Степан Макаров

редактировать
Степан Осипович Макаров
No-nb bldsa 1c030 Степан Осиповиц Макаров.jpg Адмирал Степан Макаров, в Национальной библиотеке Норвегии
Родился 8 января 1849 г. [ OS 27 декабря 1848 г.] Николаев, Херсонская губерния, Российская империя (ныне Николаев, Николаевская область, Украина )
Умер 13 апреля [ OS 31 марта] 1904 г. (54 года) недалеко от Порт-Артура, Китай
Верность   Российская империя
Сервис / филиал   Императорский флот России
Годы службы 1863–1904 гг.
Классифицировать Вице-адмирал
Команды проведены Тихоокеанский флот России
Битвы / войны Русско-турецкая война (1877–1878) Русско-японская война  
Награды Орден Святого Георгия

Степан Осипович Макаров ( русский : Степа́н О́сипович Мака́ров, украинский : Макаров Степан Осипович ; 8 января 1849 [ OS 27 декабря 1848] - 13 апреля [ OS 31 марта] 1904), русский вице-адмирал, командующий Императорским Российским флотом, океанограф, академик РАН, автор нескольких книг. Он был пионером теории непогружаемости (концепции противодействия затоплению для стабилизации поврежденного корабля) и разработчиком семафорного алфавита на основе кириллицы. Сторонник использования ледоколов, он руководил постройкой первого в истории полярного ледокола. Макаров также спроектировал несколько кораблей.

Макаров участвовал в русско-турецкой войне (1877–1878) в качестве капитана и приказал провести первую успешную атаку самоходной торпедой. Он снова служил в русско-японской войне в качестве вице-адмирала и был назначен на оборону Порт-Артура, где был провозглашен компетентным и агрессивным командиром. 13 апреля 1904 года Макаров повел свою флотилию на помощь эсминцу, попавшему в засаду японцев. Макаров погиб в последующем бою, когда его флагманский корабль « Петропавловск» подорвался на морской мине, и магазин корабля взорвался. Японские водолазы нашли тело Макарова после войны и похоронили его в море, а в знак доброй воли японские офицеры возглавили похороны Макарова в Порт-Артуре. В 1946 году в его честь город Ширитору на острове Сахалин был переименован в Макаров.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Ранняя жизнь
  • 2 Русско-турецкая война
  • 3 Военно-морской новатор
  • 4 ледокола на озере Байкал
  • 5 Русско-японская война
  • 6 памятников
  • 7 Примечания
  • 8 ссылки
  • 9 Внешние ссылки

Ранний период жизни

Место рождения Макарова в Николаеве

Степан Макаров родился в Николаеве (ныне Николаев, Украина ) в семье прапорщиков флота (прапорщик по Адмиралтейству, вспомогательный офицер). Его семья переехала в Николаевск-на-Амуре на Тихоокеанское побережье России в 1858 году, и Макаров учился там в школе. В 1863 году он вступил в императорскую ВМФ России, где он служил в качестве курсанта на борту клипера из российского Тихоокеанского флота. В 1866 году он принял участие в рейсе корвета Аскольд  [ р ] от Владивостока до Кронштадта через на мысе Доброй Надежды. Между 1867 и 1876 г. Макаров служил в Балтийском флоте в качестве капитана флага под командованием адмирала Андрея Попова. В 1876 ​​г. переведен на Черноморский флот.

В 1870 году Макаров изобрел конструкцию противоударного мата для заделки отверстий в корпусе корабля. Изобретение было представлено на Всемирной выставке в Вене 1873 года, которую Макаров посетил.

Русско-турецкая война

Макаров был удостоен высоких наград за службу в качестве капитана русского тендера торпедных катеров « Великий Князь Константин» в русско-турецкой войне 1877–1878 годов. Он был одним из первых, чтобы принять идею использования флотилий из торпедных катеров и имел боевой опыт в качестве командира торпедных катеров. 14 января 1878 года он запустил торпеды с лодки (которая сама была спущена на воду с тендера), потопив судно Османского флота « Интибах» в Батуми. Это была первая в мире успешная атака с использованием самоходной торпеды «Уайтхед».

С 1879 по 1880 год Макаров входил в состав морского контингента во время русского завоевания Средней Азии. 1 января 1881 года он был произведен в капитаны 1 ранга.

Военно-морской новатор

Ледокол Ермак

В течение следующих двух десятилетий Макаров специализировался на военно-морских исследованиях, опубликовав более пятидесяти статей по океанографии и военно-морской тактике. В качестве капитана корвета « Витязь» Макаров руководил кругосветной океанографической экспедицией с 1886 по 1889 год. Макаров был произведен в контр-адмиралы в 1890 году, став самым молодым человеком в истории российского флота, достигшим такой должности. С 1890 по 1894 год Макаров служил главным инспектором военно-морского ордонанса, за это время он изобрел «шапку Макарова», бронебойный снаряд, конструкция которого вскоре была скопирована всеми военно-морскими силами. С 1894 по 1895 год Макаров был командиром Средиземноморской эскадры. С 1895 по 1896 год Макаров руководил военно-морской подготовкой. Он стал вице-адмиралом в 1896 году и начал заниматься проектированием новых военных кораблей, особенно ледоколов, необходимых для создания северного морского пути между Европой и Восточной Азией. Макаров возглавил экспедицию по обследованию устьев рек Оби и Енисея в 1897 году. В рамках своих исследований ледокольных методов Макаров посетил Великие озера Северной Америки в 1898 году, чтобы изучить методы, используемые железнодорожными перегонами зимой. Он предложил первый в мире полярный ледокол « Ермак», руководил его строительством и командовал им в его первом плавании в 1899 году. В 1899 году Макаров также был назначен командующим и военным губернатором Кронштадта в январе 1900 года. В 1901 году Макаров командовал Ермаком в Арктике. экспедиция по обследованию побережий Новой Земли и Земли Франца-Иосифа.

Ледоколы на Байкале

СС Байкал в строю на Байкале

Макаров также спроектировал два ледокольных парохода, соединяющих Транссибирскую магистраль через озеро Байкал : железнодорожный паром SS  Baikal, построенный в 1897 году, и пассажирский и грузовой пароход SS  Angara, построенный примерно в 1900 году, на основе его исследования подобных судов на Великой Северной Америке. Озера.

Армстронг Уитворт в Ньюкасл-апон-Тайн, Англия, построил корабли в виде комплектов и отправил их в Листвянку на Байкале для повторной сборки. Их котлы, двигатели и некоторые другие комплектующие были построены в Санкт-Петербурге. Байкал имел 15 котлов, четыре воронки, имел длину 64 метра (210 футов) и мог перевозить 24 железнодорожных вагона и один локомотив на своей средней палубе. Ангара поменьше, с двумя воронками.

Байкал был сожжен и разрушен во время Гражданской войны в России. Ангара сохранилась, была отреставрирована и постоянно пришвартована в Иркутске, где она служит офисом и музеем.

Русско-японская война

После внезапной атаки Императорского флота Японии на Порт-Артур 9 февраля 1904 года адмирал Макаров был послан командовать боевым флотом Императорского российского флота, дислоцированным там 24 февраля, и назначил линкор « Петропавловск» своим флагманом. Его руководство сильно отличалось от любого другого российского военно-морского офицера во время этой войны, предлагая разнообразие, агрессию и способность «внушать доверие своим подчиненным».

Приняв командование в начале 1904 года, Макаров значительно усилил активность русских эскадрилий, а также общую оборону Порт-Артура. До тех пор русский флот в основном существовал только как существующий флот. Под руководством Макарова «русские эскадры выходили в море почти каждый день, постоянно находясь в движении и следя за тем, чтобы их никогда не застали врасплох вне защиты береговых батарей Порт-Артура.

В отличие от своих предшественников, Макаров стремился вступить в бой с японцами и держал свои корабли в боевом порядке на рейде Порт-Артура. Когда в марте японские крейсеры обстреляли Порт-Артур из Желтого моря, его крейсеры открыли ответный огонь с такой интенсивностью, что японские корабли были вынуждены отойти. В том же месяце японские военно-морские силы попытались закрыть вход в порт, потопив несколько старых пароходов в качестве блокираторов в проливе гавани. Русские крейсеры, которым было поручено охранять вход, преследовали сопровождающие японские военные корабли и быстро обращали их в бегство.

Памятник Степану Макарову в Кронштадте (2008 г.)

13 апреля 1904 года русский эсминец « Страсны», возвращаясь из дозора, попытался повторно войти в устье Порт-Артура, но был перехвачен японскими эсминцами. Между противостоящими эсминцами началось сражение, и, когда его заметил Макаров, он немедленно послал крейсер « Баян» на помощь Страшны, в то время как он повел три линкора, четыре крейсера и группу эсминцев в Желтое море, чтобы сражаться с окружающими вражескими военными кораблями. японского адмирала Хейхатиро Того. Выбегая из гавани, Макаров не проверил наличие мин, но приказал очистить территорию от мин до своего возвращения.

Японские военные корабли отступили, Макаров погнался за ними. Когда Макаров догнал японский флот, густой туман, окутавший море, рассеялся, обнажив японскую ловушку: адмирал Того ждал со своим капитальным кораблем и пятью дополнительными линкорами, а также шестью дополнительными крейсерами первого класса, замыкающими тыл. Макаров быстро развернул свои силы и убежал в безопасную гавань Порт-Артура. Когда Петропавловск приблизился к входу в гавань, она взорвала японскую мину, которую его люди не смогли обезвредить, как он приказал. Вторичные взрывы последовали быстро, и Петропавловск затонул, забрав с собой адмирала Макарова.

Останки адмирала и пятерых его офицеров были извлечены из обломков Петропавловска японскими спасательными бригадами, а в 1913 году в качестве жеста доброй воли офицеры и команда японского крейсера Акицусима председательствовали на похоронах адмирала. военное кладбище Порт-Артура.

Памятники

Степан Макаров на советской почтовой марке

Памятники Макарову есть в его родном Николаеве, Украина, а также во Владивостоке и Кронштадте, Россия. Некоторым кораблям присвоено имя " Адмирал Макаров". В его честь был назван остров в группе Циволк архипелага Норденшельд. Его именем названы Национальный университет кораблестроения в Николаеве и Государственная морская академия в Санкт-Петербурге.

Именем Макарова присвоены три ледокола. Первым был паровой ледокол 1941 года постройки « В. Молотов», переименованный в « Адмирал Макаров» в 1956 году. Второй « Адмирал Макаров» был построен в 1975 году и остается в строю с 2015 года. Третий, « Степан Макаров», является ледокольным резервом. судно, построенное в 2016 году.

Примечания

использованная литература

внешние ссылки

Последняя правка сделана 2023-04-05 05:21:51
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте