В звуке и музыке, огибающая описывает, как звук меняется с течением времени. Это может относиться к таким элементам, как амплитуда (объем), фильтры (частоты) или высота звука. Например, при нажатии и удерживании клавиши пианино почти мгновенно создается начальный звук, громкость которого постепенно уменьшается до нуля.
Генераторы огибающих, которые позволяют пользователям управлять различными стадиями звука, являются общими особенностями синтезаторов, сэмплеров и других электронных музыкальных инструментов. Наиболее распространенная форма генератора огибающей управляется четырьмя параметрами: атака, затухание, сустейн и высвобождение ( ADSR).
Hammond Novachord в 1938 году использовал раннюю реализацию конверта ADSR. Семипозиционная поворотная ручка устанавливает предустановленный параметр ADS для всех 72 нот; педаль управляет выпуском.
Генератор огибающих был создан американским инженером Робертом Мугом в 1960-х годах. Экспериментируя с первыми синтезаторами Moog, композитор Герберт Дойч предложил Мугу найти способ артикуляции инструмента, чтобы ноты не включались и выключались просто так. Муг подключил кнопку дверного звонка к синтезатору и использовал конденсатор для хранения и медленного сброса напряжения, возникающего при нажатии на клавишу. Он усовершенствовал конструкцию, убрав необходимость нажимать отдельную кнопку при каждом нажатии клавиши, с двумя переключателями на каждой клавише: один для выработки управляющего напряжения, определяющего высоту тона, а другой для запуска генератора огибающей. Генератор огибающей стал стандартной функцией синтезаторов.
После обсуждений с инженером и композитором Владимиром Усачевским (тогда руководившим Центром электронной музыки в Колумбии и Принстоне ) в 1965 году Муг разработал новый модуль огибающей, функции которого были описаны в f T1 (время атаки), T2 (начальное время затухания), ESUS ( уровень сустейна) и T3 (окончательное время затухания). Позже они были упрощены до современной формы ADSR (время атаки, время затухания, уровень сустейна, время выпуска) с помощью ARP.
Самый распространенный вид генератора огибающей имеет четыре стадии: атака, затухание, сустейн и высвобождение (ADSR).
В то время как атака, распад и отпускание относятся ко времени, сустейн - к уровню.
Некоторые электронные музыкальные инструменты могут инвертировать огибающую ADSR, изменяя поведение нормальной огибающей ADSR. Во время фазы атаки параметр модулированного звука затухает от максимальной амплитуды до нуля, а затем, во время фазы затухания, повышается до значения, заданного параметром сустейна. После отпускания клавиши звуковой параметр увеличивается от амплитуды сустейна до максимальной амплитуды.
8-ступенчатый конверт на Casio CZ seriesНекоторые конверты, такие как Korg MS-20, имеют дополнительный параметр hold. Это удерживает ноты на уровне сустейна в течение фиксированного промежутка времени до затухания. General Instruments AY-3-8912 звуковой чип включает в себя только параметр времени удержания; уровень сустейна не программируется.
Другая распространенная вариация в том же духе - огибающая AHDSR (атака, удержание, затухание, сустейн, отпускание), в которой параметр «удержание» контролирует, как долго огибающая остается на полной громкости перед переходом в фазу затухания. Множественные настройки атаки, затухания и высвобождения можно найти на более сложных моделях.
Некоторые синтезаторы также допускают параметр задержки перед атакой. Современные синтезаторы, такие как Prophet '08, имеют огибающие DADSR (задержка, атака, распад, сустейн, релиз). Настройка задержки определяет продолжительность паузы между ударом ноты и атакой. Некоторые программные синтезаторы, такие как Image-Line 3xOSC (включенный в их DAW FL Studio ) имеют огибающие DAHDSR (задержка, атака, удержание, затухание, сустейн, отпускание).
Общей особенностью многих синтезаторов является огибающая AD (только атака и затухание). Это можно использовать для управления, например, высотой тона одного генератора, который, в свою очередь, может быть синхронизирован с другим генератором с помощью синхронизации генератора.