Часть серии о |
Изучение империализма |
---|
Теории |
Люди
|
Работает |
Связанный |
|
|
Сверхприбыль, прибавочная прибыль или дополнительная прибавочная стоимость ( нем. Extra-Mehrwert) - это концепция критики политической экономии Карла Маркса, впоследствии разработанная Владимиром Лениным и другими марксистскими мыслителями.
Термин сверхприбыль (дополнительная прибавочная стоимость ) впервые был использован Марксом в «Капитале». Это относится к прибыли предприятия выше среднего, возникающей в трех основных ситуациях:
Хотя Маркс не обсуждает это подробно (помимо ссылки на международные различия в производительности в мировой экономике), можно было бы включить четвертый случай, а именно сверхприбыли, возникающие в результате структурного неравенства обмена в мировой экономике. В этом случае сверхприбыль возникает просто за счет дешевой покупки продуктов в одном месте и их продажи по гораздо более высокой цене в другом месте, что дает маржу выше средней. Этот тип сверхприбыли не может быть отнесен на счет дополнительной производительности или условий монополии и представляет собой только перенос стоимости из одного места в другое.
Согласно ленинизму, сверхприбыли извлекаются империалистическими державами (в первом мире ) у рабочих в колониальных странах (или странах третьего мира ). Затем часть этих сверхприбылей распределяется (в форме повышения уровня жизни) среди рабочих в странах происхождения империалистов, чтобы купить их лояльность, добиться политической стабильности и избежать рабочей революции, обычно с помощью реформистских рабочих партий. Рабочие, получающие достаточно большую долю сверхприбылей, заинтересованы в защите капиталистической системы, поэтому они становятся рабочей аристократией.
Сверхприбыль в марксистско-ленинской теории является результатом необычайно жесткой эксплуатации или сверхэксплуатации. Вся капиталистическая прибыль в марксистско-ленинской теории основана на эксплуатации (владельцы бизнеса извлекают прибавочную стоимость у рабочих), но сверхприбыль достигается за счет увеличения эксплуатации сверх ее нормального уровня. В марксизме-ленинизме нет прибыли, которая могла бы возникнуть в результате деятельности или сделки, не связанной с эксплуатацией, за исключением социалистической прибыли в экономике советского типа.
Критики теории Ленина (в том числе многие марксисты) придерживаются иной точки зрения. Их аргументы можно резюмировать в следующих пунктах:
Ленинцы отвечают, что дешевые потребительские товары - это именно тот метод, с помощью которого глобальные капиталисты позволяют рабочим в их странах участвовать в их сверхприбылях. Капиталисты могли бы продавать эти потребительские товары по более высоким ценам и получать более высокую прибыль, но вместо этого они предпочитают продавать их дешево, чтобы сделать их широко доступными для рабочих в своих странах и тем самым распространить культуру потребления, которая подрывает классовое сознание и устраняет угрозу. революции.
Другими словами, капиталисты жертвуют частью своей сверхприбыли - сознательно или бессознательно - ради повышения стабильности дома. Когда рабочий владеет холодильником, автомобилем, стереосистемой, DVD-плеером и пылесосом иностранного производства, он больше не думает о революции и считает капитализм лучшим из всех возможных миров. Однако другие марксисты считают этот образ мышления вульгарным экономическим редукционизмом и считают ошибкой думать, что капиталисты предпочитают продавать товары по дешевке с какой-то политической целью. Это было бы лишь исключением из правила, согласно которому товары продаются по наивысшей цене, позволяющей продавать эти товары.
Эрнест Мандель в своей книге « Поздний капитализм» утверждает, что передовая линия капиталистического развития всегда определяется поиском прибавочной прибыли (доходности выше среднего).
Мандель утверждает, что модель роста современного капитализма формируется стремлением к сверхприбыли на монополистических и олигополистических рынках, на которых несколько крупных корпораций доминируют над предложением. Таким образом, дополнительная прибыль или прибыль выше среднего возникает не столько из-за реального повышения производительности, сколько из-за того, что корпорации монополизируют доступ к ресурсам, технологиям и рынкам. Дело не в том, что предприятия с более высокой производительностью превосходят конкурентов, а в том, что конкуренты различными способами блокируются от конкуренции, например, посредством картелизации, слияний, слияний, поглощений, санкционированного государством лицензирования, исключительных прав на производство и продажу. В этом случае дополнительная прибыль связана не столько с вознаграждением за предпринимательство, сколько с положением на рынке и рыночной властью, то есть с возможностью переложить бизнес-издержки на кого-то еще (государство, потребителей и другие предприятия) и заставить потребителей доплачивать за доступ. к товарам и услугам, которые они покупают на основе монополий на поставку.
Вместо этого Тибор Паланкай утверждает, что, хотя сверхприбыль может быть монополистической прибылью, злоупотребление монопольным положением регулируется жесткой политикой конкуренции в развитых демократических странах. Сверхприбыль, поступающая из других источников, таких как сравнительные преимущества или технические инновации, способствует общественному благосостоянию.