Станислав Кот | |
---|---|
Станислав Кот ок. 1933 | |
Родился | (1885-10-22) 22 октября 1885. Руда, Галиция, Австро-Венгрия |
Умер | 26 декабря 1975 (1975-12-26) (90 лет). Лондон, Англия |
Национальность | Польский |
Alma mater | |
Известен | исследованиями Реформации в Польше |
Научная карьера | |
Области | Польская история |
Учреждения | |
Станислав Кот (22 Октябрь 1885-26 декабря 1975) был польским историком и политиком. Уроженец Австро-Венгрии, он рано приобщился к делу независимости Польши. В качестве профессора Ягеллонского университета (1920–1933) он занимал кафедру истории культуры. Его основной опыт был в политике, идеологии, образовании и литературе 16-17 веков Речи Посполитой. Он особенно известен своим вкладом в изучение Реформации в Польше.
. Как политик Второй Польской Республики, он был членом Народной партии ; и во время Второй мировой войны он занимал несколько высоких постов в Польском правительстве в изгнании, включая посты министра внутренних дел (1940–1941), государственного министра (1942–1943).) и министр информации (1943–1944). Во время войны он также служил послом Польши в Советском Союзе (1941–1942); и вскоре после войны в качестве посла Польши в Италии (1945–1947).
В 1947 году, после коммунистического захвата Польши, он стал политическим беженцем, живя во Франции, а затем в Соединенном Королевстве, где он был лидером Народной партии. в изгнании.
Кот родился в крестьянской семье в Руде, в австрийской части Галиции регион Австро-Венгрия. Его отец Марцин, известный житель деревни, умел читать и писать и был участником патриотического движения Малой Польши, исторического региона, к которому принадлежал Руда. Кот посещал начальную школу в Чарне и Сендзишув и гимназию в Жешуве, а также стал активным участником молодежных групп, освободившихся от Польши в Галиции, части австрийской раздел из Польши.
В 1904 году он поступил на юридический факультет Львовского университета, но в 1905 году перешел в Краков Ягеллонский университет, где в 1909 г. получил степень доктора философии. по классике за диссертацию о влиянии политических теорий классической античности на политические идеи Польши шестнадцатого века, с особым акцентом на Анджея Фрича Моджевского. В университете он был активным участником студенческого социалистического движения и вступил в конфликт с правыми национал-демократами из-за его настойчивых требований уважать права украинских граждан по национальности. Кот также отвергал антисемитизм.
В 1908–1912 гг. Он преподавал в средних школах Львова ( теперь Львов, Украина) и Краков. В 1911 году он женился на Иде Прокш. В 1912–1914 гг. Благодаря стипендии Польской академии искусств и наук он учился во Франции и совершил несколько учебных поездок в Германию, Нидерланды, Швейцарию и Бельгию.
Во время Первой мировой войны он активно занимался политикой, культурой и образованием, работая с Польскими легионами. С 1915 г. возглавлял отдел печати Польского Высшего национального комитета. С 1914 по 1917 или 1919 (источники различаются) он издавал газету Wiadomości Polskie (Польские новости); за это время его политические взгляды сместились с левых на центристские. Однако он предпочитал науку политической работе, и в течение 1920-х годов он принимал мало участия, если вообще принимал участие в политике.
Кот опубликовал свою первую научную работу в 1910 году, около Взгляды Анджея Фрича Моджевского на образование. Таким образом, его ранние исследования начались с истории образования в Польше, но со временем его интерес переключился на историю культуры, в частности Реформацию в Польше. После того, как Польша в ноябре 1918 года восстановила независимость, воплотившуюся в качестве Второй Польской Республики, Кот в 1919 году начал издавать серию книг [pl ] (Национальная библиотека), которая продолжается до подарок; до начала Второй мировой войны под его руководством было издано 177 томов. Он также редактировал другую серию книг, Biblioteka Pisarzów Polskich (Библиотека польских писателей).
В 1920 году Кот защитил докторскую степень и был назначен профессором краковского Ягеллонского языка. Университет, в 1924 г. получивший звание профессора и заведующий кафедрой истории культуры, созданной для него. Кот был популярен среди своих учеников, особенно из этнических меньшинств, и был описан как «сильный противник национализма и антисемитизма». Его противодействие антисемитизму, распространенному в то время среди польских шовинистов, приписывают политической активности, которую он начал в студенческие годы.
В 1919 году Кот опубликовал биографию Моджевского, которая, начиная с 1999 г. по-прежнему считался наиболее исчерпывающим и надежным трудом по этому вопросу. В 1932 году он опубликовал книгу о социнианстве в Польше: социальные и политические идеи польских антитринитаристов в шестнадцатом и семнадцатом веках - подробную монографию о польских братьях, которая вышла на английском языке в 1957 году и считается его самая влиятельная монография. Он также опубликовал хорошо принятый учебник Historia Wychowania (История образования; первое, однотомное издание, 1924 год; второе, исправленное, двухтомное издание, 1933-1934 годы).
С 1921 по 1939 год он редактировал основанный им квартальный ежеквартальный журнал Reformacja w Polsce (Реформация в Польше); он был опубликован Обществом изучения истории Реформации. Некоторое время он также редактировал другой журнал, Archiwum do dziejów literatury i oświaty (Архив истории литературы и образования), издаваемый Польской академией искусств и наук. В 1921 году он стал членом-корреспондентом указанной Академии, а в 1928 году стал действительным членом. В 1927 году он стал членом ПЕН-клуба. В 1929 году он был принят в Королевское богемское общество наук. В 1930 году он организовал большую научную конференцию, посвященную изучению польского поэта XVI века Яна Кохановского. С 1929 по 1939 год Кот был председателем Комиссии по истории образования и школы в Польше. В 1935 или 1937 (источники различаются) он был приглашенным лектором в Парижском Коллеж де Франс. В 1941 году он получил почетную степень Оксфордского университета, где в том же году читал лекции; а в 1959 г. из Базельского университета.
Основные научные знания Кота включали политику, идеологии и литературу Речи Посполитой XVI и XVII веков. В частности, он специализировался на Реформации в Польше, истории образования в Польше, культурных контактах Польши с Западом, исторической польской политической мысли и доктринах, а также наблюдениях за польскими национальными особенностями.. Его исследования польской эмиграции в Западную Европу и в города Франции, Германии и Италии были новаторскими.
Виктор Вайнтрауб пишет, что Кот был профессором университета всего тринадцать лет, прерванный последствиями его политическая деятельность; и что, оценивая Кота как ученого, «нельзя избежать определенного чувства разочарования», поскольку, хотя он провел существенные исследования в течение десятилетия после своей докторской диссертации 1909 г. степень, несмотря на сбои Первой мировой войны, его последующая стипендия потеряла первоначальный импульс и была не столь продуктивной.
В начале 1930-х Кот участвовал в протесты, направленные против правительства. Один из протестов выступил против реформы системы образования. В 1933 году, когда правительство санации, контролируемое Юзефом Пилсудским, жестоко обращалось с политическими заключенными в крепости Бжесть, Кот был главным организатором протеста университетских профессоров.
Вскоре, в сентябре 1933 года, из-за давления правительства санации Кот, которому тогда было 48 лет, был вынужден уйти на пенсию из Ягеллонского университета; это широко рассматривалось как возмездие за его политическую деятельность, например, его связь с сопротивлением профессоров подавлению университетской автономии и в связи с протестами против заключения правительством в тюрьму Центролев политиков. С этого момента Кот будет уделять все больше времени политике и все меньше и меньше заниматься научной деятельностью.
В 1933 году Кот вступил в Народную партию и с 1936 по 1939 год был член его исполнительного комитета. Он был связан с правым крылом партии, а также входил в политический альянс Front Morges. Он действовал от имени Винсента Витоса в Польше (Витос тогда находился в зарубежной ссылке) и помог организовать сельскую забастовку 1937 года, в результате чего польские власти арестовали его на два дня.
В 1939 году, после немецкого вторжения в Польшу и начала Второй мировой войны, Кот бежал в Румынию, затем через Венгрию и Швейцарию во Францию, где в октябре 1939 г. участвовал в формировании Польского правительства в изгнании. В декабре он стал заместителем премьер-министра или заместителем госсекретаря. Он тесно сотрудничал с премьер-министром Владиславом Сикорским и был ярым противником санации, которая теперь находилась в политической оппозиции. В феврале 1940 года Кот встретился в Париже с посланником сопротивления Яном Карским, только что прибывшим из Польши. В отчете Карского говорилось, что политика Германии была репрессивной и что польская еврейская община подвергалась особенно суровому обращению. Весной 1940 года, встречаясь с представителями британского еврейства во Франции, Кот раскритиковал большинство польских евреев за неспособность ассимилироваться в польское общество и предположил, что после войны большинству евреев пришлось бы покинуть Польшу. С октября 1940 г. по август 1941 г. Кот был министром внутренних дел. Он также принимал активное участие в сохранении польской культуры, поддерживая польских художников, педагогов и ученых через Фонд национальной культуры. В Нью-Йорке в 1942 году он стал соучредителем Польского института искусств и наук Америки (PIASA).
Сталин подписывает советско-польскую декларацию 4 декабря. 1941. Среди поляков: Сикорский, Андерс, Кот (за Сталиным, в темном костюме).После вторжения Германии в Советский Союз в 1941 и последующее восстановление дипломатических отношений между Польшей и Советским Союзом (разорванных после советского вторжения в Польшу ), с ноября 1941 по июль 1942 года Кот был послом Польши в Советском Союзе в Москва. В этом качестве он очень активно помогал польским беженцам в Советском Союзе. Одной из его главных обязанностей было обеспечение «быстрого освобождения всех поляков, содержащихся в советских тюрьмах и лагерях », а также открытие польских консульств на советской территории. Несмотря на свои попытки, ему не удалось добиться освобождения некоторых, в том числе польско-еврейского Бунда и членов исполнительного комитета Второго Интернационала Виктора Альтера и Хенрика. Эрлих. Он возражал против создания отдельного еврейского легиона внутри армии Андерса - вопрос, который разделил саму еврейскую общину.
Кот (спереди слева), Сикорский, 1943 г.После службы Кота в качестве посла Польши в Советском Союзе до 1943 г. он занимал пост польского государственного министра на Ближнем Востоке, где были размещены значительные польские вооруженные силы. С марта 1943 года Кот был министром информации правительства Польши в изгнании. Одним из наиболее запоминающихся его действий в этом качестве было публичное разоблачение 17 апреля того же года Катынской резни. В этом коммюнике польское правительство просило Красный Крест провести расследование. Это было отклонено Сталиным, который использовал тот факт, что немцы также запросили такое расследование, как «доказательство» польско-германского заговора и превратил его в предлог для разрыва польско-советских дипломатических отношений. После смерти премьер-министра Сикорского 4 июля 1943 года в Гибралтаре президент Владислав Рачкевич попросил Станислава Миколайчика, который исполнял обязанности премьер-министра в отсутствие генерала Сикорского, сформировать правительство. Кот сохранял свой пост министра информации в кабинете Миколайчика до 1944 года.
В июле 1945 года Кот вернулся в Польшу с рядом политиков, в том числе Станислава Миколайчика, который надеялся установить диалог с новой коммунистической властью. С 1945 по 1947 год Кот работал с Временным правительством национального единства, которое стремилось объединить Польское правительство в изгнании и поддерживаемое Советским Союзом коммунистическое правительство Польши. На протяжении большей части этого периода Кот служил послом Польши в Италии. В 1947 году после инсценированных выборов и судебных процессов по подавлению активистов Народной партии, которые считались недостаточно сотрудничающими с поддерживаемыми Советским Союзом коммунистами - событий, которые ознаменовали эффективный захват Польши коммунистами - Кот, опасаясь преследований, подал в отставку.
Кот был политическим беженцем в Париже, прежде чем переехать в Соединенное Королевство. Во Франции он стал сотрудником Международного комитета спасения. Он поддерживал лондонское польское правительство в изгнании, а с 1955 года был лидером Народной партии в изгнании. Он также был активным членом Международного крестьянского союза. Публиковал научные статьи в международных академических журналах и воспоминания о работе посла Польши в СССР. Некоторые из его последних исследований касались польской реформации, взаимодействия между польской и западной культурами, средневековых пословиц и биографий Юрия Немирича и Шимона Будного. Он получил грант от Фонда Рокфеллера на публикацию исследования Реформации в Польше, но не смог завершить его, пока его здоровье не ухудшилось. В январе 1964 года с ним случился инсульт, в результате которого он на два года впал в кому, после чего был прикован к постели и не мог работать всю оставшуюся жизнь. В 1965 году вышли в свет его воспоминания «Разговоры с Кремлем» и «Депеши из России». Он умер в Лондоне, Англия, 26 декабря 1975 года, вскоре после того, как ему исполнилось 90. Его похороны состоялись в Лондоне 7 января 1976 года на кладбище North Sheen.
Питер Брок и [pl ] пишут: «Подобно длинной череде историков, берущих начало в античности, Станислав Кот был одновременно писателем-историком и политиком, который помогал формировать события. Тогда как в своих научных трудах он сохранял спокойную беспристрастность при любых обстоятельствах. полемическая направленность, обычно скрываемая от взгляда читателя, Кот со времен [средней] школы проявился как «страстный политик, вызывающий сильные эмоции и предубеждения».
Польская историография коммунистической эпохи описала его как реакционера. лидер крайне правых националистов, даже называя его «величайшим врагом коммунизма и революционных течений рабочего и крестьянского сотрудничества». На Западе некоторые польские эмигранты критиковали его за то, что он выступал против политического движения Юзефа Пилсудского между воинами санации и за попытку найти modus vivendi с коммунистическими властями во время и после Второй мировой войны. Брок и Петржик пишут, что, хотя Кот пользовался уважением в международном сообществе, он подвергся остракизму со стороны многих польских изгнанников: «польское изгнанное сообщество... так и не простило ему его возвращения в Польшу в 1945 году; в то время как он, со своей стороны, вел безжалостная и почти навязчивая война против национал-демократов и пилсудских, которые преобладали среди изгнанников ».
Политик Кот мог быть неадекватным, склонным подозревать враждебные заговоры, особенно со стороны политического движения санации. В 1928 году основатель санации Юзеф Пилсудский освободил Владислава Сикорского от командования армией; последний впоследствии стал коллегой Кота по правительству в изгнании во время войны. Кроме того, в 1933 году Санация вынудила Кота досрочно уйти с кафедры профессора Ягеллонского университета. Критики расценили последнее официальное назначение Кота послом коммунистического правительства Польши в Риме как разочаровывающий конец его политической карьеры. Януш Тазбир отмечает, что «это трагедия», которая слишком часто в жизни Кота. особенно после 1939 года, «посредственный политик украл внимание авторитетного ученого». Тазбир пишет, что многие исторические сочинения Кота остаются ценными и продолжают переиздаваться, в отличие от его сочинений о современной политике, которые Тазбир считает должным образом забытыми.
Согласно утверждениям, Кот был «одним из основоположников истории образование как научная дисциплина в Польше ». пишет, что «его работы по... истории образования, культуры, литературы и [реформации] и антитринитаризма служат примером [научной] надежности». пишет, что «в Коте интеллектуальная история Польши, Восточной и Центральной Европы приобрела выдающегося исследователя и выразителя». Лех Щуцкий назвал его «вероятно, самым влиятельным и трудолюбивым польским историком межвоенного периода», и пишет, что его вклад в изучение польской Реформации чрезвычайно ценен. Виктор Вайнтрауб назвал его «одним из ведущих польских историков 20 века» и пишет, что «в польском научном сообществе... Кот обеспечил себе положение первоклассного историка». Брок и Петржик оценили его как «историка с большим авторитетом». Войцех Рошковский и [pl ] подытожили его жизнь: «Он оставил огромное научное наследие в истории образования. и история культуры, в том числе история Реформации ».
Кот получил высокую оценку за свою организационную деятельность, в том числе за свою работу с комитетами, создание и редактирование научных журналов и книжных серий, организацию конференций, его наставничество над многочисленными аспирантами. Во время его учебы в Ягеллонском университете среди учеников Кота были [pl ], [pl ], [pl ], [пл ], Мария Чапска, Юзеф Фельдман, [пл ], [пл ], Богдан Суходольский, [pl ], [pl ], Виктор Вайнтрауб и Ежи Затей. Кот также оказал влияние на зарубежных ученых, в том числе на своего итальянского ученика [it ]. Вдохновив множество ученых, в основном через своих учеников, многие из которых стали академиками, он считается основателем своей собственной исторической школы («школа Кота» Польской Реформации). Периодический журнал Reformacja w Polsce (Реформация в Польше), который он начал перед Второй мировой войной, был возрожден после войны и продолжает работать по сей день как научный журнал [pl ] (Возрождение и Реформация в Польше).
Кот написал 95 крупных исследований, книг и статей. Его работа, однако, была опубликована на польском языке и, таким образом, оказала меньшее влияние на международную, особенно англоязычную, науку. Только одна из его книг была переведена на английский язык (Социнианизм в Польше, 1957). В частности, после Второй мировой войны ряд его научных статей был опубликован или переведен на другие языки, кроме польского. В коммунистическую эпоху Польши, за некоторыми исключениями, цензура не позволяла перепечатывать, обсуждать или даже цитировать его работы.
В 1976 году Ежи Гедройц, редактор Культуры В Париже призвали к монографии о жизни Кота. Такая работа (в форме Festschrift ) на самом деле готовилась до Второй мировой войны, но рукопись была сильно повреждена во время войны, и попытки восстановить ее были остановлены коммунистами Польши. органы власти. В декабре 1997 года в Кракове прошла конференция «Станислав Кот - учёны и политика» («Станислав Кот - ученый и политик»), организованная Ягеллонским университетом. На конференции была представлена выставка о жизни и творчестве Кота. Материалы конференции были опубликованы в 2001 году в книге с тем же названием, на обложке которой Кот описывался как «несомненно великий ученый и политик». В 2000 г. [пл ] опубликована биография Кота Станислава Кота 1885-1975 гг. Biografia polityczna (Станислав Кот 1885-1975: политическая биография). Януш Тазбир написал в рецензии на книгу Рутковского, что он сам работал над биографией Кота-ученого, но Тазбир не закончил ее до своей смерти в 2016 г.
Викискладе есть материалы, связанные с Станиславом Котом. |