Самолет-невидимка

редактировать
(Перенаправлено из Стелс-истребителя )

F-117 Nighthawk, первый боевой самолет, специально разработанный на основе стелс-технологий.

Самолеты-невидимки спроектированы так, чтобы избежать обнаружения с использованием различных технологий, которые уменьшают отражение / излучение радаров, инфракрасного, видимого света, радиочастотного (РЧ) спектра и звука, все вместе известные как стелс-технологии. F-117 Nighthawk был первый операционный самолет разработан специально вокруг технологии стелс. Другие примеры самолетов-невидимок включают B-2 Spirit, F-22 Raptor, F-35 Lightning II, Chengdu J-20 и Sukhoi Su-57.

Хотя ни один самолет не является полностью невидимым для радара, самолет-невидимка затрудняет обычным радаром эффективное обнаружение или отслеживание самолета, увеличивая вероятность того, что самолет успешно избежит обнаружения вражеским радаром и / или избежит успешного наведения на цель оружия с наведением радара. Стелс - это комбинация пассивных малозаметных (LO) функций и активных излучателей, таких как радары с малой вероятностью перехвата, радиостанции и лазерные целеуказатели. Обычно они сочетаются с активными мерами, такими как тщательное планирование всех маневров миссии, чтобы свести к минимуму поперечное сечение радара самолета, поскольку обычные действия, такие как резкие повороты или открытие дверей бомбового отсека, могут более чем удвоить возвращение радара скрытого самолета. Это достигается за счет использования комплексной философии проектирования, позволяющей снизить способность сенсоров противника обнаруживать, отслеживать или атаковать самолет-невидимку. Эта философия также учитывает тепловые, звуковые и другие выбросы от самолета, поскольку они также могут использоваться для его определения. Существуют или были предложены датчики, предназначенные для уменьшения воздействия современных малозаметных технологий, таких как системы IRST (инфракрасный поиск и отслеживание) для обнаружения даже уменьшенного теплового излучения, длинноволновые радары для противодействия формированию невидимости и RAM, ориентированные на более коротковолновые радары или радары. установки с несколькими эмиттерами для противодействия формированию невидимости. Однако у них есть недостатки по сравнению с традиционными радарами против незаметных самолетов.

Полноразмерные демонстраторы боевых самолетов-невидимок эксплуатировали США (в 1977 г.), Россия (в 2000 г.) и Китай (в 2011 г.). По состоянию на январь 2020 г. единственными боеспособными самолетами-невидимками, находящимися на вооружении, являются Northrop Grumman B-2 Spirit (1997 г.), Lockheed Martin F-22 Raptor (2005 г.); Lockheed Martin F-35 Lightning II (2015); и Chengdu J-20 (2017 г.) с рядом других стран, разрабатывающих собственные конструкции. Существуют также различные самолеты с пониженной заметностью либо непреднамеренно, либо как второстепенная особенность.

Содержание
  • 1 Предпосылки
    • 1.1 Первая мировая война и Вторая мировая война
    • 1.2 Современная эпоха
  • 2 Общий дизайн
  • 3 Ограничения
    • 3.1 Неустойчивость конструкции
    • 3.2 Аэродинамические ограничения
    • 3.3 Электромагнитное излучение
    • 3.4 Уязвимые режимы полета
    • 3.5 Уменьшенная полезная нагрузка
    • 3.6 Чувствительная кожа
    • 3.7 Стоимость операций
  • 4 Контрмеры
    • 4.1 Отраженные волны
    • 4.2 Инфракрасный (тепло)
    • 4.3 Радар с большей длиной волны
    • 4.4 OTH радар (загоризонтный радар)
  • 5 Эксплуатационное использование самолетов-невидимок
  • 6 Список самолетов-невидимок
    • 6.1 Пилотируемый
      • 6.1.1 Специальные конструкции с уменьшенным поперечным сечением
      • 6.1.2 Конструкции с уменьшенным поперечным сечением со случайной или вторичной функцией
    • 6.2 Беспилотные уменьшенные конструкции RCS
  • 7 См. Также
  • 8 ссылки
    • 8.1 Библиография
Задний план

Первая мировая война и Вторая мировая война

Линке-Хофман RI прототип. Экспериментальный немецкий бомбардировщик времен Первой мировой войны, покрытый прозрачным укрывным материалом (1917–1918 гг.)

Во время Первой мировой войны немцы экспериментировали с использованием целлона ( ацетата целлюлозы ), прозрачного покрывающего материала, пытаясь уменьшить заметность военных самолетов. Одиночные примеры Fokker E.III Eindecker истребитель моноплан, в Albatros CI двухместной наблюдения биплана, и Линке-Хофман Р.И. прототип тяжелого бомбардировщика были покрыты Cellon. Однако это оказалось неэффективным и даже контрпродуктивным, поскольку солнечный свет, падающий из-под покрытия, делал самолет еще более заметным. Также было обнаружено, что материал быстро разлагается как под действием солнечного света, так и при изменении температуры в полете, поэтому попытка сделать самолет прозрачным не была продолжена.

В 1916 году британцы модифицировали небольшой дирижабль класса СС для целей ночной воздушной разведки над линиями Германской империи на Западном фронте. Оснащенный двигателем с глушителем и черным газовым баллоном, корабль был невидим и неслышен с земли, но несколько ночных полетов над территорией, удерживаемой немцами, не дали полезной информации, и от этой идеи отказались.

Почти три десятилетия спустя летающий истребитель-бомбардировщик Horten Ho 229 был разработан в нацистской Германии в последние годы Второй мировой войны. оказалось, что он обладает некоторыми характеристиками скрытности из-за отсутствия вертикальных поверхностей (ключевая характеристика всех самолетов-невидимок плюс присущая всем самолетам с летающим крылом, таким как Ho229). Испытания, проведенные в 2008 году корпорацией Northrop-Grumman Corporation, установили, что форма самолета сделала бы Ho 229 практически невидимым для первичных сигналов верхнего предела КВ диапазона 20–30 МГц британской РЛС раннего предупреждения Chain Home, при условии, что самолет ехал на высокой скорости (примерно 550 миль в час (890 км / ч)) на чрезвычайно малой высоте - 50–100 футов (15–30 м). Несмотря на это, Ho 229 никогда не задумывался как самолет-невидимка.

Современная эра

Впервые создание современных малозаметных самолетов стало возможным, когда Денис Оверхолзер, математик, работавший в Lockheed Aircraft в 1970-х годах, применил математическую модель, разработанную советским ученым Петром Уфимцевым, для разработки компьютерной программы под названием Echo 1. Echo позволило предсказывать радар. подпись самолета сделана из плоских панелей, называемых гранями. В 1975 году инженеры Lockheed Skunk Works обнаружили, что самолет, сделанный с фасетной поверхностью, может иметь очень низкую радиолокационную заметность, потому что поверхности будут излучать почти всю радиолокационную энергию в сторону от приемника. Lockheed построил модель под названием «Бриллиант безнадежности», отсылку к знаменитому Бриллианту надежды и предсказуемой нестабильности конструкции. Поскольку современные компьютеры были доступны для управления полетом даже «Безнадежного алмаза», конструкторы впервые осознали, что возможно создать самолет, который будет практически невидимым для радаров.

Уменьшенное поперечное сечение радара - лишь один из пяти факторов, которые разработчики учли для создания действительно скрытной конструкции, такой как F-22. F-22 также был разработан для маскировки инфракрасного излучения, чтобы его было труднее обнаружить с помощью инфракрасных самонаводящихся («тепловых») ракет класса «земля-воздух» или «воздух-воздух». Дизайнеры также позаботились о том, чтобы самолет был менее заметен невооруженным глазом, контролировал радиопередачи и снижал уровень шума.

Первое боевое применение специально разработанных самолетов-невидимок произошло в декабре 1989 года во время операции Just Cause в Панаме. 20 декабря 1989 года два самолета F-117 ВВС США бомбили казармы Панамских сил обороны в Рио-Хато, Панама. В 1991 году F-117 получили задание атаковать наиболее сильно укрепленные цели в Ираке на начальном этапе операции «Буря в пустыне» и были единственными реактивными самолетами, которым разрешили действовать в пределах города Багдада.

Общий дизайн
Основная статья: Процесс проектирования самолета

Общая конструкция самолета-невидимки всегда направлена ​​на уменьшение радиолокационного и теплового обнаружения. Первоочередной задачей разработчика является выполнение следующих условий, которые в конечном итоге определяют успех самолета:

  • Снижение тепловыделения от тяги
  • Уменьшение обнаружения радара за счет изменения некоторой общей конфигурации (например, введение раздельного руля направления)
  • Уменьшение обнаружения радара, когда самолет открывает отсек вооружения
  • Уменьшение обнаружения инфракрасных лучей и радаров при неблагоприятных погодных условиях
Ограничения
Стелс-бомбардировщик B-2 Spirit ВВС США

Неустойчивость дизайна

Ранние малозаметные самолеты были разработаны с упором на минимальное радиолокационное сечение (RCS), а не на аэродинамические характеристики. Самолеты с высокой степенью малозаметности, такие как F-117 Nighthawk, аэродинамически нестабильны по всем трем осям и требуют постоянной корректировки полета от системы полета по проводам (FBW) для поддержания управляемого полета. Что касается B-2 Spirit, который был основан на разработке самолета с летающим крылом Джеком Нортропом в 1940 году, эта конструкция позволила создать устойчивый самолет с достаточным контролем рыскания даже без вертикальных поверхностей, таких как рули направления.

Аэродинамические ограничения

Более ранние самолеты-невидимки (такие как F-117 и B-2) не имели форсажных камер, потому что горячий выхлоп увеличивал бы их инфракрасный след, а полет быстрее скорости звука производил бы очевидный звуковой удар, а также нагревание поверхности самолета. обшивка самолета, которая также увеличивает инфракрасный след. В результате их маневрирование в воздушном бою, необходимое в воздушном бою, никогда не будет сравниться с характеристиками специализированного истребителя. В случае этих двух самолетов это было неважно, поскольку оба проектировались как бомбардировщики. Более современные методы проектирования позволяют создавать скрытые конструкции, такие как F-22, без ущерба для аэродинамических характеристик. Новые самолеты-невидимки, такие как F-22, F-35 и Су-57, имеют характеристики, которые соответствуют или превосходят характеристики текущих фронтовых реактивных истребителей, благодаря достижениям в других технологиях, таких как системы управления полетом, двигатели, конструкция планера. и материалы.

Электромагнитное излучение

Часто утверждается, что высокий уровень компьютеризации и большое количество электронного оборудования внутри самолетов-невидимок делают их уязвимыми для пассивного обнаружения. Это очень маловероятно, и, конечно же, такие системы, как « Тамара» и « Кольчуга», которые часто называют радарами с защитой от невидимости, не предназначены для обнаружения паразитных электромагнитных полей этого типа. Такие системы предназначены для обнаружения преднамеренных излучений с более высокой мощностью, таких как сигналы радара и связи. Самолеты-невидимки преднамеренно эксплуатируются для предотвращения или уменьшения таких выбросов.

Современные радиолокационные приемники предупреждения ищут регулярные импульсы энергии от радаров с механическим свечением, в то время как в реактивных истребителях пятого поколения используются радары с низкой вероятностью перехвата без регулярного повторения.

Уязвимые режимы полета

Самолеты-невидимки по-прежнему уязвимы для обнаружения во время и сразу после использования их вооружения. Поскольку скрытая полезная нагрузка (уменьшенные RCS-бомбы и крылатые ракеты ) еще не доступна, а точки крепления боеприпасов создают значительную обратную связь с радарами, самолеты-невидимки несут все вооружение внутри. Как только двери отсека для оружия будут открыты, количество RCS самолета будет увеличено, и даже радарные системы более старого поколения смогут определить местонахождение самолета-невидимки. В то время как самолет снова обретет невидимость, как только двери отсека будут закрыты, система оборонительного оружия быстрого реагирования имеет короткую возможность поразить самолет.

Эта уязвимость устраняется путем снижения риска и последствий временного приобретения. Эксплуатационная высота B-2 требует времени полета для защитного оружия, что делает практически невозможным поражение самолета во время развертывания вооружения. Новые конструкции самолетов-невидимок, такие как F-22 и F-35, могут открывать свои отсеки, сбрасывать боеприпасы и возвращаться в скрытный полет менее чем за секунду.

Некоторое оружие требует, чтобы система наведения оружия захватывала цель, пока оружие все еще прикреплено к летательному аппарату. Это вынуждает относительно длительные операции с открытыми дверями отсека.

Кроме того, такие самолеты, как F-22 Raptor и F-35 Lightning II Joint Strike Fighter, также могут нести дополнительное вооружение и топливо на узлах подвески под крыльями. При работе в этом режиме самолеты не будут такими незаметными, поскольку узлы подвески и оружие, установленное на этих узлах подвески, будут отображаться в радиолокационных системах. Таким образом, этот вариант представляет собой компромисс между скрытностью или дальностью действия и полезной нагрузкой. Внешние запасы позволяют этим самолетам атаковать больше целей, находящихся дальше, но не обеспечат скрытность во время этой миссии по сравнению с полетом на меньшую дальность полета только на внутреннем топливе и с использованием только более ограниченного пространства внутренних отсеков оружия для вооружения.

Уменьшенная полезная нагрузка

В 1994 году в ходе учений с боевой стрельбой недалеко от Пойнт-Мугу, Калифорния, самолет B-2 Spirit ВВС США сбросил 47 бомб класса Mark 82 по 500 фунтов (230 кг), что составляет примерно половину от общей боевой нагрузки B-2 в Блоке 30 конфигурация

Самолеты-невидимки несут все топливо и вооружение внутри, что ограничивает полезную нагрузку. Для сравнения: F-117 несет только две бомбы с лазерным или GPS-наведением, тогда как штурмовик без малозаметности может нести в несколько раз больше. Это требует развертывания дополнительных самолетов для поражения целей, для которых обычно требуется один штурмовик без малозаметности. Этот очевидный недостаток, однако, компенсируется сокращением числа поддерживающих самолетов, которые требуются для обеспечения воздушного прикрытия, подавления ПВО и электронных средств противодействия, что делает самолеты-невидимки « умножителями силы ».

Нежная кожа

Основная статья: Кожа (воздухоплавание)

Самолеты-невидимки часто имеют обшивку из радиопоглощающих материалов или RAM. Некоторые из них содержат частицы технического углерода, некоторые - крошечные железные шарики. В RAM используется много материалов, и некоторые из них засекречены, особенно материалы, которые используются в конкретных самолетах.

Стоимость операций

Самолеты-невидимки, как правило, дороже в разработке и производстве. Примером может служить B-2 Spirit, который во много раз дороже в производстве и обслуживании, чем обычные бомбардировщики. Программа B-2 обошлась ВВС США почти в 45 миллиардов долларов.

Контрмеры

Отраженные волны

Основные статьи: Радар и радиоволна

Пассивный (мультистатический) радар, бистатический радар и особенно мультистатические радарные системы обнаруживают некоторые самолеты-невидимки лучше, чем обычные моностатические радары, поскольку технология невидимости первого поколения (например, F117) отражает энергию вдали от прямой видимости передатчика, эффективно увеличивая радиолокационное пересечение секции (RCS) в других направлениях, которые контролируют пассивные радары. Такая система обычно использует либо низкочастотные широковещательные телевизионные сигналы, либо FM-радиосигналы (на этих частотах управлять сигнатурой самолета труднее).

Исследователи из Университета Иллинойса в Урбане-Шампейне при поддержке DARPA показали, что можно построить радиолокационное изображение цели самолета с синтезированной апертурой, используя пассивный мультистатический радар, возможно, достаточно подробный, чтобы обеспечить автоматическое распознавание цели.

В декабре 2007 года исследователи SAAB раскрыли детали системы, называемой радаром с синтезом ассоциативной апертуры (AASR), в которой будет использоваться большой массив недорогих и резервных передатчиков и приемников, которые могут обнаруживать цели, когда они проходят напрямую между приемниками / передатчиками, и создавать тень. Система изначально была разработана для обнаружения скрытых крылатых ракет и должна быть столь же эффективной против низколетящих самолетов-невидимок. То, что массив может содержать большое количество недорогого оборудования, потенциально может предложить некоторую «защиту» от атак дорогостоящими противорадиолокационными (или противорадиационными) ракетами.

Инфракрасный (тепло)

Основная статья: Инфракрасная подпись

Некоторые аналитики заявляют, что инфракрасные системы поиска и слежения (IRST) могут быть применены против самолетов-невидимок, потому что любая поверхность самолета нагревается из-за трения воздуха, а с помощью двухканального IRST возможно обнаружение CO2 (максимум поглощения 4,3 мкм) через разницу сравнение низкого и высокого канала. Эти аналитики указывают на возрождение таких систем в российских разработках в 1980-х годах, например, тех, которые установлены на МиГ-29 и Су-27. Последняя версия МиГ-29, МиГ-35, оснащена новой системой оптического локатора, которая включает более продвинутые возможности IRST. Французский Rafale, британский / немецкий / итальянский / испанский Eurofighter и шведский Gripen также широко используют IRST.

В воздушном бою оптико-электронный комплекс позволяет:

  • Обнаружение целей без дожигания на дальностях 45 км (28 миль) и более;
  • Идентификация этих целей на расстоянии от 8 до 10 километров (от 5,0 до 6,2 миль); и
  • Оценки дальности полета до 15 километров (9,3 мили).

По наземным целям комплекс позволяет:

  • Эффективная дальность обнаружения танков до 15 километров (9,3 мили) и обнаружение авианосца на расстоянии от 60 до 80 километров (37-50 миль);
  • Определение типа танка на дальности от 8 до 10 километров (от 5,0 до 6,2 миль) и авианосца на расстоянии от 40 до 60 километров (от 25 до 37 миль); и
  • Оценки дальности наземной цели до 20 километров (12 миль).

Радар с большей длиной волны

Основные статьи: Радиоспектр § IEEE и Очень высокая частота

УКВ радиолокационные системы имеют длины волн, сравнимые с размерами деталей самолета, и должны демонстрировать рассеяние в резонансной области, а не в оптической, что позволяет обнаруживать большинство самолетов-невидимок. Это побудило Нижегородский научно-исследовательский радиотехнический институт (ННИИРТ) разработать УКВ- АФАР, например, СВУ NEBO, способную выполнять обнаружение целей для ракетных батарей класса "земля-воздух". Несмотря на преимущества, предлагаемые радарами VHF, их более длинные волны приводят к плохому разрешению по сравнению с антенной решеткой радаров X-диапазона сопоставимого размера. В результате эти системы должны быть очень большими, прежде чем они смогут иметь разрешение, сопоставимое с радаром поражения. Примером наземной УКВ-РЛС с возможностью противодействия скрытности является РЛС П-18.

Голландская компания Thales Nederland, ранее известная как Holland Signaal, разработала военно - морской радар с фазированной антенной решеткой под названием SMART-L, который работает на L Band и имеет противозаметность. Все корабли Royal Dutch Navy «s De Zeven Провинсиен класса относят, среди прочего, SMART-L радар.

РЛС OTH (загоризонтная РЛС)

Загоризонтный радар - это концепция, увеличивающая эффективную дальность действия радара по сравнению с обычным радаром. Австралийская оперативная радиолокационная сеть JORN Jindalee может преодолеть определенные характеристики невидимости. Утверждается, что используемая ВЧ частота и метод отражения радара от ионосферы превосходят характеристики малозаметности F-117A. Другими словами, самолеты-невидимки оптимизированы для поражения высокочастотных радаров спереди, а не низкочастотных радаров сверху.

Эксплуатационное использование самолетов-невидимок
Стелс-штурмовик F-117 Nighthawk ВВС США. Стратегический бомбардировщик-невидимка ВВС США B-2 Spirit Стелс-истребитель пятого поколения F-35 Lightning II ВВС США Стелс-истребитель пятого поколения ВВС США F-22 Raptor ВВС НОАК Чэнду J-20 пятого поколения скрытность боевых самолетов большой дальности ВВС России Сухой ПАК ФА пятого поколения стелс многоцелевой истребитель Стелс-истребитель пятого поколения ВВС Шэньяна FC-31 НОАК

США и Израиль - единственные страны, которые использовали самолеты-невидимки в бою. Эти развертывания включают вторжение Соединенных Штатов в Панаму, первую войну в Персидском заливе, конфликт в Косово, войну в Афганистане, войну в Ираке и военную интервенцию 2011 года в Ливии. Первое использование самолетов-невидимок произошло во время вторжения США в Панаму, где истребители- невидимки F-117 Nighthawk использовались для сброса бомб на аэродромы и позиции противника, уклоняясь от радаров противника.

В 1990 году F-117 Nighthawk использовался в Первой войне в Персидском заливе, где F-117 совершили 1300 боевых вылетов и нанесли прямые удары по 1600 важным целям в Ираке, накопив при этом 6 905 летных часов. Лишь 2,5% американских самолетов в Ираке составляли F-117, но они поразили 40% стратегических целей, сбросив 2 000 тонн высокоточных боеприпасов и поразив цели с вероятностью успеха 80%.

Во время бомбардировки Югославии НАТО в 1999 году Соединенные Штаты использовали два самолета-невидимки, ветеран F-117 Nighthawk и недавно представленный стратегический бомбардировщик-невидимку B-2 Spirit. F-117 выполнил свою обычную роль по поражению высокоточных высокоточных целей и показал себя хорошо, хотя один F-117 был сбит сербской ракетой Исаева С-125 «Нева-М» под командованием полковника Золтана Дани. Новый на тот момент B-2 Spirit оказался очень успешным, уничтожив 33% выбранных сербских целей бомбардировок за первые восемь недель участия США в войне. Во время этой войны B-2 безостановочно летали в Косово со своей базы в Миссури и обратно.

Во время вторжения в Ирак в 2003 году использовались F-117 Nighthawks и B-2 Spirits, и это был последний раз, когда F-117 участвовал в бою. F-117 с большим успехом сбрасывали ударные боеприпасы со спутниковым наведением на выбранные цели. Во время вторжения B-2 Spirits совершили 49 боевых вылетов, выпустив 1,5 миллиона фунтов боеприпасов.

Во время операции по убийству Усамы бен Ладена в мае 2011 года один из вертолетов, который использовался для тайного ввода американских войск в Пакистан, разбился на территории комплекса бен Ладена. Из обломков выяснилось, что этот вертолет обладал характеристиками невидимости, что сделало его первым общеизвестным эксплуатационным применением вертолета-невидимки.

Самолеты-невидимки использовались во время военного вмешательства в Ливию в 2011 году, когда B-2 Spirits сбросили 40 бомб на ливийский аэродром с сосредоточенными средствами ПВО в поддержку бесполетной зоны ООН.

Самолеты-невидимки продолжат играть важную роль в воздушных боях с Соединенными Штатами, используя F-22 Raptor, B-2 Spirit и F-35 Lightning II для выполнения различных операций. F-22 дебютировал в боевых условиях над Сирией в сентябре 2014 года в составе возглавляемой США коалиции по разгрому ИГИЛ.

С февраля 2018 года Су-57 выполнили первый международный рейс, так как были замечены при посадке на российской авиабазе Хмеймим в Сирии. Эти Су-57 были развернуты вместе с четырьмя истребителями Сухой Су-35, четырьмя Су-25 и одним самолетом Бериева A-50 AEWamp;C. Считается, что в Сирии дислоцируются как минимум 4 Су-57. и что они, вероятно, были вооружены крылатыми ракетами в бою

В 2018 году появился отчет, в котором отмечалось, что израильские истребители-невидимки F-35I совершили ряд вылетов в Сирии и даже незамеченными проникли в воздушное пространство Ирана. В мае 2018 года генерал-майор Амикам Норкин из ВВС США сообщил, что истребители-невидимки ВВС Израиля F-35I нанесли первый в истории удар F-35 в бою над Сирией.

Китайская Народная Республика начала летные испытания своего Chengdu J-20 стелс многоцелевой истребитель вокруг в 2011 году и сделал его первое публичное выступление на Airshow China 2016. Самолет поступил на вооружение Народно-освободительной армии ВВС (PLAAF) в марте 2017. Другой пятый Многоцелевой истребитель-невидимка поколения " Шэньян" FC-31 из Китая также проходит летные испытания.

Список самолетов-невидимок

Пилотируемый

Специальные конструкции с уменьшенным поперечным сечением

В сервисе
На пенсии
На этапе тестирования
В проекте
Отменено
Демонстраторы технологий

Конструкции с уменьшенным поперечным сечением случайного или вторичного назначения

Беспилотные уменьшенные конструкции RCS

Смотрите также
Рекомендации

Библиография

  • Клэнси, Том (1996). Крыло истребителя. Лондон: HarperCollins, 1995. ISBN.   0-00-255527-1.
Последняя правка сделана 2024-01-10 02:47:22
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте