Прямой джаз относится к джазовой музыке, которая избегает влияния рок-музыки, которая начала проявляться в джазе в конце 1960-х годов. Вместо этого производительность зависит от ходячих басов и раскачивающейся езды. AllMusic описывает, как, по мнению пуристов, джаз-фьюжн не был «настоящим» джазом, а прямолинейный джаз стал описывать музыку, в которой не использовались инновации фьюжн, такие как рок-биты и электрические инструменты. Таннер, Джероу и Мегилл прослеживают эстетику «прямолинейности» до эпохи хард-бопа, после которой некоторые музыканты продолжали руководствоваться джазовой традицией, когда сталкивались с новшествами, раздвигающими границы.
К 1980 году Wynton Marsalis стал широко ассоциироваться с концепцией прямолинейного движения.