Superflat - это направление постмодернистского искусства, основанное художником Такаши Мураками, на которое повлияли манга и аниме.
Superflat - это также название художественной выставки 2001 года под куратором Мураками, которая посетила Западный Голливуд, Миннеаполис и Сиэтл.
«Суперплоскость» используется Мураками для обозначения различных плоских форм в японской графике, анимации, поп-культуре и изобразительном искусстве, а также «неглубокой пустоте японской потребительской культуры». Суперплоскость полюбилась американским художникам, которые создали гибрид под названием " SoFlo Superflat ".
Мураками определяет Superflat в общих чертах, поэтому предмет очень разнообразен. Некоторые работы исследуют потребительство и сексуальный фетишизм, преобладающие в послевоенной японской культуре. Это часто включает искусство лоликона, которое пародируется такими произведениями, как работы Хенмару Мачино. Эти работы представляют собой исследование сексуальности отаку через гротескные и / или искаженные изображения. Другие работы больше связаны со страхом взросления. Например, в работах Ёситомо Нары часто встречаются игривые граффити на старинных японских укиё-э, выполненные в детской манере. И некоторые работы сосредоточены на структуре и основных желаниях, которые составляют отаку и послевоенную японскую культуру в целом. Мураками находится под влиянием таких режиссеров, как Хидеаки Анно.
Подрывной взгляд на отакуизм не является определяющим фактором для галерей Kaikai Kiki; Боме, один из самых важных художников, участвовавших в первой выставке Superflat, является известным скульптором фигурок отаку, и его работы, основанные на существующих персонажах аниме- бисодзё, были представлены в нескольких галереях, включая персональную выставку в галерее Kaikai Kiki. Художник Мистер - самозваный лоликон, который рассматривает свои работы не как культурный комментарий, а как отражение его собственных личных фантазий.
Superflat художники включают Чихо Аошима, Mahomi Kunikata, Саюри Michima, Yoshitomo Нара, Ая Такано и Такаши Мураками. Кроме того, некоторые аниматоры аниме и некоторые художники манги выставляли свои прошлые и настоящие работы на выставках Superflat, особенно Кодзи Моримото и работы Хитоши Томидзавы, автора фильмов « Чужой 9» и « Молочный шкаф».
Есть несколько факторов, которые сыграли роль в том, что Мураками выступил с заявлением о суперплоскости. В своем Манифесте он описывает « суперплоскость » как оригинальную концепцию полностью вестернизированных японцев, которая одновременно связывает прошлое с настоящим и будущим.
В данном случае прошлое относится к искусству, созданному в период Эдо в Японии, где Мураками находит свое главное вдохновение в работах художников изобразительного искусства, таких как Кано Сансетсу, Ито Дзакучу, Сога Шохаку и Кацусика Хокусай. Мураками объясняет, что его теория родилась из гипотезы, созданной искусствоведом Нобуо Цудзи в его книге «Линия эксцентричности».
В своей книге Цуджи критически анализирует работы художников периода Эдо и объясняет, как картина управляет скоростью и курсом взгляда наблюдателя, создавая зигзагообразное взаимодействие между поверхностью и зрителем. Это более подробно рассматривается в Takashi Murakami: Lineage of Excentrics, книге, в которой представлены ключевые примеры работ Мураками наряду с подборкой японских шедевров, оформленных в соответствии с концепциями, изложенными самим Цудзи. Упоминается, что сопоставление форм переднего плана, простирающихся по горизонтали через широкие композиции и двумерные поверхности, - еще одна особенность, которую Мураками адаптировал для своей теории и современного предмета.
Особая чувственность взгляда и вдохновение старых мастеров - это то, что Мураками продолжает использовать в своих работах. Примером этого является его картина под названием 727, работа, сделанная акриловыми красками на трех панелях. В центре изображено его альтер-эго, также известное как «Мистер. DOB ', едущий на стилизованной волне, которая является прямой ссылкой на Хокусая, его знаменитую « Великую волну у берегов Канагавы». Панели, на которых он был нарисован, напоминают плоский и часто «пустой» фон, характерный для картин Нихонга и складных ширм, иллюстрирующих особенности суперплоскости.
Еще одна область искусства, которая, по мнению Мураками и Цудзи, тесно связана с эксцентричностью традиционного японского искусства, а также несет в себе черты суперплоскости, - это анимация. В своем манифесте Мураками рассматривает Ёсинори-Канаду как яркий пример аниматора, чьи работы содержат композиционную динамику, поразительно напоминающую динамику «эксцентричных» художников.
Можно связать современную анимацию с японскими скроллами двенадцатого и тринадцатого веков, где повествование составлено из нескольких листов соединенной бумаги, читаемых справа налево, что снова дает наблюдателю двумерное "плоское" изображение. 'пространство и композиция, в которых взгляд ведет зрителя через историю.
Другой фактор, сыгравший роль в появлении суперплоскости, был лопнувший пузырь японской экономики в 1990-х годах, когда Япония оказалась на неопределенной территории и утратила чувство безопасности. Майкл Дарлинг объясняет, что « бешеный потребительство и рабское следование модам, особенно в моде, внесли дополнительный вклад в культуру поверхностей и поверхностности, представляя еще один аспект концепции Superflat». Дорогая, 2001). Он использует фотографию и моду в качестве дополнительных примеров, чтобы проиллюстрировать суперплоскость, а также ажиотаж и высокий потребительский спрос в Японии.