Штат Катанга

редактировать

Координаты : 11 ° 08′S 27 ° 06′E / 11,133 ° S 27,100 ° E / -11.133; 27.100

Государство Катанга.
  • État du Katanga
  • Инчи Я Катанга
1960–1963
Флаг Катанги Флаг Герб Катанги Герб
Девиз: Force, espoir et al. paix dans la prospérité. Сила, надежда и мир в процветании
Гимн: "La Katangaise"
Катанга в зеленом (1961) Зеленая Катанга (1961)
СтатусНепризнанный штат
Столица. и крупнейший городЭлизабетвиль
Языки
ПравительствоРеспублика
Президент
• 1960–1963Моис Чомбе
Историческая эпохаКризис Конго
Отделение Катанги 11 июля 1960 г.
Отделение Касаи 8 августа 1960 г.
• Распад21 января 1963 г.
Территория
• Всего496 871 км (191 843 кв. Мили)
ВалютаКатангский франк
Часовой поясUTC +2 (CAT )
ПредыдущийПреемник
Конго-Леопольдвиль
Конго-Леопольдвиль
Сегодня частьДР Конго

Государство Катанга (французский : État du Katanga; Суахили : Инчи Я Катанга), также иногда обозначаемый как Республика Катанга была отколовшимся государством, провозгласившим свою независимость от Конго-Леопольдвиль 11 июля 1960 года при Моисе Чомбе, лидере местная политическая партия Конфедерация племенных ассоциаций Катанги (КОНАКАТ). Новое Катангское государство не пользовалось полной поддержкой в ​​провинции и постоянно подвергалось межнациональной розни в самом северном регионе. Он был распущен в 1963 году после вторжения войск Операции Организации Объединенных Наций в Конго (ONUC) и реинтегрирован с остальной частью страны как Провинция Катанга.

Отделение Катанги было проведено с поддержка Union Minière du Haut Katanga, англо - бельгийской горнодобывающей компании и большого контингента бельгийских военных советников. Армия, которую правительство назвало Катангская жандармерия, созданная правительством Чомбе, изначально была организована и обучена Бельгией, а затем наемниками различных национальностей.

Содержание

  • 1 Кризис Конго
    • 1.1 Первоначальное отделение
    • 1.2 Развертывание войск Организации Объединенных Наций
    • 1.3 Международные отношения
    • 1.4 Дальнейшие конфликты
    • 1.5 Наемная война
    • 1.6 Дальнейшие события
    • 1.7 Последние дни
    • 1.8 Капитуляция
    • 1.9 Последствия
  • 2 См. Также
  • 3 Ссылки
  • 4 Библиография
  • 5 Дополнительная литература
  • 6 Внешние ссылки

Кризис Конго

Первоначальное отделение

A Union Minière du Медный рудник Верхняя Катанга (UMHK), изображенный в 1917 году. Полезные ископаемые Катанги сыграли важную роль в отделении.

В 1906 году компания Union Minière du Haut Katanga (UMHK) была основала и получила эксклюзивные права на добычу меди в Катанге. Основными акционерами Union Minière du Haut-Katanga были Comité Spécial de Katanga, Société Générale и British Tanganyika Concessions Limited. В свою очередь, крупнейшим держателем акций Comité Spécial de Katanga было бельгийское государство. Поскольку 33,7% дохода Конго приходилось на продажу меди, добытой в Катанге, владение компанией было важным соображением для лидеров движения за независимость Конго, в то время как правительство Бельгии очень неохотно отказывалось от своей доли в UMHK., и, наконец, не сделал этого до 1967 года. В январе 1959 года было объявлено, что Бельгия предоставит независимость Конго в июне 1960 года. Начиная с марта 1960 года UMHK начал финансовую поддержку CONAKAT и подкупил лидера партии, Моис Чомбе, отстаивая политику, благоприятную для компании.

Когда Бельгийское Конго получило независимость от Бельгии 30 июня 1960 года, оно уже было охвачено этнической фракционностью и политическим уклоном. напряжение. Коалиция политиков КОНАКАТ и бельгийских поселенцев незадолго до этого предприняла попытку издать собственное заявление о независимости в Катанге, но бельгийское правительство выступило против их планов. КОНАКАТ был особенно обеспокоен тем, что формирующееся конголезское правительство во главе с премьер-министром Патрисом Лумумбой уволило бы своих членов с их позиций в правительстве провинции Катанг, и заменило их своими сторонниками.

Вечером 11 ноября. Июль, лидер КОНАКАТ Моис Чомбе, обвинив центральное правительство в коммунистических взглядах и диктаторском правлении, объявил, что Катанга выходит из состава Конго. Чтобы помочь ему, UMKH предоставил Чомбе аванс в 1 250 миллионов бельгийских франков. Первым делом Чомбе попросил помощи у премьер-министра Бельгии Гастона Эйскенса. Когда вновь назначенный командующий военным гарнизоном Элизабетвилля прибыл в город, катангские власти немедленно задержали и изгнали его. Он вылетел в Лулуабург и сообщил Лумумбе и президенту Джозефу Каса-Вубу об отделении. Они решили вылететь в Катангу, чтобы самостоятельно изучить ситуацию. Министр внутренних дел Катанги Мунонго отказал им в разрешении на посадку в аэропорту и сообщил по радио, что, хотя Каса-Вубу может посетить Катангу, если пожелает, Лумумбе не разрешили въехать на территорию. Разъяренные президент и премьер-министр вернулись в Лулуабург. Чомбе немедленно назначил своего собственного командира, полковника Норберта Мьюка из Force Publique, чтобы сформировать новую военную силу, Катанговую жандармерию. Жандармерия укомплектовывалась бельгийскими офицерами, которые фактически были прикомандированы к Чомбе в качестве военных советников. 16 июля 1960 года Эйскенс де-факто признал Катангу и 22 июля создал Mission Technique Belge (Mistebe) для оказания помощи Катанге оружием и советниками.

Чомбе и КОНАКАТ утверждали, что отделение было результатом местного националистические настроения. Однако население балуба в северных районах провинции активно выступало против независимости, и даже с населением на юге, которое в целом более сочувствовало Чомбе, никогда не консультировались напрямую по этому поводу. Катанга также была домом для непропорционально большой белой общины бельгийского происхождения, а также для многих бельгийских эмигрантов, вложивших значительные средства в провинцию. По большей части белые жители Катанги открыто поддержали отделение. В отличие от Лумумбы, Чомбе открыто ухаживал за ними, вероятно, потому, что считал, что они обладают столь необходимыми техническими навыками, и их исход оказался катастрофическим для экономики Катанги.

В бельгийском правительстве король Бодуэн очень поддерживал Катангу и использовал всю силу суда, чтобы оказать давление на правительство, чтобы оно расширило дипломатическое признание Катанги. Министр иностранных дел Пьер Виньи, зная, что Соединенные Штаты выступают против разделения Конго, был против признания Катанги. Виньи опасался повторения Суэцкого кризиса 1956 года, когда Великобритания, Франция и Израиль были унижены, когда Соединенные Штаты выступили против их нападения на Египет, когда Конго выступило в роли Египта, а Бельгия - в роли государств, напавших на Египет. По тем же причинам представитель Бельгии в НАТО Андре де Стерке был против предприятия, которое могло разозлить Соединенные Штаты. Анри Крен, бельгийский консул в Элизабетвиле, был ярым сторонником Катанги. Гарольд Шарль д'Аспремон Линден, правая рука Эйскенса и его самый влиятельный советник, также был непреклонным сторонником Катанги. шанс для Бельгии удержать самую ценную часть Конго. Давление со стороны министра иностранных дел с требованием не признавать Катангу и давление со стороны короля с требованием признать Катангу оставили Эйскенса в растерянности и растерянности. Не желая признавать Катангу из-за опасений американской реакции, премьер-министр согласился на давление со стороны Бодуэна и д'Аспремона Линдена с целью поддержать Катангу.

В течение недели после одностороннего провозглашения независимости Катанги Лумумба послал телеграмма Генеральному секретарю ООН, в которой настаивает на том, чтобы что-то было предпринято с "военной агрессией Бельгии" в его стране и ее открытой поддержкой отделения Катанги. Лумумба запросил «срочную военную помощь» из-за неспособности его правительства поддерживать порядок в огромной стране. Среди стран-членов ООН отношение к Катанге было в целом смешанным. Великобритания и Франция оставались нейтральными, последняя тихо враждебно относилась к самой идее миротворчества в Конго. Первоначально британцы оказали общую помощь войскам ООН, которые в конечном итоге были отправлены, но отказались сотрудничать с последующими усилиями по борьбе с мятежным режимом Чомбе. Португалия и Южноафриканский союз были открыто враждебно настроены по отношению к операции с самого начала и последовательно выступали против любого вмешательства в государство Катанга.

Джеральд-Либуа пишет: «… в течение всего августа проходили гонки на время с целью создания более или менее эффективной катангской жандармерии до возможного вывода бельгийских войск. Командир новой жандармерии майор Кревекёр вызвал бывших офицеров Force Publique, которые покинули Конго после июльских беспорядков или находились в Катанге ». Численность нового отряда первоначально была определена в 1500 добровольцев в возрасте от 16 до 21 года, набранных из «безопасных» этнических групп. Почти все самолеты Force Publique были переданы Камине, а затем реквизированы Катангой.

Развертывание войск Организации Объединенных Наций

14 июля 1960 года в ответ на просьбу премьер-министра Лумумбы Совет Безопасности ООН принял Резолюцию 143 Это потребовало от Бельгии вывести свой военный персонал из Конго, а ООН оказать «военную помощь» конголезским силам, чтобы они «полностью выполнили свои задачи». Лумумба потребовал от Бельгии немедленно вывести свои войска, пригрозив обратиться за помощью к Советскому Союзу, если они не уйдут в течение двух дней. ООН быстро отреагировала и учредила Операцию Организации Объединенных Наций в Конго (ONUC). Первые войска ООН прибыли на следующий день, но между Лумумбой и ООН сразу возникли разногласия по поводу мандата новых сил. Поскольку конголезская армия была в беспорядке, Лумумба хотел использовать миротворцев ООН, чтобы силой подчинить Катангу. Ссылаясь на резолюцию, Лумумба написал Генеральному секретарю ООН Дагу Хаммаршельду : «Из этих текстов ясно, что вопреки вашей личной интерпретации силы ООН могут быть использованы для подавления повстанческого правительства Катанги. ONUC отказалась. Для Хаммаршельда отделение Катанги было внутренним делом Конго, и ООН было запрещено вмешиваться в соответствии со статьей 2 Устава Организации Объединенных Наций.

Разногласия по поводу того, что силы ООН могут и не могут делать, продолжались на протяжении всего развертывания, несмотря на принятие еще двух резолюций Совета Безопасности. Принятая 22 июля Резолюция 145 Совета Безопасности подтвердила, что Конго должно быть унитарным государством, и усилила призыв к Бельгии вывести свои войска. 9 августа в Резолюции 146 Совета Безопасности впервые упоминается Катанга и прямо разрешается ввод войск ООН в Катангу, в то же время запрещается их использование для «вмешательства или влияния на исход любого внутреннего конфликта». Недовольный амбивалентной политикой Эйскенса, король Бодуэн попытался заменить его в начале августа Полем Ван Зиландом с мандатом на признание Катанги. Маневр короля провалился, когда человек, которого он назначил министром иностранных дел в новом правительстве, Поль-Анри Спаак отказался принять участие.

Предметом больших споров было участие Бельгии в Катанге. Брюссель не вдохновлял и не разрабатывал схему отделения Катанги от Моиса Чомбе, но оказывал техническую, финансовую и военную помощь, чтобы поддерживать стабильность Катанги с точки зрения общественного порядка и внутренней безопасности. Бельгийцы посоветовали силам ONUC избегать ненужных интервенций против государства, поскольку это только «рискует усугубить путаницу». В то же время Пьер Виньи, министр иностранных дел, проинформировал США, Францию ​​ и Великобританию, что его правительство выступает против к проискам Чомбе и был обеспокоен тем, что длительное разделение подорвет экономическую жизнеспособность Конго. Правительство Катанги прикомандировало к нему 1 133 бельгийских технических специалиста, отвечающих за государственную службу, 114 офицеров бельгийской армии и 117 унтер-офицеров бельгийской армии, командующих Force Publique, и 58 бельгийских государственных служащих, отвечающих за министерства. С 4 по 8 августа 1960 г. Пьер Каух из Национального банка Бельгии посетил Катангу от имени бельгийского правительства с целью создания центрального банка Катанги. По возвращении в Брюссель Кауч сообщил, что Катанга близка к хаосу и все будет зависеть от «бдительности» д'Аспремона Линдена, который взял на себя ответственность за отношения с Катангой. Хотя большая часть военнослужащих Бельгии была выведена из Катанги в сентябре 1960 года, более двухсот военнослужащих остались, делая горизонтальные карьерные сдвиги в качестве оплачиваемых наемников, служащих в жандармерии страны. Еще в 1963 году некоторые из этих «солдат удачи» все еще находились на свободе, сменив военную форму на гражданскую. Среди других известных бельгийских граждан, которые остались, были политические советники и некоторые дипломатические министры. По прибытии сил Организации Объединенных Наций в Конго они выступили против предоставления ОНУК свободы передвижения в Катанге и настояли на том, чтобы воспрепятствовать миротворческим усилиям. С течением времени это мнение в целом укреплялось самим президентом Чомбе, особенно в связи с все более громкими требованиями Леопольдвиля, чтобы ООН использовала свое военное преимущество для насильственного отстранения его режима от власти. Совет Безопасности, однако, только подтвердил, что ONUC не будет участвовать в каких-либо внутренних спорах, а войдет в Катангу для оказания помощи в поддержании мира. Первый такой персонал, в основном шведские войска, вошел в Элизабетвиль, столицу Катанги, 12 августа 1960 года.

Все это только расстроило конголезское правительство, которое 27 августа начал плохо организованное и неудачное вторжение в Катангу с солдатами Национальной Конголезской армии, прибывшими в провинцию на грузовиках на разношерстной советской военной технике. Этот инцидент приведет только к дальнейшему ухудшению отношений между двумя правительствами; спорадические столкновения будут продолжаться в течение следующих двух лет. 8 ноября взвод ирландской армии, посланный для ремонта моста в Ниемба, попал в засаду, и девять его солдат были убиты Балубой соплеменники.

Международные отношения

3 октября 1960 года Катанга открыла непризнанную дипломатическую миссию в Нью-Йорке с целью лоббирования как признания Соединенными Штатами, так и допуска в Объединенные народы. Главой миссии был Мишель Струленс, «вежливый и тихий» бельгиец, ранее отвечавший за продвижение туризма в Бельгийское Конго. Поскольку у США не было дипломатических отношений с Катангой, Струеленс приехал в Нью-Йорк из Брюсселя по бельгийскому паспорту. Тот факт, что Катангу представлял белый человек из Бельгии, часто использовался для нападок на Катангу как притворство. Струленс сказал журналисту, что его миссия заключалась в том, чтобы «рассказать историю Катанги в Западном полушарии, основываясь на убеждении, что Катанга - единственный барьер против коммунистического влияния в Конго».

Хотя Соединенные Штаты отказались признать Катанга, Струеленс смог убедить большую часть американских правых поддержать Катангу. Одним из союзников Струеленса было ультраправое Лобби свободы, которое в брошюре провозгласило: «Каждое новое требование, каким бы крайним оно ни было, выполнялось неуклюжими деморализованными странами Запада. «Для позолоченных Кадиллаков каждый скрип черного колеса приводил к новому нанесению золотой« смазки »в попытке умиротворить неудержимую черную революцию». Подобно другим националистам в странах третьего мира, испытавшим на себе европейский империализм и расизм, африканские националисты в 1950-1960-х годах были настроены несколько антизападно, что сделало дело африканского национализма очень подозрительным для правых на Западе, и поэтому Катанга, которая была Доминирование бельгийцев рассматривалось как пример правильного африканского государства. Консервативный американский интеллектуал Джеймс Бернхэм написал в колонке, восхваляющей Катангу, что африканские националисты хотят «уничтожить власть и привилегии белых людей; захватить их собственность или большую ее часть; и разрешить белые люди должны оставаться только слугами и служанками ". В либеральных кругах Катангу широко сравнивали с Маньчжоу-Го, якобы независимой нацией, основанной в 1931 году и управляемой императором Пуи, которая на самом деле была фикцией, японской колонией, маскирующейся под настоящая страна. Так же, как Пуи был предполагаемым правителем Маньчжоу-Го с реальной властью, осуществляемой японскими чиновниками, было отмечено, что в случае Катанги лидером был Чомбе, но реальная власть осуществлялась бельгийскими чиновниками.

Была открыта другая миссия. в декабре 1960 г. в Париже по. В основном он функционировал как вербовочный пункт для иностранных наемников, хотя во Франции такая деятельность была незаконной. Для сражения в Катанге было набрано значительное количество французских наемников, в том числе Роджер Фолкес, Роджер Тринкье и Эдгар Тупет-Томе.

В Брюссель, миссию возглавил. Как и миссия в Париже, она набирала наемников, чтобы они сражались за Катанг.

Дальнейшие конфликты

Катангская почтовая марка, выпущенная в 1961 году. Хотя Катанга не была членом Всемирного почтового союза, ее марки допускались к международной почте.

Только вскоре впоследствии Патрис Лумумба был заменен в результате государственного переворота на Джозеф Мобуту. 17 января 1961 года Мобуту отправил Лумумбу в Элизабетвиль, где его пытали и казнили вскоре после прибытия

Совет Безопасности ООН встретился в после смерти Лумумбы в очень эмоциональной атмосфере, наполненной антиколониальными чувствами и риторикой. 21 февраля 1961 года Совет принял резолюцию 161, которая санкционировала «все соответствующие меры» для «предотвращения возникновения гражданской войны в Конго, включая«... применение силы, если необходимо, в последнее средство ». Эта резолюция требовала изгнания из Конго всех бельгийских войск и иностранных наемников, но не предписывала ООН проводить наступательные операции. Однако в конечном итоге это было истолковано местными силами ООН как оправдание военных операций по прекращению отделения Катанги. Несмотря на резолюцию, в течение следующих шести месяцев ООН не проводила крупных военных операций, вместо этого сосредоточившись на содействии нескольким раундам политических переговоров. Тем не менее, многие источники утверждали, что сотрудники ООН инициировали и поддерживали высокую степень насилия и несли прямую и косвенную ответственность за сотни, если не тысячи смертей среди гражданского населения.

Начиная с конца 1960 года, Катанга характеризовалась серией столкновений между сторонниками Чомбе и соплеменниками балуба, политические лидеры которых номинально были союзниками Леопольдвиля и выступали против отделения Катанги. Более мелкие сражения велись и против подразделений АНК, атакующих из других провинций. Редко развернутые и во многих случаях даже превосходящие по вооружению обе стороны, силы ООН стояли перед почти безнадежной задачей попытки предотвратить прямую гражданскую войну. Предвидя необходимость продолжения присутствия ONUC в штате, Совет Безопасности санкционировал увеличение присутствия в Элизабетвиле. Однако к середине 1961 года силы безопасности президента убили почти 7000 балуба. Фракционные раздоры также начали охватывать борющийся режим. Увеличение числа миротворцев только привело в ярость людей балуба, которые рассматривали Организацию Объединенных Наций как нежелательного нарушителя и начали нападать как на солдат Катанги, так и на солдат ООН с незначительной дискриминацией.

Война наемников

Катангский жандарм в 1961 году.

В феврале 1961 года, пытаясь укрепить свои позиции в Катанге, Моис Чомбе начал импортировать больше иностранных наемников из соседних государств для помощи своим жандармам. «Проблема наемников», как ее обозначило международное сообщество, была предметом серьезной озабоченности ONUC. Катангская армия уже была укомплектована бельгийскими офицерами, а белые добровольцы бельгийского происхождения под руководством Чомбе составляли около 117 человек. Хотя с января по февраль 1961 года были предприняты жесты, чтобы вывести этих «незаконных комбатантов» из Конго, их места были быстро заняты значительными силами в составе почти 500 британских, родезийских, французских и южноафриканских нерегулярных формирований. Многие из них получили командные должности в жандармерии, в то время как другие сформировали про-Чомбе-отряд, известный как «Международная рота», состоящий в основном из белых южноафриканских бойцов.

Особенно заметный среди них. французские наемники были профессиональными кадровыми солдатами, участвовавшими в алжирской войне. Некоторые были руководителями программы подготовки пара-коммандос в Катанге. 30 марта в одном из первых публичных сообщений, в которых упоминался большой контингент иностранных солдат, утверждалось, что среди наемников в Катанге были «бельгийцы, итальянцы и 100 южноафриканцев». Вскоре начались серьезные боевые действия, когда президент Чомбе начал подстрекать как мирных жителей Катанги, так и белых наемников к нападению на силы ООН после того, как ОНУК направила в столицу элементы 99-й индийской пехотной бригады численностью около 5000 человек. 5 апреля 1961 года Генеральный секретарь подверг критике бельгийских наемников за их службу в Катанге и осудил Чомбе за то, что он настроил катангскую общественность против Сил Организации Объединенных Наций. Военные действия возобновились три дня спустя, когда бельгийские и южноафриканские жандармы атаковали Кабало, город балуба на севере Катанги, и вступили в бой с эфиопскими миротворцами, дислоцированными там. В последовавшей битве не менее 30 наемников были разоружены и взяты в плен. Лишь 30 апреля штат Катанга согласился прекратить боевые действия против ONUC.

Дальнейшие события

В июне президент Чомбе был арестован после посещения конференции лидеров Конго в Кокильхатвиле, день, когда он собирался сесть в самолет обратно в свою страну. Он содержался под домашним арестом и обвинялся в подстрекательстве к восстанию против конголезского правительства, незаконном захвате оружия и самолетов и печатании фальшивых денег путем выпуска катангской валюты. Впоследствии Чомбе подписал обещание воссоединить Катангу с остальной нацией и был соответственно освобожден. Однако к августу стало ясно, что он не намерен выполнять это соглашение. Чомбе открыто заявил в своей речи в этом месяце, что он будет защищать права Катанги как суверенного государства и сделает все, чтобы сохранить этот статус-кво даже перед лицом всей оппозиции.

Шведские войска задерживают белых катангских наемников.

В августе В сентябре ООН провела две операции по аресту и репатриации наемных солдат и бельгийских политических советников из Катанги с помощью военной силы, посчитав, что такие иностранцы были основой режима. Первая операция была проведена индийскими войсками UNF, которые начали облавы на наемников в 5 часов утра, что привело к бескровному захвату почти 400 человек. Не было произведено ни единого выстрела. Хотя консулу Бельгии в Катанге было приказано депортировать оставшихся бельгийских граждан, включая политических советников, он возражал, что он может осуществлять законную власть только над теми, кто является официальным персоналом, связанным с правительством его страны или вооруженными силами.

В целом, около 300 из захваченных в плен были изгнаны из Конго, хотя несколько наемников позже вернулись. Белые катангцы особенно возмутились этой акцией ООН. Чомбе был застигнут врасплох, и напряженность резко возросла. 11 сентября ФНООН потребовали выслать всех иностранцев, служащих полицейскими в Катанге, но президент не подчинился. Любые шансы на переговоры о мирном устранении оставшихся иностранных игроков были быстро подавлены разоблачением того, что некоторые сотрудники ООН планировали помочь в заговоре с целью отстранения Чомбе от власти, захвата радиостанции в Элизабетвилле и задержания его жандармов. Катангцы быстро раскрыли заговор, и когда Чомбе выступил перед ООН со своими обвинениями, выяснилось, к большому смущению последнего, что эти обвинения основаны на довольно твердых доказательствах. Если бы такой инцидент был разрешен, это явно было бы расценено как нарушение клятв ONUC сохранять нейтралитет во внутренних вопросах, помимо принятия надлежащих мер по предотвращению крупного конфликта. На следующий день боевые действия возобновились после того, как 155 ирландских солдат, защищавших мирных жителей Жадотвилля, были окружены превосходящими силами жандармов, включая многих европейцев. Несмотря на несколько атак, осуществленных пилотируемыми наемниками ВВС Катанги в поддержку подразделения жандармов, солдаты отказались сдаваться и во время последовавших боев нанесли тяжелые потери атакующим силам. В конце концов ирландская компания была вынуждена сдаться. Их держали в качестве военнопленных около месяца.

Не в силах больше выдерживать растущее насилие в Катанге, командиры ONUC наконец согласились с новым планом, который отстранит правительство Катанги от власти. Он призвал войска UNF задержать наемников, захватить почтовые отделения и радиостанции в Элизабетвиле и отправить представителя центрального конголезского правительства для принятия командования. Эта попытка вовсе не была бескровной, и ей противостояли жандармы и их наемные союзники. Первоначальная инициатива ООН по захвату почтовых отделений была эффективно отбита. Позже в тот же день катангские солдаты начали скоординированное нападение на силы ONUC. В городе велось восьмидневное сражение, в результате которого погибли 11 сотрудников ООН. Одна рота ирландских войск в Жадовиле была захвачена. Армия Чомбе обладала беспрепятственной авиацией, а крошечные катангские военно-воздушные силы провели успешные обстрелы и бомбардировки позиций ООН, закрепленных в Жадотвиле, Элизабетвиле и Камине.

Катангские жандармы со шведскими солдатами ONUC взяты в плен.

Уныние. отказ UNF также может быть отнесен на счет некачественного оборудования. В то время как жандармы были вооружены автоматами, крупнокалиберными пулеметами, минометами и грейхаундом броневиками, подавляющее большинство военнослужащих ООН использовали устаревшие винтовки и гражданские автомобили с импровизированной защитой. Во время боевых действий катангские власти предложили условное прекращение огня, которое было немедленно отклонено ОНУК. В конце концов, стало ясно, что любая цель свергнуть Моиса Чомбе провалилась. Правительства Великобритании, Бельгии и Франции стали особенно критически относиться к «операциям по поддержанию мира» в Конго, которые предполагали такое вмешательство во внутренние дела. Они призвали к немедленному прекращению огня. Советский Союз, с другой стороны, протестовал против того, что следовало применить больше силы, чтобы подчинить Катангу и инициировать немедленное воссоединение с правительством Мобуту.

В ходе последовавших за этим ограниченных мирных переговоров Секретарь ООН Генерал Даг Хаммаршельд и еще 15 человек погибли в авиакатастрофе около Ндола, Северная Родезия (ныне Замбия ) при сомнительных обстоятельствах. Есть свидетельства того, что самолет был сбит. Смерть Хаммаршельда вызвала кризис преемственности в Организации Объединенных Наций, поскольку не существовало линии преемственности, и Совет Безопасности был вынужден проголосовать за преемника.

Под давлением ООН (военные нападения) Чомбе позже согласился на трехступенчатую процедуру. план этапа от нового исполняющего обязанности генерального секретаря У Тана, который должен был воссоединить Катангу с Конго. Однако это оставалось соглашением только на бумаге. Правительство Катанги настаивало на том, что если план будет полностью выполнен Леопольдвилем, Чомбе будет иметь право помочь в разработке новой конголезской конституции и избрать своих собственных представителей в парламент. Однако менее чем через неделю обе стороны начали высказывать оговорки по поводу сроков. Президент пожелал, чтобы его соглашение было ратифицировано его национальным собранием, прежде чем оно могло считаться обязательным; это недоразумение быстро привело к краху отношений с конголезским правительством премьер-министра Сирилла Адулы. Разочарованная Организация Объединенных Наций приняла новый план, который предусматривал принятие федеральной конституции в Конго в течение тридцати дней, прекращение незаконного восстания в Катанге, унификацию валюты и разделение доходов от добычи полезных ископаемых на 50 процентов. -50 расколов между Катангой и центральным правительством. У Тан, который был главным разработчиком этого предложения, также потребовал, чтобы Чомбе безоговорочно освободил всех своих политических заключенных. Бельгия и Соединенные Штаты, надеясь, что последние сыграют положительную роль в реформировании единого Конго, одобрили этот план. В то время как Сирил Адула немедленно принял этот компромисс, Моис Чомбе оговорил условия. Последовала серия дискуссий в ООН, но ощутимых результатов они не принесли. Тан, которого все больше раздражало то, что он считал катангским государством, тянущим время, ввел экономические санкции. Однако это только разрушило последние надежды Генерального секретаря на мирную интеграцию. 19 декабря рассерженный Чомбе отказался от продолжающихся переговоров в знак протеста.

Новая администрация Джона Ф. Кеннеди решила, что правительство Адулы представляет собой лучшую надежду на стабильность в Конго, тем более что, как утверждал Адула, быть стойким антикоммунистом. Поскольку Катанге принадлежала большая часть минеральных богатств Конго, стало ясно, что правительство Адулы не сможет экономически функционировать, если Катанге будет позволено отделиться, что заставило Кеннеди перейти на сторону конголезского единства. В Нью-Йорке Струеленс созвал пресс-конференцию, чтобы сказать: «Когда ООН заявляет, что не совершала никаких злодеяний в Катанге, я распространяю фотографии зверств и тем самым предоставляю доказательства кровавого беспорядка ООН в Катанге». В ответ администрация Кеннеди отменила визу Струленсу с намерением выслать его, но отступила после того, как друзья Катанги в Конгрессе подняли шум в СМИ. Чтобы выиграть пропагандистскую войну, Кеннеди поручил заместителю государственного секретаря Джорджу Боллу доказать СМИ, что Катанга недостойна американской поддержки. В речи, которая позже была опубликована в виде брошюры, опубликованной Государственным департаментом, Болл утверждал, что большинство людей в Катанге не поддерживает режим Чомбе, и отмечая, что бельгийские официальные лица обладали всей реальной властью в Катанге, утверждали, что Катанге нравится Маньчжоу-Го было искусственным государством, созданным как часы для империализма других.

Больница Красного Креста подверглась бомбардировке силами ООН во время операции Унокат в 1962 году.

Последние дни

Когда 1962 год подошел к концу, Соединенные Штаты Страны постепенно увеличивали свою оперативную мощь в Катанге, и Тан все более серьезно рассматривал вариант насильственного прекращения отделения Чомбе. Поскольку силы UNF продолжали подвергаться преследованиям со стороны жандармерии, политический тупик быстро перерос в прямую военную напряженность. Например, когда население Катанги праздновало годовщину своей независимости, официальные лица ООН блокировали дороги в Элизабетвиль, опасаясь двухтысячного «почетного караула», который должен был выступить на предстоящих парадах. Несколько тысяч мирных жителей сразу же выступили против этой односторонней акции. Два месяца спустя местные власти конфисковали несколько железнодорожных вагонов с оборудованием и материалами для использования в операциях ОНУК, а несколько гуркхов-миротворцев были ранены на мине без опознавательных знаков на границе с Катангом.

Последующий отчет, составленный Институтом Брукингса, показал, что катангский режим закупал новые военные самолеты и увеличивал численность своей армии, сообщая, что теперь в их распоряжении «40 000 военнослужащих и Жандармерия, минимум 400 наемников и минимум 20 самолетов ». Эти цифры были преувеличены. Канцелярия Генерального секретаря отреагировала ужесточением торговых санкций, но несколько государств-членов, в частности Соединенное Королевство, продолжали выступать против использования эмбарго для принудительного политического решения.

20 декабря Государственный департамент США объявил, что направит американскую военную миссию в Катангу, что подверглось резкой критике со стороны как белых, так и черных катангцев. По крайней мере, сотня местных студентов, многие из которых были европейцами, впоследствии выразили протест в консульстве США. Свое несогласие выразили также конголезское правительство и Восточный блок. Но вскоре стало очевидно, что стремление Катанги к международному признанию было обречено; стремительно растущее давление в пользу прямых действий, растущие американские интересы, воинственные настроения командиров UNF и обещание Бельгии прекратить поддерживать повстанческое правительство - все это предполагало, что в ближайшем будущем Организация Объединенных Наций примет более решительные меры против Моиса Чомбе.

Сдаться

24 декабря 1962 года между силами ООН и катангскими жандармами произошло столкновение возле наблюдательного пункта UNF недалеко от Элизабетвилля. Впоследствии был сбит вертолет, и президент Чомбе выразил сожаление по поводу того, что поначалу казалось недоразумением, пообещав отозвать свои силы. Но к 27 декабря стрельба с обеих сторон не прекратилась; Офицеры ООН уведомили Национальное собрание, что они предпримут все необходимые меры для самообороны, если прекращение огня не будет немедленно соблюдено. Операция Grandslam была начата на следующий день, и миротворцы двинулись на Элизабетвиль, чтобы нейтрализовать жандармов.

Шведские войска очищают Каминавиль от сопротивления Катанги, 31 декабря 1962 года.

В течение трех дней Элизабетвиль перешел под контроль ООН. Некоторые жандармы были либо захвачены, либо вынуждены отступить дальше на запад. Иностранные наемники рассеялись. Истребители совершили более семидесяти самолето-вылетов против ВВС Катанги; все, кроме двух самолетов, были уничтожены на земле. Чомбе сбежал из своей столицы, но пригрозил перейти в контрнаступление, если UNF не сдержит себя и не отменит свою атаку. Перемирие было наблюдалось до 1 января, но в ходе вызывающего споры акта неповиновения персонал ООН явно проигнорировал свои приказы из Нью-Йорка и напал на Жадотвиль. Катангские силы снесли мосты через реку Луфира, чтобы не допустить их дальнейшего продвижения, но последняя смогла перейти через обломки, несмотря на легкое сопротивление и периодический снайперский огонь. Позже было высказано предположение, что это было из-за медленного состояния связи, которое тогда беспокоило ОНУК в Катанге и Конго в целом. Последующий захват Жадотвиля помешал сторонникам Чомбе занять там позицию, чего и опасались.

После падения Жадовиля произошло несколько противоречивых инцидентов с участием сил ООН и невинных мирных жителей. Две бельгийские женщины в машине были убиты на контрольно-пропускном пункте после того, как в них стреляли индийские охранники. Были и другие жертвы среди гражданского населения, в том числе еще двое неопознанных европейцев, которые погибли в результате действий, предпринятых UNF. После этих инцидентов У Тан приостановил дальнейшие военные операции, в то время как бельгийские и британские официальные лица начали переговоры с Чомбе и попытались уговорить его капитулировать. Стало ясно, что ему отчаянно не хватает времени. 11 января миротворцы вошли в район Сакания недалеко от границы с Родезией. Катангские жандармы уже были разгромлены и не представляли серьезной угрозы. Оставшиеся наемники, в основном французы и южноафриканцы, были неспособны обеспечить эффективное руководство. Они проигнорировали инструкции следовать политике «выжженной земли» и бежали из страны через Анголу.

15 января Моисе Чомбе признал поражение и позволил представителям ООН войти в Колвези 21 января. последний оплот. Наземные мины и разрушения должны были быть удалены, а всем вооруженным лоялистам было приказано сдать оружие. Сообщается, что Чомбе в последнем обращении к своим сторонникам заявил: «За последние два с половиной года вы дважды героически сражались с врагом. Теперь их превосходство стало подавляющим».

Последствия

Конголезское правительство незамедлительно предприняло шаги по реинтеграции Катанги с остальной частью страны. Жандармы были включены в состав национальных вооруженных сил, и Джозеф Илео, бывший премьер-министр, был назначен министром-резидентом новой провинции. Организация Объединенных Наций оказала помощь в воссоединении разделенных экономических и административных единиц. 29 января канцелярия Генерального секретаря заявила, что большая часть действий ООН в бывшем государстве будет ограничиваться экономикой и что для поддержания порядка будут сохранены значительно сокращенные силы. Дания, Гана и Филиппины пообещали направить больше персонала. У Тан также призвал к медленному сокращению военного присутствия на тот случай, если фанатики или твердолобы предпримут попытку второго отделения. Хотя он защищал применение силы, предпринятой ОНУК для изгнания Чомбе, он также прокомментировал последнюю кампанию: «Для миролюбивых сил даже небольшая битва - это слишком много, и лишь несколько потерь - слишком много».

В июле 1964 года Моис Чомбе вернулся из ссылки и стал премьер-министром Конго во главе коалиционного правительства, сменив Сирилла Адулы. Он был уволен со своей должности в октябре 1965 года.

См. Также

На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Государством Катанга.

Ссылки

Библиография

Дополнительная литература

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-09 09:52:59
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте