Струнный квартет № 2 (Бородин)

редактировать

Струнный квартет № 2 представляет собой струнный квартет ре мажор, написанный Александр Бородин в 1881 году был посвящен его жена Екатерина Protopova. Некоторые ученые, такие как биограф Бородина Серж Дианин, предполагают, что квартет был подарком к 20-летнему юбилею и что у него есть программа, напоминающая о первой встрече пары в Гейдельберге. Из четырех частей наиболее известной является третья часть « Notturno ».

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 История
  • 2 Музыка
    • 2.1 Первое движение
    • 2.2 Вторая часть
    • 2.3 Третье движение
    • 2.4 Финал
  • 3 записи
  • 4 В популярной культуре
  • 5 ссылки
  • 6 Внешние ссылки

История

Бородин быстро написал струнный квартет в 1881 году, когда жил в имении своего друга, второстепенного композитора Николая Лодыженского, которое находилось в Житово, к юго-востоку от Москвы. В том же году Бородин написал симфоническую поэму « В степях Средней Азии». Премьера квартета состоялась в том или следующем году. (Внешние ссылки дают более полную историю, но противоречат дате.)

Музыка

Струнный квартет состоит из четырех частей :

  1. Allegro moderato ре мажор и тайм 2/2, 304 такта;
  2. Скерцо. Аллегро фа мажор и тайм 3/4, с 299 тактами;
  3. Notturno (Ноктюрн): Анданте ля мажор и тайм 3/4, 180 тактов;
  4. Финал: Andante - Vivace ре мажор и тайм 2/4, 671 такт.

Первая часть

Первая часть написана в форме сонаты. Основная тема экспозиции начинается с такта номер один - виолончель поет лирическую мелодию в высоком регистре.

Переход начинается с такта 35 и быстро переходит в подчиненную тему (такт 44) ля мажор, доминирующую.

Подчиненная тема имеет сложную структуру, собственную трехчастную форму (a – b – a '), которая ведет к завершающей теме в такте 86 (Animato), который завершает экспозицию в такте 107. Развитие (начало в такте 108) начинается с того же материала, что и экспозиция, за исключением того, что виолончель находится в нижнем регистре, а тональность меняется с ре мажор на фа мажор. После некоторой контрапунктной работы развитие достигает доминирующей точки педали (такт 167), которая разрешается в основной тональности пьесы, ре мажор, в перепросмотре в такте 180. Перепросмотр повторяет общие очертания изложения, за исключением второстепенного. тема (такт 224) начинается ми-бемоль мажор вместо привычной ре мажор. Однако трехчастная структура подчиненной темы позволяет Бородину достичь ожидаемой ре мажор в части а 'подчиненной темы (такт 257), а завершающая тема (такт 266) завершает движение.

Первая часть иллюстрирует лирическую (а не драматическую) трактовку Бородиной сонатной формы. Весь тематический материал лирический; контрасты достигаются с помощью контрапунктного письма (как в средней части второстепенной темы, начиная с такта 57, и особенно в начале такта 65) или цветовых контрастов (например, смена клавиш - начало развития, и особенно не -традиционная тональность второстепенной темы в перепросмотре).

1-я тема (виолончель)
 \ relative c '{\ clef bass \ key d \ major \ time 2/2 \ tempo quot;Allegro moderatoquot; 2 = 84 \ set Staff.midiInstrument = quot;celloquot; r4 \ p fis (a) fis8 e d4 (fis) cis (fis) b, (fis ') b, ab cis \ times 2/3 {d - (e-- fis--)} fis}
2-я тема, часть А (1-я скрипка)
 \ relative c '' {\ key d \ major \ time 2/2 \ set Score.tempoHideNote = ## t \ tempo 2 = 84 \ set Staff.midiInstrument = quot;violinquot; \ set Score.currentBarNumber = # 44 \ bar quot; quot;fis4 (_ \ markup \ italicquot; cantabile quot;b) ~ b8 a16 (b a8 [gis]) fis8 (gis16 a gis8 [fis]) cis2 d8. (e16 fis4) ~ fis8 e16 (fis e8 [d]) cis2 -gt; гис}
2-я тема, часть B (1-я скрипка и виолончель)
 \ relative c '' {\ key d \ major \ time 2/2 \ set Score.tempoHideNote = ## t \ tempo 2 = 84 \ set Staff.midiInstrument = quot;violinquot; \ override Hairpin # 'to-barline = ## f \ partial 4 cis8. \ p cis16 | \ Once \ override Score.BarNumber # 'break-visibility = ## (# f #t #t) \ set Score.currentBarNumber = # 57 \ bar quot;|quot; fis4 -gt; \gt; (d) цис -. (b -.) \! | fis8. \ lt;gis16 a2 gis4 -gt; \ fz \gt; (| a2.) \! gis4 -gt; \ fz \gt; (| a2.) \! }
3-я тема
 \ new StaffGroup lt;lt; \ new Staff {\ relative c '' '{\ key d \ major \ clef treble \ set Staff.midiInstrument = quot;violinquot; \ tempo quot;Animatoquot; 2 = 104 \ set Score.currentBarNumber = # 86 \ bar quot;quot; \ time 2/2 a'2.-gt; \ f cis, 4-gt; | цис2.-gt; фис, 4-gt; | fis2 -gt; (e4) cis '-gt; | cis2.-gt;}} \ new Staff {\ relative c '' {\ key d \ major \ clef treble \ set Staff.midiInstrument = quot;violinquot; lt;cis a 'gt; 2.-gt; \ f q4-gt; | q2.-gt; a4-gt; | lt;gis d 'gt; 2.-gt; lt;d' egt; 4-gt; | lt;cis a 'gt; 2. }} \ new Staff {\ relative c '' {\ key d \ major \ clef alto \ set Staff.midiInstrument = quot;violinquot; a4 -gt; (\ f gis8 g fis4) f-gt; | e -gt; (dis8 d cis4) c-gt; | б -gt; (де) гис-gt; | a2.-gt;}} \ new Staff {\ relative c {\ key d \ major \ clef bass \ set Staff.midiInstrument = quot;celloquot; e, 1 \ f ~ | е | е | lt;e cis 'a'gt; 4-gt; s2}} gt;gt;

Вторая часть

Вторая часть скерцо также находится в форме сонаты, а не в форме ABA, которая более обычна для движений в стиле скерцо. Следует отметить также появление скерцо как второй части в цикле сонаты, а не более привычной третьей части. Это характерно для Бородина, который использовал ту же схему движений (скерцо в качестве второй части) во Второй симфонии.

Основная тема этого движения (нисходящая гамма первой скрипки в сопровождении падающего мотива альта) напоминает одно из скерци Мендельсона.

 \ relative c '' {\ key f \ major \ time 3/4 \ set Timing.beamExceptions = # '() \ set Score.tempoHideNote = ## t \ tempo 4 = 240 f8 -gt; (edcdc) f -gt; ( edcdc) a '-gt; (gfefe) a -gt; (gfefe) d' -gt; (c) c (afa) bes -gt; (a) a (fdf) a -gt; (g) g (ece) f -gt; ( г) c (dcd)}

Мотив «восходящих третей» второстепенной темы (такт 29) представляет собой инверсию падающего мотива, сопровождающего альт.

 \ relative c '{\ key f \ major \ time 3/4 \ set Timing.beamExceptions = #' () \ set Score.tempoHideNote = ## t \ tempo 4 = 160 lt;fagt; 4 (lt;bdgt; 2) lt; fagt; 4 (lt;bdgt; 2) lt;gbgt; 4 (lt;cegt; 4.) lt;e, ggt; 8 (lt;acgt; 4 lt;gbgt; 8 lt;acgt; lt;gbgt; lt;fagt;)}

Нисходящая масштабная фигура подчиненной темы, повторяемая альтом, начиная с такта 51, напоминает основную тему. Развитие движения начинается с такта 100 и подчеркивает контрапункт в сочетании мотивов главной и второстепенной тем (такт 144). Перепросмотр (такт 192) привносит в основной тон фа (такт 221) второстепенную тему, и после кратковременного всплеска активности движение уходит прочь.

Мелодичная второстепенная тема этого движения была свободно использована в мюзикле Kismet как песня « Baubles, Bangles, amp; Beads ». Этот мюзикл получил премию Тони 1954 года.

Третье движение

Основная тема третьей части, пожалуй, самая известная в квартете. Взволнованная средняя часть, начинающаяся фа мажор, за которой следует серия модуляций и продолжающаяся от 47–110 тактов части, прерывает мирное настроение этой темы. После средней части канона (сначала виолончель и первая скрипка, затем две скрипки) повторяется основная тема.

Финал

Финал демонстрирует мастерство Бородина в контрапункте. Написанный в обычной сонатной форме, он открывается вступлением, которое вводит основную тему, разбитую на два элемента: диалог между двумя скрипками, на который отвечают альт и виолончель. Эти мотивы « вопрос-ответ » (один из которых, возможно, является неточной ретроградной инверсией другого) объединяются в главную тему движения (начиная с такта 20), где «ответ» сопровождает аккомпанемент, а «вопрос» создает аккомпанемент. верхний голос. Основная тема сформулирована как канон, причем альт, вторая скрипка и первая скрипка определяют тему, которая модулируется в доминанту и ведет к подчиненной теме в такте 90. В подчиненной теме сохраняется бешеный ритм основной темы, для сравнения с более расслабленной заключительной темой, основанной на мотивах второстепенной темы, в такте 177. Развитие начинается так же, как изложение с диалогом вопрос-ответ, за исключением того, что теперь вопрос находится в нижних строках, а ответ - в скрипки. После долгой контрапунктной работы (включая очаровательный эпизод «верховой езды», достойный Россини, начиная с такта 296), перепросмотр начинается с уже знакомых мотивов вопрос-ответ, на этот раз выраженных комбинированными строками (такт 371). Перепросмотр происходит, как и ожидалось (с подчиненной темой в тонической тональности, такт 459), только для того, чтобы внезапно смещаться в другую тональность к началу кода (такт 588). Но эта модуляция оказывается недолгой, и код быстро достигает долгого завершения ре-мажор.

Записи

Квартет Бородина в обоих своих воплощениях специализируется в данной работе, производить запись этого.

Эмерсон квартет также произвел хорошо известную запись в 1986 году.

Струнный квартет Эшера выпустил запись в 2018 году.

В популярной культуре

Многие части пьесы были адаптированы в бродвейском мюзикле Kismet 1953 года.

Третья часть служит партитурой к короткометражному фильму Диснея « Маленькая спичка » 2006 года.

Отрывок из пьесы, сыгранной в первом эпизоде Star Trek: Discovery.

использованная литература

внешние ссылки

Последняя правка сделана 2023-04-17 01:43:36
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте