Су-9 | |
---|---|
Три самолета Су-9 | |
Роль | Самолет-перехватчик |
национальное происхождение | Советский Союз |
Производитель | Сухой |
Первый полет | 24 июня 1956 г. |
Вступление | 1959 г. |
В отставке | 1970-е |
Основной пользователь | Советские Войска ПВО |
Количество построенных | 1,150 |
Варианты | Сухой Су-11 |
Сухой Су-9 ( по классификации НАТО : Fishpot) был одно- двигатель, всепогодный, ракета -armed перехватчик самолет, разработанный Советского Союза.
Су-9 возник в результате аэродинамических исследований ЦАГИ, советского аэродинамического центра, во время Корейской войны, который разработал несколько оптимальных аэродинамических схем реактивных истребителей. Конструкция впервые поднялась в воздух в 1956 году в качестве прототипа Т-405. Су-9 был разработан одновременно с Су-7 «Монтажник», и оба были впервые замечены Западом на Дне авиации в Тушино 24 июня 1956 года, где Су-9 получил название « Монтажник-Б». Вступил в строй в 1959 году.
Всего было произведено около 1100 самолетов Су-9. Считается, что по крайней мере некоторые Су-9 были модернизированы до Су-11 «Рыбный горшок-С». Никто не были экспортированы в любой из СССР «s государств - клиентов, ни к Варшавскому договору стран. Оставшиеся Су-9, а затем Су-11 были списаны в 1970-е годы. Некоторые из них были оставлены в качестве испытательных машин или преобразованы в беспилотные летательные аппараты для использования в качестве беспилотных летательных аппаратов. На смену ему пришли модернизированные Су-11 и намного более совершенные Су-15 «Флагон» и МиГ-25 «Фоксбат».
Боевой послужной список "Fishpot", если таковой имеется, неизвестен. Не исключено, что он участвовал в перехвате (или даже сбивании) разведывательных миссий, детали которых остаются засекреченными, но ничего не признается публично.
Сообщалось, что 1 мая 1960 года Су-9 участвовал в перехвате U-2 Фрэнсиса Гэри Пауэрса на советской территории. Недавно изготовленный Су-9, который летел транзитом, оказался рядом с U-2 Пауэрса. Су-9 не был вооружен и был направлен на таран У-2. Была предпринята одна попытка тарана, и Су-9 не попал в У-2, в первую очередь из-за большой разницы в скорости двух самолетов. Дальнейших попыток тарана не предпринималось из-за отсутствия топлива у Су-9. Его пилот, капитан Игорь Ментюков, позже утверждал, что из-за его утечки U-2 развалился. Он не принимает во внимание официальную версию о том, что U-2 был сбит ракетой SA-2, говоря, что капитан Пауэрс не мог пережить такое попадание.
4 сентября 1959 года модифицированный Су-9 ( в бюро обозначенный как Т-431), пилотируемый Владимиром Сергеевичем Ильюшиным, установил новый мировой рекорд абсолютной высоты - 28 852 м (94 658 футов). В ноябре того же года Ильюшин установил несколько новых устойчивых рекордов скорости и высоты на том же самолете. Этот рекорд был позже побит 6 декабря 1959 года командиром Лоуренсом Э. Флинтом-младшим, который совершил набор высоты до мирового рекорда 98 557 футов (30 040 м), пилотируя F4H-1 Phantom.
Фюзеляж и хвостовое оперение Су-9 были похожи на Су-7, но, в отличие от стреловидного крыла этого самолета, «Рыбный горшок» использовал треугольное крыло 53 ° с обычным плоским хвостовым оперением. У него были общие черты Сухого, такие как воздушные тормоза в задней части фюзеляжа, а также турбореактивный двигатель Люлька АЛ-7 и носовой заборник Су-7. Конус поступательной ударной волны содержит радиолокационную станцию.
Су-9 был разработан на основе более ранних работ над опытным самолетом, получившим обозначение Т-3, которому Су-9 был почти идентичен. Внутри Сухого Су-9 назывался Т-43.
На Су-9 было принято треугольное крыло из-за меньшего сопротивления на сверхзвуковом режиме полета. Его больший объем также позволил очень скромно увеличить запас топлива по сравнению с Су-7. Су-9 был способен развивать скорость 1,8 Маха на высоте или около 1,14 Маха с ракетами. Однако его топливная доля оставалась минимальной, а радиус действия был ограничен. Кроме того, скорость вращения была даже выше, чем у Су-7, которая и без того была высокой - 360 км / ч (225 миль / ч). В отличие от Су-7, у которого было очень тяжелое управление, но послушные характеристики управляемости, «Рыбный горшок» имел легкое и отзывчивое управление, но не прощал ошибок пилотов.
Су-9 был примитивный R1l ( название по классификации НАТО «Высокий Фикс») радара в ударной конуса и был вооружен четырьмя К-5 (AA-1 «щелочных») лучевых езды ракет воздух-воздух. Как и все лучники, К-5 был настолько ограничен, что был почти бесполезен для боя воздух-воздух. В отличие от Су-7, а затем и Су-15, ни один Су-9 не имел пушечного вооружения, хотя два пилона фюзеляжа были зарезервированы для перевозки десантных танков.
Двухместная учебно-тренировочная версия, получившая обозначение Су-9У, также выпускалась ограниченным тиражом (около 50 самолетов). Он получил отчетное название НАТО « Дева ». У него было полное вооружение и радиолокационная система с дисплеями в обеих кабинах, что позволяло стажёрам практиковать все аспекты миссии по перехвату, но, поскольку второе сиденье еще больше уменьшало и без того скудную фракцию топлива, оно не было по-настоящему боеспособным.
Су-9 часто принимали за МиГ-21 из-за большого сходства конструкции. Основными отличительными факторами являются размер и купол Су-9.
Данные ОКБ Сухого: история КБ и его самолетов
Общие характеристики
Представление
Вооружение
Связанная разработка
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи