Станислав Френкиель

редактировать

Станислав Френкиель RWA (14 сентября 1918 г. в Краков - 21 июня 2001 г. в Лондоне ) - польско-британский экспрессионист живописец, график, историк искусства, педагог, академик и писатель.

Содержание
  • 1 Life
  • 2 Legacy
    • 2.1 Документация
  • 3 Ссылки
  • 4 Внешние ссылки
Life

Он родился в семье Артура-Арнольда Френкиль и его жена Бронислава. Его мать воспитывала его как одинокого родителя после того, как его отец стал жертвой пандемии испанского гриппа в 1919 году.

В 1937 году он окончил школу в Кракове в Хенрик Сенкевич Гимназюм и поступил в Академию художеств Яна Матейко в городе. Среди его лекторов Владислав Яроцкий, Казимеж Сичульский, Хаверий Дуниковский и Евгениуш Эйбиш. Во время летних каникул 1939 года он отправился в художественную поездку по Парижу через Берлин, где остановился, чтобы посмотреть выставку Дегенеративного искусства. на нацистской партии. Затем в Париже он познакомился с работами Моиса Кислинга, Яна Вацлава Завадовского, Эфраима Мандельбаума, Артура Нахт-Самборского и, в частности, Жоржа Руо, работа которых произвела впечатление ему очень.

В августе 1939 года он вернулся в Краков, где все еще жила его невеста Анна Леонора Нойман. После нескольких месяцев немецкой оккупации они решили бежать через границу в Венгрию, но потерпели неудачу. По совету его преподавателя Эйбиша они переехали в Львов. Там Станислав Френкиель был арестован НКВД за отказ принять советское гражданство и депортирован в лагерь в Сухобесодном под Нижним Новгородом. Между тем, в 1941 году его мать умерла в Закличине, Южная Польша. Он пережил лишения лагеря отчасти из-за того, что рисовал охранников в их форме. В конце того же года амнистия позволила ему покинуть трудовой лагерь, и он направился в Томск, узнав, что его невеста Анна была депортирована в якуты на Охотское море. Там он узнал, что ее увезли на юг, и ему удалось добраться до Алматы. Благодаря Союзу казахских художников он получил работу портретиста в местных политических кадрах. Не прекращая поисков Анны, он обнаружил, что она сейчас находится в Фергане в Узбекистане. Прибыв туда, он случайно наткнулся на нее на улице, когда она стояла в очереди за хлебом. Затем их снова вместе депортировали в Кыргызстан, где они умерли от тифа. Выздоровев, они поженились в 1942 году в большом селе Куршаб.

. Ему удалось присоединиться к мобилизованным в то время в Советской России польским войскам генерала Андерса и пересечь Каспийское море из Туркменбаси в Иран. Его новая жена тем временем шла за войсками с депортированными гражданскими лицами, и они снова встретились в Тегеране. Оттуда в 1943 году он был переведен в Ирак и Подмандатный Палестин, где прошел офицерскую подготовку. Готовясь к итальянской кампании, он был отправлен в Египет. Из-за противодействия Сталина операция была отменена, и он оставался в Египте до конца Второй мировой войны. По окончании войны он смог поехать в Бейрут, где его жена получила место для изучения медицины в Американском университете Бейрута. Он поступил изучать изобразительное искусство в Ливанской академии изящных искусств в ноябре 1945 года и закончил курс двумя годами позже. Он разработал свой собственный стиль, опираясь на местный колорит и уличную жизнь, и начал там выставляться, участвуя в интеллектуальной жизни польской эмигрантской общины, и стал соучредителем двух обзоров, Pion и Dziurka od klucza. В 1947 году британские власти объявили, что поляки должны будут покинуть Ливан и решить, вернуться ли в Польшу или отправиться в Соединенное Королевство. Он остановился на последнем и присоединился к британской Эми в Египте. Прибыв в Великобританию, он был отправлен в лагерь в Стаффордшире. В январе 1948 года к нему присоединились его жена и маленький сын из Бейрута, после чего его демобилизовали из армии.

Он начал свою британскую карьеру с дальнейшего обучения в Колледже искусств сэра Джона Касса. По завершении он стал мастером искусств в лондонском Jesuit-run Уимблдонском колледже, а затем в Gipsy Hill College. Затем он читал лекции по искусству в Лондонском университете. После аспирантуры по истории искусства в Институте искусств Курто он поднялся до должности руководителя отдела искусства в Педагогическом институте и, наконец, Читателя в искусстве UCL. Его плодотворная художественная деятельность, в том числе гравюра, продолжалась наряду с его академической работой, внештатным писательством и художественной критикой в польской эмигрантской прессе. Он широко выставлялся в Великобритании и за рубежом, начиная с модной галереи Grabowski в Челси, для которой он также писал заметки о выставках для других художников. В 1957 году он был одним из основателей Ассоциации польских художников Великобритании.

В 1994 Краковская Академия Художеств присвоила Френкилю звание Почетного доктора. В 1997 году президент Республики Польша наградил его Крестом Польской армии за польские войска на Западе.

. Он умер 17 июня 2001 года в Лондоне и был похоронен в Путни Вейл. кладбище.

Наследие

Существенная часть художественных и письменных работ Френкиля была депонирована в Университете Николая Коперника в Торуни Эмигрантский архив его дочерью Оленкой Френкиель, отмеченный наградами BBC журналист-расследователь в 2009 году.

Документация

На польском языке:

  • Ker., Plastycy polscy w Galerii Grabowskiego, «Oblicze Tygodnia» 1959 № 22 (82), с. 6.
  • (mc), Rozmowy plastyków, «Orzeł Biały-Syrena» 1959 nr 17, s. 6.
  • (k.), Nowa wystawa w Galerii Grabowskiego, «Oblicze Tygodnia. Додатек Илюстрованы », 1960 № 78, с. б-с.
  • Д. Степ, Wyłącznie драма, «Merkuriusz Polski - Życie Akademickie - Młoda Sztuka», 1960 № 4–5 (119–120), с. 15.
  • (z), Z wystawy abstrakcjonistów, «Orzeł Biały» 1960 № 14.
  • I wystawa malarstwa i grafiki Grupy «Krąg», Ekspozycja Klub ZPAP, Познань, Pl. Wolności 4 [папка]. Познань 1961.
  • М. Bohusz-Szyszko, Doroczna wystawa Zrzeszenia Plastyków Polskich wielkiej Brytanii w Galerii Grabowskiego w Londynie (8.XI – 31.XII.1961), «Merkuriusz Polski - Życie Akademickzickie - nłoda, 11–12. 10–11.
  • W. M., Wystawa «Kręgu» w Londynie, «Merkuriusz Polski - Życie Akademickie - Młoda Sztuka», 1963, № 3–4 (153–154), с. 7.
  • IV wystawa malarstwa i grafiki Grupy „Krąg”. Kraków, Pałac Sztuki, sierpień 1963 [каталог], Kraków 1963.
  • J. З. Кендзерский, «Два света», «Wiadomości» 1964, № 12 (938), с. 3.
  • Т. Каррен, «Два света» с Галери Грабовского, «Тыдзень Польский » 1964 № 4, с. 6–7.
  • Wystawa prac artystów polskich z Londynu: Janiny Baranowskiej, Stanisława Frenkla, Marka czyńskiego, 1965 [katalog wystawy], Kraków 1965.
  • М. Богуш-Шишко, Malarstwo Stanisława Frenkla, «Wiadomości» 1965 nr 37/38 (1015/1016), s. 5.
  • З. Turkiewicz, Wystawy londyńskie, „Kultura ” 1965 nr 4 (210), s. 125–133.
  • М. Богуш-Шишко, O polskich plastykach - bez taryfy ulgowej, «Tydzień Polski» 1967 nr 10, s. 6–7.
  • М. Богуш-Шишко, Malarstwo Stanisława Frenkla, „Wiadomości” 1971 nr 1 (1292), s. 3.
  • М. Богуш-Шишко, O sztuce Stanisława Frenkla, «Wiadomości» 1974, № 8 (1457), s. 4.
  • М. Бохуш-Шишко, O sztuce, Londyn 1982.
  • А. М. Борковски, Wystawa «Jesteśmy» с Польским институтом культуры в Лондоне, «Dziennik Polski i Dziennik ołnierza», 24.02.1992, s. 6–7.
  • А. М. Борковский, Эротомахия - Станислава Френкла, «Дзенник Польский и Дзенник Жолнежа», 2.12.1992, с. 6.
  • К. Новосельски, Wymagajca swoboda Станислава Френкла, «Топос», 1994 № 1–2 (9–10), с. 29–31.
  • А. М. Борковский, Czworo poważnych malarzy, «Tydzień Polski» 1996 № 28, с. 11.
  • Дж. Koźmiński, Ja się nie bałem, «Archiwum Emigracji. Studia - Szkice - Dokumenty »1998 г. с. 1, с. 154–159.
  • М. А. Супрунюк, Я. Краснодембска, Малая галерея Sztuki Emigracyjnej ze zbiorów Archiwum Emigracji, Торунь 2002.
  • J. W. Sienkiewicz, Polskie galerie sztuki w Londynie w other połowie XX wieku, Люблин 2003.
  • М. А. Супрунюк, «Trwałość i płynność». Sztuka polska w Wielkiej Brytanii w XX wieku - wstęp do opisu, «Archiwum Emigracji. Studia - Szkice - Dokumenty »2006 г. с. 1–2 (7–8), с. 127–159.
  • М. А. Супрунюк, Sztuka polska w Wielkiej Brytanii w latach 1940–2000. Antologia, wybrał, Toruń 2006.
  • J. W. Sienkiewicz, Galeria Sztuki Emigracyjnej w Toruniu jako atrakcja turystyczna regionu, [w:] Turystyka и rekreacja jako czynnik podnoszenia atrakcyjności i kon¬kurencyjności regionu, red. Д. Дудкевич, Ф. Мидура, Э. Высоцка, Варшава 2006, с. 275–283.
  • J. W. Sienkiewicz, „Dwa światy” - jedna sztuka. Pomiędzy PRL-em a niezłomnym Londynem w Galerii Mateusza Grabowskiego (1959–1975), [w:] Bariery kulturowe w turystyce, pod red. Z. Krawczyka, E. Lewandowskiej-Tarasiuk, J. W. Sienkiewicza, Warszawa 2007, s. 205–215.
  • J. W. Sienkiewicz, Polscy artyści na Wyspach Brytyjskich. Polska sztuka Religijna po II wojnie światowej. Зарыс проблематики, [w:] Gaudium in litteris, pod red. С. Янечка, В. Байор, М. Мациолка, Люблин 2009, с. 803–818.
  • J. W. Sienkiewicz, Polskie galerie sztuki w Londynie w oczach brytyjskiej i polskiej krytyki artystycznej, [w:] Dzieje krytyki artystycznej i myśli o sztuce. Materiały z konferencji naukowej, Торунь 13–15 czerwca 2007, pod red. М. Герон, Я. Малиновского, Варшава 2009, с. 371–388.
  • J. W. Sienkiewicz, Artyści polscy na obczyźnie. Z badań nad XX-wieczną sztuką polską poza krajem, [w:] Wkład wychodźstwa polskiego w naukę i kulturę Wielkiej Brytanii, Kraków 2010, s. 59–74.
  • Дж. W. Sienkiewicz, Królewski dar dla Muzeum Uniwersyteckiego, Głos Uczelni 2010 nr 11, s. 20–21.
  • Дж. W. Sienkiewicz, Pół wieku (po) za granicami polskiej kultury i sztuki. Polscy artyści w Wielkiej Brytanii 1939–1989. Stan badań, [w:] Granice w kulturze, pod red. А. Радомского, Р. Бомби, Люблин 2010, с. 246–257.

На английском языке:

  • А. Дайсон, Станислав Френкиль: Бейрутские рисунки 1944-47 гг. (Коллекция Бушры Фахури), [b.m.] 1986.
  • А. Дайсон, Страсть и парадокс: Искусство Станислава Френкиля, Лондон, 2001.
  • Дж. В. Сенкевич, «Мультикультурный контекст польских художественных галерей в Лондоне во второй половине ХХ века», в книге «Мультикультурализм в начале 21 века: британо-польский опыт». Австралийская теория и практика. Международная конференция, под ред. К. Куявска Кортни и М. А. Луковска, Лодзь 2007, с. 347–357.
Источники
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-09 07:52:18
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте