Сулейман ибн Абд аль-Малик

редактировать
Сулейман ибн Абд аль-Малик سليمان بن عبد الملك
Золотой динар Сулеймана ибн Абд аль-Малика, 715-716.jpg Золотой динар, отчеканенный при Сулеймане, возможно, в Дамаске в 715 или 716 гг.
Седьмые халифы из халифата Омейядов
Царствовать 24 февраля 715 - 24 сентября 717
Предшественник Аль-Валид I
Преемник Умар II
Родился c. 675 Медина, Омейядский халифат
Умер 24 сентября 717 г., Дабик, Омейядский халифат
Захоронение Дабик, Омейядский халифат
Жен
Проблема
Имена
Абу Айюб Сулейман ибн Абд аль-Малик ибн Марван
дом Марванид
Династия Омейяды
Отец Абд аль-Малик
Мать Валлада бинт аль-Аббас ибн аль-Джаз аль-Абсийя
Религия ислам

Ибн Абд Сулайман аль-Малик ( арабский : سليمان بن عبد الملك, латинизируется : Сулайман ибн Абд аль-Малик, . С 675 - 24 сентября 717) был седьмым Омейядов халиф, не господствующий от 24 февраля 715 до его смерти. Он начал свою карьеру в качестве губернатора Палестины, в то время как его отец Абд аль-Малик ( т. 685-705) и брат аль-Валид I ( т. 705-715) правил как халифов. Там его наставлял теолог Раджа ибн Хайва аль-Кинди, и он наладил тесные связи с Язидом ибн аль-Мухаллабом, главным противником аль-Хаджаджа ибн Юсуфа, могущественного наместника аль-Валида в Ираке и восточном Халифате. Сулейман возмущался влиянием аль-Хаджаджа на своего брата. Будучи губернатором, Сулейман основал город Рамла и построил в нем Белую мечеть. Новый город заменил Лидду как административную столицу Палестины. Лидда была, по крайней мере, частично разрушена, а ее жители, возможно, были насильственно переселены в Рамлу. Рамла превратился в экономический центр, стал домом для многих мусульманских ученых и оставался административной столицей Палестины до 11 века.

После смены аль-Валида Сулейман отправил в отставку губернаторов и генералов своего предшественника. Многие были отобраны аль-Хаджаджем и возглавили военные действия, которые довели Халифат до его величайших территориальных размеров. Среди сторонников аль-Хаджаджа были завоеватель Трансоксианы (Центральная Азия) Кутайба ибн Муслим, убитый своими собственными войсками во время неудавшегося восстания в ожидании его отставки, и завоеватель Синда (западноиндийский субконтинент) Мухаммад ибн Касим, казненный. На западе Сулейман низложил Мусу ибн Нусайра, завоевателя Пиренейского полуострова ( аль-Андалус ) и губернатора Ифрикии (центральная часть Северной Африки), и убил своего сына Абд аль-Азиза, губернатора аль-Андалуса. Хотя он продолжал милитаристскую политику своих предшественников, экспансия в значительной степени остановилась при Сулеймане, отчасти из-за эффективного сопротивления вдоль границ Центральной Азии и краха арабского военного руководства и организации там после смерти Кутайбы. Ставленник Сулеймана над восточным халифатом, его доверенное лицо Язид, вторгся на южное побережье Каспия в 716 году, но отступил и согласился на уступку после поражения от местных иранских правителей. Сулейман усилил войну с Византийской империей, кульминацией которой стала осада Константинополя в 717–718 годах, закончившаяся поражением арабов.

Сулейман погиб в Дабике во время осады. Его старший сын и избранный преемник Айюб умер раньше него. Сулейман сделал нетрадиционный выбор, назначив халифом своего кузена Умара II, а не сына или брата. Осада Константинополя и совпадение его правления с приближающимся столетием Хиджры (начало исламского календаря) заставили современных арабских поэтов взглянуть на Сулеймана с мессианской точки зрения.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Ранняя жизнь
  • 2 Губернаторство Палестины
    • 2.1 Основание Рамлы
  • 3 халифат
    • 3.1 Присоединение
    • 3,2 Провинциальная политика
    • 3.3 Военные усилия
      • 3.3.1 Трансоксиана
      • 3.3.2 Джурджан и Табаристан
      • 3.3.3 Осада Константинополя
  • 4 Смерть и преемственность
  • 5 Оценка
  • 6 Семья
  • 7 Примечания
  • 8 ссылки
  • 9 Библиография

Ранние годы

Подробности о первых тридцати годах жизни Сулеймана в средневековых источниках скудны. Он, вероятно, родился в Медине около 675 года. Его отец, Абд аль-Малик ибн Марван, принадлежал к клану Омейядов племени курайшитов, а его мать, Валлада бинт аль-Аббас ибн аль-Джаз, была правнучкой Зухайра. ибн Джадима, видный вождь 6-го века арабского племени Бану Абс. Сулейман был частично воспитан в пустыне своими родственниками Бану Абс.

На момент его рождения Халифатом правил дальний родственник Сулеймана, Муавия I, который основал правящую династию Омейядов в 661 году. После смерти преемников Муавии I, Язида I и Муавии II, в В 683 и 684 годах власть Омейядов во всем Халифате пала, и большинство провинций признали халифом Абдаллаха ибн аз-Зубайра, проживающего в Мекке, не относившегося к Омейядам. Омейяды Медины, включая Сулеймана, были изгнаны из города и стали беженцами в Сирии, где их поддерживали лояльные арабские племена. Эти племена избрали дедушку Сулеймана, Марвана I, халифом и сформировали конфедерацию Яман в противовес племенам Кайси, которые доминировали в Северной Сирии и Джазире (Верхняя Месопотамия) и поддерживали Ибн аз-Зубайра. К 685 году Марван восстановил контроль Омейядов над Сирией и Египтом. Сменивший его Абд аль-Малик к 692 году отвоевал остальную часть Халифата.

Губернаторство Палестины

Геофизическая карта Леванта (т.е. Ближнего Востока или Великой Сирии) с административными районами, административными столицами и основными поселениями Административное деление Исламской Сирии. Сулейман был губернатором военного округа Филастин (Палестина).

В неизвестную дату Абд аль-Малик назначил Сулеймана губернатором Джунд Филастин (военный округ Палестины ), пост, который Абд аль-Малик ранее занимал при Марване. Назначение Сулеймана последовало за дядей халифа Яхьей ибн аль-Хакамом и сводным братом Абаном ибн Марваном. В 701 году Сулейман проводил ритуалы хаджа в Мекке. Перед смертью Абд аль-Малика в 705 году он назначил своим преемником своего старшего сына аль-Валида I, которого сменил Сулейман. Сулейман оставался правителем Палестины на протяжении всего правления аль-Валида, которое длилось до 715 года. Его правление, вероятно, привело его в тесный контакт с вождями яманов, которые доминировали в округе. Он установил прочные отношения с Раджей ибн Хайва аль-Кинди, местным религиозным ученым, связанным с Ямани, который ранее руководил строительством Купола Скалы Абд аль-Малика в Иерусалиме. Раджа стал наставником и старшим помощником Сулеймана.

Сулейман возмущался влиянием аль-Хаджаджа ибн Юсуфа, наместника Ирака и восточных частей Халифата, на аль-Валида и наладил связи со своими противниками. В 708 или 709, он дал убежище беглый и бывшему губернатору Хорасана, Язид Ибн Аль Мухоллаб и его семье, в Muhallabids. Аль-Хаджадж уволил и заключил Язида в тюрьму, но он бежал в Палестину. Там Язид использовал свои племенные связи с многочисленным населением района Ямани Азди, чтобы получить защиту Сулеймана. Аль-Валид был возмущен неповиновением Язида аль-Хаджаджу, поэтому Сулейман предложил заплатить штраф, который аль-Хаджадж наложил на Язида. Он также послал последнего и его собственного сына Айюба в кандалах к халифу с письмом с мольбой о помиловании Мухаллабидов, которое калиф предоставил. Согласно отчету историка Хишама ибн аль-Калби (737–819), Язид стал близким доверенным лицом Сулеймана, который относился к нему «с большим уважением». Далее Хишам отметил, что «Язид... оставался с ним [Сулейманом], учил его, как хорошо одеваться, готовил для него вкусные блюда и делал ему большие подарки». Язид оставался с Сулейманом в течение девяти месяцев, или до тех пор, пока аль-Хаджадж не умер в 714 году, и сильно повлиял на него и настроил его против аль-Хаджаджа.

Основание Рамлы

Раскрашенный горизонт города с низкими горами на горизонте, белыми зданиями на заднем плане и кладбищем, оливковыми деревьями и грунтовыми дорожками на переднем плане. Рамла (на фото 1895 г.) был основан Сулейманом в начале 8 века и стал столицей его халифата.

Будучи губернатором, Сулейман основал город Рамла в качестве резиденции своей администрации, заменив Лидду, первоначальную столицу провинции мусульман и первую резиденцию Сулеймана в Палестине. Рамла оставался столицей Палестины в период Фатимидов (10–11 вв.). Его мотивами для основания Рамлы были личные амбиции и практические соображения. Расположение Лидды, давно сложившегося и процветающего города, было выгодным с точки зрения логистики и экономики. Сулейман основал свою столицу за пределами города. По словам историка Нимрода Луса, это, вероятно, было связано с нехваткой доступного пространства для широкомасштабного развития и соглашениями, относящимися к мусульманскому завоеванию в 630-х годах, которые, по крайней мере формально, не позволяли ему конфисковать желаемую собственность в городе. Согласно традиции, записанной историком Ибн Фадлаллахом аль-Умари (ум. 1347), решительный местный христианский священнослужитель отказал Сулейману в просьбах о земельных участках в центре Лидды. Разгневанный, он попытался казнить священника, но Раджа отговорил его и вместо этого предложил построить новый город на более высоком прилегающем участке. Историк Моше Шарон считает, что Лидда была «слишком христианской по духу для вкуса правителей Омейядов», особенно после реформ арабизации и исламизации, начатых Абд аль-Маликом. Согласно аль-Джахшияри (ум. 942), Сулейман добивался прочной репутации великого строителя, следуя примеру своего отца и аль-Валида, основателя Великой мечети в Дамаске. По словам Луса, строительство Рамлы было его «путем к бессмертию» и «его личным отпечатком на ландшафте Палестины». При выборе места Сулейман использовал стратегические преимущества близости Лидды, избегая при этом физических ограничений уже созданного городского центра.

Белокаменные руины здания, включая арки и колонны, на лужайке с современными высотными зданиями на заднем плане. Остатки Белой мечети в Рамле (на фото в 2014 году), построенной Сулейманом и его двоюродным братом и преемником Умаром II.

Первым строением, которое Сулейман построил в Рамле, была его роскошная резиденция, которая одновременно служила резиденцией палестинской администрации ( Дивана ). В центре нового города находилась общинная мечеть, позже известная как Белая мечеть. Он не был завершен до царствования халифа Умара II ( т. 717-720). С самого начала Рамла экономически развивался как торговый городок для выращивания сельскохозяйственных продуктов из окрестностей, а также как центр красок, ткачества и гончарного дела. Он также был домом для многих мусульманских религиоведов. Сулейман построил в городе под названием аль-Барада акведук, по которому вода доставлялась в Рамлу из Тель-Гезера, примерно в 10 км к юго-востоку. Рамла заменил Лидду как торговый центр Палестины. Многие христиане, самаритяне и евреи Лидды были переселены в новый город. Хотя традиционные версии согласны с тем, что Лидда почти сразу же погрузилась в безвестность после основания Рамлы, рассказы различаются по поводу степени усилий Сулеймана по переводу жителей Лидды в Рамлу, некоторые считают, что он только разрушил церковь в Лидде, а другие снесли город вообще. Аль-Якуби (ум. 839) отметил, что Сулейман разрушил дома жителей Лидды, чтобы заставить их переселиться в Рамлу, и наказал тех, кто сопротивлялся. По словам аль-Джахшияри, Сулейман «основал город аль-Рамла и его мечеть и таким образом разрушил Лод [Лидда]».

Иерусалим, расположенный в 40 км к юго-востоку от Рамлы, оставался религиозным центром региона. Согласно арабскому источнику 8-го века, Сулейман приказал построить там несколько общественных зданий, включая баню, в то время, когда аль-Валид строил Храмовую гору (Харам аш-Шариф). Баня использовалась для омовения мусульманами, совершавшими поклонение у Купола Скалы. Анонимный сирийский летописец 13-го века приписывает Сулейману строительство арок, мельниц и садов в Иерихоне, но позже они были разрушены наводнениями. Он также содержал сельскохозяйственный участок недалеко от Кутайфы, в окрестностях Дамаска, который в его честь назвали «ас-Сулеймания».

Халифат

Присоединение

В 714 году аль-Валид, поощряемый или поддерживаемый аль-Хаджаджем, попытался назначить своего сына Абд аль-Азиза своим преемником, аннулировав договоренности, установленные Абд аль-Маликом, которые сделали Сулеймана наследником. По словам историка Умара ибн Шаббы (ум. 878), аль-Валид предложил Сулейману щедрые финансовые стимулы, чтобы он согласился на изменение, но тот отказался. Тем не менее аль-Валид обратился к своим провинциальным губернаторам с просьбой признать Абд аль-Азиза, но получил только положительные ответы от аль-Хаджаджа и Кутайбы ибн Муслима, губернатора Хорасана и завоевателя Трансоксианы. Советник аль-Валида Аббад ибн Зияд посоветовал халифу оказать давление на Сулеймана, вызвав его ко двору халифа в Дамаске, а затем, после того, как Сулейман остановился в своем ответе, мобилизовать свою шурту (элитную гвардию) и выступить против Сулеймана в Рамла. Аль-Валид умер вскоре после этого, 24 февраля 715 года. Сулейман получил известие в своем имении в ас-Сабе ( Байт-Джибрин ) и без сопротивления присоединился к халифату.

Сулейман принял клятву верности в Рамле и в Дамаске во время своего единственного зарегистрированного визита в этот город. По словам историка Юлиуса Велльхаузена, он продолжал править из Палестины, где его «очень любили», а не из Дамаска, традиционной административной столицы Омейядов. Историк Рейнхард Эйзенер утверждал, что средневековые «сирийские источники доказывают, что он, очевидно, выбрал Иерусалим в качестве основного места пребывания своего правительства», в то время как Велльхаузен и историк Хью Н. Кеннеди считали, что он оставался в Рамле.

Провинциальная политика

Карта Ближнего Востока и Средиземноморского бассейна, на которой показаны империи и государства около 740 года. Омейядов Халифат и его провинции (зеленый цвет), гр. 740

В первый год своего правления Сулейман заменил большинство провинциальных назначенцев аль-Валида и аль-Хаджаджа лояльными ему губернаторами. Неясно, были ли эти изменения результатом негодования и подозрительности по отношению к предыдущим противникам его вступления, средством обеспечения контроля над провинциями путем назначения лояльных чиновников или политикой, направленной на прекращение правления сильных, давно установленных губернаторов. В то время как Эйзенер утверждал, что «выбор губернаторов Сулейманом не производит впечатления предвзятого отношения» к фракции Ямана, Кеннеди утверждал, что правление халифа ознаменовало политическое возвращение Ямана и «отразило его склонность к Ямани». Одним из его немедленных решений было назначить своего доверенного лица Язида ибн аль-Мухаллаба губернатором Ирака. По словам историка Мухаммада Абдулхайи Шабана, Сулейман считал Язида своим «собственным аль-Хаджаджем». Язид твердо отдавал предпочтение Яману, но, согласно Велльхаузену, нет никаких свидетельств того, что Сулейман предпочитал одну фракцию другой. Велльхаузен считал, что Сулейман, с тех пор, как он был губернатором Палестины, «мог быть убежден» в том, что правление аль-Хаджаджа порождает ненависть среди иракцев к Омейядам, а не способствует их лояльности. Таким образом, Сулейман выступил против него и его влияния и сверг его ставленников и союзников не из-за их принадлежности к Кайси, а из-за их личной связи с аль-Хаджаджем. Сулейман поддерживал тесные связи с войсками Кайси Джазиры.

Ставленник аль-Хаджаджа Кутайба ибн Муслим, отношения которого с Сулейманом были антагонистическими, был утвержден на своем посту халифом, но по-прежнему опасался, что его отставка еще не завершена. Во время восшествия на престол Сулеймана он вел свои войска в экспедицию к долине Яксартес в Трансоксиане. Остановившись в Фергане, он объявил восстание против Сулеймана, но большая часть его войск, измученных постоянными походами в далекие страны, обратилась против него. Кутайба был убит армейской группировкой во главе с Ваки ибн Аби Суд аль-Тамими в августе 715 года. Ваки объявил себя губернатором Хорасана и был утвержден Сулейманом, но последний ограничил свои полномочия военными делами. Сулейман был обеспокоен тем, что назначение Ваки племенными фракциями армии Хорасани (а не по его собственной инициативе) приведет к нестабильности в провинции. Между тем, родственник аль-Хаджаджа и лидер завоевания Синда, Мухаммад ибн Касим, не восстал против Сулеймана, но, тем не менее, был уволен, вызван к Васиту и замучен до смерти.

Дирхем от халифата Омейядов, чеканились в Синде (вероятно Мултанском ) Чеканка датированы 97 AH / 715-16 AD

Временное правление Ваки длилось девять месяцев и закончилось в середине 716 года. Язид убедил Сулеймана, что Ваки был проблемным бедуином (арабским кочевником), лишенным административных качеств. Хорасан, наряду с другими восточными частями Халифата, был присоединен к иракскому правлению Язида. Халиф направил Язид переехать в Хорасан и отпуск лейтенантов губернаторов в иракских гарнизонных городах в Куфе, Басре и Васит, а доверив фискальные дела Ирака по его собственному назначенцу, в Мавла (пли. Mawali, неарабский вольноотпущенник или клиент) с длительным опыт работы в провинции Салих ибн Абд аль-Рахман.

Между 715 и 716 годами Сулейман уволил Халида ибн Абдаллаха аль-Касри и Усмана ибн Хайяна аль-Мурри, соответствующих губернаторов Мекки и Медины, оба из которых были обязаны своим назначением аль-Хаджаджу. Аль-Касри, позже считавшийся чемпионом Ямана, был заменен членом семьи Омейядов Абд аль-Азизом ибн Абдаллахом.

На западе Сулейман уволил Мусу ибн Нусайра, связанного с Ямани губернатора Ифрикии и завоевателя Испании ( аль-Андалус ), и его сына Абд аль-Азиза, губернатора аль-Андалуса. Муса был заключен в тюрьму Сулейманом после его вступления на престол, а Абд аль-Азиз был убит по приказу Сулеймана в марте 716 года. Заказ на убийство был выполнен некоторыми из ведущих арабских командиров в Аль-Андалусе, в том числе главным помощником Абд аль-Азиза Хабибом ибн Аби Убайд аль-Фихри. Ат-Табари считал, что Хабиб доставил голову Абд аль-Азиза халифу. Сулейман установил мавлу курайшитов вместо Мусы, и по его приказу новый губернатор конфисковал богатство семьи Мусы в Ифрикии и приказал их замучить и убить. У Мусы была история хищения средств во время своей карьеры, и Сулейман вымогал у него значительные суммы во время его заключения.

Военные усилия

Карта северного Ближнего Востока, Кавказа и Каспийского бассейна с разными цветовыми оттенками, обозначающими этапы расширения халифата. Карта северных регионов Халифата. Область, заштрихованная светло-коричневым цветом, изображает расширение в Табаристан и Джурджан вдоль южного побережья Каспийского моря во время правления Сулеймана. Области, заштрихованные зеленым, розовым, пурпурным, желтым и оранжевым цветом, изображают области, завоеванные при предшественниках Сулеймана.

Хотя он в значительной степени сменил их губернаторов, Сулейман сохранил милитаристскую политику своих предшественников. Тем не менее, во время его относительно короткого правления территориальная экспансия Халифата, имевшая место при аль-Валиде, практически прекратилась.

Трансоксиана

На восточном фронте, в Трансоксиане, дальнейшие завоевания не были достигнуты в течение четверти века после смерти Кутайбы, в течение которого арабы начали терять территорию в регионе. Сулейман приказал отвести хорасанскую армию из Ферганы в Мерв с последующим ее расформированием. Под Ваки не велось никаких военных действий. При заместителе Язида в Трансоксиане, его сыне Мухалладе, экспедиции ограничивались летними набегами на согдийские деревни. Историк Х.А.Р. Гибб приписал арабский военный регресс в Трансоксиане отсутствием лидерства и организации, оставшимся после смерти Кутайбы. Эйзенер отчасти объяснил это более эффективным сопротивлением на границах. По словам Эйзенера, остановка завоеваний не была признаком того, что «импульс экспансии и завоеваний ослаб» при Сулеймане.

Джурджан и Табаристан

В 716 году Язид попытался завоевать княжества Джурджан и Табаристан, расположенные вдоль южного побережья Каспийского моря. Управляемые местными иранскими династиями и прикрытые горами Альборз, эти регионы оставались в значительной степени независимыми от мусульманского правления, несмотря на неоднократные попытки подчинить их. Кампания длилась четыре месяца и включала 100-тысячную армию, сформированную из гарнизонов Куфы, Басры, Райя, Мерва и Сирии. Это было первое развертывание сирийских войск, элитной военной группировки Халифата, в Хорасане. Язид победил чёльских турок к северу от реки Атрек и обеспечил контроль над Джурджаном, основав там город (современный Гонбад-э Кавус ). В письме Язид поздравил Сулеймана с завоеванием двух территорий, которые ускользнули от предыдущих халифов, пока «Бог не совершил это завоевание от имени Сулеймана». Первоначальный успех Язида был отменен правителем Табаристана Фарруханом Великим и его коалицией из соседних Дайлама, Гилана и Джурджана в более поздних столкновениях в том же году. После этого Язид вывел мусульманские войска из региона в обмен на соглашение о притоке с Фарруханом. Табаристан оставался независимым от арабского владычества до 760 года, когда он был завоеван Аббасидами, преемниками Омейядов, но оставался беспокойной провинцией, в которой доминировали местные династы.

Осада Константинополя

Основная статья: Осада Константинополя (717–718 гг.) Геофизическая карта Анатолии с областями, основными поселениями и дорогами Карта Византийской Малой Азии и Фракии начала 8 века

Основным военным центром халифа была постоянная война с Византией, которая была не только крупнейшим, богатейшим и сильнейшим из врагов Халифата, но и непосредственно прилегала к Сирии, центру могущества Омейядов. Первое нападение Омейядов на византийскую столицу Константинополь при Муавии I провалилось. Тем не менее, начиная с 692 года, Омейяды перешли в наступление, установили контроль над Арменией и кавказскими княжествами и постепенно вторглись на окраины империи. Генералы Омейядов, часто члены правящей семьи, ежегодно совершали набеги на территорию Византии, захватывая города и крепости. Благодаря продолжительному периоду нестабильности в Византии, к 712 году византийская оборонительная система начала проявлять признаки коллапса, поскольку арабские набеги все глубже проникали в Малую Азию.

Средневековый болгарский манускрипт с иллюстрацией, показывающей выход конницы из города и разгром вражеской армии Иллюстрация осады Константинополя XIV века.

После смерти аль-Валида I Сулейман с еще большей энергией взялся за захват Константинополя. В конце 716 года, вернувшись из паломничества хаджа в Мекку, Сулейман расположился лагерем и мобилизовал свою армию в Дабике на севере Сирии. Оттуда он руководил массированными военными действиями против византийцев. Будучи слишком плохо, чтобы вести кампанию лично, он послал своего сводного брата Маслама ибн Абд аль-Малика, чтобы осадить византийскую столицу от земли, с заказами остаются пока город не был захвачен или он был отозван халифом. Уже с начала 716 года арабский полководец Умар ибн Хубайра аль-Фазари начал параллельную военно-морскую кампанию против Константинополя. В то время как многие войска были отправлены к византийской столице, Сулейман назначил своего сына Давуда возглавить летнюю кампанию против византийской границы в 717 году, во время которой он захватил Хисн аль-Мар'а («Крепость женщины») около Малатья.

Усилия Сулеймана в конечном итоге потерпели неудачу. Византийцы отбили флот Омейядов от Константинополя летом 717 года, в то время как армия Маслама продолжала осаду города. Флот Омейядов, посланный летом 718 г. на помощь осаждающим, был уничтожен византийцами, а армия помощи Омейядов была разбита и отбита в Анатолии. Провалив осаду, армия Маслама отступила из Константинополя в августе 718 года. Огромные потери, понесенные во время кампании, привели к частичному сокращению сил Омейядов из захваченных византийских приграничных районов, но уже в 720 году набеги Омейядов на Византию возобновились. Тем не менее, цель завоевания Константинополя была фактически оставлена, и граница между двумя империями стабилизировалась вдоль линии гор Тавр и Анти-Таурус, по которым обе стороны продолжали совершать регулярные набеги и контрнаступления в течение следующих столетий.

Смерть и преемственность

Сулейман умер в Дабике в сентябре 717 года и был похоронен там. Христианский летописец - несториан 11-го века Илия Нисибисский датировал его смерть 20 или 21 сентября, а мусульманский историк 8-го века Абу Михнаф датировал его смертью 23 или 24 сентября. Он заболел, вернувшись с пятничной молитвы, и умер через несколько дней.

Сулейман назначил своего старшего сына Айюба своим преемником в 715 или 716 году, после смерти своего брата и потенциального преемника Марвана аль-Акбара. Приказ частично подтверждается одой современного поэта Джарира :

Имам, дары которого будут надеяться после имама [Сулеймана], является избранным преемником, Айюбом... Вы [Айюб] являетесь преемником милосердного [Сулеймана], того, кого люди, читающие псалмы узнайте того, чье имя вписано в Тору.

Но Айюб умер в начале 717 года, поддавшись так называемому таун аль-Ашраф («чума знати»), поразившему Сирию и Ирак. Эта же чума могла стать причиной смерти Сулеймана. На смертном одре Сулейман рассматривал возможность выдвинуть кандидатуру своего другого сына Давуда, но Раджа посоветовал этого не делать, аргументируя это тем, что Давуд воевал в Константинополе и что неясно, был ли он еще жив. Раджа посоветовал Сулейману выбрать своего двоюродного брата и советника по отцовской линии Умара ибн Абд аль-Азиза, назвав его «достойным, превосходным человеком и искренним мусульманином». Чтобы избежать потенциальной внутридинастической розни между Умаром и братьями Сулеймана, Язид ибн Абд аль-Малик был назначен преемником Умара. Назначение Сулейманом Умара над его собственными братьями противоречило общим предположениям семьи Омейядов о том, что должность халифа будет ограничена домом Абд аль-Малика. Раджа был выбран для исполнения воли Сулеймана и заручился верностью Умару от братьев халифа, угрожая им применением силы после их протестов по поводу обхода. По словам Эйзенера, личные связи Раджи с традиционными мусульманскими сообщениями о выдвижении Сулейманом Умара делают роль Раджи в договоренностях о наследовании «вероятной... преувеличенной». По словам Шабана, Сулейман выдвинул Умара, потому что он был кандидатом, «наиболее симпатизирующим его политике».

Оценка

По словам Эйзенера, сложно «составить соответствующую картину правления Сулеймана» из-за его непродолжительности. Шабан считал, что краткое правило Сулеймана «допускает более одной интерпретации», поэтому «он является такой двусмысленной фигурой для историка». Шабан отметил, что «важность правления Сулеймана, похоже, не осознается» из-за «подавляющего акцента» средневековых источников на правлении его преемника Умара II. В то время как Шабан и Кеннеди подчеркивали, что Сулейман отстаивает фракцию Ямана и выступает против кайсов, Эйзенер рассматривал свои провинциальные и военные назначения как мотивированные желанием укрепить свой контроль над Халифатом путем установления лоялистов на руководящие должности, невзирая на принадлежность к фракциям. Эйзенер и Шабан отметили, что Сулейман в целом придерживался экспансионистской политики аль-Валида и Абд аль-Малика.

Шабан подчеркнул попытки Сулеймана в дальнейшем интегрировать мавали в военную иерархию. Историк Патрисия Кроун опровергает тот факт, что Сулейман контролировал любые изменения политики в отношении их интеграции. Несколько традиционных исламских источников приписывают Сулейману отмену мер аль-Хаджаджа против неарабских мусульман, обращенных в христианство, разрешив возвращение в Басру либо городских мавали, которые поддержали восстание Ибн аль-Ашаса против Омейядов в 700–701 годах. или иракские крестьяне, принявшие ислам и переехавшие в Басру, чтобы избежать джизьи ( подушный налог, предназначенный для немусульман). Кроун считает традиционные отчеты о политике Сулеймана в отношении беглых крестьян-новообращенных как "плохо подтвержденные".

В панегириках современных поэтов Сулеймана, аль-Фараздака и Джарира, Сулейман рассматривается в мессианских терминах как Махди («правильно ведомый»), посланный для восстановления справедливости после периода притеснений. Аль-Фараздак похвалил Сулеймана за рассмотрение всех жалоб и назвал его «предсказанным священниками и раввинами». Мессианские взгляды Сулеймана могли быть связаны с приближающимся столетием Хиджры и связанными с этим мусульманскими надеждами на завоевание Константинополя во время его правления. Несколько хадисов (изречения или предания, приписываемые Мухаммеду) связывают завоевание города с Махди, и Сулейман сыграл свою роль в его попытке завоевать его. «Разумно», по словам Кроуна, Сулейман публично не ссылался на широко распространенное среди мусульман убеждение, что их община или мир будут уничтожены к столетию.

Сулейман, как известно, вел распутный образ жизни, и традиционные источники утверждают, что он был прожорливым и распутным человеком. Аль-Якуби описал его как «ненасытного едока... привлекательного и красноречивого... высокого, белого человека с телом, не выносящим голода». Он был очень искусным в арабском ораторском искусстве. Несмотря на его образ жизни, его политические симпатии были на стороне благочестивых, главным образом о чем свидетельствовало его уважение к совету Раджи. Он также поддерживал связи с религиозными противниками аль-Хаджаджа в Ираке. Он был щедрым в финансовом отношении к Алидам (ближайшим выжившим родственникам исламского пророка Мухаммеда ). Он установил в качестве губернатора Медины Абу Бакр ибн Мухаммад аль-Ансари, члена благочестивых кругов города, несмотря на роль его семьи в фатальном восстании против раннего Clansman и покровителя Омейядов халифа Усман ( т. 644-656), месть, для которой служила идеологической точкой сплочения и основополагающим событием для династии Омейядов. В отличие от современной поэзии, исламская традиция считает Сулеймана жестоким и несправедливым, а его предложения благочестивым проистекают из вины за его аморальное поведение.

Семья

Среди жен Сулеймана была Умм Абан бинт Абан, внучка аль-Хакама ибн Аби аль-Аса, отца Марвана I; она родила ему Айюб. Другой его женой Омейядов была Умм Язид, внучка халифа Язида I и сестра будущего претендента на халифат Абу Мухаммада ас-Суфьяни. Сулейман был также женат на Су'де бинт Яхья, внучке Тальхи ибн Убайд Аллаха, который был старшим соратником Мухаммеда и одним из первых мусульманских лидеров. Его жена Аиша бинт Асма бинт Абд ар-Рахман ибн аль-Харис, член известного курайшитского клана Бану Махзум, родила ему двух сыновей. От его умма валада (рабыни, которая родила детей) у Сулеймана родился сын Дауд.

У Сулеймана было четырнадцать сыновей. Его старшим выжившим сыном был Мухаммед, которому на момент смерти отца было двенадцать лет. Сыновья Сулеймана остались в Палестине и поддерживали прочные связи с местной знати ямани. Арабские племена составляли гарнизон Палестины и были преданы семье. В 744 году они безуспешно пытались установить халифом его главу, сына Сулеймана Язида. Сын Сулеймана Абд аль-Вахид был губернатором Медины и Мекки в 747 для халифа Марван II ( т. 744-750). Имущество Сулеймана в Палестине оставалось во владении его семьи до тех пор, пока революция Аббасидов не свергнула династию Омейядов в 750 году. Некоторые из его потомков по линии Дауда и Абд аль-Вахида были зарегистрированы источниками, проживающими в эмирате Омейядов (756–929 гг.)) и халифат Аль-Андалус (929–1031 гг.).

Примечания

использованная литература

Библиография

Сулейман ибн Абд аль-Малик Династия Омейядов Родился: 675 Умер: 24 сентября 717 г. 
Предшественник Аль-Валида I. Халиф ислама Омейядский халиф 23 февраля 715 г. - 24 сентября 717 г. Преемник Умара II

Последняя правка сделана 2023-04-05 05:41:35
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте