Су-33 | |
---|---|
ВМФ России Су-33 | |
Роль | Авианосный истребитель завоевания превосходства в воздухе и многоцелевой истребитель |
национальное происхождение | Советский Союз Россия |
Производитель | Сухой, Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение |
Первый полет | 17 августа 1987 г. |
Вступление | 31 августа 1998 г. (официальный) |
Положение дел | В сервисе |
Основной пользователь | ВМФ России |
Произведено | 1987–1999 |
Количество построенных | ок. 35 год |
Разработано из | Сухой Су-27 |
Су-33 ( русский : Сухой Су -33; по классификации НАТО : Flanker-D) представляет собой всепогодный палубный двухмоторный превосходства в воздухе истребитель разработан Сухим и производства в Комсомольске-на-Амуре авиационное производственное объединение, произошел от Су-27 и первоначально назывался Су-27К. По сравнению с Су-27, Су-33 имеет усиленную ходовую часть и конструкцию, складывающиеся крылья и стабилизаторы, все для авианосных операций. У Су-33 есть утки, а крылья больше, чем у Су-27, для увеличения подъемной силы. Су-33 имеет модернизированные двигатели, сдвоенное носовое колесо и может дозаправляться в воздухе.
Впервые использованный в боевых действиях в 1995 году на борту авианосца « Адмирал Кузнецов», истребитель официально поступил на вооружение в августе 1998 года, к тому времени использовалось обозначение «Су-33». После распада Советского Союза и последующего сокращения ВМФ России было произведено всего 24 самолета. Попытки продажи в Китай и Индию провалились. Планируя списать Су-33 по окончании срока службы, ВМФ России заказал МиГ-29К в качестве замены в 2009 году.
В 1970-е годы Яковлев Як-38, единственный в то время действующий палубный боевой самолет ВМФ СССР, оказался неспособным выполнять свою роль из-за ограниченной дальности и полезной нагрузки, что серьезно ограничивало возможности авиалайнера. Авианосцы проекта 1143 ВМФ СССР. Было решено разработать более крупный и мощный авианосец, способный управлять самолетами с взлетно-посадочной полосой. В течение оценочного периода был изучен ряд авианосцев; Авианосец проекта 1160 мог эксплуатировать МиГ-23 и Су-24, но от него отказались из-за бюджетных ограничений. Затем усилия по проектированию были сосредоточены на авианосце проекта 1153, на котором должны были разместиться Су-25, а также предполагаемые МиГ-23К и Су-27К. Достаточное финансирование не было обеспечено, и ВМФ рассмотрел возможность создания пятого и более крупного авианосца проекта 1143, модифицированного с учетом операций Як-141, МиГ-29К и Су-27К.
В рамках подготовки к эксплуатации Су-27К и его конкурента МиГ-29К на новом носителе продолжались работы по созданию паровой катапульты, аэрофинишера, оптических и радиопосадочных систем. Пилоты прошли обучение на новом учебном заведении в Крыму « НИТКА» для авиационного учебно-исследовательского комплекса. В 1981 году советское правительство приказало отказаться от катапульты в рамках общего сокращения авианосцев проекта 1143.5, что также включало отмену пятого авианосца проекта 1143 и « Варяг». На территории комплекса установлена взлетная аппарель, где будут производиться взлеты, чтобы Су-27К и МиГ-29К могли работать с авианосцев. И Сухой, и Микоян модифицировали свои прототипы, чтобы проверить взлетную рампу. Три Сухой Т10 (−3, −24 и −25) вместе с Су-27УБ использовались для взлета с моделируемой рампы. Первые из этих испытаний были предприняты Николаем Садовниковым 28 августа 1982 года. Летные испытания показали необходимость изменения конструкции рампы, и она была изменена на профиль трамплина.
Эскизные проекты Су-27К начались в 1978 году. 18 апреля 1984 года Советское правительство поручило Сухому разработать истребитель противовоздушной обороны; Микояну было приказано построить более легкий многоцелевой истребитель. Натурное проектирование Су-27К вскоре началось как «Т-10К» под руководством Константина Марбышева. Главным летчиком-испытателем ОКБ по программе назначен Николай Садовников. К ноябрю 1984 года концептуальный проект прошел критическую экспертизу, а рабочий проект был завершен в 1986 году. Два прототипа были построены совместно с КнААПО в 1986–1987 годах.
Первый опытный самолет Су-27 К, пилотируемый Виктором Пугачевым, совершил первый полет 17 августа 1987 года на базе НИТКА; второй последовал 22 декабря. Летные испытания продолжились на НИТКА, где Су-27К и МиГ-29К продемонстрировали и подтвердили возможность использования трамплина. Перед тем, как совершить фактическую посадку на палубу авианосца, пилоты также практиковались в беспосветной посадке. Прошло еще два года, прежде чем Тбилиси, впоследствии переименованный в Адмирала Кузнецова, покинул верфь.
Виктор Пугачев, пилотирующий второй Су-27К, стал первым россиянином, совершившим условную посадку на борт авианосца 1 ноября 1989 года. Было обнаружено, что противовоздушные дефлекторы авиалайнера находились слишком близко к соплам двигателя при подъеме на угол 60 °. ; таким образом, импровизированное решение удерживало дефлекторы под углом 45 °. Однако, когда самолет находился перед ним дольше, чем максимум шесть секунд, водопроводные трубы щита взорвались. Пилот Пугачев уменьшил обороты двигателя, случайно заставив фиксаторы (блоки, удерживающие самолет от ускорения) втянуться, и истребитель двинулся вперед. Самолет был быстро остановлен; Позже Пугачев взлетел без использования дефлекторов и фиксаторов. С тех пор поисково-спасательный вертолет Камов Ка-27ПС пролетел рядом с авианосцем в случае аварии.
В течение следующих трех недель было совершено 227 самолето-вылетов и 35 посадок на палубу. После этого летные испытания продолжились, и 26 сентября 1991 года летчики ВМФ приступили к испытаниям Су-27К; к 1994 году он успешно прошел государственные приемочные испытания. В 1990–1991 годах было выпущено семь серийных самолетов.
Первый из двух известных вариантов Су-33, двухместный Су-33УБ, совершил первый полет в апреле 1999 года. Самолет, пилотируемый Виктором Пугачевым и Сергеем Мельниковым, пролетел 40 минут в районе аэропорта Раменское. Су-33УБ (первоначально называвшийся Су-27КУБ, «Корабельный учебно-боевой самолет») планировался как учебно-тренировочный, но с потенциалом выполнения других функций. Заметные улучшения по сравнению с Су-33 включали переработанную носовую часть фюзеляжа и предкрылки передней кромки, крылья большего размера и стабилизаторы.
В 2010 году Сухой разработал модернизированный вариант Су-33; Летные испытания начались в октябре 2010 года. Этот модернизированный Су-33 должен был составить конкуренцию потенциальной китайской местной версии оригинального Су-33, Shenyang J-15, и получить заказы от ВМФ России. Основные модификации самолета включали более мощные (132 кН, 29 800 фунтов силы) двигатели АЛ-31-Ф-М1 и больший лафет; модернизация радара и вооружения в то время была невозможна из-за финансовых ограничений. По словам военного писателя Ричарда Фишера, предполагалось, что дальнейшие модификации новой производственной партии будут включать радар с фазированной антенной решеткой, сопла с вектором тяги и противокорабельные ракеты большой дальности.
В сентябре 2016 года было объявлено, что Су-33 будет оснащен новой прицельно-вычислительной системой СВП-24 от российской компании Gefest amp; T, которая позволит самолету использовать неуправляемые бомбы с такой же точностью, что и управляемые. способность ударника. СВП-24 принимает во внимание данных, таких как местоположение текущего самолета вместе с параметрами полета, выходными данными и параметрами окружающей среды и определяет оптимальную траекторию для неуправляемых боеприпасов. Считается, что установка современных систем наведения повысит возможности истребителей Су-33 до уровня Су-30СМ.
Второй этап модернизации - установка более мощных двигателей и систем обнаружения, сообщил главный генерал-майор авиации ВМФ Игорь Кожин.
Чтобы адаптировать оригинальный Су-27 для морских операций, Сухой сначала включил усиленную конструкцию и шасси, чтобы выдерживать большие нагрузки, возникающие при посадке, особенно быстрые спуски и посадки без вспышки (посадки, при которых самолет не `` плывет '' и замедляется скорость непосредственно перед приземлением). В передней кромки ламелей, флапероны и другие управляющие поверхности увеличены, чтобы обеспечить повышенную подъемную силу и маневренность на низких скоростях, хотя размах крыльев остается неизменным. Крылья оснащены двухщелевыми закрылками и нависающими элеронами ; Всего доработки увеличивают площадь крыла на 10–12%. Крылья и стабилизаторы модифицированы для складывания, чтобы максимально увеличить количество самолетов, которые может вместить авианосец, и облегчить передвижение по палубе. Самолет оснащен более мощными турбовентиляторными двигателями для увеличения удельной тяги, а также зондом для дозаправки в полете. Спортивные утки Су-33, которые сокращают взлетную дистанцию и улучшают маневренность, но требуют изменения формы корневых надставок передней кромки (LERX). Задний обтекатель укорачивается и изменяет форму, чтобы предотвратить его удар о палубу при приземлении с высоким углом атаки.
По сравнению с конкурирующим МиГ-29К максимальная взлетная масса Су-33 на 50% выше; Запас топлива более чем в два раза, что позволяет ему лететь на 80% дальше на высоте (или на 33% на уровне моря). МиГ-29К может проводить на станции столько же времени, сколько Су-33, используя внешние топливные баки, но это ограничивает его боеспособность. Су-33 может летать со скоростью всего 240 км / ч (150 миль / ч), для сравнения, МиГ-29К должен поддерживать как минимум 250 км / ч (160 миль / ч) для эффективного управления. Однако МиГ-29К несет больше боеприпасов класса "воздух-земля", чем Су-33. Су-33 дороже и физически крупнее МиГ-29К, что ограничивает возможности размещения на авианосце.
Су-33 несет на себе управляемые ракеты, такие как Р-73 (четыре) и Р-27Э (шесть), на двенадцати узлах подвески, а также 30-мм ГШ-30-1 на 150 снарядов. Он может нести различные неуправляемые ракеты, бомбы и кассетные бомбы для второстепенных задач класса "воздух-земля". Самолет может использоваться как днем, так и ночью в море. Предполагается, что используемый радар "Slot Back" плохо отслеживает множество целей, что делает Су-33 зависимым от других радиолокационных платформ и самолетов системы дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛО), таких как вертолет раннего предупреждения Камов Ка-31.. Ракеты Р-27ЭМ способны перехватывать противокорабельные ракеты. Инфракрасный поиск и дорожка система (IRST) помещаются для обеспечения лучшей видимости вниз.
С распадом Советского Союза ВМФ России резко сократился, многие программы судостроения были остановлены. Если бы были введены в строй « Варяг», « Орёл» и « Ульяновск», всего было бы построено 72 серийных планера; дальнего радиолокационного обнаружения и МиГ-29К также продолжились бы, вместо того, чтобы быть оставленным. На момент продажи « Варяга» Китаю было построено всего 24 экземпляра.
Су-27К был представлен в середине 1990-х годов, а с декабря 1995 по март 1996 года адмирал Кузнецов отправился в плавание по Средиземному морю, имея на борту два Су-25УТГ, девять Ка-27 и 13 Су-27К. Самолет официально принят на вооружение 31 августа 1998 года под новым обозначением "Су-33". Первой частью этого варианта стал 279-й отдельный корабельный штурмовой авиационный полк, базирующийся на авиабазе Североморск-3.
В 2009 году было объявлено, что ВМФ России закупит 24 МиГ-29К для замены своего парка, состоящего из примерно 19 Су-33, находящихся на вооружении, поставки должны быть завершены к 2015 году. Однако в 2015 году начальник Главнокомандующего ВМФ генерал-майор Игорь Кожин объявила, что для пополнения нынешних сил будет сформирован второй истребительный полк с МиГ-29К, которые будут использоваться в новом подразделении. Существующие Су-33 подлежали переоборудованию для дальнейшего использования. В сентябре 2016 года не менее шести Су-33 были модернизированы системой наведения СВП-24, поскольку самолеты готовились к боевому развертыванию в Сирии.
В 2017 году Объединенная двигателестроительная корпорация объявила о возобновлении производства модернизированных двигателей АЛ-31Ф 3 серии для истребителей Су-33. В том же году заказчику была доставлена первая партия двигателей.
15 ноября 2016 г. в ходе крупномасштабных военных операций России против террористических группировок в Сирии Су-33 действовали с авианосца « Адмирал Кузнецов » в первом боевом применении этого типа, нанося удары по объектам террористов ИГИЛ и « Ан-Нусра» в сирийском Идлибе и Провинция Хомс с 500-килограммовыми высокоточными боеприпасами. Основными целями были склады боеприпасов, сборно-тренировочные центры и заводы по производству оружия. По данным Минобороны, в результате ударов погибли не менее 30 боевиков, в том числе трое полевых командиров.
5 декабря 2016 года Су-33 врезался в Средиземное море после того, как разорвался предохранительный трос во время второй попытки самолета приземлиться на борт авианосца. Пилоту удалось катапультироваться и он остался без травм.
Все самолеты, дислоцированные в Средиземном море, вернулись на авиабазу Североморск-3 3 февраля 2017 года.
На международном уровне Китайская Народная Республика была определена как возможный экспортный покупатель. Государственный экспортер вооружений России, Рособоронэкспорт, ранее вел переговоры о заказе 50 самолетов на общую сумму 2,5 миллиарда долларов. Первоначально Китай приобрел бы два самолета на сумму 100 миллионов долларов для испытаний, а затем имел бы возможность приобрести еще 12–48 самолетов. Истребители предназначались для использования в молодой китайской авианосной программе, в центре которой стоял бывший советский авианосец « Варяг».
На шестом Чжухайском авиашоу в конце 2006 года генерал-лейтенант Александр Денисов публично подтвердил на пресс-конференции, что Китай обратился к России с просьбой о возможной покупке Су-33, и переговоры должны начаться в 2007 году. 1 ноября 2006 года агентство Синьхуа опубликовал на своем военном сайте информацию о том, что Китай планирует представить Су-33. Китай ранее получил лицензию на производство Су-27.
Сухой работает над более совершенной версией Су-33К, разработкой для интеграции передовых технологий истребителей Су-35 в более старый планер Су-33. Однако опасения по поводу других намерений Китая возникли, когда стало известно, что Китай приобрел у Украины один из Т-10К, прототип Су-33, потенциально для изучения и перепроектирования отечественной версии. Различные самолеты, например, Шэньян J-15, частично произошли от Су-33. Фотографии шэньянских авиаконструкторов, позирующих перед прототипом авианосного истребителя Т-10К, убедительно свидетельствуют о том, что J-15 имеет прямое отношение к Т-10К. Переговоры зашли в тупик, поскольку компания Shenyang Aircraft стремилась сократить содержание русских в самолетах, в то время как Сухой хотел обеспечить определенный уровень доходов от будущих модернизаций и модификаций J-11.
Индия также рассматривалась как еще один потенциальный оператор Су-33. ВМС Индии планируется приобрести Су-33 для своего авианосца, INS Викрамадитья, отремонтированный советский адмирал Горшков, который был продан в Индию в 2004 году В конце концов, соперник МиГ-29К был выбран вариант, из-за Су- Устаревшая авионика 33. Сообщается, что размер Су-33 вызвал опасения по поводу возможных трудностей с его эксплуатацией на индийских авианосцах, что не разделяет меньший МиГ-29К.
Данные КнААПО, Сухой, airforce-technology.com, Gordon and Davison, Williams,
Общие характеристики
Представление
Вооружение
Авионика
Запуск Су-33 с корабля " Адмирал Кузнецов"
Су-33 собирается приземлиться на авианосце " Адмирал Кузнецов"
Тень Су-33
Нижний борт Су-33
Офицер ВМФ объясняет свой самолет прибывшему офицеру ВМС США на летной палубе адмирала Кузнецова, 7 января 1996 г.
Пилоты Су-33 во время церемонии перед полетом
Крыло Су-33 в сложенном виде, показывает его вооружение
Связанная разработка
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи