государства-участники Римского статута Международного уголовного суда - это те суверенные государства, которые ратифицировали или иным образом стали участниками Римского статута Международного уголовного суда. Римский статут - это договор, который учредил Международный уголовный суд, международный суд, обладающий юрисдикцией в отношении определенных международных преступлений, включая геноцид, преступления против человечности и военные преступления, которые совершаются гражданами государств-участников или на территории государств-участников. Государства-участники юридически обязаны сотрудничать с Судом, когда он этого требует, например, при аресте и передаче лиц, которым предъявлены обвинения, или обеспечении доступа к доказательствам и свидетелям. Государства-участники имеют право участвовать и голосовать в работе Ассамблеи государств-участников, которая является руководящим органом Суда. Такие процедуры включают выборы таких должностных лиц, как судьи и Прокурор, утверждение бюджета Суда и принятие поправок к Римскому статуту.
По состоянию на ноябрь 2019 года 123 государства ратифицировали Рим или присоединились к нему Статут.
Государство-участник | Подписано | Ратифицировано или присоединилось | Вступление в силу | A1 | A2 | A3 | A4 | A5 | A6 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Афганистан | — | 10 февраля 2003 г. | 1 мая 2003 г. | — | — | — | — | — | — |
Албания | 18 июля 1998 г. | 31 января 2003 г. | 1 мая 2003 г. | — | — | — | — | — | — |
Андорра | 18 июля 1998 г. | 30 апреля 2001 г. | 1 июля 2002 г. | Действует | Действует | — | — | — | — |
Антигуа и Барбуда | 23 октября 1998 г. | 18 июня 2001 г. | 1 июля 2002 г. | — | — | — | — | — | |
Аргентина | 8 января 1999 г. | 8 февраля 2001 г. | 1 июля 2002 г. | В силе | В силе | — | — | — | — |
Австралия | 9 декабря 1998 г. | 1 июля 2002 г. | 1 сентября 2002 | — | — | — | — | — | — |
Австрия | 7 октября 1998 г. | 28 декабря 2000 г. | 1 июля 2002 г. | Действует | Действует | Ратифицирован | — | — | — |
Бангладеш | 16 сентября 1999 г. | 23 марта 2010 г. | 1 июня 2010 г. | — | — | — | — | — | — |
Барбадос | 8 сентября 2000 г. | 10 декабря 2002 г. | 1 марта 2003 г. | — | — | — | — | — | — |
Бельгия | 10 сентября 1998 г. | 28 июня 2000 г. | 1 июля 2002 г. | В силе | В силе | Ратифицирован | — | — | — |
Белиз | 5 апреля 2000 г. | 5 апреля 2000 г. | 1 июля 2002 г. | — | — | — | — | — | — |
Бенин | 24 сентября 1999 г. | 22 января 2002 г. | 1 июля 2002 г. | — | — | — | — | — | — |
Боливия | 17 июля 1998 г. | 27 июня 2002 г. | 1 сентября 2002 г. | — | — | — | — | — | — |
Босния и Герцеговина | 17 июля 1998 г. | 11 апреля 2002 г. | 1 июля 2002 г. | — | — | — | — | — | — |
Ботсвана | 8 сентября 2000 г. | 8 сентября 2000 г. | 1 июля 2002 г. | В силе | Действует | — | — | — | — |
Бразилия | 7 февраля 2000 г. | 20 июня 2002 г. | 1 сентября 2002 г. | — | — | — | — | — | — |
Болгария | 11 февраля 1999 г. | 11 апреля 2002 г. | 1 июля 2002 г. | — | — | — | — | — | — |
Буркина-Фасо | 30 ноября 1998 г. | 16 апреля 2004 г. | 1 июля 2004 г. | — | — | — | — | — | — |
Камбоджа | 23 октября 2000 г. | 11 апреля 2002 г. | 1 июля 2002 г. | — | — | — | — | — | — |
Канада | 18 декабря 1998 г. | 7 июля 2000 г. | 1 июля 2002 г. | — | — | — | — | — | — |
Кабо-Верде | 28 декабря 2000 г. | 10 октября 2011 г. | 1 января 2012 г. | — | — | — | — | — | — |
Центральноафриканская Республика | 12 декабря 1999 г. | 3 октября 2001 г. | 1 Июль 2002 | — | — | — | — | — | — |
Чад | 20 октября 1999 г. | 1 ноября 2006 г. | 1 января 2007 г. | — | — | — | — | — | — |
Чили | 11 сентября 1998 г. | 29 июня 2009 г. | 1 сентября 2009 г. | В силе | В силе | — | — | — | — |
Колумбия | 10 декабря 1998 г. | 5 августа 2002 г. | 1 ноября 2002 г. | — | — | — | — | — | — |
Коморские Острова | 22 сентября 2000 г. | 18 августа 2006 г. | 1 ноября 2006 г. | — | — | — | — | — | — |
Конго, Демократическая Республика | 8 сентября 2000 г. | 11 апреля 2002 | 1 июля 2002 | — | — | — | — | — | — |
Конго, Республика | 17 июля 1998 года | 3 мая 2004 года | 1 августа 2004 года | — | — | — | — | — | — |
Острова Кука | — | 18 июля 2008 г. | 1 октября 2008 г. | — | — | — | — | — | — |
Коста-Рика | 7 октября 1998 г. | 7 июня 2001 г. | 1 июля 2002 г. | В силе | В силе | — | — | — | — |
Кот-д'Ивуар | 30 ноября 1998 г. | 15 февраля 2013 г. | 1 мая 2013 г. | — | — | — | — | — | — |
Хорватия | 12 октября 1998 г. | 21 мая 2001 г. | 1 июля 2002 г. | В силе | В силе | Ратифицирован | — | — | — |
Кипр | 15 октября 1998 г. | 7 марта 2002 г. | 1 июля 2002 г. | В силе | В силе | — | — | — | — |
Чешская Республика | 13 апреля 1999 г. | 21 июля 2009 г. | 1 октября 2009 г. | В силе | В силе | — | Ратифицировано | Ратифицировано | Ратифицировано |
Дания | 25 сентября 1998 г. | 21 июня 2001 г. | 1 июля 2002 г. | — | — | — | — | — | — |
Джибути | 7 октября 1998 г. | 5 ноября 2002 г. | 1 февраля 2003 г. | — | — | — | — | — | — |
Доминика | — | 12 февраля 2001 г. | 1 июля 2002 г. | — | — | — | — | — | — |
Доминиканская Республика | 8 сентября 2000 г. | 12 мая 2005 г. | 1 августа 2005 г. | — | — | — | — | — | — |
Восточный Тимор | — | 6 сентября 2002 г. | 1 декабря 2002 г. | — | — | — | — | — | — |
Эквадор | 7 октября 1998 г. | 5 февраля 2002 г. | 1 июля 2002 г. | — | Ратифицирован | — | — | — | — |
Сальвадор | — | 3 марта 2016 | 1 июня 2016 | Действует | Действует | — | — | — | — |
Эстония | 27 декабря 1999 года | 30 января 2002 года | 1 июля 2002 г. | В силе | В силе | — | — | — | — |
Фиджи | 29 ноября 1999 г. | 29 ноября 1999 г. | 1 июля 2002 г. | — | — | — | — | — | — |
Финляндия | 7 октября 1998 | 29 декабря 2000 г. | 1 июля 2002 г. | В силе | В силе | Ратифицирован | — | — | — |
Франция | 18 июля 1998 г. | 9 июня 2000 г. | 1 июля 2002 г. | — | — | Ратифицирован | — | — | — |
Габон | 22 декабря 1998 г. | 20 сентября 2000 г. | 1 июля 2002 г. | — | — | — | — | — | — |
Гамбия, | 4 декабря 1998 г. | 28 июня 2002 г. | 1 сентября 2002 г. | — | — | — | — | — | — |
Грузия | 18 июля 1998 г. | 5 сентября 2003 г. | 1 декабря 2003 г. | Действует | Действует | — | — | — | — |
Германия | 10 декабря 1998 г. | 11 декабря 2000 г. | 1 Июль 2002 г. | В силе | В силе | — | — | — | — |
Гана | 18 июля 1998 г. | 20 декабря 1999 г. | 1 июля 2002 г. | — | — | — | — | — | — |
Греция | 18 июля 1998 г. | 15 мая 2002 г. | 1 августа 2002 г. | — | — | — | — | — | — |
Гренада | — | 19 мая 2011 г. | 1 августа 2011 г. | — | — | — | — | — | — |
Гватемала | — | 2 апреля 2012 г. | 1 июля 2012 г. | — | — | — | — | — | — |
Гвинея | 7 сентября 2000 г. | 14 июля 2003 г. | 1 октября 2003 г. | — | — | — | — | — | — |
Гайана | 28 декабря 2000 г. | 24 сентября 2004 г. | 1 декабря 2004 г. | Действует | Действует | — | — | — | — |
Гондурас | 7 октября 1998 г. | 1 июля 2002 г. | 1 сентября 2002 г. | — | — | — | — | — | — |
Венгрия | 15 января 1999 г. | 30 ноября 2001 г. | 1 июля 2002 г. | — | — | — | — | — | — |
Исландия | 26 августа 1998 г. | 25 мая 2000 г. | 1 июля 2002 г. | — | В силе | — | — | — | — |
Ирландия | 7 октября 1998 г. | 11 апреля 2002 г. | 1 июля 2002 г. | — | В силе | — | — | — | — |
Италия | 18 июля 1998 г. | 26 июля 1999 г. | 1 июля 2002 г. | — | — | Ратифицирован | — | — | — |
Япония | — | 17 июля 2007 г. | 1 октября 2007 г. | — | — | — | — | — | — |
Иордания | 7 октября 1998 г. | 11 апреля 2002 г. | 1 июля 2002 г. | — | — | — | — | — | — |
Кирибати | — | 26 ноября 2019 г. | 1 февраля 2020 г. | — | — | — | — | — | — |
Кения | 11 августа 1999 г. | 15 марта 2005 г. | 1 июня 2005 г. | — | — | — | — | — | — |
Южная Корея | 8 марта 2000 г. | 13 ноября 2002 г. | 1 февраля 2003 г. | — | — | — | — | — | — |
Латвия | 22 апреля 1999 г. | 28 июня 2002 г. | 1 сентября 2002 г. | В силе | В силе | Ратифицирован | Ратифицировано | Ратифицировано | Ратифицировано |
Лес otho | 30 ноября 1998 г. | 6 сентября 2000 г. | 1 июля 2002 г. | — | — | — | — | — | — |
Либерия | 17 июля 1998 г. | 22 сентября 2004 г. | 1 декабря 2004 г. | — | — | — | — | — | — |
Лихтенштейн | 18 июля 1998 г. | 2 октября 2001 г. | 1 июля 2002 г. | Действует | Действует | — | — | — | — |
Литва | 10 декабря 1998 г. | 12 мая 2003 г. | 1 августа 2003 г. | В силе | В силе | — | — | — | — |
Люксембург | 13 октября 1998 | 8 сентября 2000 | 1 июля 2002 | В силе | В силе | — | В силе | В силе | Действует |
Мадагаскар | 18 июля 1998 г. | 14 марта 2008 г. | 1 июня 2008 г. | — | — | — | — | — | — |
Малави | 2 марта 1999 г. | 19 сентября 2002 г. | 1 декабря 2002 г. | — | — | — | — | — | — |
Мальдивы | — | 21 сентября 2011 г. | 1 декабря 2011 г. | — | — | — | — | — | — |
Мали | 17 июля 1998 г. | 16 августа 2000 г. | 1 июля 2002 г. | — | — | — | — | — | — |
Мальта | 17 июля 1998 г. | 29 ноября 2002 г. | 1 февраля 2003 г. | Действует | В силе | — | — | — | — |
Маршалловы Острова | 6 сентября 2000 | 7 декабря 2000 | 1 июля 2002 | — | — | — | — | — | — |
Маврикий | 11 ноября 1998 | 5 марта 2002 | 1 июля 2002 | В силе | — | — | — | — | — |
Мексика | 7 сентября 2000 г. | 28 октября 2005 г. | 1 января 2006 г. | — | — | — | — | — | — |
Молдова | 8 сентября 2000 г. | 12 Октябрь 2010 г. | 1 января 2011 г. | — | — | — | — | — | — |
Монголия | 29 декабря 2000 г. | 11 апреля 2002 г. | 1 июля 2002 г. | — | — | — | — | — | — |
Черногория | — | 23 октября 2006 г. | 3 июня 2006 г. | — | — | — | — | — | — |
Намибия | 27 октября 1998 г. | 25 июня 2002 г. | 1 сентября 2002 г. | — | — | — | — | — | — |
Науру | 13 декабря 2000 г. | 12 ноября 2001 г. | 1 июля 2002 г. | — | — | — | — | — | — |
Нидерланды | 18 июля 1998 г. | 17 июля 2001 г. | 1 июля 2002 г. | В силе | В силе | Ратифицирован | Ратифицирован | Ратифицирован | Ратифицирован |
Новая Зеландия | 7 октября 1998 г. | 7 сентября 2000 г. | 1 июля 2002 г. | Ратифицировано | — | — | Ратифицировано | Ратифицировано | Ратифицировано |
Нигер | 17 июля 1998 г. | 11 апреля 2002 г. | 1 июля 2002 г. | — | — | — | — | — | — |
Нигерия | 1 июня 2000 г. | 27 сентября 2001 г. | 1 июля 2002 г. | — | — | — | — | — | — |
Северная Македония | 7 октября 1998 г. | 6 марта 2002 г. | 1 июля 2002 г. | В силе | В силе | — | — | — | — |
Норвегия | 28 августа 1998 г. | 16 февраля 2000 г. | 1 июля 2002 г. | В силе | — | Ратифицирован | — | — | — |
Палестина | — | 2 января 2015 г. | 1 апреля 2015 г. | В силе | Действует | — | — | — | — |
Панама | 18 июля 1998 г. | 21 марта 2002 г. | 1 июля 2002 г. | Действует | Действует | — | — | — | — |
Парагвай | 7 октября 1998 г. | 14 мая 2001 г. | 1 июля 2002 г. | В силе | В силе | — | — | — | — |
Перу | 7 декабря 2000 г. | 10 ноября 2001 г. | 1 июля 2002 г. | — | — | — | — | — | — |
Польша | 9 апреля 1999 г. | 12 ноября 2001 г. | 1 июля 2002 г. | Действует | Действует | — | — | — | — |
Португалия | 7 октября 1998 г. | 5 февраля 2002 г. | 1 июля 2002 г. | Действует | Действует | Ратифицирован | — | — | — |
Румыния | 7 июля 1999 г. | 11 A прил 2002 | 1 июля 2002 г. | — | — | Ратифицирован | — | — | — |
Сент-Китс и Невис | — | 22 августа 2006 г. | 1 ноября 2006 г. | — | — | — | — | — | — |
Сент-Люсия | 27 августа 1999 | 18 августа 2010 г. | 1 ноября 2010 г. | — | — | — | — | — | — |
Сент-Винсент и Гренадины | — | 3 декабря 2002 г. | 1 марта 2003 г. | — | — | — | — | — | — |
Самоа | 17 июля 1998 г. | 16 сентября 2002 г. | 1 декабря 2002 г. | В силе | В силе | — | — | — | — |
Сан-Марино | 18 июля 1998 г. | 13 мая 1999 г. | 1 июля 2002 г. | В силе | В силе | — | — | — | — |
Сенегал | 18 июля 1998 г. | 2 февраля 1999 г. | 1 июля 2002 г. | — | — | — | — | — | — |
Сербия | 19 декабря 2000 г. | 6 сентября 2001 г. | 1 июля 2002 г. | — | — | — | — | — | — |
Сейшельские острова | 28 декабря 2000 г. | 10 августа 2010 г. | 1 ноября 2010 г. | — | — | — | — | — | — |
Сьерра-Леоне | 17 октября 1998 г. | 15 сентября 2000 г. | 1 июля 2002 г. | — | — | — | — | — | — |
Словакия | 23 декабря 1998 | 11 апреля 2002 | 1 июля 2002 | Действует | Действует | Ратифицирован | Действует | In f orce | В силе |
Словения | 7 октября 1998 г. | 31 декабря 2001 г. | 1 июля 2002 г. | В силе | В силе | Ратифицирован | — | — | — |
Южная Африка | 17 июля 1998 г. | 27 ноября 2000 г. | 1 июля 2002 г. | — | — | — | — | — | — |
Испания | 18 июля 1998 г. | 24 октября 2000 г. | 1 июля 2002 г. | В силе | В силе | — | — | — | — |
Суринам | — | 15 июля 2008 г. | 1 Октябрь 2008 г. | — | — | — | — | — | — |
Швеция | 7 октября 1998 г. | 28 июня 2001 г. | 1 июля 2002 г. | — | — | — | — | — | — |
Швейцария | 18 июля 1998 г. | 12 октября 2001 г. | 1 июля 2002 г. | В силе | В силе | Ратифицирован | Ратифицирован | Ратифицирован | Ратифицировано |
Танзания | 29 декабря 2000 г. | 20 августа 2002 г. | 1 ноября 2002 г. | — | — | — | — | — | — |
Таджикистан | 30 ноября 1998 г. | 5 мая 2000 г. | 1 июля 2002 г. | — | — | — | — | — | — |
Тринидад и Тобаго | 23 марта 1999 г. | 6 апреля 1999 г. | 1 июля 2002 г. | В силе | В силе | — | — | — | — |
Тунис | — | 24 июня 2011 г. | 1 сентября 2011 | — | — | — | — | — | — |
Уганда | 17 марта 1999 года | 14 июня 2002 года | 1 сентября 2002 года | — | — | — | — | — | — |
Великобритания | 30 ноября 1998 года | 4 октября 2001 года | 1 июля 2002 г. | — | — | — | — | — | — |
Уругвай | 19 декабря 2000 г. | 28 июня 2002 г. | 1 сентября 2002 г. | В силе | В силе | — | — | — | — |
Вануату | — | 2 декабря 2011 г. | 1 февраля 2012 г. | — | — | — | — | — | — |
Венесуэла | 14 октября 1998 г. | 7 июня 2000 г. | 1 июля 2002 г. | — | — | — | — | — | — |
Замбия | 17 июля 1998 г. | 13 ноября 2002 г. | 1 февраля 2003 г. | — | — | — | — | — | — |
Статья 127 Римского статута позволяет государствам выходить из ICC. Отзыв вступает в силу через год после уведомления депозитария и не влияет на уже начатое судебное преследование. По состоянию на март 2018 года четыре штата официально уведомили о своем намерении выйти из статута, хотя два государства отменили его до того, как он вступил в силу.
Государство-участник | Подписано | Ратифицировано или присоединилось | Вступление в силу | Уведомление о выходе | Выход вступает в силу | Выход аннулирован |
---|---|---|---|---|---|---|
Бурунди | 13 января 1999 г. | 21 сентября 2004 г. | 1 декабря 2004 г. | 27 октября 2016 г. | 27 октября 2017 г. | — |
Гамбия, | 4 декабря 1998 г. | 28 июня 2002 г. | 1 сентября 2002 г. | 10 ноября 2016 г. | — | 10 февраля 2017 г. |
Филиппины | 28 декабря 2000 | 30 августа 2011 | 1 ноября 2011 | 17 марта 2018 | 17 марта 2019 | — |
Южная Африка | 17 Июль 1998 г. | 27 ноября 2000 г. | 1 июля 2002 г. | 19 октября 2016 г. | — | 7 марта 2017 г. |
Некоторые штаты утверждали, что МУС является инструментом западных империализм, наказывающий только лидеров малых, слабых государств, игнорируя преступления, совершаемые более богатыми и могущественными государствами. Это мнение было выражено, в частности, африканскими государствами, 34 из которых являются членами МУС, из-за воспринимаемого непропорционального внимания Суда к Африке. Девять из десяти ситуаций, расследованных МУС, произошли в африканских странах.
В июне 2009 года несколько африканских государств, включая Коморские Острова, Джибути и Сенегал, призвали африканские государства-участники в массовом порядке отказаться от статута. в знак протеста против обвинительного заключения в отношении президента Судана Омара аль-Башира. В сентябре 2013 года Национальная ассамблея Кении приняла ходатайство о выходе из МУС в знак протеста против судебного преследования МУС заместителя президента Кении Уильяма Руто. и президент Ухуру Кеньятта (оба предъявлены обвинения перед вступлением в должность). Массовый выход из МУС африканских государств-членов в ответ на судебный процесс над властями Кении обсуждался на специальном саммите Африканского союза в октябре. На саммите был сделан вывод о том, что действующие главы государств не должны предстать перед судом и что рассмотрение дел в Кении следует отложить. Однако саммит не поддержал предложение о массовом выводе из-за отсутствия поддержки этой идеи. В ноябре Ассамблея государств-участников МУС в ответ согласилась рассмотреть предложенные поправки к Римскому статуту, чтобы снять озабоченность АС.
В октябре – ноябре 2016 года Бурунди, Южная Африка и Все Гамбия уведомили ГСООН о своем намерении выйти из МУС. В то время МУС вел предварительное расследование по Бурунди. Выход Южной Африки последовал за ее отказом выполнить ордер МУС для суданского аль-Башира, когда он находился в стране. После президентских выборов в Гамбии позже в том же году, которые положили конец долгому правлению Яхья Джамме, Гамбия отменила свое уведомление о выходе. Конституционность уведомления Южной Африки была оспорена оппозиционной партией Демократический альянс, которая утверждала, что одобрение парламента требуется, а не запрашивается. Высокий суд Южной Африки постановил в феврале 2017 года, что уведомление правительства было незаконным, и от него потребовалось отозвать уведомление, вступившее в силу 7 марта 2017 года. Парламентский законопроект о выходе из МУС был впоследствии отозван правительством. Однако правящая партия Африканский национальный конгресс по-прежнему поддерживает выход, и в 2019 году в парламент был внесен новый законопроект о выходе из Статута.
14 марта 2018 года Родриго Дутерте, Президент Филиппин, который находится на предварительном рассмотрении МУС, объявил, что страна выйдет из Римского статута. Он утверждал, что, хотя Статут был ратифицирован Сенатом Филиппин в 2011 году, он никогда не публиковался в Официальном вестнике Филиппин, что является требованием для уголовных законов (из которых Римский статут подписывается как таковой), чтобы вступить в силу. Следовательно, он утверждал, что Филиппины никогда не были государством-участником ab initio. Кроме того, он заявил, что МУС использовался как политический инструмент против слабых целей, таких как Филиппины. Организация Объединенных Наций получила официальное уведомление о выходе 17 марта 2018 г.; год спустя (17 марта 2019 г.) выход Филиппин по правилу стал официальным. Юридическая сила отзыва была оспорена в Верховном суде Филиппин, но, несмотря на то, что дело было сочтено поданным на разрешение, суд не вынес окончательного решения до вступления отзыва в силу.
Римский статут обязывает государства-участники сотрудничать с Судом в расследовании и судебном преследовании преступлений, включая арест и передачу подозреваемых. Часть 9 Статута требует, чтобы все государства-участники «обеспечивали наличие процедур, доступных в соответствии с их национальным законодательством для всех форм сотрудничества, указанных в этой Части».
В соответствии с комплементарностью Римского статута принцип, Суд обладает юрисдикцией только в отношении дел, в которых соответствующее государство не желает или не может расследовать и, при необходимости, возбуждать уголовное дело непосредственно. Поэтому многие государства-участники ввели в действие национальное законодательство, предусматривающее расследование и судебное преследование преступлений, подпадающих под юрисдикцию Суда.
По состоянию на апрель 2006 года следующие государства приняли или разработали имплементирующее законодательство:
Государства | Законодательство о взаимодополняемости | Законодательство о сотрудничестве |
---|---|---|
Австралия, Бельгия, Босния и Герцеговина, Болгария, Канада, Хорватия, Дания, Эстония, Финляндия, Грузия, Германия, Исландия, Лихтенштейн, Литва, Мальта, Нидерланды, Новая Зеландия, Словакия, Южная Африка, Испания, Тринидад и Тобаго, Соединенное Королевство | Принят | Принят |
Колумбия, Конго, Сербия, Черногория | Принят | Проект |
Бурунди, Коста-Рика, Мали, Нигер, Португалия | Принят | Нет |
Франция, Норвегия, Перу, Польша, Словения, Швеция, Швейцария | Проект | Принят |
Австрия, Япония, Латвия, Румыния | Нет | Принят |
Аргентина, Бенин, Боливия, Ботсва na, Бразилия, Центральноафриканская Республика, Демократическая Республика Конго, Доминика, Габон, Гана, Греция, Ирландия, Италия, Кения, Лесото, Люксембург, Нигерия, Самоа, Сенегал, Уганда, Уругвай, Замбия | Проект | Проект |
Доминиканская Республика, Эквадор, Гондурас, Венгрия, Иордания, Панама, Венесуэла | Проект | Нет |
Мексика | Нет | Проект |
Афганистан, Албания, Андорра, Антигуа и Барбуда, Барбадос, Белиз, Буркина-Фасо, Камбоджа, Кипр, Джибути, Фиджи, Гамбия, Гвинея, Гайана, Либерия, Малави, Маршалловы Острова, Маврикий, Монголия, Намибия, Науру, Северная Македония, Парагвай, Сент-Винсент и Гренадины, Сан-Марино, Сьерра-Леоне, Таджикистан, Танзания, Тимор-Лешти | Нет | Нет |
Дата | Подписи | |
31 декабря 1998 г. | 72 | |
31 декабря 1999 г. | 93 | |
31 декабря 2000 г. | 139 | |
Дата | Ra изменения / присоединения | Оставшиеся подписанты |
31 декабря 1998 г. | 0 | 72 |
31 декабря 1999 г. | 6 | 87 |
31 декабря 2000 г. | 27 | 112 |
31 декабря 2001 г. | 48 | 92 |
31 декабря 2002 г. | 87 | 55 |
31 декабря 2003 г. | 92 | 51 |
31 декабря 2004 г. | 97 | 46 |
31 декабря 2005 г. | 100 | 43 |
31 декабря 2006 г. | 104 | 41 |
31 декабря 2007 г. | 105 | |
31 декабря 2008 г. | 108 | 40 |
31 декабря 2009 г. | 110 | 38 |
31 декабря 2010 г. | 114 | 34 |
31 декабря 2011 г. | 120 | 32 |
31 декабря 2012 г. | 121 | |
31 декабря 2013 г. | 122 | 31 |
31 декабря 2014 г. | ||
31 декабря 2015 г. | 123 | |
31 декабря 2016 г. | 124 | |
31 декабря, 2017 | 123 | 32 |
31 декабря 2018 г. | 123 | |
1 июня 2019 г. | 123 | 33 |
Количество государств-участников из нескольких региональных организаций групповых организаций влияет на минимальное количество судей, назначаемых каждой группа. В пункте 20 (b) Процедуры выдвижения и избрания судей Суда говорится, что в любом из пяти региональных групп должно быть не менее двух судей в суде. Если, однако, группа состоит из более чем 16 государств-участников, к этой группе назначается третий судья.
В следующей таблице указано количество государств-участников от каждой региональной группы. После присоединения Мальдивских Островов 1 декабря 2011 года Азиатская группа стала последней региональной группой, в которой были назначены три судьи. Это уже имело последствия для выборов судей 2011 г..
Группа | Количество государств-участников | Количество назначенных судей |
Африканская группа | 34 | 3 |
Азиатская группа | 19 | 3 |
Восточноевропейская группа | 18 | 3 |
Латинская Американско-карибская группа | 27 | 3 |
Западноевропейская и другие группы | 25 | 3 |
В соответствии со статьей 12 (3) Римского статута Международного уголовного суда государство, которое не является стороной Статута, может «посредством подачи Секретарю осуществления Судом юрисдикции в отношении рассматриваемого преступления». Государство, которое делает это, не является участником Статута, соответствующие положения статута в принимающем государстве, но только на специальной основе.
На сегодняшний день Суд опубликовал пять заявлений по статье 12 (3). Кроме того, в декабре 2013 года была подана декларация Партия свободы и справедливости Египта, стремящаяся признать юрисдикцию от имени Египта. Однако прокуратура установила, поскольку партия потеряла власть после египетского государственного переворота 2013 года в июле того же года, она не имела полномочий делать заявление.
Государство | Дата принятия | Начало юрисдикции | Конец юрисдикции | Дата членства |
---|---|---|---|---|
Кот-д'Ивуар | 18 апреля 2003 г. г. | 19 сентября 2002 г. | неопределенный | 1 мая 2013 г. |
Палестина | 21 января 2009 г. | 1 июля 2002 г. | неопределенный | 1 апреля 2015 г. |
Украина | 9 апреля 2014 г. | 21 ноября 2013 г. | 22 февраля 2014 г. | Не член |
Палестина | 31 декабря 2014 года | 13 июня 2014 года | Бессрочно | 1 апреля 2015 года |
Украина | 8 сентября 2015 года | 20 февраля 2014 года | Бессрочно | Не член |
Записи, выделенные курсивом, означают, что заявление было признано недействительным Прокуратурой. |
Из 139 государств, подписавших Римский статут, 31 не ратифицировали.
Государство | Подпись |
---|---|
Алжир | 28 декабря 2000 г. |
Ангола | 7 октября 1998 г. |
Армения | 1 октября 1999 г. |
Багамы, | 29 декабря 2000 г. |
Бахрейн | 11 декабря 2000 г. |
Камерун | 17 июля 1998 г. |
Египет | 26 декабря 2000 г. |
Эритрея | 7 октября 1998 г. |
Гвинея-Бисау | 12 сентября 2000 г. |
Гаити | 26 февраля 1999 г. |
Иран | 31 декабря 2000 |
Израиль * | 31 декабря 2000 |
Ямайка | 8 сентября 2000 |
Кувейт | 8 сентября 2000 |
Кыргызстан | 8 декабря 1998 |
Монако | 18 июля 1998 |
Марокко | 8 сентября 2000 |
Мозамбик | 28 декабря 2000 |
Оман | 20 декабря 2000 |
Россия * | 13 сентября 2000 |
Сан-Томе и Принсипи | 28 декабря 2000 г. |
Соломоновы Острова | 3 декабря 1998 г. |
Судан * | 8 сентября 2000 г. |
Сирия | 29 ноября 2000 г. |
Таиланд | 2 октября бер 2000 |
Украина | 20 января 2000 |
Объединенные Арабские Эмираты | 27 ноября 2000 |
США * | 31 декабря 2000 |
Узбекистан | 29 декабря 2000 |
Йемен | 28 декабря 2000 г. |
Зимбабве | 17 июля 1998 г. |
* | = Государства, заявив, что они больше не намерены ратифицировать договор |
Согласно Венской конвенции о правовых международных договорах, государство, которое подписало, но не ратифицировано договор, обязано воздерживаться от «действий, нарушили» бы объект и цель »договора. Однако эти намерения не сохраняются, если государство «ясно выразило свое намерение не становиться участником договора». Четыре подписавших его государства (Израиль, Россия, Судан и Соединенные Штаты) сообщили Генеральному секретарю ООН, что они больше не намерены становиться участниками Римского статута, и таковые не имеют юридических обязательств, вытекающих из их подписания.
Правительство Бахрейна используем объявило в мае 2006 г., что оно ратифицирует Римский статут на сессии, заканчивающейся в июле 2006 г. К декабрю 2006 г. ратификация не была еще не завершено, но заявила, что ратификация международного уголовного суда, чтоет ратификации в 2007 году.
Израиль проголосовал против принятия Римского статута, но позже подписал это на короткий период. В 2002 году Израиль уведомил Генерального секретаря ООН о том, что он больше не намеревается присоединяться к Римскому статуту, и у него нет юридических обязательств, вытекающих из подписания им статута.
Израиль заявляет, что он "глубоко сочувствует" целям Суда. Однако у него есть опасения, что политическое давление на Суд может привести к переосмыслению международного права или «изображений новых преступлений». Он указывает на включение «перемещающейся части гражданского населения, оккупирующего оккупированную территорию» как на военное преступление в качестве этого примера, но в то же время не используется запрет терроризма и распространения наркотиков. Израиль считает полномочия, предоставленные прокурору, чрезмерными, географическое назначение судей - невыгодным для Израиля, не назначившимся присоединиться к каким-либо из региональных групп ООН.
На конференции в 2007 г. Кувейт Коллегия адвокатов и секретарь национального собрания Кувейта Хусейн Аль-Эрети призвали Кувейт присоединиться к Суду.
Россия подписал Римский статут в 2000 году. 14 ноября 2016 года МУС опубликовал отчет о предварительном расследовании военного вмешательства России в Украину, в котором установлено, что «ситуация на территории Крыма и Севастополя фактически составляет к продолжающемуся состоянию состояния" и эта "информация, такая информация как сообщения В ответ президентский указ указанным конфликтом в контексте боевых действий на востоке Украины указывает на прямое военное столкновение между вооруженными силами и украинским правительством силы, которые предполагают существование международного вооруженного конфликта в контексте боевых действий на востоке Украины. Президент России Владимира Путина одобрил «направление Генеральному секретарю ООН о намерении Российской Федерации больше не быть участником Римского статута».
Судан подписал Римский статут в 2000 году В 2005 году МУС начал расследование войны в Дарфуре, регион Судана. Омару аль-Баширу, президенту Судана, было предъявлено обвинение в 2009 году. 26 августа 2008 года Судан уведомил Генерального секретаря ООН о том, что он больше не намерен ратифицировать договор и, следовательно, больше не несет никаких юридических обязательств. с его подписи. После суданского государственного переворота в 2019 году Садик аль-Махди, бывший премьер-министр Судана, поддерживающий оппозицию, мир Судан присоединиться к МУС.
Бывший сенатор Крайсак Чунхаван в ноябре 2006 г. призвал Таиланд ратифицировать Римский статут и ретроспективную юрисдикцию, бывший премьер Таксин Чинаватра может быть расследованы по преступлениям против человечности, возможности с 2500 предполагаемыми казнями, совершенными в 2003 году против подозреваемых торговцев наркотиками.
Постановление Конституционного суда Украины от 2001 года постановило, что Рим Статут не соответствует Конституции Украины. Тем не менее, в октябре 2006 года посол в ООН заявил, что украинское правительство внесет в парламент о ратификации Статута. Украина ратифицировала Соглашение о привилегиях и иммунитетах суда (APIC), не ратифицировав Римский статут 29 января 2007 года. 4 апреля 2012 года министр иностранных дел Украины сообщил председателю Международного уголовного суда, что «Украина намерена присоединиться к Римскому статуту, как только будут созданы необходимые правовые предпосылки в контексте предстоящего пересмотра конституции страны». Законопроект о внесении необходимых поправок в конституцию был внесен в парламент в мае 2014 года. Статья 8 подписанного в 2014 году Соглашения об ассоциации Украины и Европейского Союза требует, чтобы Украина ратифицировала Римский статут. В 2016 году украинский парламент принял необходимые поправки к конституции, позволяющие ратифицировать договор, однако они не вступят в силу в течение трех лет.
США подписали Римский статут в декабре 2000 г. (при президенте Билле Клинтоне ), но Клинтон решил не передавать договор в Сенат США для ратификации, заявив: «Я не буду и не рекомендую мой преемник [Джордж Буш ] представит договор в Сенат для получения совета и согласия до тех пор, пока не будут удовлетворены наши основные опасения ». Противники МУС в Сенате США «скептически относятся к новым международным институтам и по-прежнему ревностно защищают американский суверенитет»; до принятия Римского статута оппозицию МУС в основном возглавлял сенатор-республиканец Джесси Хелмс. 6 мая 2002 г. администрация Буша заявила, что США не намерены становиться государством-участником МУС; в письме к Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций Кофи Аннану, заместителю государственного секретаря по контролю над вооружениями и международной безопасности Джону Болтону заявил, что «Соединенные Штаты не намерены становиться стороной договора» и что «Соединенные Штаты не имеют никаких юридических обязательств, вытекающих из их подписания 31 декабря 2000 года». Это письмо иногда называют «неподписанием» договора; однако юридические мнения о фактических юридических последствиях письма различаются, при этом некоторые ученые утверждают, что президент не имеет права заключать в одностороннем порядке «неподписанные» договоры.
Соединенные Штаты «заняли враждебную позицию по отношению к Суду. на протяжении большей части президентства Буша ". В 2002 году Конгресс принял Закон о защите американских военнослужащих (ASPA), который был подписан 2 августа 2002 года; «главной целью ASPA было воспрепятствовать правительству США поддерживать ICC». Основные положения ASPA блокировали финансирование МУС США и требовали от США «заключать соглашения со всеми государствами, подписавшими МУС, для защиты американских граждан, находящихся за рубежом, от юрисдикции МУС в соответствии со статьей 98 Римского статута», которая запрещает деятельность МУС. «от преследования лиц, находящихся на территории государства-члена МУС, если такое действие Суда приведет к нарушению государством-членом условий любого другого двустороннего или многостороннего договора, участником которого оно является». Традиционно статья 98 использовалась в отношении традиционных соглашений о статусе вооруженных сил (SOFA) и соглашений о статусе миссии (SOMA), в которых страны, принимающие военнослужащих США по приглашению, соглашались освободить их от судебного преследования в иностранных судах.. Администрация Буша при поддержке оппонентов МУС в Конгрессе приняла новую стратегию агрессивного соблюдения двусторонних соглашений об иммунитете (BIA), «которые гарантируют иммунитет от судебного преследования МУС для всех американских граждан в стране, с которой заключено соглашение», а не просто вооруженные силы США. «Согласно первоначальному ASPA, страны, которые отказались заключать BIA с Соединенными Штатами, подвергались санкциям, включая потерю военной помощи (хотя эти положения с тех пор были отменены)». По состоянию на декабрь 2006 года Государственный департамент США сообщил, что подписал 102 BIA. В 2002 году Соединенные Штаты пригрозили наложить вето на возобновление всех миссий Организации Объединенных Наций по поддержанию мира, если их войскам не будет предоставлен иммунитет от судебного преследования Судом. В качестве компромисса Совет Безопасности принял резолюцию 1422 12 июля 2002 года, предоставив неприкосновенность персоналу из государств, не являющихся членами МУС, участвующим в учрежденных или санкционированных миссиях Организации Объединенных Наций на возобновляемый двенадцатимесячный период. Это было продлено на двенадцать месяцев в 2003 году, но Совет Безопасности снова отказался продлить освобождение в 2004 году, после того, как появились фотографии американских солдат, злоупотребляющих иракскими заключенными в Абу-Грейб, и США отозвали свое требование.
При администрации Обамы США не предприняли шагов по ратификации Римского статута, но приняли «осторожный, индивидуальный подход к поддержке МУС», поддерживая дела в МУС. Государственный секретарь Хиллари Клинтон заявила, что США атакуют «эффективные действия МУС таким образом, чтобы они продвигали интересы США, привлекая военных преступников к ответственности». Шаги США в поддержку МУС, предпринятые при администрации Обамы, включающие участие в ежегодной поддержке государств-участников в качестве наблюдателя; использование постоянного места США в Совете Безопасности ООН для поддержки передачи дел в МУС (включая Ливию в 2011 ); «Обмен разведданными о беглецах и другой существенной поддержки в натуральной форме» МУС; и расширение Программы вознаграждения за военные преступления ».
Администрация Трампа обострила отношения с МУС, заявив, что отменит визы для всех сотрудников МУС, пытающихся расследовать военные преступления в США. Госсекретарь Майк Помпео заявил, что такой отзыв может быть к любому персоналу, занимающемуся расследованием преступлений, совершенных Израилем или другими союзными странами.
24 марта 2007 г., парламентская партия Йемена проголосовала за ратификацию Римского статута. Однако некоторые депутаты утверждают, что это голосование нарушило парламентские правила. На этом дополнительном голосовании ратификация была отменена.
Срок подписания Римского статута истек после 31 декабря 2000 года. Государства, которые не подписали его до этой даты, должны присоединиться к Статуту в один этап.
Из всех государств, которые за членами, наблюдатели в United Nat Ионы Совета ООН или иным образом признанные Генеральным секретарем Организации Помощник как государство с полными договорными полномочиями, 41 государство не подписало и не присоединилось к Статуту:
Кроме того В соответствии с практикой того заявления, поданными Генеральному секрет арю, Римский статут не действует в следующих случаях зависимые территории :
Китайская Народная Республика выступила против суда, на основании того, что это противоречит суверенитету национальных государств, что принцип дополнительные дает Суду возможность судить национальную судебную систему, юрисдикцию по военным преступлениям, охватывающую внутренние, как также международные преступления, юрисдикция Суда охватывает преступления против человечности в мирное, что включение преступления агрессии ослабляет роль Совета Безопасности ООН и что право Прокурора возбуждать уголовное преследование может открыть Суд для влияния.
Правительство Индии выступает против суда. Он воздержался при голосовании, приняв статут в 1998 году, заявив, что он возражает против принятого широкого определения преступлений против человечности; предоставленные Совету Безопасности ООН направлять и откладывать расследования, а также связывать негосударственные стороны; и использование ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения прямо не криминализируется. Другие принципы уголовного правосудия, включение военных преступлений для немеждународных конфликтов и полномочий Прокурора возбуждать уголовное преследование.
Индонезия заявила, что поддерживает принятие Римского статута и что «всеобщее участие должно быть краеугольным камнем Международного уголовного суда». В 2004 году президент Индонезии намерен ратифицировать Римский статут в 2008 году. Это было подтверждено в 2007 году министром иностранных дел Хасаном Вираджуда и главой Индонезии Комитет народных представителей по безопасности и международных дел, Тео Л. Самбуага. В мае 2013 года министр обороны Пурномо Юсгианторо заявил, что правительству нужно «больше времени, чтобы внимательно изучить все за и против ратификации».
В Февраль 2005 г. Переходное правительство Ирака приняло решение ратифицировать Римский статут. Однако две недели спустя они отменили это решение, шаг, по утверждению Коалиции Международного уголовного суда , был вызван давлением США.
в марте В 2009 году министр юстиции Ливана заявил, что правительство решило пока не присоединяться. Коалиция Международного уголовного суда утверждала, что это отчасти произошло из-за «сильного давления» со стороны США, которые опасались, что это может привести к судебному преследованию израильтян в будущем конфликте.
Малайзия представила документ о присоединении к Римской статуе 4 марта 2019 года, который должен был вступить в силу 1 июня. Однако 29 апреля 2019 года Малайзия незамедлительно направила Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций уведомление об отзыве документа о присоединении, не давая ему присоединиться. Премьер-министр Махатхир Мохамад объяснил, что отзыв был вызван опасениями по поводу его конституционности, а также возможным нарушением суверенитета малайских правителей.
25 июля 2006 г., Непальская Палата представителей поручила правительству ратифицировать Римский статут. Согласно законодательству Непала, это предложение является обязательным для исполнительной власти.
После решения парламента, требующего, чтобы правительство ратифицировало Статут, Нарахари Ачарья, Министерство закона, юстиции, учредитель По делам Ассамблеи и парламента Непала в марте 2015 года заявили, что «сформировали рабочую группу для проведения исследования процесса». Однако он сказал, что это «возможно только после обнародования новой конституции», которая обсуждалась 2-м Учредительным собранием Непала.
Пакистан поддержал цели Международного Суда и голосовал за Римский статут в 1998 году. Однако Пакистан не подписал соглашение на основании ряда возражений, включая тот факт, что Статут не предусматривает оговорок при ратификации или присоединении, включение временного ареста и отсутствие иммунитета. для глав государств. Кроме того, Пакистан (один из крупнейших поставщиков миротворцев ООН), как и Соединенные Штаты, выразил сомнения относительно потенциального использования политически мотивированных обвинений против миротворцев.
Президент Южного Судана Сальва Киир Маярдит заявил в 2013 году, что страна не присоединится к МУС.
Турция в настоящее время страна-кандидат на присоединение к Европейскому союзу, которому необходим прогресс в вопросах прав человека для продолжения переговоров о присоединении. Частично это включало давление, но не требование, чтобы Турция присоединилась к Суду, который поддерживается Общей внешней политикой и политикой безопасности ЕС. Премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган заявил в октябре 2004 г., что Турция «скоро» ратифицирует Римский статут, а в 2004 г. в турецкую конституцию были внесены поправки, прямо разрешающие передачу граждан в суд. Однако в январе 2008 года правительство Эрдогана изменило свою позицию, решив отложить присоединение из-за опасений, что оно может подорвать усилия против Рабочей партии Курдистана.