Струнный квартет № 2 представляет собой струнный квартет ре мажор, написанный Александр Бородин в 1881 году был посвящен его жена Екатерина Protopova. Некоторые ученые, такие как биограф Бородина Серж Дианин, предполагают, что квартет был подарком к 20-летнему юбилею и что у него есть программа, напоминающая о первой встрече пары в Гейдельберге. Из четырех частей наиболее известной является третья часть « Notturno ».
Бородин быстро написал струнный квартет в 1881 году, когда жил в имении своего друга, второстепенного композитора Николая Лодыженского, которое находилось в Житово, к юго-востоку от Москвы. В том же году Бородин написал симфоническую поэму « В степях Средней Азии». Премьера квартета состоялась в том или следующем году. (Внешние ссылки дают более полную историю, но противоречат дате.)
Струнный квартет состоит из четырех частей :
Первая часть написана в форме сонаты. Основная тема экспозиции начинается с такта номер один - виолончель поет лирическую мелодию в высоком регистре.
Переход начинается с такта 35 и быстро переходит в подчиненную тему (такт 44) ля мажор, доминирующую.
Подчиненная тема имеет сложную структуру, собственную трехчастную форму (a – b – a '), которая ведет к завершающей теме в такте 86 (Animato), который завершает экспозицию в такте 107. Развитие (начало в такте 108) начинается с того же материала, что и экспозиция, за исключением того, что виолончель находится в нижнем регистре, а тональность меняется с ре мажор на фа мажор. После некоторой контрапунктной работы развитие достигает доминирующей точки педали (такт 167), которая разрешается в основной тональности пьесы, ре мажор, в перепросмотре в такте 180. Перепросмотр повторяет общие очертания изложения, за исключением второстепенного. тема (такт 224) начинается ми-бемоль мажор вместо привычной ре мажор. Однако трехчастная структура подчиненной темы позволяет Бородину достичь ожидаемой ре мажор в части а 'подчиненной темы (такт 257), а завершающая тема (такт 266) завершает движение.
Первая часть иллюстрирует лирическую (а не драматическую) трактовку Бородиной сонатной формы. Весь тематический материал лирический; контрасты достигаются с помощью контрапунктного письма (как в средней части второстепенной темы, начиная с такта 57, и особенно в начале такта 65) или цветовых контрастов (например, смена клавиш - начало развития, и особенно не -традиционная тональность второстепенной темы в перепросмотре).
Вторая часть скерцо также находится в форме сонаты, а не в форме ABA, которая более обычна для движений в стиле скерцо. Следует отметить также появление скерцо как второй части в цикле сонаты, а не более привычной третьей части. Это характерно для Бородина, который использовал ту же схему движений (скерцо в качестве второй части) во Второй симфонии.
Основная тема этого движения (нисходящая гамма первой скрипки в сопровождении падающего мотива альта) напоминает одно из скерци Мендельсона.
Мотив «восходящих третей» второстепенной темы (такт 29) представляет собой инверсию падающего мотива, сопровождающего альт.
Нисходящая масштабная фигура подчиненной темы, повторяемая альтом, начиная с такта 51, напоминает основную тему. Развитие движения начинается с такта 100 и подчеркивает контрапункт в сочетании мотивов главной и второстепенной тем (такт 144). Перепросмотр (такт 192) привносит в основной тон фа (такт 221) второстепенную тему, и после кратковременного всплеска активности движение уходит прочь.
Мелодичная второстепенная тема этого движения была свободно использована в мюзикле Kismet как песня « Baubles, Bangles, amp; Beads ». Этот мюзикл получил премию Тони 1954 года.
Основная тема третьей части, пожалуй, самая известная в квартете. Взволнованная средняя часть, начинающаяся фа мажор, за которой следует серия модуляций и продолжающаяся от 47–110 тактов части, прерывает мирное настроение этой темы. После средней части канона (сначала виолончель и первая скрипка, затем две скрипки) повторяется основная тема.
Финал демонстрирует мастерство Бородина в контрапункте. Написанный в обычной сонатной форме, он открывается вступлением, которое вводит основную тему, разбитую на два элемента: диалог между двумя скрипками, на который отвечают альт и виолончель. Эти мотивы « вопрос-ответ » (один из которых, возможно, является неточной ретроградной инверсией другого) объединяются в главную тему движения (начиная с такта 20), где «ответ» сопровождает аккомпанемент, а «вопрос» создает аккомпанемент. верхний голос. Основная тема сформулирована как канон, причем альт, вторая скрипка и первая скрипка определяют тему, которая модулируется в доминанту и ведет к подчиненной теме в такте 90. В подчиненной теме сохраняется бешеный ритм основной темы, для сравнения с более расслабленной заключительной темой, основанной на мотивах второстепенной темы, в такте 177. Развитие начинается так же, как изложение с диалогом вопрос-ответ, за исключением того, что теперь вопрос находится в нижних строках, а ответ - в скрипки. После долгой контрапунктной работы (включая очаровательный эпизод «верховой езды», достойный Россини, начиная с такта 296), перепросмотр начинается с уже знакомых мотивов вопрос-ответ, на этот раз выраженных комбинированными строками (такт 371). Перепросмотр происходит, как и ожидалось (с подчиненной темой в тонической тональности, такт 459), только для того, чтобы внезапно смещаться в другую тональность к началу кода (такт 588). Но эта модуляция оказывается недолгой, и код быстро достигает долгого завершения ре-мажор.
Квартет Бородина в обоих своих воплощениях специализируется в данной работе, производить запись этого.
Эмерсон квартет также произвел хорошо известную запись в 1986 году.
Струнный квартет Эшера выпустил запись в 2018 году.
Многие части пьесы были адаптированы в бродвейском мюзикле Kismet 1953 года.
Третья часть служит партитурой к короткометражному фильму Диснея « Маленькая спичка » 2006 года.
Отрывок из пьесы, сыгранной в первом эпизоде Star Trek: Discovery.