Свенска Аэро Яктфалькен | |
---|---|
Норвежский SA-14E Jaktfalken II | |
Роль | Истребитель |
Производитель | Свенска Аэро, АСЯ |
Дизайнер | Карл Клеменс Бюкер |
Первый полет | 1929 г. |
Основные пользователи | ВВС Швеции ВВС Финляндии Королевские ВВС Норвегии |
Количество построенных | 19 |
Svenska Aero Jaktfalken (« Кречет ») - шведский истребитель- биплан, построенный в конце 1920-х годов. Самолет сначала производился на Svenska Aero, а затем на AB Svenska Järnvägsverkstädernas Aeroplanavdelning (ASJA).
Jaktfalken был построен и изготовлен Svenska Aero как частное предприятие. Компания связалась со шведским советом по авиационной технике и запросила рекомендации и пожелания в отношении истребителя. Когда ответа не последовало, Svenska Aero начала изучать зарубежные разработки, чтобы получить какие-то рекомендации. Jaktfalken был обычным бипланом, оснащенным 14-цилиндровым радиальным двигателем Armstrong Siddeley Jaguar. Шасси было установлены и был занос под хвостом. Фюзеляж каркас был выполнен из сварных балок, покрытой тканью. Носовая и кормовая части фюзеляжа обшивались алюминиевым листом. Между двигателем и кабиной находился топливный бак, в котором хватало топлива на 2,5 часа полета.
Летчик-испытатель ВВС Швеции Нильс Седерберг получил задание испытать новый прототип на базе ВВС Баркарби. После одной из посадок он сказал: «Это лучший самолет, на котором я когда-либо летал».
11 ноября 1929 года Jaktfalken был представлен представителям властей и прессы. Администрация Swedish Air решила, что для сравнительных испытаний должны быть заказаны три истребителя Jaktfalken и три истребителя British Bristol Bulldog II.
Опытный образец был куплен ВВС Швеции 9 января 1930 года и получил обозначение J 5. К февралю 1930 года администрация авиации решила использовать двигатель Bristol Jupiter в качестве стандартного двигателя военно-воздушных сил. Конструктор Карл Клеменс Бюккер был вынужден модифицировать два заказанных самолета, изготовив новые двигатели и модернизировав фюзеляж. Этим самолетам было присвоено имя Svenska Aero Jaktfalken I (или J 6 в ВВС Швеции). За заказом последовал новый заказ на 5 самолетов с двигателями Jupiter VII в 1930 году. Во время испытательных полетов наблюдались сильные вибрации. И Svenska Aero, и CFV безуспешно пытались решить эту проблему. Самолет все еще был одобрен ВВС Швеции. Bücker и CFV пытались модифицировать шасси и фюзеляж после доставки. Самолет теперь имел более угловатый фюзеляж, а в качестве двигателя был выбран Jupiter VIIF. Шведские ВВС получили три Jaktfalken II в 1932 году.
Военные представители Аргентины и Японии провели испытания самолета, но заказов не разместили. Единственный экспортный заказ будет из Норвегии, которая в 1931 году заказала один самолет, оснащенный двигателем Armstrong Siddeley Panther IIIA для сравнения с Hawker Fury. Когда в 1933 году ВВС Швеции запросили еще семь самолетов, Svenska Aero была куплена ASJA, и поставки осуществлялись новым производителем, который внес некоторые незначительные изменения в стабилизатор и лобовое стекло.
Швеция передала финским ВВС три Jaktfalken (два J 6B и один J 6A) 8 декабря 1939 года. Это были самые старые из тех, что были в Швеции; Было принято отдавать самое старое оборудование в качестве военной помощи. Самолеты использовались для тренировок на аэродроме в Каухаве до 1945 года, когда все были списаны.
На вооружении Швеции самолет должен был называться J 6. После того, как в 1930 году ВВС Швеции купили Svenska Aero Jaktfalken J 5, Flygstyrelsen (Шведский авиационный совет) решил использовать Bristol Jupiter в качестве стандартного двигателя.
Два J 5 уже были заказаны, но не готовы к отправке. Конструктор Карл Клеменс Бюкер был вынужден реконструировать самолет от брандмауэра вперед, чтобы освободить место для нового двигателя. Доработанному самолету присвоили обозначение J 6.
Svenska Aero хотела больше заказов такого типа, чтобы снизить стоимость и рационализировать производство. Поэтому flygstyrelsen предложило закупить еще четыре J 6 для ВВС Швеции.
Первый J 6 был запущен в 1930 году, при испытательном полете самолет испытывал сильные вибрации в хвостовой части. Затем самолет был переведен в CFV, где попытались изменить конструкцию, чтобы уменьшить вибрации. Хотя доработками проблемы не решились, самолет был одобрен военно-воздушными силами.
Третий самолет был готов осенью 1930 года. У него были такие же проблемы с вибрациями, как и у первого прототипа. Самолет разбился во время первого полета, летчик-испытатель погиб. Этим летчиком-испытателем был Эйнар Лундборг, национальный герой, спасший исследователя Арктики Умберто Нобиле. Авария вызвала сильный шторм против руководства ВВС Швеции. Аварию расследовала комиссия. Два J 5 и пять J 6 были переданы ВВС Швеции.
Позже Бюкер модифицировал фюзеляж самолета, снабдив его новым шасси и двигателем Jupiter VIIF. Шведские ВВС заказали 3 самолета этого модифицированного типа и присвоили им обозначение J 6A. Эти самолеты были доставлены летом 1932 года и дислоцировались на базе ВВС F 3 Мальмслетт. Все J 6 были переведены между 1932 и 1934 годами в F 1, чтобы использовать их для обучения истребителей.
Еще семь самолетов были заказаны к маю 1933 года, но в 1932 году компания была объединена с ASJ. После этого самолет был произведен и доставлен компанией ASJA. Как только заказ был получен, началось производство. Первый самолет был готов к ноябрю 1934 года. Все самолеты были готовы и были доставлены к июню 1935 года. Шведские ВВС обозначили эти самолеты J 6B.
Когда все истребители были переведены из крыла ВВС Вестманланд (F 1) (где F 8 было подразделением ) в крыло ВВС Svea (F 8) в октябре 1938 года, в ВВС осталось семь J 6, они были использовались как тренажеры истребителей. Три самолета были переданы Финляндии во время Зимней войны 1939-1940 годов, все оставшиеся самолеты были списаны в 1941 году.
Данные из Complete Book of Fighters
Общие характеристики
Представление
Вооружение