Миф о ударе в спину

редактировать
Вера в то, что немецкая армия была предана социалистами и евреями в конце Первой мировой войны Иллюстрация с австрийской открытки 1919 года, на которой карикатурно еврей пронзает немецкую армию кинжалом в спину. В капитуляции обвиняли непатриотическое население, социалистов, большевиков, Веймарскую республику и особенно евреев. Картина 1847 года художника Юлиус Шнорр фон Карольсфельд сцены из эпической поэмы Nibelungenlied («Песнь о нибелунгах»), которая легла в основу Рихарда Вагнера Опера Götterdämmerung : Хаген целится копьем в спину Зигфрида.

Миф об ударе в спину (немецкий : Dolchstoßlegende, произносится (Об этом звуке слушайте ), букв. 'легенда кинжала') была антисемитской теорией заговора, широко распространенной в правых кругах Германии после 1918 года. Считалось, что немецкая армия не проиграла Первую мировую войну на поле боя, но вместо этого был предан мирными жителями тыла, особенно евреями и республиканцами, которые свергали с монархией Гогенцоллернов в немецкой революции 1918-1919 гг.. Адвокаты осудили руководителей немецкого правительства, подписавших перемирие 11 ноября 1918 года, как «ноябрьских преступников » (нем. : Novemberverbrecher).

Когда Адольф Гитлер и Нацистская партия пришли к власти в 1933 году, они сделали легенду неотъемлемой частью своей официальной истории 1920-х годов, изображая Веймарская республика как работа «ноябрьских преступников», которые нанесли удар нации в спину, чтобы захватить власть, предав ее. Нацистская пропаганда изображала Веймар как «болото коррупции, вырождения, национального унижения, безжалостного преследования честной« национальной оппозиции »- четырнадцать лет правления евреев, марксистов и« культурных большевиков », которые, наконец, были сметены национал-социалистическое движение при Гитлере и победа «национальной революции» 1933 года ».

Историки в Германии и за ее пределами единодушно отвергают этот миф, указывая на то, что у немецкой армии не было резервов, она была подавлена США вступили в войну и к концу 1918 года проиграли войну в военном отношении.

Для многих немцев выражение «удар в спину» напоминало Рихарда Вагнера Опера 1876 года Götterdämmerung, в которой Хаген убивает своего врага Зигфрид - герой рассказа - копьем в спину.

Содержание

  • 1 Предпосылки
  • 2 Истоки мифа
  • 3 Антисемитские аспекты
  • 4 Последствия
    • 4.1 Вторая мировая война
  • 5 Психология бел ief
  • 6 Эквиваленты в других странах
  • 7 См. также
  • 8 Ссылки
  • 9 Внешние ссылки

Справочная информация

В более позднюю часть Первой мировой войны, Германия была по существу военной диктатурой с Верховным Главнокомандующим (немецкий : Oberste Heeresleitung ) и генерал-фельдмаршалом Пауль фон Гинденбург в качестве главнокомандующего, консультирующего кайзера Вильгельма II - хотя Гинденбург был в значительной степени номинальным главой, с его начальником штаба, первым генерал-квартирмейстером Эрихом Людендорфом, в эффективном контроле над государством и армией.

Союзники были в большом количестве пополнены запасами Соединенных Штатов, у которых также были свежие армии, готовые к бою, но Великобритания и Франция были слишком утомлены войной, чтобы думать о вторжении Германии с его неизвестными последствиями. На Западном фронте, хотя линия Гинденбурга была прорвана и немецкие войска отступали, союзная армия не достигла западной германской границы, а на Восточном фронте, Германия уже выиграла войну против России, заключенную Брест-Литовским миром. На Западе Германия добилась успехов в весеннем наступлении. Содействуя Dolchstoßlegende, в общем провале наступления обвиняли в ударах по оружейной промышленности в критический момент, оставив солдат без достаточного запаса техники. Считалось, что забастовки были спровоцированы предательскими элементами, и в основном виноваты евреи.

Слабость стратегического положения Германии усугубилась быстрым крахом других центральных держав в конце 1918 года, вслед за союзниками. победы на македонском и итальянском фронтах. Болгария была первой, подписавшей перемирие 29 сентября 1918 года в Салониках. 30 октября Османская империя капитулировала при Мудросе. 3 ноября Австро-Венгрия послала флаг перемирия с просьбой о перемирии. Условия, согласованные по телеграфу с союзными властями в Париже, были переданы австрийскому командующему и приняты. Перемирие с Австро-Венгрией было подписано на вилле Джусти, недалеко от Падуи, 3 ноября. Австрия и Венгрия подписали отдельные договоры после распада Австро-Венгерской империи.

После того, как последнее немецкое наступление на Западном фронте провалилось в 1918 году, Гинденбург и Людендорф признали, что военные усилия были обречены, и потребовали от кайзера Вильгельма II о перемирии, о котором нужно договориться, и о быстрой смене гражданского правительства в Германии. Людендорф сказал:

Я попросил Его Превосходительство привести к власти те круги, которые мы должны благодарить за то, что они пришли так далеко. Поэтому сейчас мы приведем этих господ в министерства. Теперь они могут заключить мир, который должен быть заключен. Они могут съесть бульон, который приготовили для нас!

Поскольку военное положение немцев на Западном фронте становилось все более опасным, канцлер Германии, принц Максимилиан Баденский, обратился к президенту США Вудро Вильсон, указав, что Германия готова принять его Четырнадцать пунктов в качестве основы для обсуждения.

Обычно во время войны между военными командирами враждебных сил заключаются переговоры о перемирии, но Гинденбург и Людендорф вместо этого передали эту задачу новому гражданскому правительству, пришедшему к власти после революции 1918-1919 гг. отречение кайзера. 11 ноября 1918 года представители новообразованной Веймарской республики подписали перемирие с союзниками, положившее конец боевым действиям. Военное командование устроило это так, чтобы их не обвиняли в том, что они просят мира, но республиканские политики, связанные с перемирием, сделали бы это: подпись на документе о перемирии была Матиасом Эрцбергером, который позже был убит за его предполагаемая измена. Учитывая, что жестко подвергавшаяся цензуре немецкая пресса не передавала ничего, кроме новостей о победах на протяжении всей войны, и что сама Германия была незанятой, занимая значительную часть иностранной территории, неудивительно, что немецкая общественность была озадачена просьбой о перемирии. с союзниками, тем более что они не знали, что об этом просили их военачальники. Таким образом, были созданы условия для «мифа об ударе в спину», в котором Гинденбург и Людендорф были признаны невиновными, а социалистические политики обвинялись в предательстве Германии. Дальнейшая вина была возложена на их ноги после того, как они подписали Версальский договор в 1919 году, что привело к территориальным потерям и серьезным финансовым страданиям для шаткой новой республики, включая урезанный график репарационных выплат.

Консерваторы, националисты и бывшие военные лидеры начали критически высказываться о мире и веймарских политиках, социалистах, коммунистах и евреях. Даже католики воспринимались некоторыми с подозрением из-за предполагаемой верности Папе и их предполагаемого отсутствия национальной лояльности и патриотизма. Утверждалось, что эти группы недостаточно поддержали войну и сыграли роль в продаже Германии ее врагам. Было замечено, что эти ноябрьские преступники или те, кто, казалось, извлек выгоду из новообразованной Веймарской республики, «нанесли им удар в спину» на внутреннем фронте, критикуя немецкий национализм, разжигая беспорядки и увеличивая забастовки в критических отраслях военной промышленности или путем спекуляции. Считалось, что эти действия лишили Германию почти верной победы на одиннадцатом часу.

Эрих Людендорф Пауль фон Гинденбург Людендорф и Гинденбург, верховные главнокомандующие немецкой армии, в первую очередь ответственны за создание и популяризацию мифа о том, что армия не была побеждена на поле боя, но была предана в тылу Германии.

Истоки мифа

Согласно историку Рихарду Штайгманну-Галлю, концепция удара в спину восходит к проповеди, произнесенной на 3 февраля 1918 года капеллан протестантского суда Бруно Дёринг, за девять месяцев до окончания войны. Немецкий ученый Борис Барт, в отличие от Стейгманн-Галля, предполагает, что Деринг на самом деле не использовал этот термин, а говорил только о «предательстве». Барт прослеживает первое задокументированное использование центристского политического митинга в Мюнхене Левенброй-Келлер 2 ноября 1918 года, на котором Эрнст Мюллер-Майнинген, член Прогрессивной коалиции в Рейхстаге, использовал этот термин, чтобы увещевать своих слушателей продолжать сражаться:

Пока держится фронт, мы, черт возьми, обязаны продержаться на родине. Нам было бы стыдно перед нашими детьми и внуками, если бы мы атаковали фронт сражения с тыла и нанесли ему удар кинжалом. (wenn wir der Front in den Rücken fielen und ihr den Dolchstoß versetzten.)

Однако широкое распространение и принятие мифа о «ударе в спину» произошло благодаря его использованию высшим военным эшелоном Германии. Весной 1919 года Макс Бауэр - армейский полковник, который был главным советником Людендорфа по политике и экономике - опубликовал статью «Могли ли мы избежать, победить или прервать войну?», В которой он писал: « [Война] была проиграна только и исключительно из-за неудач родины ". Само рождение специфического термина «удар в спину» можно датировать осенью 1919 года, когда Людендорф обедал с главой британской военной миссии в Берлине, британским генералом сэром Нилом Малкольмом. Малькольм спросил Людендорфа, почему он считает, что Германия проиграла войну. Людендорф ответил своим списком оправданий, в том числе тем, что тыл подвел армию.

Фридрих Эберт внес свой вклад в миф, когда он сказал вернувшимся ветеранам, что «ни один враг не победил вас».

Малькольм спросил его: «Вы имеете в виду, генерал, что вам нанесли удар в спину?» Глаза Людендорфа загорелись, и он ухватился за фразу, как собака на кости. "Ранением в спину?" - повторил он. «Да, именно так, мы получили ножевое ранение в спину». Так родилась легенда, которая никогда не исчезла полностью.

Эта фраза пришлась по душе Людендорфу, и он дал понять генеральному штабу, что это была «официальная» версия, что привело к ее распространению в немецком обществе.. Его подхватили правые политические фракции, и он даже использовался кайзером Вильгельмом II в мемуарах, которые он написал в 1920-х годах. Правые группы использовали его как форму атаки на раннее правительство Веймарской республики, возглавляемое Социал-демократической партией (СДПГ), которая пришла к власти после отречения Кайзер. Однако даже СДПГ принимала участие в распространении мифа, когда рейхспрезидент Фридрих Эберт, лидер партии, сказал войскам, возвращавшимся в Берлин 10 ноября 1918 г., что «ни один враг не победил вас» (kein Feind hat euch überwunden!) и «они вернулись непобежденными с поля битвы» (sie sind vom Schlachtfeld unbesiegt zurückgekehrt). Последняя цитата была сокращена до im Felde unbesiegt («непобежденный на поле битвы») как полуофициальный лозунг рейхсвера. Эберт имел в виду эти высказывания как дань уважения немецкому солдату, но это только способствовало преобладанию чувства.

Еще одно «доказательство» достоверности мифа было найдено в книге британского генерала Фредерика Бартона Мориса «Последние четыре месяца», опубликованной в 1919 году. Немецкие рецензии на книгу неверно истолковали ее как доказательство того, что немецкую армию предали в тылу, "нанеся удар кинжалом сзади со стороны гражданского населения" (von der Zivilbevölkerung von hinten erdolcht) - интерпретация, которую Морис отверг в немецкой прессе, но безрезультатно. Согласно Уильяму Ширеру, Людендорф использовал рецензии на книгу, чтобы убедить Гинденбурга в достоверности мифа.

18 ноября 1919 года Людендорф и Гинденбург предстали перед Untersuchungsausschuß für Schuldfragen ( «Комитет по расследованию вины») новоизбранного Веймарского национального собрания, расследовавшего причины мировой войны и поражения Германии. Два генерала появились в штатском, публично объяснив, что носить форму - значит проявить слишком большое уважение к комиссии. Гинденбург отказался отвечать на вопросы председателя и вместо этого зачитал заявление, написанное Луддендорфом. В своих показаниях он процитировал то, что якобы написал Морис, что является самой запоминающейся частью его показаний. Гинденбург заявил в конце своей - или Людендорфа - речи: «Как очень верно сказал английский генерал, немецкая армия получила« удар в спину »».

Именно это свидетельство Гинденбурга привело к к повсеместному принятию Dolchstoßlegende в Германии после Первой мировой войны.

нацистский теоретик Альфред Розенберг был одним из многих ультраправых, распространявших миф об ударе в спину.

Антисемитские аспекты

антисемитизм инстинкты немецкой армии проявились задолго до того, как миф об ударе в спину стал оправданием для военных проигравших войну. В октябре 1916 года, в разгар войны, армия приказала провести еврейскую перепись войск с намерением показать, что евреи недостаточно представлены в хеер (армии) и что они закончились. представлены на небоевых позициях. Напротив, перепись показала прямо противоположное, что евреи были чрезмерно представлены как в армии в целом, так и на боевых позициях на фронте. Императорская немецкая армия затем скрыла результаты переписи.

Обвинения еврейского заговорщика в поражении Германии в значительной степени основывались на таких цифрах, как Курт Эйснер, берлинский гражданин. по рождению немецкий еврей, живший в Мюнхене. Он писал о незаконном характере войны, начиная с 1916 года, и он также сыграл большую роль в Мюнхенской революции, пока не был убит в феврале 1919 года. Веймарская республика при Фридрихе Эберте жестоко подавляла восстания рабочих с помощью Густава Носке и генерала рейхсвера Гренера, и терпел военизированные фрайкорпс, формирующиеся по всей Германии. Несмотря на такую ​​терпимость, легитимность республики постоянно подвергалась нападкам с такими заявлениями, как нанесение удара в спину. Многие из ее представителей, такие как Матиас Эрцбергер и Вальтер Ратенау, были убиты, а лидеры были заклеймены как «преступники» и евреи в правой прессе, во главе которой стоял Альфред Гугенберг..

Антиеврейские настроения усилились Баварской Советской Республикой (6 апреля - 3 мая 1919 г.), коммунистическим правительством, которое управляло городом Мюнхеном до того, как был разгромлен ополчением Freikorps . Многие лидеры Баварской Советской республики были евреями, что позволяло антисемитским пропагандистам связывать евреев с коммунизмом и, следовательно, с изменой.

В 1919 году лидер Deutschvölkischer Schutz und Trutzbund («Федерация защиты и неповиновения немецких националистов») Альфред Рот, писавший под псевдонимом «Отто Арним», опубликовал книга Еврей в армии, которая, по его словам, была основана на свидетельствах, собранных во время его участия в Judenzählung, военной переписи, которая фактически показала, что немецкие евреи служили на передовой пропорционально своей численности. В своей работе Рот утверждал, что большинство евреев, участвовавших в войне, принимали участие только в качестве спекулянтов и шпионов, в то время как он также обвинял еврейских офицеров в воспитании пораженческого менталитета, отрицательно влияющего на их солдат. Таким образом, книга представляет собой одну из самых ранних опубликованных версий легенды об ударе в спину.

Правый немецкий политический карикатура 1924 года Филиппа Шейдемана, немецкий социал-демократический политик, который провозгласил Веймарскую республику и был ее вторым канцлером, и Матиас Эрцбергер, антивоенный политик из Центристской партии, который закончил Первую мировую войну, подписав перемирие с союзниками, нанеся удар немецкой армии в спину «12000 еврейских солдат. погибла на поле чести за отечество ». Листовка, опубликованная в 1920 году немецкими еврейскими ветеранами в ответ на обвинения в отсутствии патриотизма

Версия мифа об ударе в спину была опубликована в 1922 году антисемитским нацистским теоретиком Альфред Розенберг в своем основном вкладе в нацистскую теорию о сионизме, Der Staatsfeindliche Zionismus («Сионизм, враг государства»). Розенберг обвинил немецких сионистов в том, что они работали на поражение Германии и поддерживали Великобританию, а также в выполнении Декларации Бальфура.

Последствия

Dolchstoß был центральным изображением в пропаганде, создаваемой многими правыми и традиционно консервативные политические партии, возникшие на заре Веймарской республики, включая гитлеровскую нацистскую партию. Для самого Гитлера эта объяснительная модель Первой мировой войны имела решающее личное значение. Он узнал о поражении Германии, когда лечился от временной слепоты после газовой атаки на фронте. В Майн Кампф он описал видение того времени, которое побудило его заняться политикой. На протяжении всей своей карьеры он выступал против «ноябрьских преступников» 1918 года, которые нанесли удар немецкой армии в спину.

Немецкий историк Фридрих Майнеке попытался проследить корни выражения «удар в спину» в статье 11 июня 1922 года в венской газете Neue Freie Нажмите. На национальных выборах 1924 года мюнхенский культурный журнал Süddeutsche Monatshefte опубликовал серию статей, обвиняющих СДПГ и профсоюзы в поражении Германии в Первой мировой войне, которые были опубликованы во время судебного процесса над Адольфом Гитлером и Людендорфа за государственную измену после пивного путча в 1923 году. Редактор газеты SPD подал на журнал в суд за клевету, что привело к так называемой мюнхенской Dolchstoßprozess от 19 октября - 20 ноября 1925 года. Многие видные деятели дали показания в этом процессе, в том числе члены парламентского комитета, расследовавшего причины поражения, поэтому некоторые его результаты были обнародованы задолго до публикации отчета комитета в 1928 году.

Вторая мировая война

Политика союзников безоговорочной капитуляции была разработана в 1943 году отчасти для того, чтобы избежать повторения темы удара в спину. Согласно историку Джону Уиллеру-Беннетту, говоря с британской точки зрения,

для нацистского режима и / или немецких генералов было необходимо безоговорочно сдаться, чтобы донести до немецкого народа то, что они проиграли войну сами; так что их поражение не должно быть приписано «удару в спину».

Психология веры

Ричард М. Хант в статье 1958 года утверждает, что миф был иррациональным верованием, которым подчинялась сила неопровержимые эмоциональные убеждения миллионов немцев. Он предполагает, что за этими мифами стояло чувство коллективного стыда не за то, что спровоцировали войну, а за ее проигрыш. Хант утверждает, что не вина в зле, а позор слабости захватила национальную психологию Германии и «послужила растворителем веймарской демократии, а также идеологическим цементом диктатуры Гитлера». 243>

Аналоги в других странах

Параллельные интерпретации национальной травмы после военного поражения появляются и в других странах. Например, несколько раз он использовался в отношении участия США в войне во Вьетнаме без антисемитского уклона.

См. Также

Литература

Информационные заметки

Цитаты

Библиография

Дополнительная литература

Внешние ссылки

Викискладе есть материалы, связанные с легендой о нанесении удара в спину.
Последняя правка сделана 2021-06-09 06:54:40
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте