Теория каменной ленты - это предположение о том, что призраки и привидения аналогичны магнитофонным записям, и что ментальные впечатления во время эмоциональных или травмирующих событий можно проецировать в форме энергии, «записывать» на камни и другие предметы и «воспроизводить» при определенных условиях.. Эта идея черпает вдохновение и имеет сходство со взглядами интеллектуалов 19 века и исследователей экстрасенсов, таких как Чарльз Бэббидж, Элеонора Сиджвик и Эдмунд Герни. В то время эта концепция была популяризирована рождественским рассказом о привидениях 1972 года под названием The Stone Tape, созданным BBC.. По популярности пьесы, идея и термин «камень лента» были ретроспективно и неаккуратно отнести к британскому археологу оказался парапсихолог Т. К. Летбридж, которые считали, что призраки не были духами умерших, но были просто неинтерактивные записи, похожие на фильм.
Идея о том, что элементы окружающей среды способны хранить следы человеческих мыслей или эмоций, была предложена многими учеными и философами 19-го века как попытка дать естественные объяснения сверхъестественным явлениям. В 1837 году эрудит Чарльз Бэббидж опубликовал труд по естественному богословию под названием « Девятый трактат Бриджуотер». Бэббидж предположил, что произнесенные слова оставляют неизгладимые впечатления в воздухе, даже если со временем они становятся неслышными. Он предположил, что это возможно за счет передачи движения между частицами.
«Теория каменной ленты» также могла быть получена из концепции «памяти места». В первые дни существования Общества психических исследований память о месте считалась объяснением призрачных привидений, по-видимому, связанных с определенными местами. В конце 19-го века два исследователя, участвовавшие в SPR, Эдмунд Герни и Элеонора Сиджвик, представили свои взгляды на определенные здания или материалы, способные хранить записи о прошлых событиях, которые впоследствии могут быть воспроизведены одаренными людьми.
Еще одна идея 19-го века, связанная с «теорией каменной ленты», - это психометрия - вера в то, что можно получить знания об истории, связанной с объектом, через физический контакт с ним.
В 20-м веке идея о том, что объекты могут сохранять и воспроизводить прошлые события, была вновь представлена в 1939 и 1940 годах тогдашним президентом SPR Х. Х. Прайсом. Прайс размышлял о «психическом эфире» как о промежуточном средстве между духовной и физической реальностью, которое может позволить объектам нести в памяти следы эмоций или переживаний из прошлого. В своих работах он утверждал, что существование таких следов должно быть доказано с помощью научных методов и что они пока остаются недоказанными гипотезами.
Следуя идеям Прайса, археолог, ставший исследователем паранормальных явлений, Т. К. Летбридж, утверждал, что прошлые события могут храниться в объектах благодаря полям энергии, которые, как он полагал, окружают ручьи, леса или горы. Его книга 1961 года « Призрак и вурдалак» популяризировала эти идеи, которые якобы могли вдохновить создателей пьесы BBC «Каменная лента» 1972 года.
В своей книге « Как думать о странных вещах: критическое мышление для новой эры» авторы Теодор Шик и Льюис Вон отвергли эту идею как иррациональное утверждение, заявив: «Проблема в том, что мы не знаем механизма, который мог бы записать такую информацию в камень или воспроизвести. Куски камня просто не обладают такими же свойствами, как катушки с лентой ". Шэрон Хилл, преподаватель естественных наук и геолог, утверждает, что «теория каменной ленты» - термин, вводящий в заблуждение, поскольку он предполагает охватить структуру, достоверность и объяснительную силу или научную теорию, в то время как в действительности это предположение, которому не хватает физической основы. По ее словам, это попытка представить псевдонаучное утверждение в, казалось бы, научном стиле. Хилл также подозревает, что «ядром идеи каменной ленты» является психометрия, которую критикуют за то, что она является формой холодного чтения, а не необъяснимым сверхъестественным явлением.