Стефан Тышкевич

редактировать

Стефан Эугениуш Тышкевич
Pojazd Stetysz z konstruktorem Stefanem Tyszkiewiczem (Zjazd Gwiaździsty).jpg Стефан Тышкевич со своим творением в компании механиков, 1926
Родился24 ноября 1894 г.. Варшава, Польша
Умер6 февраля 1976 (1976-02-06) (81 год). Лондон, Соединенное Королевство
разработка и производство автомобилей, электроника
Награды. Орден Святого Георгия (Россия) OrderStGeorge4cl rib.png 1915. Virtuti Militari (Польша). Гран-при Всемирная выставка в Брюсселе 1958
Научная карьера
Областимашиностроение, аэрокосмическая промышленность
УчрежденияСтетыш, 1-й полк Креховце-Улан, Польский Красный Крест, Суверенный Военный Мальтийский Орден
Фамильный герб Тышкевичей
POL COA Tyszkiewicz.svg Герб Леливы.
Текущий регионПольша, Украина, Беларусь, Литва
Связанные семьиДом Любомирских, Принцесса Анастасия Черногория, Лейхтенберг, Дом Савойи-Кариньи нет
Отличительные особенностиМальтийский рыцарь
Поместье (а)Ландваров

Стефан Евгениуш Тышкевич, на польском языке Стефан Евгениуш Мария Тышкевич-Лохойски из Ландварова, Лелива герб, (родился 24 ноября 1894 г. в Варшаве, умер 6 февраля 1976 г. в Лондоне) был членом польской знати, помещиком, инженером, изобретатель и пионер польского автомобилестроения. Он был награжденным ветераном мировых войн и польско-большевистской войны и общественным деятелем. После 1945 года он оказался в изгнании, занялся издательским делом и политикой в ​​качестве члена Польского национального совета в Лондоне. До конца своей жизни он был всемирно признанным изобретателем.

Содержание

  • 1 Общие сведения
    • 1.1 Первая мировая война и русская революция
    • 1.2 1920-е годы
  • 2 Ральф Стетиш
  • 3 Вторая мировая война
  • 4 Послевоенные годы
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
  • 7 Библиография
  • 8 Внешние ссылки

История вопроса

Дворец Ландварув, Литва

Стефан был первым сыном и вторым ребенком из четырех детей графа Владислава Тышкевич и его жена княгиня Кристина Мария Любомирская. Семья была не просто членами дворянства, но и была магнатами, и Стефан должен был стать последним наследником имения Ландваров на территории современной Литвы. Его старшая сестра, Зофия Ружа, была известна своей красотой и вышла замуж за графа Клеменса Потоцкого. Уже в детстве Стефан проявил замечательные способности к технике. В возрасте 14 лет ему удалось получить профессиональное водительское удостоверение в Милане. В 1911 году, когда ему было всего 17 лет, он получил патенты на две системы обогрева, одну для автомобилей, другую для летательных аппаратов. В 1913 году он поступил в бакалавриат по инженерии в Оксфордский университет.

Первая мировая война и русская революция

Он был в Польше во время своих первых летних каникул из Оксфорда, когда была объявлена ​​Первая мировая война. Ему никогда не суждено было вернуться к шпилям сновидений, а вместо этого он стал добровольцем в российское отделение Международного Красного Креста. За проявленную храбрость в спасении под обстрелом семи тяжело раненых солдат награжден орденом Святого Георгия. В 1915 году его призвали в армию. Ушел из Пажеского корпуса в Санкт-Петербурге. С конца 1916 г. был адъютантом генерала великого князя Николая Романова, главнокомандующего Кавказским фронтом. Он встретил падчерицу великого князя Николая, который был родственником нескольких королевских домов Европы, принцессу Елену из Лейхтенбергской (1892–1971). Она была дочерью Георгия Максимилиановича, 6-го герцога Лейхтенбергского и принцессы Анастасии Черногории. Они поженились в Ялте в июле 1917 года. У пары был один выживший ребенок, графиня Наталья Тышкевич (1921–2003), которая провела большую часть своей дальнейшей жизни в Швейцарии.

Тышкевич и его жена находилась в Крыму в момент начала Октябрьской революции. Стефан смог помочь многим своим соотечественникам уехать оттуда и вернуться в Польшу. Он сам покинул полуостров со своей женой на борту британского корабля вместе с другими членами большой российской королевской семьи после того, как король Георг V смог одолеть тогда сопротивлявшегося британского премьер-министра Ллойд Джорджа., чтобы спасти их.

1920-е годы

После недолгого пребывания в Италии Тышкевичи вернулись в свое имение Ландваров в Польше в 1919 году. Вскоре после этого польские - Разразилась большевистская война, и Тышкевич пошел добровольцем в кавалерию в Вильно районе. В 1921 году в качестве делегата начальника штаба Войска Польского он принял участие в комиссии Лиги Наций, которой было поручено определить новую польско-литовскую границу. После рождения дочери Тышкевич уехал в Париж, чтобы возобновить учебу в Оксфорде, прерванную семью годами ранее. В 1921 году он был принят в Школу политических наук на степень политолога и одновременно посещал лекции по автомобильным технологиям в Центральной школе искусств и производств.

Ральф Стетыш

Реклама автомобиля Stetysz 1928 года.

В 1924 году он начал работу над проектом по разработке автомобиля с идеей развития моторизованного автомобильного транспорта в Польше.. С этой целью он основал товарищество в Булонь-Бийанкур, пригороде Парижа. Он назвал его Automobiles Ralf Stetysz (сокращение его имени от аббревиатуры на польском языке: R olniczo A utomobilowo- L otnicza F абрыка Сте фана Тыш кевича, что в переводе означает «Сельскохозяйственно-авиационно-автомобильный завод Стефана Тышкевича»). На его прототипе был установлен американский двигатель компании Continental Motors. Целью было построить пассажирский вездеход, адаптированный к очень плохой дорожной инфраструктуре и простой в обслуживании и ремонте. В 1925 году ему удалось выпустить две модели:

  • Модель TC с 6-цилиндровым двигателем объемом 2760 см³ и мощностью 42 л.с.
  • Модель TA с 4-цилиндровым двигателем объемом 1500 см³ и мощностью 20 л.с.

Автомобиль выставлялся на международных Парижских автосалонах в 1926 и 1927 годах, где завоевал репутацию качественного «колониального» автомобиля. Он также имел успех на польских спортивных и испытательных мероприятиях и участвовал в Восьмом Ралли Монте-Карло 1929 года, где получил признание и приз за комфорт и приспособляемость для дальних путешествий. В 1928 году производство было перенесено в Варшаву на уже существующий завод К. Рудски и С-ка '. Кузова были изготовлены специалистом по аэродинамике Plage Laskiewicz из Люблина. Перенося операцию в Польшу, Тышкевичу пришлось поставить в залог все состояние своей семьи. В поддержку его жена рассталась с семейной реликвией - изумрудной брошь весом 86 карат, которая когда-то принадлежала Екатерине Великой.

11 февраля 1929 года варшавская фабрика была уничтожена пожаром. Шесть готовых автомобилей были потеряны, а 27 близятся к завершению. Один или два были спасены. Тышкевич намеревался возобновить производство в своем имении в Ландварове, но не смог убедить акционеров компании «Стетыш». Всего было выпущено 200 автомобилей Ralf Stetysz. Поэтому после пожара Тышкевич смирился с тем, что ввез в Польшу автомобили Mercedes-Benz и Fiat. Он стал соучредителем «Дорожной лиги» - «Liga Drogowa» и стал ее президентом в 1933 году. Он также писал о автомобилизации в Польше.

Вторая мировая война

Начало войны в 1939 г. застало его и его семью на территории Литовской республики, где он участвовал в переоборудовании бензиновых двигателей на газовые из-за нехватка бензина. Благодаря контактам с итальянской миссией в Литве, он помог полякам избежать конфликта. После аннексии Литвы Советским Союзом в июне 1940 года Тышкевич был арестован и доставлен в Москву, где его пригласили сотрудничать с НКВД, но он отклонил это предложение, попросив вместо этого пропуска в Италию. Он был освобожден из Лубянской тюрьмы в октябре 1941 года и направился в армию генерала Андерса ', формируемую тогда в рамках подготовки к массовому исходу из СССР. Он был назначен начальником моторизованного отряда 2-го польского корпуса. Побывав в Иране, оттуда в Палестину и Египет в качестве Ротмистрца - капитана - в 1-м полку Креховце-Улан и в качестве офицера связи (или личного адъютанта) к ген. Андерс, в 1944 году он был особенно полезен в связи с итальянскими частями, сражавшимися на стороне союзников. Он организовал Польский Красный Крест в Италии. Во время подготовки к битве при Монте-Кассино он изобрел механизм для обнаружения и уничтожения немагнитных противопехотных мин. Его полк был награжден орденом Virtuti Militari.

Послевоенные годы

Достигнув Великобритании с армией Андерса после прекращения военных действий, Тышкевич поселился в Лондоне. В 1949 году вместе с Станиславом Мацкевичем он опубликовал еженедельник Львов и Вильно - «Львов и Вильнюс», агитационное издание после советской аннексии этих двух стран. этнически разнообразные и исторические польские города (эквивалент, скажем, Манчестера и Эдинбурга, хотя и в обмен на два крупных немецких города, Бреслау и Штеттин, на Западе) и смещение сотни тысяч их жителей, некоторые из которых нашли убежище в Великобритании. Его союзы во время войны привлекли его к полякам, поселившимся в Великобритании, но его жена предпочитала жить в Риме, где он часто бывал. Между тем его дочь предпочла жить в Женеве, и Брат сообщает, что при встрече они разговаривали по-русски. У семьи была вилла в Антибах.

. В 1950-х годах Тышкевич работал в Турине на Fiat, после чего сконцентрировался на электронике. Он получил ряд новых патентов, например, на «stenovox», раннее записывающее устройство, позже усовершенствованное как «Stetyphone». Оба изобретения принесли ему Гран-при на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году. Он также работал над усилителем рулевого управления. Затем он разработал кресло-каталку, которое благодаря автоматически регулируемой длине оси могло подниматься и спускаться по лестнице, включая эскалаторы. Еще одним запатентованным изобретением стала тележка для багажа, очень похожая на те, которые повсеместно используются в современных аэропортах. За эти устройства он был награжден золотыми медалями на ярмарках изобретений в Женеве в 1972 году и в Нью-Йорке в 1973 году. Он разработал промышленный степлер, который был отмечен в Брюсселе в 1965 году и в Женеве в 1972 году. Эффективность использования топлива в двигателях внутреннего сгорания, «Stetair», была отмечена на Женевском автосалоне в 1974 году.

Тышкевич давно интересовался аэронавтикой и сотрудничал с ним с бывшей Европейской организацией по разработке пусковых установок на несущих ракетах, а затем был связан с проектами Европейской организации космических исследований и Европейского космического агентства.

Он принадлежал к Польскому национальному совету. который консультировал польское правительство в изгнании. Он был Мальтийским рыцарем и трижды избирался в его Великий Совет. Стефан Тышкевич умер в Лондоне в 1976 году и был похоронен на семейном участке на лондонском кладбище Бромптон.

См. Также

Ссылки

http: // www.tygodnik.lt/200951/bliska5.htm Narkowicz Liliana 'Uchodźca i bezpaństwowiec', доступ 2012-04-14, обзор: Tygodnik Wileńszczyzny vol. 51 (483) декабрь 2009 г.

Библиография

  • Качоровский Б. (ред.) (2008). «Стефан Тышкевич». Wielkie biografie. 3, Odkrywcy, wynalazcy, uczeni. Варшава: Wydawnictwo Naukowe PWN. С. 620–621. ISBN 9788301151089. CS1 maint: дополнительный текст: список авторов (ссылка )
  • Narkowicz Liliana (2013). Tyszkiewiczowie rodem z Landwarowa. Варшава: Неритон. ISBN 978-83-7543-304-3.

Внешние ссылки

  1. ^Sowa Aleksander (2010). Legendy naszej motoryzacji (PDF). Sosnowiec: Wydawnictwo Internetowe E-bookowo. Стр. 14. ISBN 9788361184805.
Последняя правка сделана 2021-06-09 10:37:00
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте