Собор Святой Марии Богородицы ( гэльский : Cathair-eaglais Naomh Муар), обычно называемый Собор Святой Марии, является собор в шотландской Епископальной Церкви. Он расположен на Грейт-Вестерн-роуд, в западной части Глазго, Шотландия. Нынешнее здание было открыто 9 ноября 1871 года как епископальная церковь Святой Марии и было завершено в 1893 году, когда был завершен шпиль. Архитектором был сэр Гилберт Скотт. Статус собора был возведен в 1908 году. Общая высота собора составляет 63 метра. Церковная структура защищена как категория А перечисленные здания.
Другие соборы в Глазго - это собор Святого Андрея (римско-католический), собор Святого Луки (восточно-православный) и собор Святого Мунго, средневековый собор города, который в настоящее время используется церковью Шотландии, которая имеет пресвитерианское государство и не использует термин «собор». описать его церкви.
Двойные роли настоятеля прихода и настоятеля собора выполняются одним человеком. Кандидат на пост ректора и проректора назначается ректором ризницей от имени конгрегации и избирается проректором собранием епископа в главе. Фредерик Ллевеллин Дин был первым ректором в 1908 году, через четыре года после того, как стал ректором. Его преемник, Амвросий Летбридж, стал ректором в 1918 году, через год после того, как был назначен ректором. После внезапной смерти епископа Голди в октябре 1980 года назначение Малкольма Гранта в качестве ректора и проректора было отложено до интронизации епископа Роклиффа весной 1981 года. Кельвин Холдсворт был назначен ректором и ректором 31 мая 2006 года, в праздник Рождества Христова. Посещение.
Источник:
Собор Святой Марии сочетает в себе две роли: собор епархии и большое городское собрание. Члены набираются из большого района Глазго и его окрестностей. Миряне активно участвуют в богослужении, а также в административной и просветительской деятельности. Текучесть прихожан высока.
Церковь Святой Марии занимает стратегическое положение в самом сердце внутренней западной части Глазго и на протяжении ряда лет стремилась расширить сферу своей деятельности, превратив собор в центр художественной деятельности, где проводятся концерты, художественные выставки и множество других мероприятий. время от времени.
Музыкальные традиции богослужения особенно сильны, что соответствует идентичности конгрегации как кафедрального собора епархии. Взрослый добровольный смешанный хор поет на профессиональном уровне под управлением музыкального директора Фридрика (Фрикки) Уокера. В октябре 2007 года к хору добавилась секция высоких частот.
Орган представляет собой трехручный инструмент Уильяма Хилла, который был перестроен в 1967 году и полностью восстановлен в 1990 году.
В соборе звенят десять колоколов. Колокол тенора весит 32 центнера.
С середины 1980-х по 2002 год собор Святой Марии подвергся масштабной реставрации.
В результате попадания воды в орган было обнаружено серьезное повреждение балок, поддерживающих переход. Проведены ремонтные работы, проведено обследование состояния здания. После исследования в начале 1986 года был начат масштабный проект по сбору средств.
Канцелярия, Башня и Перекресток были отреставрированы. В здании заново закрыли крышу и отремонтировали окна в клэсторье. Для выполнения этой работы была использована возможность полностью отремонтировать и восстановить орган.
Церемония возведения вершины состоялась на вершине шпиля 19 декабря 1989 года. Посвящение было проведено епископом Дереком Роклиффом с проректором Малкольмом Грантом, а Соборный хор пел « Дин Донг Весело на высоте». В июне 1990 года Соборный хор предпринял однодневную экскурсию по всем семи шотландским англиканским соборам на материке в рамках сбора средств на капитальный ремонт и восстановление органа.
Заменена крыша Зала Синода, новое освещение, установлены новые туалеты, Коридор ризницы выровнен, предоставлено помещение для хора, ризница епископа заменена туалетом для инвалидов с ровным доступом к собору на перекресток и подъемником для инвалидных колясок. между туалетом для инвалидов и Синодальным залом. Тесную кухню заменили зоной питания в северной части холла.
Крупнейшие на сегодняшний день работы, которые потребовали от Конгрегации богослужений в соседней приходской церкви Лансдаун с октября 2000 года по март 2002 года. Работы включали обеспечение нового застекленного крыльца, нового плиточного пола для замены временного пола с предыдущего этапа, завершение строительства Гивнет-Пиявки украшения и новая схема освещения.
По традиции конгрегация была основана Александром Дунканом в 1715 году. Однако список основных членов конгрегации с 1713 года показывает, что ее происхождение восходит к 1689 году, когда епископальная структура церкви Шотландии была отменена Актом шотландского парламента., и Шотландская епископальная церковь возникла как отдельная организация. В 1689 году епископалианство не получило широкой поддержки на западе Шотландии, но в Глазго были семьи с епископальными и якобитскими взглядами, некоторые из которых были связаны с церковными властями до закрытия. Во время правления Вильгельма III они вели себя сдержанно, став более напористыми после прихода на престол королевы Анны в 1702 году.
Самый ранний современный отчет собрания от Роберта Уодроу, описывает службу, которая имела место в 1703 году, чтобы отметить годовщину казни Карла I. Служба проходила в квартире на Соляном рынке сэра Джона Белла, бывшего ректора Глазго, и привела к беспорядкам. В этот период было задействовано несколько священнослужителей, включая двух местных мужчин, Джона Фуллартона (ранее занимавшего должность в аббатстве Пейсли ) и Джона Хэя (ранее работавшего в Нью-Монклендсе); Александр Берджесс (бывший в Храме возле Росслина) также появляется. Самое раннее упоминание об Александре Дункане датируется 1710 годом, когда он вместе с Джоном Фуллартоном присутствует на смертном одре леди Дандональд на площади Пейсли.
Епископальное духовенство Глазго действовало вне закона ( без присяжных заседателей ), но в 1712 году прибыл священнослужитель, готовый принести присягу, чтобы сделать его «квалифицированным». Уильям Кокберн основал молитвенный дом (он называет его часовней); местоположение не записано. В 1713 году он также отметил смерть Карла I. Его проповедь по этому поводу сохранилась со списком конгрегации, который включает в себя известные семьи Глазго, такие как Колокола, Барнс, Кроуферды, Грэхемы и Уокиншоу, а также Александр Дункан. Сэр Дональд Макдональд из Слита играл важную роль, а его хайлендские вассалы, говорящие на гэльском языке и одетые в килты, действовали в качестве охранников. Через несколько дней после смерти королевы Анны и бегства Кокберна на эту часовню напала толпа. Об этом событии говорится в анонимной балладе «Падение молитвенного дома Кокберна», найденной среди бумаг Вудроу.
Члены общины играли активную роль в битве при Шерифмюире в 1715 году, сражаясь за старого претендента, в то время как остальная часть Глазго поддерживала ганноверскую сторону. Некоторые из якобитов бежали; у некоторых было конфисковано поместье. Джон Уолкиншоу сбежал из замка Стерлинг, переодевшись с женой, и направился к Старому Самозванцу в Авиньон; позже он выступал в качестве посланника принца в обсуждениях его брака с принцессой Клементиной Собеской. Конгрегация выжила, истощилась и обеднела, и на нее распространялись все более строгие законы. В 1728 году в Брод-Клоуз напротив университета был открыт молитвенный дом, в котором Дункану ( епископ колледжа с 1724 года) помогал мистер Уингейт. Вскоре магистраты закрыли его, и Вингейт отправил вещи. Дункан, теперь уже пожилой человек, проводил службы в собственном доме до своей смерти в 1733 году.
Свидетельства относительно характера христианского обряда епископальной конгрегацией в Глазго в первой половине восемнадцатого века отрывочны, и в основном они исходят от Вудроу. Он упоминает Библию и молитвенник, предположительно, Книгу общей молитвы, а также каноническое платье. Кокберн использует термин Литургия. Проповедовали. Есть Святое Причастие на Рождество (которое Водроу называет Йоль ) и Пасху, а в 1713 году в ожидании воздвигнут жертвенник (возможно, это указывает на то, что Причастие было нечастым). (Вудроу предпочитал посещать проповедь против святых дней). Из других таинств, крещения и браки «неквалифицированными» епископальными служителями были запрещены в 1695 году, хотя крещения, безусловно, имели место. Вудроу с горечью заметил, что община только начала отмечать пост в память о мученической смерти Карла I после отстранения от церкви. Епископальные служители посещали больных и умирающих и устраивали похороны. Ектенья, используемые епископалы в другом месте Шотландия в этот период, вероятно, был использован в Глазго. Прихожане собирали деньги для бедных. Некоторые английские обычаи (например, способ распространения причастия) заменяли шотландские традиции, и это вызывало недовольство.
Прошло семь лет, прежде чем прибыл следующий президент, Джордж Грэм из Пертшира, у которого был молитвенный дом в Кандлеригс. Jacobite восходе 1745 принес Бонни принца Чарли в Глазго. Клементина Уолкиншоу, дочь Джона Уолкиншоу, позже станет его любовницей и матерью его единственного ребенка. Уголовные законы, ограничивающие шотландских епископалов, теперь стали драконовскими. Грэм ушел в следующем году. Его заменой в 1750 году стал Дэвид Лайон с молитвенным домом на Стоквелл-стрит. С 1751 епископало готово признать ганноверский король мог присутствовать на квалифицированную часовне, Санкт - Andrew's-бай-з-Грин. Дэвид Лайон, к настоящему моменту единственный шотландский епископальный священник, служащий пастве, разбросанной по западу Шотландии, принял участие в секретном собрании, состоявшемся в Моффате в 1769 году, чтобы обсудить протестантскую невесту Бонни принца Чарли.
За Дэвидом Лайоном последовал Эндрю Вуд, затем Эндрю Макдональд. Макдональд писал романы, стихи и пьесы и является единственным представителем этой линии, появившимся в Национальном биографическом словаре. В конце концов он уехал из Глазго в Лондон, где умер молодым. Книга « Двадцать восемь разных проповедей » Эндрю Макдональда была опубликована посмертно в 1790 году. Следующим руководителем с 1788 года был Александр Джеймисон из Мэрикирка, Кинкардиншир. Уголовные законы были отменены в 1792 году. Конгрегация росла, много лет собираясь в классной комнате гимназии. В 1825 году они переехали в часовню Святой Марии на Ренфилд-стрит, а в 1871 году переехали в нынешнее здание. Руководителями часовни на Ренфилд-стрит были Джордж Алмонд (1825–1848), епископ Уолтер Троуэр (1848–1853) и Ричард Олдхэм. (Краткое содержание - Роджер Эдвардс: Епископалы Глазго - Мятежные романтики (2008)).
Посетите Старый собор Святого Павла в Эдинбурге, чтобы узнать о довольно ином опыте епископалов Эдинбурга.