Стилус fantasticus (или стилус phantasticus) является стиль раннего барокко.
Основа этой музыки - органные токкаты и фантазии, в частности, из произведений Клаудио Меруло (1533–1604), органиста из базилики Святого Марка в Венеции. Позже практикующим в Риме был Джироламо Фрескобальди, и его немецкий ученик Фробергер взял этот стиль с собой на север. Были постоянные потоки итальянских музыкантов на север в Баварию и Саксонию, немецких музыкантов на юг в Италию (такие как Ганс Лео Хасслер и Генрих Шютц ), а также музыкантов, которые сделали карьеру как в Австрии, так и в Италии (например, Сансес и Турини). Автор, ученый и изобретатель, настоящий эрудит эпохи барокко, Афанасий Кирхер описывает фантастический стилус в своей книге Musurgia Universalis :
Стиль связан с импровизацией, но отличается использованием коротких контрастных эпизодов и свободной формы, как и классическая фантазия.
В Австрии этот стиль практиковали знаменитый грозный виртуоз Генрих Игнац Бибер и старший Иоганн Генрих Шмельцер. В Южных Нидерландах Николаус Кемпис впервые применил этот стиль в своих « Симфониях», опубликованных между 1644 и 1649 годами в Антверпене.