Государственный деятель (Греческий : Πολιτικός, Politikós; латинское : Politicus), также известный под своим латинским названием, Politicus, представляет собой диалог Сократа, написанный Платоном.. Текст представляет собой разговор между Сократом, математиком Теодором, другим человеком по имени Сократ (именуемым «Сократ Младший») и неназванным философом из Элея, именуемая «Незнакомцем» (ξένος, xénos). Это якобы попытка прийти к определению «государственный деятель», в отличие от «софист » или «философ », и представлено как следующее действие софиста.
Софист начал с вопроса о том, были ли софист, государственный деятель и философ одним или тремя, что привело Элейского Незнакомца к утверждению, что их было трое, но что это может быть установлено только путем полного описания каждого из них (Sophist 217b). Но хотя у Платона персонажи рассказывают о софисте и государственном деятеле в своих диалогах, наиболее вероятно, что он никогда не писал диалог о философе.
Диалог начинается сразу после окончания софиста, где Сократ (старший) и Теодор кратко размышляют о дискуссии перед Элеатическим Незнакомцем предлагает начать с Сократа Младшего диалектическое исследование природы государственного деятеля. Элеатский Незнакомец и Сократ Младший возобновляют использование метода деления, использованного в «Софисте», делая паузу, чтобы поразмышлять над диалектическими методами и мифом, похожим на миф веков. Собеседники в конечном итоге предлагают сложный рассказ о государственном деятеле через версию разделения, которая влечет за собой объяснение объекта исследования, «вырезая суставы», как «жертвенное животное» (Statesman 287b-c).
Согласно Джону М. Куперу, диалог был предназначен для разъяснения того, что для управления или политической власти требуются специальные знания. Государственный деятель был тем, кто обладал этим особым знанием того, как править справедливо и хорошо и в глубине души учитывать интересы граждан. Представляется, что политика должна управляться этим знанием, или гнозисом. Это утверждение противоречит утверждениям тех, кто, как указывает Незнакомец, действительно правил. Те, кто правят, просто создают видимость такого знания, но в конце концов являются софистами или подражателями. Ибо, как утверждает Незнакомец, софист - это тот, кто не знает, что делать, а только кажется другим тем, кто знает. Идеал незнакомца о том, как достичь этого знания о власти, основан на социальных разделениях. Незнакомец изо всех сил старается точно указать, где и почему необходимы разделения, чтобы правильно управлять гражданами.