Оригинальный автор (ы) | Джеймс Маккартни |
---|---|
Первый выпуск | 1996 ; 25 лет назад ( 1996) |
Стабильный выпуск | 3.12.1 / 5 сентября 2021 г. ; 1 день назад ( 2021-09-05) |
Репозиторий | github.com / суперколлайдер / суперколлайдер |
Написано в | C ++ |
Операционная система | FreeBSD, Linux, macOS, Windows |
Тип | Язык программирования аудио |
Лицензия | GPL-3.0 или новее |
Веб-сайт | суперколлайдер.github.io |
SuperCollider - это среда и язык программирования, первоначально выпущенный в 1996 году Джеймсом Маккартни для синтеза звука и алгоритмической композиции в реальном времени.
С тех пор он превратился в систему, используемую и развивающуюся как учеными, так и художниками, работающими со звуком. Это эффективный и выразительный язык динамического программирования, обеспечивающий основу для акустических исследований, алгоритмической музыки, интерактивного программирования и живого кодирования.
Первоначально выпущенный на условиях GPL-2.0 или более поздней версии в 2002 году, а с версии 3.4 - на условиях GPL-3.0 или более поздней версии, SuperCollider является бесплатным программным обеспечением с открытым исходным кодом.
Начиная с версии 3, среда SuperCollider была разделена на две части: на сервере, scsynth ; и клиент, sclang. Эти компоненты взаимодействуют с помощью OSC ( Open Sound Control ).
Язык SC сочетает в себе объектно-ориентированную структуру Smalltalk и особенности из функциональных языков программирования с C -family синтаксиса.
Приложение SC Server поддерживает простые API-интерфейсы плагинов C и C ++, что упрощает написание эффективных звуковых алгоритмов ( генераторов единиц ), которые затем можно объединять в графики вычислений. Поскольку все внешнее управление на сервере происходит через OSC, его можно использовать с другими языками или приложениями.
Генерация звука SuperCollider объединена в оптимизированный исполняемый файл командной строки (названный scsynth). В большинстве случаев он управляется из языка программирования SuperCollider, но его можно использовать независимо. Аудиосервер имеет следующие особенности:
Supernova, независимая реализация серверной архитектуры, добавляет поддержку многопроцессорности за счет явного параллельного группирования узлов синтеза.
Язык программирования Supercollider является динамически типизированных, сборку мусора, одного наследования объектно-ориентированного и функциональный язык похож на Smalltalk, с синтаксисом, аналогичным Lisp или языка программирования. Его архитектура обеспечивает баланс между потребностями вычислений в реальном времени и гибкостью и простотой абстрактного языка. Как и многие функциональные языки, он реализует функции как первоклассные объекты, которые можно составлять. Функции и методы могут иметь значения аргументов по умолчанию и списки аргументов переменной длины и могут вызываться с любым порядком аргументов ключевых слов. Замыкания являются лексическими, а область видимости одновременно лексической и динамической. Поддерживаются другие функции, типичные для функциональных языков, включая создание замыканий через частичное приложение (явное каррирование ), оптимизацию хвостового вызова, понимание списков и сопрограммы. Особенности включают неявное расширение кортежей и систему шаблонов без сохранения состояния. Его поиск сообщений в постоянном времени и сборка мусора в реальном времени позволяют большим системам быть эффективными и гибко обрабатывать сигналы.
Поддерживая методы рефлексивного, диалогового и грамотного программирования, SuperCollider позволяет относительно легко находить новые звуковые алгоритмы и разрабатывать собственное программное обеспечение, а также настраиваемые фреймворки. Что касается знаний, специфичных для предметной области, они являются как общими (например, позволяют представлять такие свойства, как время и шаг в различных степенях абстракции), так и содержат множество примеров реализации для конкретных целей.
Язык SuperCollider позволяет пользователям создавать кроссплатформенные графические пользовательские интерфейсы для приложений. Стандартная библиотека классов с компонентами пользовательского интерфейса может быть расширена рядом доступных фреймворков. Для интерактивного программирования система поддерживает программный доступ к файлам с расширенным текстовым кодом. Его можно использовать для алгоритмической генерации векторной графики.
Поскольку сервер управляется с помощью Open Sound Control (OSC), для управления сервером можно использовать множество приложений. Обычно используются языковые среды SuperCollider (см. Ниже), но могут использоваться и другие системы с поддержкой OSC, такие как Pure Data.
Существуют «сторонние» клиенты для сервера SuperCollider, включая rsc3, клиент Scheme, hsc3 на основе Haskell, ScalaCollider на основе Scala, Overtone на основе Clojure и Sonic Pi. Они отличаются от сред разработки, упомянутых ниже, потому что они не предоставляют интерфейс для языка программирования SuperCollider, вместо этого они взаимодействуют напрямую с аудиосервером и предоставляют свои собственные подходы к облегчению пользовательского самовыражения.
SuperCollider работает на macOS, Linux, Windows и FreeBSD. Для каждой из этих операционных систем существует несколько сред и клиентов для редактирования языков, которые можно использовать с SuperCollider (см. Ниже).
Также было продемонстрировано, что SuperCollider может работать на Android и iOS.
Код SuperCollider чаще всего редактируется и используется в его собственной кроссплатформенной среде IDE, которая основана на Qt и поддерживает Linux, Mac и Windows.
Другие среды разработки с поддержкой SuperCollider включают:
// Print "Hello world!" "Hello world!".postln;
// Play a mixture of an 800 Hz sine tone and pink noise { SinOsc.ar(800, 0, 0.1) + PinkNoise.ar(0.01) }.play;
// Modulate a sine frequency and a noise amplitude with another sine // whose frequency depends on the horizontal mouse pointer position { var x = SinOsc.ar(MouseX.kr(1, 100)); SinOsc.ar(300 * x + 800, 0, 0.1) + PinkNoise.ar(0.1 * x + 0.1); }.play;
// List iteration: multiply the elements of a collection by their indices [1, 2, 5, 10, -3].collect { |elem, idx| elem * idx };
// Factorial function f = { |x| if(x == 0) { 1 } { f.(x-1) * x } };
Как универсальный язык динамического программирования SuperCollider может использоваться для живого кодирования, то есть для выступлений, в которых исполнитель изменяет и выполняет код на лету. Определенные виды прокси служат в качестве заполнителей высокого уровня для объектов синтеза, которые могут быть заменены и удалены или изменены во время выполнения. Среды позволяют совместно использовать и изменять объекты и объявления процессов по сети. Различные библиотеки расширений поддерживают различную абстракцию и доступ к звуковым объектам, например, dewdrop_lib позволяет в реальном времени создавать и изменять псевдоклассы и псевдообъекты.