Су-30 | |
---|---|
ВВС России Су-30см | |
Роль | Многоцелевой истребитель, истребитель завоевания превосходства в воздухе |
национальное происхождение | Советский Союз Россия |
Дизайн-группа | Сухой |
Построен | КнААПО Корпорация Иркут |
Первый полет | 31 декабря 1989 г. |
Вступление | 1996 г. |
Положение дел | В сервисе |
Основные пользователи | ВВС России ВВС Алжира ВВС Армении ВВС Вьетнама Народные ВВС |
Произведено | 1992 – настоящее время |
Количество построенных | 630+ |
Разработано из | Сухой Су-27 |
Варианты | Сухой Су-30МКИ Сухой Су-30МКК Сухой Су-30МКМ |
Су-30 ( русский : Сухой Су-30, по классификации НАТО : Flanker-C / G / H) представляет собой двухмоторный, два сиденья supermaneuverable истребитель разработан в Советском Союзе по России Сухого авиастроительной корпорации. Это многоцелевой истребитель для всепогодных, дальних миссий по перехвату самолетов класса " воздух-воздух" и " воздух-поверхность".
Су-30 начинался как внутренняя разработка семейства Су-27 компании Сухой. Конструктивный план был изменен, и в 1996 году министерство обороны России официально обнародовало название. Из семейства Flanker Су-27, Су-30, Су-33, Су-34 и Су-35 были заказаны в ограниченном или серийное производство Минобороны РФ. Су-30 имеет две различные версии, производимые конкурирующими организациями: КнААПО и Корпорация «Иркут», которые входят в группу компаний «Сухой».
КнААПО производит Су-30МКК и Су-30МК2, которые были разработаны и проданы в Китай, а затем в Индонезию, Уганду, Венесуэлу и Вьетнам. Благодаря участию КнААПО на ранних этапах разработки Су-35, это в основном двухместная версия Су-35 середины 1990-х годов. Китайцы выбрали более старый, но более легкий радар, поэтому утки можно было не устанавливать в обмен на увеличенную полезную нагрузку. Это истребитель, обладающий как превосходством в воздухе, так и возможностями атаки, в целом похожий на американский F-15E Strike Eagle.
Иркут традиционно служил Советской ПВО, и в первые годы разработки Flanker ему было поручено производство Су-27УБ, двухместной учебно-тренировочной версии. Когда Индия проявила интерес к Су-30, Иркут предложил многоцелевой Су-30МКИ, который возник как Су-27УБ, модифицированный авионикой, подходящей для истребителей. Наряду с возможностями наземной атаки, серия добавляет функции для роли превосходства в воздухе, такие как утки, вектор тяги и радар с фазированной антенной решеткой большой дальности. Его производные включают Су-30МКМ, МКА и СМ для Малайзии, Алжира и России соответственно. В ВВС России имеется несколько Су-30, а также заказан вариант Су-30СМ.
Первоначальный Су-27 имел хорошую дальность полета, но все же не имел достаточной дальности для советских войск ПВО (ПВО, в отличие от ВВС - ВВС СССР ). Войскам ПВО нужно было прикрывать обширные просторы Советского Союза. Таким образом, в 1986 году началась разработка Су-27ПУ, усовершенствованного варианта Су-27, способного служить перехватчиком дальнего действия или воздушным командным пунктом.
За основу Су-27ПУ был выбран двухместный учебно-боевой Су-27УБ, так как он имел характеристики одноместного Су-27 с местами для двух членов экипажа. Демонстрационный образец "апробации концепции" совершил полет 6 июня 1987 года, и этот успех привел к началу опытно-конструкторских работ над двумя прототипами Су-27ПУ. Первый Су-27ПУ совершил полет в Иркутске 31 декабря 1989 года, а первый из трех опытных образцов - 14 апреля 1992 года.
Су-30 - многоцелевой истребитель. Имеет двухместную кабину с воздушным тормозом за фонарем.
Интегрированная аэродинамическая конфигурация в сочетании с возможностью управления вектором тяги обеспечивает высокую маневренность и уникальные взлетно-посадочные характеристики. Оснащен цифровым муха по проводам системы, Су-30 способен выполнять некоторые очень продвинутые маневры, в том числе кобры Пугачева и Tailslide. Эти маневры быстро замедляют самолет, заставляя преследующий истребитель пролететь мимо, а также нарушая доплеровский радиолокационный захват, поскольку относительная скорость самолета падает ниже порогового значения, на котором сигнал регистрируется на радаре.
Силовая установка самолета включает в себя два форсажных двухконтурных ТРД Saturn AL-31 F с питанием через впускные рампы. Два АЛ-31Ф, каждый мощностью 123 кН (28 000 фунтов силы) на полном форсажном режиме, обеспечивают 2 Маха в горизонтальном полете, скорость 1350 км / ч на малой высоте и скорость набора высоты 230 м / с.
При нормальном запасе топлива 5270 кг Су-30МК способен выполнять 4,5-часовое боевое задание на дальность до 3000 км. Система дозаправки в воздухе увеличивает дальность полета до 5200 км (3200 миль) или продолжительность полета до 10 часов на крейсерских высотах.
Самолет имеет возможность автопилота на всех этапах полета, включая полет на малой высоте в режиме слежения за рельефом местности, а также индивидуальное и групповое боевое применение по воздушным и наземным / надводным целям. Система автоматического управления, взаимосвязанная с навигационной системой, обеспечивает полет по маршруту, подход к цели, выход на аэродром и заход на посадку в автоматическом режиме.
В 1994–1996 годах первая партия из пяти оригинальных истребителей Су-30 (Су-27ПУ), заказанная Министерством обороны России, была доставлена в 54-й гвардейский истребительный авиационный полк, базирующийся на авиабазе Саваслейка. После расформирования полка в 2002 году самолеты вошли в состав 4-го Центра боевого применения и переподготовки личного состава в Липецке, где на них летали в основном пилотажная группа « Русские соколы ». Дальнейших заказов на этот вариант не производилось. Тем не менее, Министерство обороны России был впечатлен экспорт Су-30МКИ в конверт производительности и заказал в общей сложности 60 Су-30см истребителей, по двум контрактам, подписанным в марте и декабре 2012 года соответственно. 21 сентября 2012 года Су-30СМ совершил первый полет. 22 ноября 2012 г. в ВВС России поступили первые два серийных самолета. К концу 2015 г. 31-й истребительный авиационный полк, последний авиационный полк ВКС России, эксплуатировавший МиГ-29А / УБ советского производства (изделия 9.12 / 9.13) был полностью перевооружен примерно двадцатью новыми истребителями Су-30СМ. Все самолеты первых двух контрактов были поставлены к 2016 году.
Еще 36 самолетов были заказаны в апреле 2016 года, шесть из которых предназначались для морской авиации России. Это должно было увеличить общее количество до 116 (88 в ВВС и 28 в ВМФ).
В октябре – ноябре 2016 года пилотажной группе « Русские витязи» было передано восемь новых самолетов вместо шести истребителей Су-27. Самолеты базируются на авиабазе Кубинка Московской области.
На Международном авиационно-космическом салоне МАКС 2017 было объявлено, что Минобороны России и корпорация «Иркут» работают над модернизацией российских истребителей Су-30СМ под новый стандарт «Су-30СМ1». Модернизация направлена на совершенствование авионики и вооружения самолета.
Су-30СМ вышел на полную боевую готовность в январе 2018 года постановлением президента России.
В августе 2019 года Минобороны России впервые подписало контракт на нераскрытое количество модернизированных истребителей Су-30СМ2 (тогда он назывался Су-30СМ1). Первые поставки в Воздушно-космические силы России запланированы на конец 2020 года, а серийные поставки начнутся в 2021 году. Самолет получит РЛС N035 Ирбис и двигатели АЛ-41Ф1С от Су-35С, что позволит стандартизировать и снизить эксплуатационные расходы обоих самолетов. варианты. Вооружение самолета также будет усилено новыми авиабомбами КАБ-250 и крылатыми ракетами - невидимками Х-59МК2. Планируется модернизировать все российские Су-30СМ до стандарта СМ2.
25 августа 2020 года на военно-техническом форуме «АРМИЯ-2020» подписан контракт на поставку 21 модернизированного самолета Су-30СМ2 для ВМФ России.
В сентябре 2015 года Россия впервые разместила истребители Су-30СМ в международном аэропорту Бассель Асад в Латакии, Сирия. На спутниковой фотографии было замечено как минимум четыре истребителя Су-30СМ. В конце декабря 2015 года на авиабазе Хмеймим находилось 16 Су-30СМ. В рамках боевого развертывания они обеспечивали освещение целей для бомбардировщиков, наносивших авиаудары по группам повстанцев.
Первоначально Су-30СМ выполнял задачи по воздушному сопровождению российских штурмовиков и стратегических бомбардировщиков, но также выполнял воздушно-наземные операции. 21 марта 2017 года повстанческие силы начали новое наступление в провинции Хама ; Через несколько дней появилось видео, на котором Су-30СМ ВВС России поражает наземные цели неуправляемыми ракетами «воздух-земля» в пикировании по повстанцам.
3 мая 2018 года Су-30 ВВС России потерпел крушение вскоре после взлета с авиабазы Хмеймим, в результате чего погибли оба члена экипажа.
По словам Юрия Борисова, показатели надежности развернутых в Сирии Су-30СМ и Су-35С в несколько раз превысили прогнозируемые показатели, сославшись на «Достигнутые показатели надежности… новых самолетов Су-35 и Су-30СМ в интенсивной боевой эксплуатации. были в три-четыре раза выше стандарта ».
Первые переговоры о приобретении нового истребителя для ВВС Индии началось в 1994 году спустя ОКБ приступил к работе над новым истребителем на основе оригинального Су-30 конструкции, которая впоследствии превратилась в Су-30МК ( Modernizirovannyi Kommercheskiy - модернизированный коммерческий) и в конечном счете в Су-30МКИ ( Modernizirovannyi Kommercheskiy Indiski - модернизированный коммерческий индийский). 30 ноября 1996 года российская государственная компания « Росвооружение» (ныне «Рособоронэкспорт») и Министерство обороны Индии подписали контракт на разработку и производство восьми Су-30К и 32 Су-30МКИ для ВВС Индии. В марте-июле 1997 года все восемь Су-30К заказа были доставлены на базу ВВС Лохегаон в Индии. 28 декабря 2000 года в рамках российско-индийского сотрудничества был подписан контракт на сумму более 3 миллиардов долларов на лицензионное производство 140 истребителей Су-30МКИ на заводе Hindustan Aeronautics Limited (HAL) в Нашике. В период с 2002 по 2004 год в соответствии с контрактом 1996 года Иркутский авиационный завод построил 32 Су-30МКИ для ВВС Индии. С 2004 года производство осуществляет HAL.
В 2007 году Индия дала согласие на закупку еще 40 Су-30МКИ на общую сумму 1,6 миллиарда долларов. В марте 2010 года сообщалось, что Индия и Россия ведут переговоры о заключении контракта на поставку еще 42 самолетов. Контракт на сумму 1,6 млрд долларов США был подписан в декабре 2011 года, в результате чего общее количество заказанных самолетов увеличилось до 272. В марте 2020 года Индия завершила производство всех 272 Су-30МКИ, заказанных по предыдущим контрактам. Страна также рассматривала возможность приобретения еще 12 истребителей, чтобы компенсировать потери за почти 20 лет эксплуатации. В 2020 году из-за столкновений между Китаем и Индией в 2020–2021 годах Индия завершила свое решение, решив закупить еще 12 Су-30МКИ.
Чтобы лучше противостоять расширяющимся возможностям ВВС США в регионе, в 1996 году было достигнуто соглашение с Россией на сумму 1,8 миллиарда долларов США о закупке около 38 многоцелевых боевых самолетов на основе оригинальной конструкции Су-30. Принимая во внимание требования Китая для своего нового истребителя, самолет стал известен как Су-30МКК ( Modernizirovannyi Kommercheskiy Kitayski - модернизированный Коммерческий китайский).
В марте 1999 года первый прототип вылетел из Летно-исследовательского института им. Громова в России, а через год он появился на авиасалоне в Чжухай в Китае. Военно-воздушные силы Народно-освободительной армии (НОАК) получили первую партию из десяти истребителей Су-30МКК в декабре 2000 года, а затем вторую и третью партии из десяти истребителей в августе и декабре 2001 года соответственно. В июле 2001 г. Китай заказал еще 38 истребителей Су-30МКК.
Модифицированный вариант, известный как Су-30МК2, был согласован для ВВС Военно-морских сил Народно-освободительной армии (PLANAF) в 2002 году, контракт на поставку 24 самолетов был подписан в 2003 году. Все самолеты были поставлены PLANAF в 2004 году.
К 2011 году на вооружении НОАК находилось около 73 Су-30МКК.
Малайзия заказала 18 Су-30МКМ в мае 2003 года. Первые два Су-30МКМ были официально переданы в Иркутске 23 мая 2007 года и прибыли в Малайзию на авиабазу Гонг Кедак в Теренггану 21 июня 2007 года. В рамках контрактного соглашения, Россия отправила первого малазийского космонавта на Международную космическую станцию в октябре 2007 года. В 2014 году на вооружении Малайзии находилось 18 Су-30МКМ.
Правительство Венесуэлы объявило 14 июня 2006 было бы приобрести 24 Су-30MKV бойцов из России. Первые два Су-30МК2 прибыли в начале декабря 2006 г., еще восемь были сданы в эксплуатацию в 2007 г.; Еще 14 самолетов прибыли в 2008 году. В октябре 2015 года Венесуэла объявила о закупке еще 12 Су-30МКВ у России за 480 миллионов долларов США.
В рамках более широкой сделки на сумму 8 миллиардов долларов США, подписанной с Россией в 2006 году, которая также включала 34 истребителя МиГ-29 и несколько учебных самолетов Як-130, Алжир заказал 28 Су-30МКА для своих ВВС. Он должен был получить дополнительно 16 Су-30МКА в обмен на 39 МиГ-29, отклоненных из-за разногласий по качеству и использованного старого оборудования. К 2015 году на вооружении находилось 44 Су-30МКА, еще 14 - на заказ.
В сентябре 2019 года он заказал еще 16 самолетов, которые пополнят текущий парк Алжира, насчитывающий в общей сложности 58 истребителей Су-30МКА.
Заключен контракт на поставку шести Су-30МК2 в 2010 году. Последние два самолета из заказа были поставлены в июне 2012 года.
В 2001 году появились сообщения Индонезии показал интерес, чтобы приобрести около 16 истребителей Су-30, в качестве замены стареющего парка 12 F-16A / B и F-5E / F истребителей. С 2003 по 2011 год, из-за введенного США эмбарго на поставки оружия, он заказал для ВВС 11 Су-30МКК / МК2 (2 Су-30МКК и 9 Су-30МК2). В сентябре 2013 года на вооружении находились все Су-30МКК / МК2. Самолеты были модернизированы Беларусью в 2019 году.
16 октября 2013 года Ангола заказала 12 из 18 бывших индийских истребителей Су-30К в рамках сделки на 1 миллиард долларов США, которая также включает другое оборудование и услуги по техническому обслуживанию страны. Су-30К были первоначально поставлены в Индию в 1997–2013 годах. 1998 г., но были возвращены в Россию в 2007 г. в обмен на 18 полноценных истребителей Су-30МКИ. Ангола получила первые два самолета в сентябре 2017 года, четыре в 2018 году и остальные в апреле 2019 года. Ангольские Су-30К также были модернизированы до стандарта «SM».
Вьетнам получил около 20 Су-30МК2 по двум контрактам, подписанным в 2009 и 2010 годах соответственно. 21 августа 2013 года Россия объявила, что поставит еще одну партию из 12 Су-30МК2 по контракту на 450 миллионов долларов с поставками в 2014–2015 годах.
14 июня 2016 г. Су-30МК2 ВВС Вьетнама пропал во время тренировочного полета в 30–40 км от побережья провинции Нгоан. Один из двух пилотов выжил. На тот момент на вооружении находилось около 32 Су-32МК2.
Всего Казахстан заказал 24 истребителя Су-30СМ по трем контрактам. Первые четыре Су-30СМ по первому контракту на сумму 5 млрд рублей были получены в апреле 2015 года. Второй контракт на восемь самолетов был подписан в декабре 2015 года. Первые два самолета второго заказа были поставлены в декабре 2016 года, еще два - в декабре 2017 года. Третий заказ еще на 12 самолетов был утвержден в августе 2017 года, а восемь самолетов были заказаны в мае 2018 года. Последние четыре самолета второго контракта были поставлены в декабре 2018 года. По состоянию на декабрь 2018 года в эксплуатации находилось 12 Су-30СМ.
В январе 2016 года тогдашний министр обороны Армении Сейран Оганян упомянул, что Россия обсуждала возможность поставки в Армению истребителей Су-30 в ходе четырехдневной российско-армянской межправительственной комиссии по двустороннему военно-техническому сотрудничеству. В феврале 2019 года Армения заказала четыре Су-30СМ, поставки должны начаться в 2020 году. По словам министра обороны Армении Давида Тонояна, страна планирует приобрести дополнительные Су-30СМ. 27 декабря 2019 года Армения досрочно получила все четыре самолета. Самолет приземлился в аэропорту Ширак во время визита министра обороны Армении Давида Тонояна и начальника Генштаба вооруженных сил Армении Артака Давтяна. По словам министра обороны Армении Давида Тонояна, в августе 2020 года велись переговоры о приобретении новой партии истребителей Су-30СМ. В марте 2021 года премьер-министр Армении Никол Пашинян подтвердил, что Армения закупила у России истребители Су-30СМ без ракетного пакета. Эти самолеты остались неиспользованными в войне в Нагорном Карабахе 2020 года в результате покупки самолетов без ракет.
В феврале 2016 года Россия и Беларусь заключили предварительное соглашение об экспорте в Беларусь нераскрытого количества Су-30. 20 июня 2017 года в ходе международного авиасалона в Ле Бурже Беларусь подписала контракт на закупку 12 Су-30СМ по сделке на сумму 600 млн долларов США. Первоначально поставка должна была состояться в 2018 году, но западные страны вводят эмбарго на отложенную поставку компонентов: первые четыре самолета прибудут на авиабазу Барановичи в ноябре 2019 года, еще четыре должны прибыть к 2020 году, а поставки завершатся в 2021 году.
В феврале 2016 года тогдашний министр обороны Ирана Хоссейн Дехган во время своего визита в Москву объявил, что страна намерена закупить неизвестное количество истребителей Су-30СМ.
В 2021 году Россия предложила аргентинским ВВС партию из 15 истребителей МиГ-29 и еще партию из 12 истребителей Су-30, а также добивается продажи учебно- тренировочного самолета Як-130 и вертолетов Ми-17.
Данные КнААПО, Сухого, Гордона и Дэвисона, deagel.com, airforce-technology.com
Общие характеристики
Представление
Вооружение
Авионика
Связанная разработка
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки