Судзуки Харунобу ( яп. 鈴木 春 信 ; ок. 1725-8 июля 1770 ) был японским дизайнером гравюры на дереве в стиле укиё-э. Он был новатором, первым выпустившим полноцветную печать ( нисики-э ) в 1765 году, сделав устаревшими прежние режимы двух- и трехцветной печати. Харунобу использовал множество специальных техник и изображал самые разные предметы, от классических стихов до современных красот. Как и многие художники его времени, Харунобу также создал серию сюнга, эротических изображений. При его жизни и вскоре после этого многие художники подражали его стилю. Некоторые, например Харусигэ, даже хвастались своей способностью создавать работы великого мастера. Многое о жизни Харунобу неизвестно.
Хотя некоторые ученые утверждают, что Харунобу был родом из Киото, указывая на возможное влияние Нисикавы Сукенобу, большая часть его работ, в частности его ранние работы, выполнены в стиле Эдо. Его работы демонстрируют влияние многих художников, в том числе Тории Киёмицу, Исикава Тойонобу, школы Кавамата и школы Кано. Однако наибольшее влияние на Харунобу оказал художник и гравер Нисикава Сукенобу, который, возможно, был прямым учителем Харунобу.
Мало что известно о ранней жизни Харунобу; его место рождения и дата рождения неизвестны, но считается, что он вырос в Киото. Говорят, что ему было 46 лет на момент его смерти в 1770 году. В отличие от большинства художников укиё-э, Харунобу использовал свое настоящее имя, а не имя художника. Он был из семьи самураев, и его предок был вассалом Токугава Иэясу в провинции Микава ; этот Судзуки сопровождал Иэясу в Эдо, когда последний построил там свою столицу. Дед Харунобу Сигэмицу и отец Сигэкадзу были лишены статуса хатамото, когда было обнаружено, что они участвовали в финансировании азартных игр и другой деятельности; они были изгнаны из Эдо и переехали в Киото. В какой-то момент Харунобу стал учеником мастера укиё-э Нисикава Сукенобу.
Харунобу начал свою карьеру в стиле школы Тории, создав множество работ, которые, хотя и были искусными, не были новаторскими и не выделялись. Только благодаря его сотрудничеству с группой грамотных самураев, Харунобу занялся новыми форматами и стилями.
В 1764 году, благодаря своим социальным связям, он был выбран для помощи этим самураям в их любительских усилиях по созданию э-гойоми [ джа ]. Отпечатки календарей такого рода, датированные до этого года, известны, но довольно редки, и известно, что Харунобу был близким знаком или другом со многими выдающимися художниками и учеными того периода, а также с несколькими друзьями сёгуна.. Календари Харунобу, включающие в свои изображения вычисления лунного календаря, будут обмениваться на собраниях и вечеринках в Эдо.
Эти отпечатки календаря были самыми первыми нисики-э (парчовые отпечатки). Благодаря богатству и знанию своих покровителей-самураев, Харунобу создавал эти гравюры исключительно из лучших доступных материалов. Харунобу экспериментировал с более качественной древесиной для деревянных блоков, используя древесину вишни вместо катальпы, и использовал не только более дорогие цвета, но и более плотное нанесение цветов, чтобы добиться более непрозрачного эффекта.
Самым важным нововведением Харунобу в создании нисики-э было использование нескольких отдельных деревянных блоков для создания единого изображения, затраты на которые были покрыты богатством его клиентов. Всего 20 лет назад изобретение бенизури-э позволило печатать в трех или четырех цветах; Харунобу применил эту новую технику для печати укиё-э, используя до десяти разных цветов на одном листе бумаги. Новая техника зависела от использования зазубрин и клиньев, чтобы удерживать бумагу на месте и сохранять последовательность последовательных цветных отпечатков. Харунобу был первым художником укиё-э, который последовательно использовал более трех цветов в каждом принте. Нишики-э, в отличие от своих предшественников, были полноцветными изображениями. Поскольку эта техника была впервые использована в календаре, год их происхождения можно проследить точно до 1765 года.
Таким образом, в конце 1760-х годов Харунобу стал одним из основных производителей изображений bijin-ga (изображений красивых женщин), актеров Эдо и связанных предметов для рынка ценителей печати Эдо; однако он не делал снимков с актерами кабуки, как сообщалось, сказал: «Зачем мне рисовать такого мусора, как актеры кабуки». В некоторых особых случаях, особенно в его знаменитом наборе из восьми гравюр под названием Zashiki hakkei (Восемь видов гостиной), имя покровителя появляется на отпечатке вместе или вместо собственного имени Харунобу. Наличие имени или печати покровителя, и особенно отсутствие имени художника, было еще одним новым развитием укиё-э того времени.
Между 1765 и 1770 годами Харунобу создал более двадцати иллюстрированных книг и более тысячи цветных гравюр, а также ряд картин. Он стал считаться мастером укиё-э в эти последние годы своей жизни, и ему широко подражали, пока через несколько лет после его смерти его стиль не затмил стиль новых художников, включая Кацукава Шунсё и Тории Киёнага..
В дополнение к революционным нововведениям, которые пришли с введением нисики-э, личный стиль Харунобу был уникальным во многих других отношениях. Все его фигуры очень тонкие и легкие; некоторые критики говорят, что все его фигуры похожи на детей. Однако именно эти молодые девушки олицетворяют личный стиль Харунобу. Ричард Лейн описывает это как «особую провинцию Харунобу, в которой он превзошел всех других японских художников - вечное девичество в необычной и поэтической обстановке». Хотя его композиции, как и большинство гравюр укиё-э, можно сказать, в целом довольно просты, именно общая композиция касалась Харунобу. В отличие от многих своих предшественников, он не стремился к тому, чтобы кимоно девушек привлекало внимание зрителей.
Харунобу также известен как один из величайших художников этого периода, изображающих обычную городскую жизнь Эдо. Его предметы не ограничиваются гейшами, куртизанками, актерами и борцами сумо, но включают уличных торговцев, мальчиков на побегушках и других, которые помогают заполнить пробелы в описании культуры этого времени. Его работы богаты литературными аллюзиями, и он часто цитирует японскую классическую поэзию, но сопровождающие иллюстрации часто мягко высмеивают этот предмет.
Многие из его гравюр имеют сплошной одноцветный фон, созданный с помощью техники, называемой цубуши. Хотя многие другие художники использовали ту же технику, считается, что Харунобу применил ее с наибольшим эффектом. Цветной фон задает настроение и тон всему изображению.
Работы Харунобу хранятся в нескольких музеях по всему миру, в том числе:
Работы Харунобу трижды были представлены на памятных почтовых марках, выпущенных японским почтовым отделением:
Его работы также были изображены на тематических марках Федеративных Штатов Микронезии, Сьерра-Леоне и Сент-Винсента.
Женщина посещает храм ночью
Канзан и Дзиттоку, известные китайские буддийские монахи
Молодая женщина любуется снежным кроликом
Женщина, любуясь цветением сливы ночью
Девушка прыгает с Киёмидзу-дэра
Восход луны в Синагаве
Деревья в горшках в снегу ( Хачи но ки )
Интимная сцена в квартире в Ёсиваре
Молодая девушка в снегу
Возврат паруса вешалки для полотенец, серия Zashiki hakkei
Согласно китайской легенде Цзюй Ситонг (Кикудзидо), молодой человек (изображенный в образе девушки) отправляется в изгнание, познав секрет вечной жизни.
Куртизанка после отсутствия на радостной встрече, на которой мы видим гейшу, играющую сямисэн, вырисовывающуюся силуэтом на седзи позади нее.