встречен британской критикой враждебно. Невилл Кардус пришел к выводу, что игра Рихтера была «провинциальной», и поинтересовался, почему Рихтера пригласили играть в Лондоне, учитывая, что в Лондоне было много собственных пианистов «второго сорта». После концерта 18 июля 1961 года, на котором Рихтер исполнил оба фортепианных концерта Листа, критики изменили курс.

В 1963 году, после поиска в долине Луары, Франция, места, подходящего для музыкального фестиваля, Рихтер обнаружил Ла Гранж де Месле в нескольких километрах к северу от Тура. Фестиваль был учрежден Рихтером и стал ежегодным.

В 1970 году Рихтер впервые посетил Японию, путешествуя по Сибири по железной дороге и на корабле, поскольку он не любил летать. Он играл Бетховена, Шумана, Мусоргского, Прокофьева, Бартока и Рахманинова, а также произведения Моцарта и Бетховена с японскими оркестрами. Он посетил Японию восемь раз.

Спустя годы

В то время как ему очень нравилось выступать перед публикой, Рихтер ненавидел планировать концерты на много лет вперед, и в более поздней жизни стал играть очень быстро в маленьких, чаще всего затемненных залах, и партитуру освещала только небольшая лампа. Рихтер сказал, что эта настройка помогла публике сосредоточиться на исполняемой музыке, а не на посторонних и не относящихся к делу вещах, таких как гримасы и жесты исполнителя.

Карьера

В 1981 году Рихтер инициировал международный музыкальный фестиваль « Декабрьские ночи», который проходил в Пушкинском музее, который после его смерти в 1997 году был переименован в «Декабрьские ночи Святослава Рихтера». В 1986 году Рихтер отправился в шестимесячный тур по Сибири со своим любимым пианино Yamaha, дав около 150 сольных концертов, иногда выступая в небольших городах, где даже не было концертного зала. Говорят, что после одного такого концерта зрители, никогда раньше не слышавшие в исполнении классической музыки, собрались посреди зала и начали раскачиваться из стороны в сторону, чтобы отметить исполнителя. Говорят, что в последние годы своей жизни Рихтер собирался давать концерты бесплатно (хотя на самом деле он этого никогда не делал).

Анекдот иллюстрирует подход Рихтера к исполнению в последнее десятилетие его жизни. Прочитав биографию Карла Великого (он был заядлым читателем), Рихтер приказал своему секретарю послать телеграмму директору театра в Аахене, любимом городе проживания Карла Великого и его захоронении, в котором говорилось: «Маэстро прочитал биографию Карла Великого и хотел бы сыграть в Aquisgrana ( Ахен ) ». Спектакль состоялся вскоре после этого.

Еще в 1995 году Рихтер продолжал выполнять некоторые из наиболее требовательных частей в пианистической репертуара, в том числе Равель «s Отражения цикла, Прокофьев » s Вторая соната и Шопен «ы этюдов и Баллада № 4.

Последнее записанное оркестровое выступление Рихтера состояло из трех концертов Моцарта в 1994 году с Японским симфоническим оркестром Синсэй под управлением его старого друга Рудольфа Баршая.

Последний концерт Рихтера был частный сбор в Любеке, Германия, 30 марта 1995 года Программа состояла из двух Гайдна сонат и Регер «s Вариации и фуга на тему Бетховена, пьеса для двух фортепиано, который Рихтер выступал с пианистка Andreas Луцевич.

Рихтер умер в Центральной клинической больнице в Москве от сердечного приступа 1 августа 1997 года в возрасте 82 лет. Он страдал от депрессии из-за неспособности играть, вызванной изменениями слуха, которые изменили его восприятие высоты звука. На момент смерти он репетировал « Fünf Klavierstücke» Шуберта, D. 459.

Репертуар

Как однажды сказал Рихтер: «В моем репертуаре около восьмидесяти различных программ, не считая камерных произведений». Его репертуар варьировался от Генделя и Баха до Чайковского, Скрябина, Шимановского, Берга, Веберна, Стравинского, Бартока, Хиндемита, Бриттена и Гершвина.

Рихтер неустанно работал над изучением новых произведений. Например, в конце 1980 - х годов, он узнал Брамса «ы Паганини и Генделя Вариации, а в 1990 - е годы, некоторые из Дебюсси » s этюдов и пьес Гершвина, а также произведения Баха и Моцарта, что он ранее не включенных в его программах.

Центральное место в его репертуаре занимали произведения Шуберта, Шумана, Бетховена, И. С. Баха, Шопена, Листа, Прокофьева и Дебюсси. Говорят, что он выучил и выучил наизусть вторую книгу Баха « Хорошо темперированный клавир» за один месяц.

Он дал премьеру Сонаты № 7 Прокофьева, которую выучил за четыре дня, и № 9, которую Прокофьев посвятил Рихтеру. Помимо сольной карьеры, он также исполнял камерную музыку с такими партнерами, как Мстислав Ростропович, Рудольф Баршай, Давид Ойстрах, Олег Каган, Юрий Башмет, Наталья Гутман, Золтан Кочиш, Элизабет Леонская, Бенджамин Бриттен и участниками квартета Бородина. Рихтер также часто аккомпанировал таким певцам, как Дитрих Фишер-Дискау, Петер Шрайер, Галина Писаренко и его жена и давняя соратница по творчеству Нина Дорлиак.

Рихтер дирижировал также премьерой Симфонического концерта Прокофьева для виолончели с оркестром. Это был его единственный выход в качестве дирижера. Солистом был Ростропович, которому и было посвящено произведение. Прокофьев также написал свою Сонату для виолончели до мажор для Ростроповича 1949 года, и он и Рихтер представили ее в 1950 году. Сам Рихтер был неплохим виолончелистом, а Ростропович - хорошим пианистом; на одном концерте в Москве, на котором он аккомпанировал Ростроповичу на фортепиано, они обменялись инструментами на часть программы.

Подход к исполнению

Свой подход к исполнению Рихтер объяснил следующим образом: «Переводчик - это на самом деле исполнитель, в точности выполняющий замыслы композитора. Он не добавляет ничего, чего еще нет в работе. Если он талантлив, он позволяет нам Увидеть правду о работе, которая сама по себе является гениальной и отражается в нем. Он не должен доминировать над музыкой, но должен растворяться в ней ». Или, аналогично: «Я не полный идиот, но то ли по слабости, то ли по лени не имею таланта к мышлению. Я умею только размышлять: я зеркало... Логики для меня не существует. Я плыву по волнам. искусства и жизни и никогда не знаю, как отличить то, что принадлежит тому или другому, или то, что является общим для обоих. и иди прямо к моему сердцу ".

Убеждение Рихтера в том, что музыканты должны «точно выполнять... замыслы композитора», привело его к критике других и, чаще всего, самого себя. После посещения сольного концерта Мюррея Перахиа, где Перахиа исполнил Третью сонату для фортепиано Шопена, не наблюдая повторения первой части, Рихтер попросил его за кулисами объяснить упущение. Точно так же, после того как Рихтер понял, что он десятилетиями играл неверную ноту в итальянском концерте Баха, он настоял на том, чтобы на компакт-диске с его исполнением были напечатаны следующие заявления / извинения: «Только что Святослав Рихтер осознал, к своему большому сожалению, что он всегда делал ошибку в третьем такте перед концом второй части «Итальянского концерта». Фактически, за сорок лет - и ни один музыкант или техник никогда не указывал ему на это - он играл 'F -sharp, а не F. Ту же ошибку можно найти в предыдущей записи, сделанной маэстро Рихтером в пятидесятые годы ».

Записи

Несмотря на свою обширную дискографию, Рихтер не любил делать студийные записи, и большинство его записей основано на живых выступлениях. Так, его сольные концерты из Москвы (1948), Варшавы (1954 и 1972), Софии (1958), Нью-Йорка (1960), Лейпцига (1963), Альдебурга (несколько лет), Гранж-де-Месле возле Тура (несколько лет).), Прага (несколько лет), Зальцбург (1977) и Амстердам (1986) считаются одними из лучших документов его игры, как и другие концертные записи, выпущенные при его жизни и после его смерти на таких лейблах, как Music amp; Arts, BBC Legends., Филипс, Россия Откровение, Парнас и Анк Продакшнс.

Другие критиками живые записи Рихтера включают в себя выступления Скрябина «с выбранными этюдов, прелюдии и сонаты (несколько спектаклей), Шуман » ы мажор Фантазия (несколько спектаклей), Бетховен «ы Апассионата Соната (Москва, 1960), Шуберт » B S Соната ( - плоские несколько спектаклей), Равель «s Отражение (Прага, 1965), Лист » s си минор Соната (несколько спектаклей, 1965-66), Бетховен Hammerklavier соната (несколько спектаклей, 1975) и отдельные прелюдии Рахманиновой (несколько спектаклей) и Дебюсси (множественные выступления).

Несмотря на его явное отвращение к студии, Рихтер серьезно относился к процессу записи. Например, после долгой сессии записи « Wanderer Fantasy» Шуберта, для которой он использовал пианино Bösendorfer, Рихтер прослушал записи и, недовольный своим выступлением, сказал звукоинженеру: «Ну, я думаю, мы переделаем его на Все-таки Steinway ". Кроме того, во время сеанса записи для Шумана «s Токката, Рихтер по сообщениям решил играть этот кусок (который сам Шуман считал„одними из самых сложных частей когда - либо написанных“) несколько раз подряд, без принятия каких - либо перерывов, чтобы сохранить непосредственность его интерпретации.

Согласно статье Фалька Шварца и Джона Берри «Святослав Рихтер - Дискография» 1983 года, в 1970-х Рихтер объявил о своем намерении записать свой полный сольный репертуар «примерно на 50 дисках». Однако этот «законченный» проект Рихтера так и не был реализован, хотя между 1970 и 1973 годами было записано двенадцать пластинок, которые впоследствии были переизданы (в формате компакт-дисков) Олимпией (разные композиторы, 10 компакт-дисков) и RCA Victor (Баха The Хорошо темперированный клавир ).

В 1961 году, Рихтер RCA Victor запись с Эрих Лайнсдорф и Чикагский симфонический оркестр из Брамс Концерт для фортепиано № 2 получила премию Грэмми за лучший классический спектакль - концерт или инструментальную Солист. Эта запись до сих пор считается знаковой (несмотря на недовольство ею Рихтера), как и его студийные записи Фантазии Странника Шуберта, двух фортепианных концертов Листа, Второго фортепианного концерта Рахманинова, Токкаты Шумана и многих других.

В кино

Рихтер появился в 1952 году советского фильма, играя Лист в Композитор Глинка ( композитор Глинка, русский: Композитор Глинка).

Котировки

Памятные высказывания о Рихтере

Итальянский критик Пьеро Ратталино утверждал, что единственными пианистами, сопоставимыми с Рихтером в истории фортепианного исполнительства, были Ференц Лист и Ферруччо Бузони.

Гленн Гулд назвал Рихтера «одним из самых мощных коммуникаторов, которых мир музыки произвел в наше время».

Натан Мильштейн описал Рихтер в своих мемуарах Из России на Запад, как следующее: «Рихтер был, конечно, чудесным пианистом, но не столь безупречен, как он слыл Его музицирование было слишком сухим для меня интерпретации в Рихтере.. Равель «с Jeux d'eau, вместо текущей воды вы слышите замерзшие сосульки ».

Ван Клиберн посетил сольный концерт Рихтера в 1958 году в Советском Союзе. Сообщается, что он плакал во время концерта и, вернувшись в Соединенные Штаты, описал игру Рихтера как «самую мощную игру на фортепиано, которую я когда-либо слышал».

Артур Рубинштейн описал свое первое знакомство с Рихтером следующим образом: «Это действительно не было чем-то необычным. Затем в какой-то момент я заметил, что мои глаза стали влажными: слезы начали катиться по моим щекам».

Генрих Нейгауз описал Рихтера следующим образом: «Его исключительная способность ухватить целое и в то же время не упустить ни одной из мельчайших деталей композиции наводит на мысль о сравнении с орлом, который со своего огромного роста может видеть до горизонта, но при этом один. из мельчайших деталей пейзажа ".

Дмитрий Шостакович писал о Рихтере: «Рихтер - явление необычайное. Грандиозность его таланта потрясает и восхищает. Ему доступны все явления музыкального искусства».

Владимир Софроницкий провозгласил Рихтера «гением», что побудило Рихтера ответить, что Софроницкий был «богом».

Владимир Горовиц сказал: «Из русских пианистов мне нравится только один, Рихтер».

Пьер Булез писал о Рихтере: «Его личность была больше, чем возможности, предлагаемые ему фортепьяно, шире, чем само понятие полного владения инструментом».

Марлен Дитрих, подруга Рихтера, написала в своей автобиографии Марлен: «Однажды вечером публика сидела вокруг него на сцене. Когда он играл пьесу, женщина прямо за ним упала в обморок и скончалась на месте. Ее унесли. Я был глубоко впечатлен этим происшествием и подумал про себя: «Какая завидная судьба - умереть, пока играет Рихтер! Какое сильное чувство к музыке, должно быть, испытывала эта женщина, когда выдыхала свою жизнь!» Но Рихтер не разделял этого мнения, он был потрясен ».

Граммофонный критик Брайс Моррисон описал Рихтера следующим образом: «Идиосинкразический, откровенный, героический, сдержанный, лирический, виртуозный и, возможно, прежде всего, глубоко загадочный, Святослав Рихтер остается одним из величайших художников-любителей всех времен».

Памятные высказывания Рихтера

О слушании Баха : «Нет ничего плохого в том, чтобы время от времени слушать Баха, пусть даже с точки зрения гигиены».

О Скрябине : «Скрябин не из тех композиторов, которых вы считаете своим хлебом насущным, но это крепкий ликер, от которого можно периодически напиваться, поэтический наркотик, кристалл, который легко разбить».

О выборе небольших площадок для выступления: «Поместите маленькое пианино в грузовик и выезжайте по проселочным дорогам; найдите время, чтобы открыть для себя новые пейзажи; остановитесь в красивом месте, где есть хорошая церковь; выгрузите пианино и расскажите жителям; дайте концерт; подарить цветы людям, которые были так любезны, чтобы прийти; снова уйти ".

О его планах выступать без гонорара: «Музыка должна дариться тем, кто ее любит. Я хочу давать бесплатные концерты; вот ответ».

О Нейгаузе : «Я многому у него научился, хотя он все время повторял, что ничему не мог бы меня научить. Музыка написана для того, чтобы ее играли и слушали, и мне всегда казалось, что можно обойтись без слов... Так было и с Генрихом Нейгаузом. В его присутствии меня почти всегда сводили к полной тишине. Это было очень хорошо, так как означало, что мы концентрировались исключительно на музыке. Прежде всего, он научил меня значению тишины и смысл пения. Он сказал, что я был невероятно упрям ​​и делал только то, что хотел. Это правда, что я всегда играл только то, что хотел. И поэтому он оставил меня делать то, что мне нравится ».

О игре: «Я играю не для публики, я играю для себя, и если я получаю от этого удовольствие, то и публика довольна».

Сыграв Гайдна для телевизионной программы во время турне по США, Рихтер сказал после долгих уговоров интервьюера и смущения с собственной стороны, что Гайдн «лучше Моцарта ».

Почести и награды

Примечания

использованная литература

дальнейшее чтение

  • Хант, Джон (2009). Святослав Рихтер: пианист века. Дискография. Лондон: Трэвис и Эмери. ISBN   978-1-901395-99-0.
  • Монсенжон, Бруно (2001). Святослав Рихтер: Тетради и беседы. Издательство Принстонского университета. ISBN   978-0-571-20553-0.
  • Монсенжон, Бруно (1998), Рихтер, Загадка. Видео-интервью-документальный фильм. OCLC   41148757
  • Расмуссен, Карл Оге (2007). Святослав Рихтер - Пианист. Копенгаген: Гильдендал. ISBN   978-87-02-03430-1.
  • Расмуссен, Карл Оге (2010). Святошлав Рихтер - Зонгорист. Будапешт: Rozsavolgyi es Tarsa. ISBN   978-963-87764-8-8.
  • Расмуссен, Карл Оге (2010). Святослав Рихтер - Пианист. Бостон: издательство Северо-Восточного университета. ISBN   978-1-55553-710-4.
  • Ратталино, Пьеро (2005). Святослав Рихтер: Il Visionario. Zecchini Editore. ISBN   978-88-87203-35-6.

внешние ссылки

Последняя правка сделана 2023-04-13 03:33:50
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте