Студеница Монастырь Манастир Студеница Манастир Студеница | |
---|---|
Панорама Студеницы (церковь Богородицы на переднем плане) | |
Место нахождения | Студеница, Кралево, Сербия |
Координаты | 43 ° 29′9.996 ″ с.ш. 20 ° 32′12.012 ″ в.д. / 43,48611000 ° с. Ш. 20,53667000 ° в. / 43.48611000; 20,53667000 Координаты : 43 ° 29′9.996 ″ с.ш. 20 ° 32′12.012 ″ в.д. / 43,48611000 ° с. Ш. 20,53667000 ° в. / 43.48611000; 20,53667000 |
Построено | 1196 |
Объект всемирного наследия ЮНЕСКО | |
Официальное название | Студеница монастырь |
Тип | Культурный |
Критерии | я, II, IV, VI |
Назначен | 1986 (10-я сессия ) |
Номер ссылки | 389 |
Государство-участник | Сербия |
Область | Европа |
Культурное наследие Сербии | |
Официальное название | Манастир Студеница |
Тип | Памятник культуры исключительной важности |
Назначен | 1979 г. |
Расположение монастыря Студеница в Сербии |
Студеница ( сербский : Манастир Студеница / Монастир Студеница), произносится [Manastir studɛ̌nit͡sa] ) является 12-го века сербский православный монастырь расположен в 39 км (24 миль) к юго - западу от Кралево и 40,9 км (25,4 миль) к востоку от Иваницы, в центре Сербия. Это один из крупнейших и богатейших сербских православных монастырей.
Стефан Неманья, основатель средневекового сербского государства, основал монастырь в 1190 году. Крепостные стены монастыря охватывают две церкви: церковь Богородицы и церковь короля, обе из которых были построены из белого мрамора. Монастырь известен своей коллекцией 13th- и четырнадцатого века в византийском стиле фресковой живописи.
Студеница была объявлена памятником культуры исключительной важности в 1979 году и находится под защитой Республики Сербия, а в 1986 году ЮНЕСКО включила монастырь Студеница в список объектов всемирного наследия с описанием:
Монастырь Студеница был основан в конце 12 века Стефаном Неманей, основателем средневекового сербского государства, вскоре после его отречения. Это самый большой и богатый из православных монастырей Сербии. Два его основных памятника, церковь Богородицы и церковь короля, построенные из белого мрамора, хранят бесценные коллекции византийской живописи 13 и 14 веков.
Монастырь Студеница, посвященный Сретению Пресвятой Богородицы, является материнской церковью всех сербских храмов. Он строился довольно долго. Первый этап работ был завершен к весне 1196 года, когда Стефан Неманья отрекся от престола и принял монашеский постриг в монастыре. Когда он позже уехал в Хиландар, его сын и преемник Стефан взял на себя заботу о Студенице. Неманья умер в Хиландаре в 1199 году. Третий сын Немани, Растко ( Святой Сава), примирившись со своими братьями Стефаном и Вуканом, перенес мощи Немани в Студеницу. Под опекой Саввы Студеница стала политическим, культурным и духовным центром средневековой Сербии. Среди других своих усилий Сава составил " Studenica Typikon ", литургическую книгу орденов, в которой он описал жизнь святого Симеона (Неманья), оставив свидетельства духовной и монашеской жизни своего времени.
Студеница пользовалась постоянной заботой со стороны членов династии Неманичей. Король Радослав пристроил к церкви великолепный притвор в 1235 году. Король Милютин построил небольшую, но красивую церковь в честь святых Иоакима и Анны.
После падения последнего из средневековых сербских государств в 1459 году турки часто нападали на монастырь. Первая из значительных реставраций повреждений произошла в 1569 году, когда были перекрашены фрески в церкви Богородицы. В начале 17 века в монастыре произошло землетрясение и пожар, исторические документы и значительная часть художественного наследия были уничтожены и навсегда утеряны.
Церковь Девы Марии является куполообразным одно- нефа базилики. В его восточном конце есть трехсторонняя апсида, в то время как протяженный нартекс обращен на запад; там же есть вестибюли с севера и юга. В 1230-х годах был добавлен большой экзонартекс. На фасадах были построены с плитами из белого мрамора; внутри церковь облицована туфом. Внешне церковь гармонично сочетает в себе два архитектурных стиля - романский и византийский. Сочетание этих двух стилей в конечном итоге привело к созданию особого архитектурного стиля, известного как школа Рашка.
К северо-западу от церкви Богородицы находится церковь святых Иоакима и Анны, известная в честь своего основателя, короля Милютина, как Королевская церковь. Церковь была построена в 1314 году в виде сжатого креста с внешней структурой восьмиугольного купола. Он построен из камня и туфа, фасады оштукатурены.
В комплекс монастыря Студеница входит церковь Святого Николая, небольшая однонефная церковь, украшенная фресками внутри с работами XII или, возможно, начала XIII веков. Между церковью Святого Николая и Царской церковью находится фундамент церкви Святого Иоанна Крестителя. К западу от церкви Богородицы находится старая каменная трапезная, построенная во времена архиепископа Саввы. Наконец, с западной стороны монастырского комплекса находится колокольня, построенная в 13 веке. Раньше внутри была часовня; сейчас здесь можно увидеть только фрагменты фресок. Остатки фресковой живописи также пронумерованы на внешней части нартекса, великолепно представляя генеалогию династии Неманичей. Очевидно, они относятся к фрескам церкви Богородицы 1208–1209 годов.
К северу от трапезной Студеницы находится монастырская резиденция 18 века, в которой сейчас находится музей и экспонируется ряд ценных экспонатов из сокровищницы Студеницы. Однако частые войны и грабежи значительно сократили запасы казны Студеницы.
Художественные достижения скульптуры Студентики достигают высшей точки в четырех порталах церкви Богородицы, в первую очередь западном, внутри между нартексом и экзонартексом. На северной стене под куполом есть окно из множества квадратных окон с медальонами, вырезанными на свинцовой доске, которые представляют восемь фантастических животных - символы добродетели Богородицы. Также есть две розетки, обозначающие Божественное Око. Каменщики приехали в Студеницу, скорее всего, из Адриатического моря, возможно, из Котора, где у Неманья был дворец. Они оставили надпись сербскими буквами на тимпане западного портала.
Церковь Богородицы была расписана в первом десятилетии 13 века. Оригинальные фрески частично сохранились в области алтаря, под куполом, на западной стене и в нижних регистрах нефа. Самым великолепным изображением является Распятие, нарисованное на синем фоне в 1209 году, одно из важнейших достижений сербского искусства. На южной стене находится «композиция основателей», на которой изображена Богородица, ведущая Неманью (Симона) с церковным образцом к Иисусу Христу в качестве беспристрастного мирового судьи. Нартекс был написан в 1569 году. Эти фрески включают изысканное изображение Страшного суда в верхних регистрах и портрет жены Немани Аны в образе монахини Анастасии.
Самая ранняя фреска в Королевской церкви знаменует собой высшее достижение византийского искусства в регионе. Фрески нартекса и парекклесий Радослава датируются 1230-ми годами и демонстрируют тесную связь со стилем росписи главной церкви. Северная часовня, посвященная Святому Николаю, содержит композицию « Хетоимасия» и цикл о жизни святого Николая. В южной часовне можно увидеть портреты Немани, Стефана Первого венценосного и короля Радослава с женой Анной. На северной стене нартекса изображены три сановника Сербской церкви - архиепископы Сава, Арсений и Сава II (брат Радослава).
Карта монастырского комплекса Студеница
Деталь церковного убранства.
Церковь Богородицы
Церковь короля
Вход Пресвятой Богородицы в храм, фреска из Королевской церкви, Студеница, 1314 г.
Вход в монастырь с декоративными скульпторами.
Каменная башня на территории монастыря
Офорт (1758 г.) в Сербском православном музее в Сентендре.