Просодия (лингвистика)

редактировать
Часть лингвистики связана с элементами речи, которые не являются отдельными фонетическими сегментами, а являются свойствами слогов и более крупных единиц речи

В лингвистике, просодия касается тех элементов речи, которые не являются отдельными фонетическими сегментами (гласные и согласные), но являются свойствами слоги и более крупные единицы речи, включая лингвистические функции, такие как интонация, тон, ударение и ритм. Такие элементы известны как супрасегментальные элементы .

Просодия может отражать различные характеристики говорящего или высказывания: эмоциональное состояние говорящего; форма высказывания (утверждение, вопрос или команда); наличие иронии или сарказма ; выделение, контраст и фокус. В противном случае он может отражать другие элементы языка, которые не могут быть закодированы грамматикой или выбором словаря.

Содержание

  • 1 Атрибуты просодии
  • 2 Фонология
    • 2.1 Интонация
    • 2.2 Стресс
    • 2.3 Темп
    • 2.4 Ритм
    • 2.5 Пауза
    • 2.6 Разделение на части
  • 3 Когнитивные аспекты
    • 3.1 Грамматика
    • 3.2 Фокус
    • 3.3 Дискурс
    • 3.4 Эмоции
    • 3.5 Детский язык
    • 3.6 Апрозодия
    • 3.7 Задействованные области мозга
  • 4 См. Также
  • 5 Ссылки
  • 6 Дополнительная литература
  • 7 Внешние ссылки

Атрибуты просодии

При изучении просодических аспектов речи обычно различают слуховые измерения (субъективные впечатления, производимые в сознании слушателя) и акустические (физические свойства звуковой волны, которые можно измерить объективно). Слуховые и акустические такты просодии линейно не соответствуют. Большинство исследований просодии основано на слуховом анализе с использованием слуховых шкал.

Не существует согласованного количества просодических переменных. С точки зрения слуха, основными переменными являются:

  • высота голоса (варьирующаяся от низкого до высокого)
  • длина звуков (варьирующаяся от короткого до длинного)
  • громкость, или заметность (варьирующаяся от тихой до громкой)
  • тембр или качество голоса (качество звука)

С точки зрения акустики они достаточно близко соответствуют:

  • основная частота (измеряется в герцах или циклах в секунду)
  • продолжительность (измеряется в единицах времени, таких как миллисекунды или секунды)
  • интенсивность или уровень звукового давления (измеряется в децибелах)
  • спектральные характеристики (распределение энергии в различных частях слышимого диапазона частот)

Различные комбинации этих переменных используются в лингвистических функциях интонации и ударения, а также в других просодических характеристиках, таких как ритм и темп. Были изучены дополнительные просодические переменные, включая качество голоса и паузы. Поведение просодических переменных можно изучать либо как контуры через просодическую единицу, либо по поведению границ.

Фонология

Просодические признаки считаются надсегментарными, поскольку они являются свойствами единиц речи больше, чем отдельный сегмент (хотя в исключительных случаях может случиться так, что один сегмент может составлять слог и, таким образом, даже целое высказывание, например, «Ах!»). Необходимо различать личные, фоновые характеристики, которые принадлежат индивидуальному голосу (например, их обычный диапазон высоты тона), и независимо изменяемые просодические характеристики, которые используются для передачи значения (например, использование изменений высоты тона для укажите разницу между утверждениями и вопросами). Личностные характеристики не имеют лингвистического значения. Невозможно с какой-либо точностью сказать, какие аспекты просодии присутствуют во всех языках, а какие характерны для конкретного языка или диалекта.

Интонация

Некоторые авторы (например, О'Коннор и Арнольд) полностью описали интонацию в терминах высоты звука, в то время как другие (например, Кристалл) предполагают, что то, что называется интонацией, на самом деле является амальгама нескольких просодических переменных. Часто говорят, что форма английской интонации основана на трех аспектах:

  • Разделение речи на единицы
  • Выделение определенных слов и слогов
  • Выбор движения высоты звука (например, падение или повышение)

Иногда их называют тональностью, тоничностью и тональностью (и вместе они именуются «три Т»).

Дополнительным изменением, связанным с высотой тона, является диапазон высоты тона: динамики могут говорить с широкий диапазон высоты звука (обычно это связано с возбуждением), в остальное время с узким диапазоном. Говорят, что в английском языке используются изменения тональности: смещение интонации в более высокую или низкую часть диапазона высоты тона считается значимым в определенных контекстах.

Стресс

С точки зрения восприятия ударение действует как средство выделить слог; Ударение может быть изучено применительно к отдельным словам (так называемое «словесное ударение» или лексическое ударение ) или относительно более крупных единиц речи (традиционно называемое «ударение в предложении», но более подходящее для обозначения «просодическое ударение " ). Ударные слоги выделяются несколькими переменными, по отдельности или в сочетании. Ударение обычно связано со следующим:

  • выступающим высотой тона, то есть уровнем высоты тона, который отличается от уровня соседних слогов, или движением высоты тона
  • увеличенной длиной (продолжительностью)
  • повышенная громкость (динамика)
  • различия в тембре: в английском и некоторых других языках ударение связано с аспектами качества гласных (акустическим коррелятом которых являются частоты формант или спектр гласных). Безударные гласные имеют тенденцию быть централизованными по сравнению с ударными гласными, которые обычно более второстепенные по качеству

Эти сигналы к ударению не столь же сильны. Круттенден, например, пишет: «Эксперименты по восприятию ясно показали, что в английском языке, во всяком случае, три характеристики (высота, длина и громкость) образуют шкалу важности для выделения слогов на первый план, высота звука является наиболее эффективной, а громкость - более высокой. по крайней мере ".

Когда заметность звука является основным фактором, возникающую в результате заметность часто называют акцентом, а не ударением.

В разных языках существуют значительные различия в отношении роли стресса в идентификации слов или в интерпретации грамматики и синтаксиса.

Tempo

Rhythm

Хотя ритм не является просодической переменной в отличие от высоты тона или громкости, обычно рассматривается характерный ритм языка как часть его просодической фонологии. Часто утверждается, что языки демонстрируют регулярность во времени последовательных единиц речи, закономерность, называемую изохронией, и что каждому языку можно отнести один из трех ритмических типов: синхронизированный по времени (где длительность интервалов между ударными слогами относительно постоянна), по слогам (где длительности последовательных слогов относительно постоянны) и по мора (где длительности последовательных мора относительно постоянны). Как объясняется в статье изохрония, это утверждение не подтверждено научными доказательствами.

Пауза

Звонкая или невокализованная, пауза является формой прерывания артикуляционной непрерывности, такой как разомкнутое или конечное соединение. Анализ разговора обычно отмечает длину паузы. Отличить слуховое колебание от тихих пауз - одна проблема. Контрастные стыки внутри и вне фрагментов слов могут помочь в выявлении пауз.

Существует множество типов «заполненных» пауз. Язык формул пауза заполнители включают «Like», «Er» и «Uhm», а паралингвистические выразительные дыхательные паузы включают вздох и дыхание.

Хотя паузы связаны с дыханием, они могут содержать контрастное лингвистическое содержание, например, периоды между отдельными словами в английском рекламе закадровом тексте копия иногда помещается для обозначения высокого информационного содержания, например «Качество. Сервис. Ценность».

Разделение на части

Пауза или ее отсутствие способствует восприятию групп слов или фрагментов. Примеры включают фразу, фразему, составляющую или междометие. Чанки обычно выделяют лексические элементы или фиксированное выражение идиомы. Просодия с разбиением на фрагменты присутствует в любом полном высказывании и может соответствовать синтаксической категории, но не обязательно. Известный английский отрывок «Знаешь, о чем я?» звучит как отдельное слово («No-whuta-meen?») из-за размытия или ускорения артикуляции соседних слогов слов, тем самым изменяя потенциальные открытые соединения между словами на закрытые.

Когнитивные аспекты

Считается, что интонация выполняет ряд важных для восприятия функций в английском и других языках, способствующих распознаванию и пониманию речи.

Грамматика

Считается, что просодия помогает слушателям разбирать непрерывную речь и распознавать слова, предоставляя подсказки к синтаксической структуре, грамматическим границам и типу предложения. Границы между интонационными единицами часто связаны с грамматическими или синтаксическими границами; они отмечены такими просодическими функциями, как паузы и замедление темпа, а также «сброс высоты тона», когда уровень звука говорящего возвращается к уровню, типичному для начала новой интонационной единицы. Таким образом могут быть устранены потенциальные неоднозначности. Например, предложение «Они пригласили Боба, Билла и Ала отклонили» является двусмысленным при написании, хотя добавление записанной запятой после «Боб» или «Билл» устранит двусмысленность предложения. Но когда предложение читается вслух, просодические сигналы, такие как паузы (разделение предложения на куски ) и изменение интонации уменьшают или устраняют двусмысленность. Смещение интонационной границы в случаях, подобных приведенному выше, приведет к изменению интерпретации предложения. Этот результат был обнаружен в исследованиях, проведенных как на английском, так и на болгарском языках. Исследования в области распознавания английских слов показали важную роль просодии.

Фокус

Интонация и ударение работают вместе, чтобы выделить важные слова или слоги для контраста и фокусировки. Иногда это называют акцентной функцией просодии. Хорошо известным примером является двусмысленное предложение «Я никогда не говорил, что она украла мои деньги», в котором есть семь изменений значений в зависимости от того, какое из семи слов выделено голосом.

Discourse

Prosody играет роль в регуляции разговорного взаимодействия и в структуре сигнального дискурса. Дэвид Бразил и его сотрудники изучали, как интонация может указывать на то, является ли информация новой или уже установленной; доминирует ли говорящий в разговоре; и когда говорящий приглашает слушателя внести свой вклад в беседу.

Эмоции

Просодия также важна для передачи эмоций и отношений. Когда это происходит непроизвольно (например, когда на голос влияет тревога или страх), просодическая информация не имеет лингвистического значения. Однако, когда говорящий намеренно меняет свою речь, например, чтобы указать на сарказм, это обычно связано с использованием просодических приемов. Самая полезная просодическая особенность в обнаружении сарказма - это уменьшение средней основной частоты по сравнению с другой речью для юмора, нейтральности или искренности. Хотя просодические сигналы важны для обозначения сарказма, контекстные подсказки и общие знания также важны.

Эмоциональная просодия рассматривалась Чарльзом Дарвином в Происхождении человека как предшествующая эволюция человеческого языка : «Даже обезьяны выражают сильные чувства разными тонами - гнев и нетерпение низким, страх и боль высокими нотами». Носители языка слушают актеров, читающих эмоционально нейтральный текст при проецировании эмоций правильно распознал счастье в 62% случаев, гнев в 95%, удивление в 91%, печаль в 81% и нейтральный тон в 76%. Когда база данных этой речи обрабатывалась компьютером, сегментарные признаки позволяли распознавать счастье и гнев лучше, чем на 90%, в то время как надсегментарные просодические особенности позволяли распознавать только 44–49%. Обратное было верно для удивления, которое распознавалось только в 69% случаев по сегментарным признакам и в 96% случаев по надсегментарной просодии. В типичном разговоре (без голоса актера) распознавание эмоций может быть довольно низким, порядка 50%, что препятствует сложной взаимосвязанной функции речи, которую защищают некоторые авторы. Однако даже если эмоциональное выражение посредством просодии не всегда может быть осознано, тон голоса может продолжать оказывать подсознательное воздействие в разговоре. Этот вид выражения не связан с лингвистическими или семантическими эффектами и поэтому может быть изолирован от традиционного лингвистического содержания. Было обнаружено, что способность среднего человека декодировать разговорные импликатуры эмоциональной просодии немного менее точна, чем способность распознавать традиционное выражение лица; однако конкретная способность декодирования зависит от эмоции. Было установлено, что эти эмоции распространены повсеместно в разных культурах, поскольку они используются и понимаются в разных культурах. Различные эмоции и их общие экспериментальные показатели идентификации следующие:

  • Гнев и печаль: высокий уровень точной идентификации
  • Страх и счастье: средний уровень точной идентификации
  • Отвращение: плохо уровень точной идентификации

Просодия высказывания используется слушателями для принятия решений об эмоциональном ‹см. Тфд› влияние ситуации. То, как человек расшифровывает просодию как положительную, отрицательную или нейтральную, играет роль в том, как человек расшифровывает выражение лица, сопровождающее высказывание. По мере того, как выражение лица становится ближе к нейтральному, просодическая интерпретация влияет на интерпретацию выражения лица. Исследование Марка Д. Пелла показало, что слушателям необходимо 600 мс просодической информации, чтобы они могли идентифицировать ‹См. Тfd› аффективный тон высказывания. Ниже этого уровня слушателям не хватало информации для обработки эмоционального контекста высказывания.

Детский язык

В речи, управляемой младенцами (IDS), были отмечены уникальные просодические особенности - также известный как детский лепет, детская речь (CDS) или «моторез». Взрослые, особенно воспитатели, разговаривая с маленькими детьми, как правило, имитируют детскую речь, используя более высокий и более изменчивый тон, а также чрезмерное напряжение. Считается, что эти просодические характеристики помогают детям усваивать фонемы, сегментировать слова и распознавать фразовые границы. И хотя нет никаких свидетельств того, что речь, управляемая младенцем, необходима для овладения языком, эти специфические просодические особенности наблюдались во многих разных языках.

Апросодия

апрозодия - это приобретенное нарушение или нарушение развития в понимании или генерировании эмоций, передаваемых в устной речи. Апросодия часто сопровождается неспособностью правильно использовать вариации речи, особенно с дефицитом способности точно модулировать высоту тона, громкость, интонацию и ритм словообразования. Это иногда наблюдается у людей с синдромом Аспергера.

Задействованные области мозга

Для выработки этих невербальных элементов требуются неповрежденные моторные области лица, рта, языка и горла. Эта область связана с областями Бродмана 44 и 45 (область Брока ) левой лобной доли. Повреждение областей 44/45, в частности правого полушария, вызывает двигательную апрозодию с нарушением невербальных элементов речи (мимика, тон, ритм голоса).

Для понимания этих невербальных элементов требуется неповрежденное и правильно функционирующее правое полушарие перисильвиевая область, в частности область Бродмана 22 (не путать с соответствующей областью слева полушарие, которое содержит область Вернике ). Повреждение правой нижней лобной извилины вызывает снижение способности передавать эмоции или акцент голосом или жестом, а повреждение правой верхней височной извилины вызывает проблемы с пониманием эмоций или акцентов в голосе или жестах других людей. Правая зона Бродмана 22 помогает в интерпретации просодии, а повреждение вызывает сенсорную апрозодию, при которой пациент не может понять изменения голоса и языка тела.

См. Также

Литература

Дополнительная литература

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-02 08:23:27
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте