В лингвистике позиция - это способ, которым говорящий позиционирует себя по отношению к продолжающемуся взаимодействию, с точки зрения оценки, интенциональности, эпистемология или социальные отношения. Когда говорящий описывает объект способом, который выражает свое отношение к объекту, говорящий занимает позицию. Принятие позиции рассматривается как социальное действие, которое разделяет взгляд говорящего на объект со своей аудиторией, иногда предлагая слушателям также занять свою собственную позицию.
Разные авторы использовали концепцию позиции для обозначения интерпретирующей структуры, которая используется во взаимодействии, таком как ирония или ролевая игра. Другие использовали концепцию авторской позиции для описания того, как авторы позиционируют себя по отношению к своим собственным текстам, а другая группа использовала концепцию межличностной позиции для описания того, как коммуникативные цели отдельных участников формируют коммуникативное взаимодействие. Другие использовали концепцию намеренной установки Дэниела Деннета для описания того, как люди склонны приписывать намерения и психические состояния тем, с кем они общаются.
Позиция может использоваться для присвоения личной ценности объекту путем описания того, что оратор думает по этому поводу. Для этого не требуется, чтобы оратор прямо заявил о своей позиции. В некоторых случаях позиция подразумевается только через контекст и может даже не требовать нескольких слов.
Спикер | Цитата | Стойка |
---|---|---|
A | Мне нравится фруктовое мороженое. | Я люблю фруктовое мороженое. |
B | Я тоже. | Я люблю фруктовое мороженое. |
C | Фу! | Я не люблю фруктовое мороженое. |
В этом примере каждый говорящий занимает позицию со словами, которые он произносит, но только говорящий А явно демонстрирует свою позицию. Позиция спикера B подразумевается в контексте цитаты спикера A. При рассмотрении само по себе «я тоже» не передает ни позицию спикера Б, ни то, о чем они говорят. Громкоговоритель C использует только междометие "фу!" чтобы выразить отвращение, но их позиция по-прежнему подразумевается с учетом контекста.
Говорящие могут использовать стойку для определения своего отношения к объекту, не приписывая ему значения.
Говорящий | Цитата | Стойка |
---|---|---|
A | Здесь говорится, что гепарды - самые быстрые наземные млекопитающие. | (нет) |
B | Да, я знаю. | Я знаю, что гепарды - самые быстрые наземные млекопитающие. |
C | Да правда? | Я не знаю, что гепарды - самые быстрые наземные млекопитающие. |
В приведенном выше случае выступающие не высказывают свое мнение по теме. Тем не менее, выступающие B и C по-прежнему занимают позицию, потому что они представляют информацию, которая показывает их отношение к объекту.