Стивен Самуэль Уайз

редактировать
Чтобы узнать о других людях по имени Стивен Уайз, см. Стивен Уайз (значения).

Стивен Самуэль Уайз
Стивен Сэмюэл Уайз.jpg
Родился Стивен Самуэль Вайс ( 1874-03-17)17 марта 1874 г. Будапешт, Венгрия
Умер 19 апреля 1949 г. (1949-04-19)(75 лет) Нью-Йорк, Нью-Йорк, США
Образование Колумбийский университет (бакалавр, доктор философии)
Занятие Раввин, писатель
Супруг (а) Луиза Уотерман Мудрая
Дети Жюстин В. Польер, Джеймс В. Уайз

Стивен Самуэль Уайз (17 марта 1874-19 апреля 1949) был американским реформаторским раввином начала 20-го века и сионистским лидером в прогрессивную эру. Родился в Будапеште, он был младенцем, когда его семья иммигрировала в Нью-Йорк. Он последовал за своим отцом и дедом и стал раввином, служа в Нью-Йорке и Портленде, штат Орегон. Уайз также был одним из основателей NAACP.

СОДЕРЖАНИЕ
  • 1 Ранняя жизнь
    • 1.1 Образование
  • 2 Карьера
    • 2.1 Дружба с Эйнштейном
    • 2.2 Взгляды на Джерома Дэвиса
    • 2.3 Общественные и благотворительные учреждения
  • 3 Работы
  • 4 Критика
  • 5 Личная жизнь
  • 6 См. Также
  • 7 ссылки
  • 8 Дальнейшее чтение
  • 9 Внешние ссылки
Ранние годы

Уайз родился 17 марта 1874 года в Будапеште в Австро-Венгерской империи, в семье раввинов и их жен. Его дед, Йозеф Хирш Вайс, был раввином небольшого городка недалеко от Будапешта. Его отец, Аарон Уайз, получил степень доктора философии и рукоположение в Европе. Дед Wise по материнской линии, Морик Фишер де Фаркашази, создал компанию Herend Porcelain Company. Когда отец Уайза пытался объединить компанию в профсоюзы, Морик дал семье билеты в один конец до Нью-Йорка. Когда они иммигрировали, Уайз был младенцем, и его отец Аарон Уайз стал раввином конгрегации Бейт Исраэль Аншей Эмес в Бруклине, штат Нью-Йорк.

Его отец стал раввином Родефа Шолома, консервативной общины богатых немецких евреев на Манхэттене.

Образование

Мудрый посещал местные государственные школы. Он получил высшее образование в Колледже города Нью-Йорка, Колумбийском колледже (BA 1892) и Колумбийском университете (PhD 1901). Позже он изучал раввинов у раввинов Ричарда Готтейла, Александра Кохута, Герсони, Иоффе и Марголиса. В 1933 году Уайз получил почетную степень магистра права от колледжа Бейтса.

Карьера

В 1893 году Уайз был назначен помощником раввина конгрегации Бнай Йешурун, Манхэттен; его старшим раввином был Генри С. Джейкобс. Позже в том же году Уайз стал старшим раввином той же общины.

В 1900 году он был призван раввином в Конгрегацию Бет Исраэль в Портленде, штат Орегон. Типичный активистов прогрессивной эры, он атаковал «многие социальные и политические недуги современной Америки». В 1906 году, касаясь другого назначения раввином, Уайз резко отошел от устоявшегося реформистского движения в вопросе «должна ли кафедра быть свободной или же кафедра не должна быть свободной, и, по причине потери свободы, вернуть свое право». сила добра »; в 1907 году он основал свою Свободную синагогу, положив начало движению «Свободная синагога».

Уайз был одним из первых сторонников сионизма. Его поддержка и приверженность политическому сионизму были нетипичны для реформистского иудаизма, который исторически был несионистским с момента принятия Питтсбургской платформы в 1885 году. Он был основателем Нью-Йоркской федерации сионистских обществ в 1897 году, которая возглавила образование Национальной Федерации американских сионистов (FAZ), предшественницы Сионистской организации Америки. На Втором сионистском конгрессе ( Базель, 1898 г.) Уайз был делегатом и секретарем по английскому языку. Уайз был почетным секретарем FAZ в тесном сотрудничестве с Теодором Герцлем до смерти последнего в 1904 году.

В 1915 году Уайз был одним из основателей Американского комитета по армянским зверствам, который позже стал Ближневосточным фондом помощи. Историк Клэр Мурадян заявляет, что его деятельность на протяжении более тридцати лет (от резни в Хамидиане до создания Турецкой Республики) «свидетельствует о постоянной заботе о повышении осведомленности в пользу армян, судьба которых, казалось, была предчувствием того, что может ожидаться. Евреи в Европе ».

Вместе с судьей Верховного суда США Луи Брандейсом, Феликсом Франкфуртером и другими Уайз заложил основу для демократически избранной общенациональной организации «горячо сионистских» евреев, «представляющей евреев как группу, а не как отдельные лица». В 1917 году он участвовал в попытке убедить президента Вудро Вильсона одобрить декларацию Бальфура в поддержку еврейского поселения в подмандатной Палестине. В 1918 году, после национальных выборов, эта еврейская община созвала первый Американский еврейский конгресс в историческом зале Независимости Филадельфии.

В декабре 1925 года Уайз произнес проповедь об Иисусе-евреи, вызвав бурю негодования, кульминацией которой стал осуждающий его эдикт Агудат Харабоним (Союз ортодоксальных раввинов).

В 1938 году, будучи президентом Американского еврейского конгресса, Уайз сказал, что принятие предложения Аляски в отчете Слэттери создаст «неправильное и болезненное впечатление... что евреи захватывают какую-то часть страны для поселения».

Дружба с Эйнштейном

Альберт Эйнштейн нашел смесь просвещенных взглядов и приверженности сионизму Уайза наиболее приятной, и они подружились, когда Эйнштейн переехал в США. Отдавая дань уважения Уайзу к его 60-летию, Эйнштейн сказал: «Больше всего в нем я восхищаюсь его смелой деятельностью по укреплению самоуважения еврейского народа в сочетании с глубокой терпимостью и глубоким пониманием всего человеческого».

Взгляды на Джерома Дэвиса

Во время суда над социологом Джеромом Дэвисом Уайз заявил, основываясь на более чем 30-летнем знакомстве, что Дэвис «никогда, никогда» не симпатизировал коммунизму.

Общественные и благотворительные учреждения

В 1902 году Уайз исполнял обязанности первого вице-президента Конференции благотворительных организаций и исправительных учреждений штата Орегон. В 1903 году он был назначен комиссаром по делам детского труда штата Орегон и основал Народный форум Орегона. Эти действия инициировали пожизненную приверженность социальной справедливости, проистекающую из его объятий еврейского эквивалента движения социального евангелия в христианстве.

В своей книге «История евреев в Америке» историк Ховард Сачар писал: «В 1914 году почетный профессор Колумбийского университета Джоэл Спингарн стал председателем NAACP и набрал в его правление таких еврейских лидеров, как Якоб Шифф, Якоб Билликопф и раввин Стивен Уайз».

Уайз и его сын во время Первой мировой войны работали разнорабочими на верфях компании Luder Marine Construction Company, Стэмфорд, Коннектикут. Стивен Уайз во время визита в Кирьят-Анавим, Палестина, 1935 г. Еврейская активистка Луиза Уотерман Уайз, выступая на конференции Всемирного еврейского конгресса 1944 года, президентом которой был ее муж, в Атлантик-Сити.

В 1922 году Уайз основал Еврейский институт религии, образовательный центр в Нью-Йорке, чтобы обучать раввинов реформистскому иудаизму. Через год после его смерти он был объединен с Еврейским союзным колледжем. В 1922 году Уайз вместе с Джулианом Маком был одним из попечителей-учредителей Палестинских фондов пожертвований.

Когда первоначально была создана Федерация американских сионистов (FAZ), Уайз был назначен секретарем. После того, как организация преобразовалась в Сионистскую организацию Америки, раввин Уайз при жизни занимал должности президента и вице-президента.

Уайз был близким другом президента Франклина Д. Рузвельта, который обратился к Уайзу за советом по вопросам, касающимся еврейской общины в Соединенных Штатах. Кроме того, Уайз был связным лицом с предыдущим президентом Вильсоном.

На Национальном съезде Демократической партии 1924 года он был делегатом от Нью-Йорка; при открытии шестой сессии 28 июня 1924 г. он произнес призыв. Во время кампании 1928 года Уайз был видным сторонником демократа Эла Смита.

В 1925 году Уайз стал председателем Керен Хайесод, продолжая при этом попытки привести движение за реформы к просионистской позиции. С приходом к власти режима Адольфа Гитлера Уайз занял позицию, согласно которой общественное мнение в Соединенных Штатах и ​​других странах следует сплотить против нацистов. Он использовал свое влияние на президента Рузвельта как в этой области, так и в сионистском вопросе.

В 1933 году, будучи почетным президентом Американского еврейского конгресса, Уайз возглавил усилия по еврейскому бойкоту Германии. Он заявил: «Время благоразумия и осторожности прошло. Мы должны говорить, как мужчины. Как мы можем просить наших друзей-христиан возвысить голос в знак протеста против несправедливости, причиненной евреям, если мы будем хранить молчание? случится завтра в любой другой стране на земле, если ее не оспаривают и не упрекают. Нападениям подвергаются не немецкие евреи. Это евреи ". Призванный Wise выразить протест правительству Германии, госсекретарь США Корделл Халл сделал мягкое заявление американскому послу в Берлине, в котором пожаловался, что «несчастные инциденты действительно имели место, и весь мир присоединяется к их сожалению».

Уайз, наряду с Лео Моцкиным и Наумом Гольдманом, поддержал создание в августе 1936 года Всемирного еврейского конгресса с целью создания более широкого представительного органа для борьбы с нацизмом. Уайз был президентом-основателем Всемирного еврейского конгресса до своей смерти в 1949 году. Его сменил его друг Наум Гольдманн.

24 ноября 1942 года, после того, как заместитель госсекретаря США Самнер Уэллс сообщил об этом, Уайз провел пресс-конференцию в Вашингтоне, округ Колумбия, и объявил, что нацисты разработали план истребления всех европейских евреев и уже убили 2 миллиона человек. ; это не попало на первые полосы новостей. Информация была основана на Ригнеру Телеграмма, сообщение, отправленное Мудрого в августе 1942 Герхартом М Ригнеру, то представитель Всемирного еврейского конгресса в Женеве, информируя союзников о планах так называемого « окончательного решения по еврейскому вопросу " в первый раз. Вместе с Наумом Гольдманном Wise телеграммой распространила информацию о продолжающемся геноциде в Швецию и другие страны.

Уайз был ярым противником планов создания еврейской общины в Суринаме. В письме к эмиссару Керен Хайесод Иде Сильверман он написал: «Я лично считаю, что Стейнберга нужно линчевать, повесить и четвертовать, если это сделает его оплакиваемую кончину более верной». Исаак Нахман Штайнберг был соучредителем Лиги Фриленда, территориалистской организации, которая вела переговоры с правительством Суринама.

В годы войны Уайз был избран сопредседателем Американского сионистского чрезвычайного совета, предшественника Американско-израильского комитета по связям с общественностью.

Работает

Уайз перевел «Улучшение нравственных качеств», этический трактат XI века Соломона ибн Габироля (Нью-Йорк, 1902 г.) с оригинального арабского языка, и, среди других работ, написал «Кафедру Бет Исраэль». Его пригласили читать ежегодную лекцию памяти Чарльза П. Стейнмеца в Юнион-колледже в 1944 году.

Критика

Дэвид Кранцлер критиковал Wise за то, что он якобы не признал Холокост до вступления Америки во Вторую мировую войну, отклонил ранние сообщения об окончательном решении как пропаганду и препятствовал усилиям по спасению.

В своей книге « Обвиняют жертв холокоста» Моше Шонфельд утверждает, что Уайз препятствовал отправке продуктовых посылок от американских евреев в оккупированную Германией Польшу, опасаясь, что это будет истолковано союзниками как помощь врагу. Это утверждение было сделано также историком Саулом Фридлендером, который пишет: «Весной 1941 года раввин Уайз решил наложить полное эмбарго на всю помощь, отправляемую евреям в оккупированных странах, в соответствии с экономическим бойкотом правительства США. Державы Оси (в соответствии с которыми каждая посылка с продуктами рассматривалась как прямая или косвенная помощь врагу)... Представителям Всемирного еврейского конгресса в Европе был дан строгий приказ остановить любую отправку посылок в гетто, несмотря на то, что эти посылки обычно доставлялись в пункт назначения, в Еврейскую ассоциацию самопомощи в Варшаве. «Все эти операции с Польшей и через нее должны быть немедленно прекращены, - Мудрый телеграфировал делегатам Конгресса в Лондон и Женеву», и сразу по-английски означает СРАЗУ, не в будущем ».

В своей книге «Гонка против смерти: Питер Бергсон, Америка и Холокост» авторы Дэвид Вайман и Рафаэль Медофф далее утверждают, что Уайз продемонстрировал отсутствие лидерства, что препятствовало попыткам спасения Холокоста другими (в основном, Группой Бергсона ).

Уайз также пытался предотвратить показ и трансляцию конкурса « Мы никогда не умрем », целью которого было привлечь внимание к тяжелому положению евреев в Европе.

Личная жизнь
Мавзолей раввина Стивена Уайза на кладбище Вестчестер-Хиллз

Мудрый женился на Луизе Уотерман. У пары было двое детей: писатель Джеймс Уайз (род. 1901); и судья Жюстин Уайз Польер (1903–1987 годы).

Уайз умер 19 апреля 1949 года в Нью-Йорке в возрасте 75 лет. Он похоронен в безымянном мавзолее на кладбище Вестчестер-Хиллз, расположенном в Гастингс-он-Гудзон, Нью-Йорк.

Stephen Wise Free Синагога, которую он основал в 1907 году и служил раввином до его смерти, был назван в честь него, как Стивен С. Вайс Храм в Лос - Анджелесе, который был основан рабби Исайя Зельдин в 1964. улице имени его в Иерусалиме рядом с Музеем Израиля, а другие в Хайфе, Ришон ле-Ционе и Петах-Тикве.

Смотрите также
использованная литература
дальнейшее чтение
  • Рафаэль Медофф (1 сентября 2019 г.). Евреи должны молчать: Франклин Д. Рузвельт, раввин Стивен С. Уайз и Холокост. U of Nebraska Press. ISBN   978-0-8276-1470-3.
внешние ссылки
Последняя правка сделана 2024-01-08 05:21:42
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте