Состояние обороны (на немецком языке : Verteidigungsfall или V-Fall ) - это конституционное чрезвычайное положение в Германии, если страна "подвергается нападению вооруженных силой или непосредственная угроза такого нападения ". Установленное поправкой к конституции в 1968 году во время холодной войны, это чрезвычайное положение дает федеральному правительству чрезвычайные полномочия в военное время. Это изложено в статьях 115a - 115l (заголовок Xa) Конституции Германии. По состоянию на август 2020 года Германия ни разу не находилась в состоянии обороны.
Согласно в соответствии со статьей 115a Конституции Германии, состояние обороны должно быть объявлено, если «федеральная территория [Федеративной Республики Германия ] подвергается нападению вооруженной силы или непосредственной угрозе такое нападение ".
Обычная процедура заключается в том, что по запросу Федерального правительства Бундестаг определяет, что условия состояния обороны существуют. Это означает, что Бундестаг фактически не объявляет состояние обороны; вместо этого он просто решает, существует он или нет. (Если, например, иностранная армия вторглась в Германию, Бундестаг определил бы, что это действие является «нападением с применением вооруженной силы», как описано в статье 115а, и, таким образом, Германия находится в состоянии обороны.) Для определения требуется как минимум две трети голосов Бундестага, присутствовавших в это время (не менее половины членов составляют кворум ). Он также должен быть одобрен Бундесратом с более чем половиной его членов, который, согласно общему протоколу Бундесрата, предоставляется каждой землей в виде пакета.
Если Бундестаг или Бундесрат не могут собраться вовремя или не могут достичь кворума, Объединенный комитет принимает решение от их имени, но одобрение Бундестага и Бундесрата должно быть достигнуто после этого как можно быстрее.
Если Германия подвергается нападению со стороны вооруженных сил и Бундестага, Бундесрат и Объединенный комитет не могут сразу определить состояние обороны, «решение считается вынесенным и обнародованным в то время. атака началась ". Если, например, вторжение начнется 4 января в 4:17 утра, Германия с этого времени будет в состоянии обороны, и правительство сможет немедленно отреагировать.
Согласно статье 115b GG, Федеральный канцлер становится Главнокомандующим- главнокомандующий вооруженными силами. (Обычно этот пост занимает министр обороны.)
Согласно статье 115c GG, федеральное правительство имеет расширенные законодательные полномочия:
Обычная законодательная процедура заменяется более быстрой:
Объединенный комитет (Gemeinsamer Ausschuss) состоит из членов Бундестага и члены Бундесрата. Две трети членов комитета представлены Бундестагом, одна треть - Бундесратом. Члены комитетов Бундестага назначаются Бундестагом «пропорционально относительной силе различных парламентских групп». Каждая земля представлена членом Бундесрата. Члены комитетов Бундестага не должны быть членами Кабинета министров, а члены комитетов Бундесрата в исключительных случаях «не связаны инструкциями». Таким образом, в Бундесрате 16 членов (по одному от каждой земли) и 32 члена Бундестага (в два раза больше членов Бундесрата), то есть общее количество членов составляет 48 человек. Члены Объединенного комитета и их заместители назначаются уже в мирное время.
Объединенный комитет берет на себя задачи как Бундестага, так и Бундесрата, если во время состояния обороны он определяет с помощью двух- большинство в трети голосов свидетельствует о том, что ни Бундестаг, ни Бундесрат не могут собраться вовремя или достичь кворума . Это большинство должно включать не менее большинства всех членов комитета (не менее 25 членов). Например, если можно было набрать только 30 членов комитета, 20 голосов составили бы большинство в две трети, но для принятия решения потребуется не менее 25 голосов. Если Объединенный комитет не может достичь полной численности (48 членов), Бундестаг (в случае пропавших без вести или мертвых членов комитета Бундестага) и / или правительства штата (в случае пропавших без вести или мертвых членов комитета Бундесрата) назначают новых членов комитета..
Объединенный комитет берет на себя любую задачу, обычно выполняемую Бундестагом и / или Бундесратом. Все решения, которые обычно принимаются либо Бундестагом, либо Бундесратом, либо ими обоими, принимаются всем Объединенным комитетом. Однако есть некоторые ограничения в полномочиях Объединенного комитета (по сравнению с Бундестагом и Бундесратом):
Работа Объединенного комитета основана на статьях 53a (Состав - Правила процедуры) и 115e (Объединенный комитет) конституции, а также собственные правила процедуры.
Согласно статье 115f, параграф (1), пункт 1 GG, Федеральное правительство может использовать Федеральную пограничную службу на всей территории федерального правительства. территория, везде в Германии. По закону Обязательная пограничная служба все еще действует, но будет применяться только в состоянии обороны или в случае нехватки добровольцев, вступающих в федеральную полицию.
Когда были приняты законы о чрезвычайном положении, Федеральная пограничная охрана была военизированной полицейской силой, ответственной только за защиту внешних сухопутных и морских границ Западной Германии. Однако с течением времени роль Федеральной пограничной службы и даже ее название изменились на Федеральная полиция. Федеральная полиция также отвечает за безопасность железнодорожной сети, безопасность аэропортов и охрану федеральных зданий. Однако, поскольку весь титул Xa не был изменен после его принятия в 1968 году, термин Федеральная пограничная служба все еще используется в конституции.
Согласно статье 115f, параграф (1), пункт 2 GG, федеральное правительство может давать инструкции правительствам и властям штатов. (Обычно правительства штатов действуют самостоятельно, а власти земель получают свои распоряжения только от правительства земли.)
Согласно статье 115h GG, сроки выборов, которые истекают во время состояния обороны, продлеваются:
В 2011 году Закон о призыве в Германии был изменен приостановить, но не отменить призыв в мирное время. С 1 июля призывники не могут быть призваны в армию, за исключением периода напряженности или состояния обороны.
Согласно статье 115l GG, Государство обороны заканчивается, когда он прекращается Бундестагом, «если условия для его определения больше не существуют», например, после подписания мирного договора.