Стиль Людовика XV

редактировать
Для масштабной модели см Луи Квинза (модель корабля). Овальный салон Hôtel de Soubise (ныне Archives Nationales ), Париж (1735–1740 гг.)

Стиль Людовика XV или Людовика Quinze ( / ˌ л ˙U я к æ г /, французский:  [LWI kɛz] ) это стиль архитектуры и декоративно - прикладного искусства, которые появились во время правления Людовика XV. С 1710 по 1730 год, период, известный как Регент, он был в значительной степени продолжением стиля Людовика XIV его прадеда и предшественника Людовика XIV. Примерно с 1730 по 1750 год он стал более оригинальным, декоративным и пышным, в так называемом стиле рокай, под влиянием любовницы короля, мадам де Помпадур. Это положило начало европейскому движению рококо. С 1750 года до смерти короля в 1774 году он стал более трезвым, упорядоченным и начал проявлять влияние неоклассицизма.

СОДЕРЖАНИЕ
  • 1 Архитектура
  • 2 Внутренняя отделка
  • 3 Мебель
  • 4 Живопись
  • 5 Скульптура
  • 6 Урбанизм: монументальные площади и фонтаны
  • 7 См. Также
  • 8 Примечания и цитаты
  • 9 Библиография
Архитектура

Главным архитектором короля был Жак Габриэль с 1734 по 1742 год, а затем его более известный сын Анж-Жак Габриэль до конца его правления. Его основные работы включали Ecole Militaire, ансамбль зданий с видом на площадь Людовика XV (ныне площадь Согласия ; 1761-1770) и Малый Трианон в Версале (1764). В течение правления Людовика XV, хотя интерьеры были щедро украшены, фасады постепенно становились проще, менее орнаментированными и более классическими. Фасады, спроектированные Габриэлем, были тщательно рифмованы и сбалансированы рядами окон и колонн, а на больших зданиях, таких как площадь Согласия, часто были большие аркады на уровне улицы и классические фронтоны или балюстрады на линии крыши. Орнаментальные элементы иногда включали изогнутые балконы из кованого железа с волнистыми рисунками рокайлей, похожими на украшения интерьеров рокайлями.

Религиозная архитектура того периода также была сдержанной и монументальной, и в конце правления она имела тенденцию к неоклассическому стилю. Основные примеры включают церковь Сен-Женевьев (ныне Пантеон ), построенную с 1758 по 1790 год по проекту Жака-Жермена Суффло, и церковь Сен-Филипп-дю-Руль (1765-1777) Жана Шальгрена, которая имел огромный сводчатый неф.

Дизайн интерьера

Внутреннее убранство во время правления Людовика XV разделилось на два периода; Первый особенно отличался орнаментом рокайль, скульптурными извилистыми изгибами и контр-изгибами, часто с цветочными и растительными узорами, нанесенными на панели стен, часто с медальонами в центре. Панно больших зеркал обрамляли, часто обрамленные скульптурными пальмовыми листьями или другим цветочным орнаментом. В отличие от стиля рококо орнамент обычно был сдержанным, симметричным и уравновешенным. В ранний период этого стиля дизайн часто вдохновлялся французскими версиями китайского искусства, животными, особенно обезьянами ( нижнее белье ) и арабесками, или темами, взятыми из работ художников того периода, включая Жана Берена Младшего, Ватто и Жан Одран.

После 1750 года, в ответ на излишества более раннего стиля, узоры и лепнина на внутренних стенах были белыми или бледными, более геометрическими, украшенными скульптурными гирляндами, розами и коронами и украшенными узорами, вдохновленными Древней Грецией и Римом.. Этот стиль был найден в Salon de Compagnie в Пти-Трианон, и он был предшественником стиля Людовика XVI.

  • Палата принца, Отель де Субиз (1735–1740 гг.)

  • Отель де Рохан, Кабинет певцов, с причудливыми изображениями обезьян

  • Начало внутренней лестницы Малого Трианона (1764 г.)

  • Салон компании Малого Трианона (1765 г.)

Мебель
Основная статья: Мебель Людовика XV

Кресла стиля Людовика XV по сравнению со стульями Людовика XIV отличались легкостью, удобством и гармонией линий. Исчезла поперечная опора ног, и стулья были сконструированы таким образом, чтобы можно было удобно откинуться на спинку кресла. Ноги имели изогнутую S-образную форму. В резном декоре использовались скульптурные флеретки, пальметты, морские ракушки и листва. Досье, или спинка стула, была violones, слегка изогнутым, как на скрипке. Появилось несколько новых вариантов стульев, в том числе bergere с мягкими подлокотниками, A confessional с мягкими подлокотниками; маркизы, Бержер сидение два людей, с низкой спинкой и короткими руками.

Стол консоли был стол, предназначенный для установки против стены, как правило, используется для отображения предметов искусства; он почти всегда был в стиле рокай с волнистыми изгибами, смоделированными по образу ракушек и листвы. очень извилистая, извилистая рокайль, созданная по образцу морских ракушек и листвы.

Стульчак был новый тип мебели, который впервые появился в конце царствования Людовика XIV. Это был комод на четырех S-образных ножках. Обычно он украшался позолоченным бронзовым орнаментом, но во время правления Людовика XV он также был покрыт пластинами из экзотических пород дерева разных цветов с геометрическими узорами или растительными формами. Возникла особая вариация, названная façon de Chine или «китайская мода», в которой позолоченная бронза контрастировала с черным лакированным деревом. Большое количество опытных ébénistes со всей Европы было нанято для изготовления деревянных комодов и другой мебели для короля. Среди них были Жан-Франсуа Обен, Роже Вандеркруз Лакруа, Жиль Жубер, Антуан Годро и Мартин Карлен.

Появилось множество других новых видов мебели, в том числе шифоньер, шкаф с пятью ящиками и туалетный столик, своего рода письменный стол с тремя ставнями, центральный с зеркалом.

Позже, во времена правления Людовика XV, между 1755 и 1760 годами, вкусы в мебели начали меняться. Дизайн рокай стал более сдержанным и сдержанным, а в новом дизайне мебели стало проявляться влияние античности и неоклассицизма. Комоды стали иметь более геометрические формы; украшение превратилось из рокайли в геометрические формы, гирлянды из дубовых листьев, цветов и классических мотивов. Новый тип высокого шкафа, Cartonnier, появился в период с 1760 по 1765 год. Он был вдохновлен греческой мифологией и архитектурой, с фризами, сводами, скульптурными трофеями, бронзовыми головами львов и другими классическими элементами.

  • Королевский стол в Версальском дворце (1760-1769)

  • Шкатулка для драгоценностей Дофины Марии-Антуанетты (1770)

  • Салон Людовика XV с раздельным сиденьем герцогини (Лувр)

  • Консоль Rocaille в Domaine de Villarceaux

  • Комод от Antoine Гудро в квартире дофина в Версале (1745)

  • Кресло Людовика XV с гобеленом Бове

  • Диван, музей Метрополитен, (1754–56)

  • Лакированный комод Бернарда Ван Рисамбурга, Музей Виктории и Альберта (1750-1760)

Рисование

Доминирующими предметами живописи в начале правления Людовика XV были мифология и история, такие же, как и у Людовика XIV. Позже во время правления, когда Луи начал строить новые апартаменты во дворцах Версаля и Фонтенбло, его вкусы больше обратились к пасторальным сценам и жанровой живописи. Мадам де Помпадур, любовница короля, также была одним из главных покровителей художников того времени.

Самым любимым художником короля был Франсуа Буше. Он создавал для короля произведения искусства всех мастей; религиозные картины, жанровые сцены, пейзажи, пасторали и экзотические сцены, часто представляющие собой собрания веселых и соблазнительных обнаженных людей. Поскольку другой страстью короля была охота, он написал « Охоту на леопарда» (1765 г.) и « Охоту на крокодилов» (1767 г.) для новых покоев короля в Версале. В 1767 году, ближе к концу карьеры, он был назначен первым художником короля.

Среди других известных художников были Жан Батист Удри, чьи сцены охоты украшали королевские покои в Версале и были превращены в гобелены и популярные гравюры; художники-портретисты Морис Квентин де ла Тур и Жан-Марк Наттье, создававшие портреты для королевской семьи и аристократии; и живописец Жан-Батист-Симеон Шарден.

Скульптура

Скульптурные стили Великого Сикля Людовика XIV продолжали доминировать на протяжении большей части правления Людовика XV. Мадам де Помпадур с особым энтузиазмом покровительствовала скульптуре, и многие бюсты и статуи были сделаны из нее или по ее заказу. Самыми выдающимися скульпторами раннего периода были Гийом Кусту Младший и его брат Гийом Кусту Старший, Робер Ле Лоррен и Эдме Бушардон. Бушардон создал конную статую Людовика XV в центре новой площади Людовика XV (ныне площадь Согласия ), которая была смоделирована по образцу Людовика XIV на площади Луи-ле-Гран (ныне Вандомская площадь ) Франсуа Жирардона. После смерти Бушардона статую закончил другой крупный монументалист того времени, Жан-Батист Пигаль. В более поздний период правления Людовика XV скульпторы начали уделять больше внимания лицам; лидерами этого нового стиля были Жан-Антуан Удон, известный своими бюстами прославленных писателей и государственных деятелей, и Огюстен Пажу, который сделал известные портретные бюсты естествоиспытателя Жоржа-Луи Леклерка, графа де Бюффона и мадам дю Барри. В этот период скульптура стала привлекать более широкую аудиторию благодаря репродукциям из терракоты и неглазурованного фарфора.

  • Марли Лошади на Гийом Кусту, Лувра (1739-1745)

  • Людовик XV в образе Юпитера Кусту, Лувр

  • Королева Мария Лещинская в роли Помоны в постановке Кусту, Лувр

  • Эдме Бушардон, Купидон кланяется из клуба Геркулеса, Национальная художественная галерея, Вашингтон (1744 г.)

  • Жан-Батист Пигаль, Меркурий зашнуровывает свои крылатые сандалии в Лувре (1745 г.)

  • Дизайн Эдме Бушардона для статуи короля на площади Людовика XV (разрушен)

  • Нептун, Огюстен Пажу, Музей изящных искусств, Лион (1767)

  • Мадам дю Барри, Огюстен Пажу, Лувр (1755)

Урбанизм: монументальные площади и фонтаны

В последние годы своего правления Людовик построил новую крупную площадь в центре города, Place Louis XV (ныне Place de la Concorde ), с гармоничным рядом новых зданий, спроектированных Анж-Жаком Габриэлем. Он построил другие монументальные площади в центрах Ренна и Бордо. Он также построил один монументальный фонтан в Париже, Fontaine des Quatre-Saisons, со скульптурой Эдме Бушардона ; но он был неудачно расположен на узкой улице, и хотя в нем было множество скульптур, из-за устаревшего водоснабжения Парижа он производил очень мало воды. Фонтан подвергся критике со стороны Вольтера в письме к графу де Кайлу в 1739 году, когда он еще строился:

Я не сомневаюсь, что Бушардон сделает из этого фонтана прекрасное архитектурное сооружение; но что за фонтан имеет только два крана, куда придут носильщики воды, чтобы наполнить свои ведра? В Риме не так строят фонтаны для украшения города. Нам нужно избавиться от отвратительного и убогого вкуса. Фонтаны следует строить в общественных местах и ​​смотреть со всех сторон. В огромном предместье Сен-Жермен нет ни одного общественного места ; это заставляет мою кровь закипать. Париж подобен статуе Набуходоносора, частично сделанной из золота, а частично из навоза.

Смотрите также
Примечания и цитаты
Библиография
  • Дюшер, Робер, Caractéristique des Styles, (1988), Фламмарион, Париж (на французском языке); ISBN   2-08-011539-1
  • Paris et ses fontaines de la Renaissance à nos jours, из коллекции Paris et son Patrimoine, режиссер Беатрис де Андиа, Délégué Général à l'Action artistique de la Ville de Paris, 1998.
  • Стиль Людовика XV. (2008). В Британской энциклопедии. Получено 2 мая 2008 г. из Encyclopdia Britannica Online.
Последняя правка сделана 2023-03-31 04:03:26
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте