Идеология

редактировать
Набор убеждений и ценностей, приписываемых человеку или группе лиц

идеология ( / ˌɅɪdɪˈɒlədʒi /) представляет собой набор убеждений или философий, приписываемых человеку или группе лиц, особенно по причинам, которые не являются чисто эпистемическими, в которых «практические элементы как видны как теоретические ". Ранее применялся в основном к экономическим, политическим или религиозным теориям и политике в традициях, восходящих к Карлу Марксу и Фридрих Энгельс, более позднее употребление трактует этот термин в основном как осуждающий.

Термин был придуман Антуаном Дестут де Трейси, французом Просвещением. аристократ и философ, задумавший в 1796 году «науку идей» разработать рациональную систему идей, чтобы противостоять иррациональным импульсам толпы. В политологии этот термин используется в описательном смысле для обозначения систем политических убеждений.

Содержание

  • 1 Этимология и история
  • 2 Определения и анализ
    • 2.1 Марксистская интерпретация
    • 2.2 Идеологические государственные аппараты (Альтюссер)
    • 2.3 Идеология и товар (Дебор)
    • 2.4 Идеология и рациональность (Вьетта)
    • 2.5 Объединяющие агенты (Хоффер)
    • 2.6 Рональд Инглхарт
  • 3 Политические идеологии
    • 3.1 Идеократия
  • 4 Эпистемологические идеологии
  • 5 Идеология и социальные науки
    • 5.1 Психологические исследования
    • 5.2 Семиотическая теория
    • 5.3 Социология
  • 6 Цитаты
  • 7 См. Также
  • 8 Ссылки
    • 8.1 Библиография
  • 9 Внешние ссылки

Этимология и история

Антуан Дестют де Трейси (1754-1836)

Термин идеология происходит от французской idéologie, происходящей от объединения греческого : idéā (ἰδέα, 'понятие, образец'; близко к локковскому смыслу из идеи ) и -logíā (-λ ογῐ́ᾱ, «изучение»).

Термин идеология и связанная с ним система идей были введены в 1796 году Антуаном Дестют де Трейси, когда он находился в тюрьме в ожидании суда во время правления террора, где он прочитал работы Локка и Кондильяка. Надеясь сформировать надежную основу для моральных и политических наук, Трейси придумала термин для «науки идей», основываясь на двух вещах:

  1. ощущениях, которые люди опыт взаимодействия с материальным миром; и
  2. идеи, которые формируются в их умах из-за этих ощущений.

Он задумал идеологию как либеральную философию, защищающую свободу личности, собственность, свободный рынок и конституционные ограничения государственной власти. Он утверждает, что среди этих аспектов идеология является наиболее общим термином, потому что «наука об идеях» также включает изучение их выражения и дедукции. переворот, свергнувший Максимилиана Робеспьера, позволил Трейси продолжить свою работу. Трейси отреагировала на террористическую фазу революции (во время наполеоновского режима ), пытаясь разработать рациональную систему идей, чтобы противостоять иррациональным импульсам толпы, которые чуть не уничтожил его.

Возможно, наиболее доступным источником почти первоначального значения идеологии является работа Ипполита Тэна над Ancien Régime, «Истоки современной Франции I. Он описывает Идеология скорее похожа на преподавание философии с помощью метода Сократа, хотя без расширения словарного запаса за пределы того, что уже есть у обычного читателя, и без примеров из наблюдений, которые потребуются практической наукой. Тэн отождествляет его не только с Дестутом Де Трейси, но и с его средой, и включает Кондильяка как одного из его предшественников.

Наполеон Бонапарт начал рассматривать идеологию как оскорбительный термин, который он часто обрушивал на своих либеральных врагов в Институциональном Трейси. Согласно исторической реконструкции сдвигов в значении идеологии Карлом Мангеймом, современное значение этого слова родилось, когда Наполеон использовал его, чтобы описать своих противников как «идеологов». Основная книга Трейси «Элементы идеологии» вскоре была переведена на основные языки Европы.

В столетие после Трейси термин «идеология» менял положительные и отрицательные коннотации. В течение этого следующего поколения, когда постнаполеоновские правительства заняли реакционную позицию, это оказало влияние на итальянских, испанских и русских мыслителей, которые начали называть себя «либералами» и пытались возродить революционная деятельность в начале 1820-х, в том числе карлистов повстанцев в Испании; общества карбонаров во Франции и Италии; и декабристы в России. Карл Маркс принял отрицательное значение этого термина Наполеоном, используя его в своих трудах, в которых он однажды описал Трейси как fischblütige Bourgeoisdoktrinär («рыбокровная буржуазная доктрина»).

С тех пор термин отбросил некоторые уничижительные черты и стал нейтральным термином при анализе различных политических мнений и взглядов социальных групп. В то время как Маркс относил этот термин к классовой борьбе и господству, другие считали, что он является необходимой частью институционального функционирования и социальной интеграции.

Определения и анализ

Существует много разных видов идеологий, включая политическую, социальную, эпистемологическую и этическую.

. Недавний анализ склонен утверждать, что идеология «связная система идей», основанная на нескольких базовых предположениях о реальности, которые могут иметь или не иметь никакой фактической основы. Благодаря этой системе идеи становятся связными, повторяющимися шаблонами через субъективный постоянный выбор, который делают люди. Эти идеи служат семенем, вокруг которого растет мысль. Верующие в идеологию варьируются от пассивного принятия через горячую пропаганду до истинной веры. Согласно последнему анализу, идеологии не обязательно правильны или неправильны.

Определения, такие как Манфред Стегер и Пол Джеймс, подчеркивают как проблему формирования паттернов, так и условных притязаний на истину:

Идеологии представляют собой структурированные кластеры нормативно закрепленных идей и концепций, включая определенные представления властных отношений. Эти концептуальные карты помогают людям ориентироваться в сложности их политической вселенной и утверждать социальную истину.

Исследования самой концепции идеологии (а не конкретных идеологий) проводились под названием систематической идеологии в работах Джорджа Уолфорда и Гарольда Уолсби, которые пытаются исследовать отношения между идеологией и социальными системами.

Дэвид В. Минар описывает шесть различных способов использования слова «идеология»:

  1. Как совокупность определенные идеи с определенным содержанием, обычно нормативным;
  2. В виде формы или внутренней логической структуры, которую идеи имеют в наборе;
  3. По роли, которую идеи играют в человеко-социальное взаимодействие ;
  4. По той роли, которую идеи играют в структуре организации ;
  5. Как значение, цель которого - убеждение ; и
  6. как локус социального взаимодействия.

. По Уилларду А. Маллинзу, идеология должна быть противопоставлена ​​родственным (но другим) вопросам утопии и исторического мифа. Идеология состоит из четырех основных характеристик:

  1. она должна иметь власть над познанием ;
  2. она должна быть способной направлять оценки ;
  3. она должна обеспечивать руководство к действию; и
  4. он должен быть логически последовательным.

Терри Иглтон обрисовывает (более или менее в произвольном порядке) некоторые определения идеологии:

  1. Процесс производства значений, знаков и ценностей в социальная жизнь
  2. Набор идей, характерных для определенной социальной группы или класса
  3. Идеи, которые помогают узаконить доминирующую политическую власть
  4. Ложные идеи, которые помогают узаконить доминирующую политическую власть
  5. Систематически искаженное общение
  6. Идеи, предлагающие позицию для предмета
  7. Формы мышления, мотивированные социальными интересами
  8. Индивидуальное мышление
  9. Социально необходимая иллюзия
  10. Конъюнктура дискурса и власти
  11. Среда, в которой сознательные социальные акторы осмысливают свой мир
  12. Ориентированные на действия наборы убеждений
  13. Смешение языковой и феноменальной реальности
  14. Семиотическое закрытие
  15. Незаменимая среда, в которой люди переживают свои отношения с социумом. иальная структура
  16. Процесс, превращающий социальную жизнь в естественную реальность

Немецкий философ Кристиан Дункер призвал к «критическому осмыслению концепции идеологии». В своей работе он стремился вывести на первый план концепцию идеологии, а также тесно связанные проблемы эпистемологии и истории, определяя идеологию в терминах системы представлений, которые явно или неявно претендуют на абсолютная истина.

Марксистская интерпретация

Карл Маркс утверждает, что доминирующая идеология общества является неотъемлемой частью его надстройки.

В марксистской основе и надстройке В модели общества база обозначает производственные отношения и способы производства, а надстройка обозначает доминирующую идеологию (т.е. религиозные, правовые, политические системы). Экономическая база производства определяет политическую надстройку общества. Правящий классовые интересы определяют надстройку и природу оправдывающей идеологии - действия, выполнимые, потому что правящий класс контролирует средства производства. Например, в феодальном способе производства религиозная идеология является наиболее заметным аспектом надстройки, тогда как в капиталистических формациях такие идеологии, как либерализм и социал-демократия господствует. Отсюда большое значение идеологии, оправдывающей общество; он политически сбивает отчужденные группы общества с помощью ложного сознания.

Были представлены некоторые объяснения. Дьёрдь Лукач предлагает идеологию как проекцию классового сознания правящего класса. Антонио Грамши использует культурную гегемонию, чтобы объяснить, почему рабочий класс имеет ложное идеологическое представление о своих наилучших интересах. Маркс утверждал, что «класс, который имеет в своем распоряжении средства материального производства, имеет в то же время контроль над средствами умственного производства».

Марксистская формулировка «идеологии как инструмента общественного воспроизводства» такова. концептуально важны для социологии знания, а именно. Карл Мангейм, Даниэль Белл и Юрген Хабермас и др. Более того, Мангейм развил и продвинулся от «тотальной», но «специальной» марксистской концепции идеологии к «общей» и «тотальной» идеологической концепции, признающей, что вся идеология (включая марксизм ) возникла из социальных жизнь, идея, разработанная социологом Пьером Бурдье. Славой Жижек и более ранняя Франкфуртская школа добавили к «общей теории» идеологии психоаналитическое понимание того, что идеологии включают не только сознательные, но и бессознательные идеи.

Идеологические государственные аппараты (Альтюссер)

Французский философ-марксист Луи Альтюссер предположил, что идеология - это «воображаемое существование (или идея) вещей в их отношении к реальным условиям существования »и использует лакунарный дискурс. Ряд утверждений, которые никогда не бывают ложными, предполагает ряд других утверждений, которые таковыми не являются. Таким образом, суть лакунарного дискурса состоит в том, что не говорится (а предлагается).

Например, утверждение «Все равны перед законом », которое является теоретической основой нынешних правовых систем, предполагает, что все люди могут иметь равную ценность или иметь равные возможности. Это неверно, поскольку концепция частной собственности и власти над средствами производства приводит к тому, что одни люди могут владеть больше (намного больше), чем другие. Это неравенство сил противоречит утверждению, что все в равной мере разделяют практическую ценность и будущие возможности; например, богатые могут позволить себе более качественное юридическое представительство, что практически дает им преимущество перед законом.

Альтюссер также предложил концепцию идеологического государственного аппарата для объяснения своей теории идеологии. Его первым тезисом было «идеология не имеет истории»: в то время как отдельные идеологии имеют историю, перемежающуюся с общей классовой борьбой общества, общая форма идеологии является внешней по отношению к истории.

Для Альтюссера убеждения и идеи являются продуктами социальных практик, а не наоборот. Его тезис о том, что «идеи материальны», иллюстрируется «скандальным советом» Паскаля неверующим: «преклоните колени и молитесь, и тогда вы поверите». В конечном итоге идеологией для Альтюссера являются не субъективные убеждения, которые хранятся в сознательном «разуме» человеческих индивидуумов, а скорее дискурсы, порождающие эти убеждения, материальные институты и ритуалы, в которых люди принимают участие, не подвергая их сознательному исследованию, и многое другое. критическое мышление.

Идеология и товар (Debord)

Французский марксист теоретик Ги Дебор, член-основатель Situationist International, утверждал, что, когда товар становится «существенной категорией» общества, то есть когда процесс коммодификации завершается в полной мере, образ общества воспроизводится товаром (поскольку он описывает все жизни как составной части понятий и предметов, получающих свою ценность только как товары, которыми можно торговать с точки зрения меновой стоимости ), колонизирует всю жизнь и сводит общество к простому представлению, The Society of the Spectacle.

Идеология и рациональность ty (Vietta)

Немецкий историк культуры Сильвио Виетта описал развитие и распространение западной рациональности с древних времен и далее, что часто сопровождалось и сформированные идеологиями, такими как «справедливая война », «истинная религия », расизм, национализм или видение будущая история как своего рода «рай на земле» в коммунизме. Он сказал, что подобные идеи стали идеологиями, придав гегемонистским политическим действиям идеалистический вид и снабдив их лидеров высшими и, в «политическими религиями » (Эрик Фогелин ), почти божественной силой, так что они стали хозяевами жизней (и смертей) миллионов людей. Он считал, что идеологии, таким образом, способствовали политике силы иррациональным щитам идей, под которыми они могли действовать как проявления идеализма.

Объединяющие агенты (Хоффер)

Американский философ Эрик Хоффер определил несколько элементов, которые объединяют последователей определенной идеологии:

  1. Ненависть : «Массовые движения могут возникать и распространяться без Бога, но никогда без веры в дьявол. " «Идеальный дьявол» - иностранец.
  2. Подражание : «Чем меньше удовольствия мы получаем от того, чтобы быть самими собой, тем сильнее наше желание быть похожими на других… чем больше мы не доверяем своему суждению и удаче, тем больше мы готовы следовать примеру других ».
  3. Убеждение : Рвение пропагандистов в прозелитизме проистекает из« страстного поиска чего-то еще не найденного, кроме желания подарить то, что у нас уже есть ».
  4. Принуждение : Хоффер утверждает, что насилие и фанатизм взаимозависимы. Люди, насильственно обращенные в исламские или коммунистические убеждения, становятся такими же фанатичными, как и те, кто их насильственно. «Требуется фанатичная вера, чтобы оправдать нашу трусость».
  5. Лидерство : Без лидера нет движения. Часто лидеру приходится долго ждать своего часа, пока не придет время. Он призывает к жертвам в настоящем, чтобы оправдать свое видение захватывающего дух будущего. Требуемые навыки включают: смелость, наглость, железную волю, фанатичную убежденность; страстная ненависть, хитрость, восторг от символов; умение внушать слепую веру в массы; и группа способных лейтенантов. Шарлатанство необходимо, и лидер часто подражает как другу, так и врагу, «целеустремленно вылепливая по образцу». Он не будет вести последователей к «земле обетованной », а только «прочь от их нежелательных я».
  6. Действие : оригинальные мысли подавляются, а единство поощряется, если массы сохраняются занят великими проектами, маршами, исследованиями и индустрией.
  7. Подозрение : «Это любопытство и шпионаж, напряженное наблюдение и напряженное осознание того, что за ним наблюдают». Это патологическое недоверие не вызывает возражений и поощряет соответствие, а не несогласие.

Рональд Инглхарт

Рональд Инглхарт из Университета Мичигана является автором World Values ​​Survey, с помощью которого с 1980 г. были выявлены социальные отношения в 100 странах, представляющих 90% населения мира. Результаты показывают, что место проживания людей, скорее всего, тесно связано с их идеологическими убеждениями. В большей части Африки, Южной Азии и Ближнего Востока люди предпочитают традиционные верования и менее терпимы к либеральным ценностям. Протестантская Европа, с другой стороны, придерживается светских верований и либеральных ценностей. Соединенные Штаты - единственные среди стран с высоким уровнем доходов, исключительная приверженность традиционным верованиям, в данном случае христианству.

Политические идеологии

В социальных исследованиях политическая идеология - это определенный этический набор идеалов, принципов, доктрины, мифы или символы социального движения, института, класса, или большая группа, которая объясняет, как общество должно работать, предлагая некий политический и культурный план для определенного социального порядка. Политические идеологии связаны со многими различными аспектами общества, включая (например): экономику, образование, здравоохранение, трудовое право, уголовное право, система правосудия, предоставление социального обеспечения и социального обеспечения, торговля, окружающая среда, несовершеннолетние, иммиграция, раса, использование военного, патриотизма и устоявшаяся религия.

Политические идеологии имеют два измерения:

  1. Цели: как должно работать общество; и
  2. Методы: наиболее подходящие способы достижения идеального расположения.

Существует множество предложенных методов классификации политических идеологий, каждый из которых создает определенный политический спектр. Идеологии также идентифицируют себя по своему положению в спектре (например, левый, центр или правый ), хотя точность в этом отношении часто может вызывать споры. Наконец, идеологии можно отличить от политических стратегий (например, популизм ) и от отдельных вопросов, вокруг которых может строиться партия (например, легализация марихуана ). Философ Майкл Окшотт определяет такую ​​идеологию как «формализованное сокращение предполагаемого субстрата рациональной истины, содержащейся в традиции». Более того, Чарльз Блаттберг предлагает отчет, который отличает политические идеологии от политических философий.

Политическая идеология в значительной степени занимается тем, как распределять власть и для каких целей власть должна использоваться. Некоторые партии очень строго следуют определенной идеологии, в то время как другие могут черпать вдохновение из группы связанных идеологий, не принимая ни одну из них. Каждая политическая идеология содержит определенные идеи о том, что она считает лучшей формой правления (например, демократия, демагогия, теократия, халифат и т. д.), и лучшая экономическая система (например, капитализм, социализм и т. д.). Иногда одно и то же слово используется для обозначения идеологии и одной из ее основных идей. Например, социализм может относиться к экономической системе или к идеологии, которая поддерживает эту экономическую систему.

После 1991 года многие комментаторы утверждают, что мы живем в постидеологическую эпоху, когда искупительные, всеобъемлющие идеологии потерпели неудачу. Этот взгляд часто ассоциируется с работами Фрэнсиса Фукуямы о конце истории. Напротив, Nienhueser (2011) рассматривает исследования (в области управления человеческими ресурсами ) как постоянно «генерирующие идеологию».

Славой Жижек указал, как само понятие постидеологии может разрешить самую глубокую и слепую форму идеологии. Вид ложного сознания или ложного цинизма, используемого с целью придать своей точке зрения уважение к объективности, притворяясь нейтральным цинизмом, но на самом деле не являясь таковым. Это упущение не помогает избежать идеологии, а только усиливает приверженность существующей. Жижек называет это «постмодернистской ловушкой». Питер Слотердейк выдвинул ту же идею еще в 1988 году.

Есть также несколько исследований, которые показывают эту близость к конкретная политическая идеология наследуется.

Идеократия

Когда политическая идеология становится доминирующим всеобъемлющим компонентом в правительстве, можно говорить об идеократии. Различные формы правления используют идеологию по-разному, не всегда ограничиваясь политикой и обществом. Определенные идеи и школы мысли становятся более предпочтительными или отвергнутыми по сравнению с другими, в зависимости от их совместимости с господствующим общественным порядком или использования для них.

Как Джон Мейнард Кейнс выражается: «Безумцы у власти, которые слышат голоса в воздухе, извлекают из своего безумия свое безумие у какого-то академического писаря несколько лет назад».

Как идеологии становятся частью государственной политики? В Анатомия революции, Крэйн Бринтон сказал, что новая идеология распространяется, когда есть недовольство старым режимом. Экстремисты, такие как Ленин и Робеспьер, одолеют более умеренных революционеров. За этим этапом вскоре следует термидор, сдерживающий революционный энтузиазм прагматиков, таких как Сталин и Наполеон Бонапарт, которые приносят «нормальность и равновесие». Последовательность Бритона («идейные люди>фанатики >практические люди действия») повторяет Дж. Уильям Фулбрайт, в то время как аналогичная форма встречается в Эрика Хоффера Истинно верующий. Таким образом, революция становится идеократией, хотя ее подъем, вероятно, будет сдерживаться «политическим кризисом среднего возраста ».

Эпистемологические идеологии

Даже когда поощряется оспаривание существующих убеждений, как в научных теориях, доминирующая парадигма или образ мышления могут предотвратить определенные проблемы, теории или эксперименты от продвигаемых.

Особый случай науки, которая вдохновила идеологию, - это экология, изучающая взаимоотношения между живыми существами на Земле. Перцептивный психолог Джеймс Дж. Гибсон считал, что человеческое восприятие экологических отношений является основой самосознания и познания. Лингвист Джордж Лакофф предложил когнитивную математику, в которой даже самые фундаментальные идеи арифметики будут рассматриваться как следствия или продукты человеческого восприятия, которое само по себе обязательно эволюционировал в пределах экологии.

Глубинная экология и современное экологическое движение (и, в меньшей степени, Зеленые партии ), похоже, приняли экологические науки в качестве позитивной идеологии.

Некоторые обвиняют экологическую экономику в том, что она также превратила научную теорию в политическую экономию, хотя тезисы в этой науке часто можно проверить. Современная практика зеленой экономики объединяет оба подхода и кажется отчасти наукой, отчасти идеологией.

Это далеко не единственная теория экономики, возведенная в статус идеологии. Некоторые известные экономически обоснованные идеологии включают неолиберализм, монетаризм, меркантилизм, смешанную экономику, социальный дарвинизм, коммунизм, экономика laissez-faire и свободная торговля. Существуют также современные теории безопасной торговли и справедливой торговли, которые можно рассматривать как идеологии.

Идеология и социальные науки

Психологические исследования

Большое количество исследований в области психологии посвящено причинам, последствиям и содержанию идеологии. Согласно теории обоснования системы, идеологии отражают (бессознательное ) мотивационные процессы, в отличие от точки зрения, согласно которой политические убеждения всегда отражают независимое и беспристрастное мышление. Йост, Леджервуд и Хардин (2008) предполагают, что идеологии могут функционировать как заранее подготовленные единицы интерпретации, которые распространяются из-за основных человеческих мотивов понимать мир, избегать экзистенциальной угрозы и поддерживать ценные межличностные отношения. Авторы приходят к выводу, что такие мотивы могут непропорционально привести к принятию системно-оправдывающих мировоззрений. Психологи в целом согласны с тем, что черты личности, переменные индивидуальных различий, потребности и идеологические убеждения, похоже, имеют нечто общее.

Семиотическая теория

Согласно семиотику Боб Ходж :

[Идеология] идентифицирует единый объект, который включает сложные наборы значений с социальными агентами и процессами, которые их породили. Никакой другой термин не охватывает этот объект так же хорошо, как «идеология». «эпистема » Фуко слишком узка и абстрактна, недостаточно социальна. Его «дискурс», популярный потому, что он охватывает некоторые области идеологии с меньшим количеством багажа, слишком ограничен вербальными системами. «Мировоззрение » слишком метафизично, «пропаганда » слишком загружено. Несмотря на свои противоречия или из-за них, «идеология» по-прежнему играет ключевую роль в семиотике, ориентированной на социальную, политическую жизнь.

Такие авторы, как Майкл Фриден, также недавно включили семантику анализ к изучению идеологий.

Социология

Социологи определяют идеологию как «культурные убеждения, которые оправдывают определенные социальные устройства, включая модели неравенства». Доминирующие группы используют эти наборы культурных верований и обычаев для оправдания систем неравенства, которые поддерживают социальную власть их группы над недоминантными группами. Идеологии используют систему символов общества для организации социальных отношений в виде иерархии, при этом одни социальные идентичности превосходят другие социальные идентичности, которые считаются подчиненными. Доминирующая в обществе идеология передается через основные социальные институты общества, такие как средства массовой информации, семья, образование и религия. По мере того, как общества менялись на протяжении истории, менялись и идеологии, оправдывающие системы неравенства.

Социологические примеры идеологий включают: расизм ; сексизм ; гетеросексизм ; эйлизм ; и этноцентризм.

Цитаты

  • «Нам не нужно… верить в идеологию. Все, что необходимо, - это развивать у каждого из нас свои хорошие человеческие качества. Потребность в чувстве всеобщей ответственности затрагивает каждого аспект современной жизни ». - Далай-лама.
  • «Функция идеологии - стабилизировать и увековечить господство посредством маскировки или иллюзий». - Салли Хасланджер
  • «Идеология [А] отличается от простого мнения тем, что утверждает, что обладает либо ключом к истории, либо разгадыванием всех« загадок вселенной », либо глубоким знанием скрытые универсальные законы, которые должны управлять природой и человеком ». - Ханна Арендт

См. Также

Ссылки

Библиография

External links

Wikiquote has quotations related to: Ideology
Look up ideology in Wiktionary, the free dictionary.
Последняя правка сделана 2021-05-23 10:31:43
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте