Св. Вацлавская церковь (Здераз)

редактировать

Св. Вацлавская церковь в Здеразе - готическая однонефная церковь в Праге - Новом городе. Находится на пересечении улиц Ресслова и Дитрихова.

ул. Вацлавская церковь в Здеразе, вид со стороны улицы Ресслова
Содержание
  • 1 История
    • 1.1 Истоки
    • 1.2 14 век
    • 1.3 Гуситские войны
    • 1.4 XVI – XVII века
    • 1.5 XVIII века –19 века
    • 1.6 Реконструкция в XX веке
  • 2 Архитектура
    • 2.1 Внешний вид
    • 2.2 Интерьер
      • 2.2.1 Убежище
      • 2.2.2 Фрески
      • 2.2.3 Хор
      • 2.2.4 Седилия
      • 2.2.5 Ризница
      • 2.2.6 Обстановка
      • 2.2.7 Часовня Гроба Господня
  • 3 Галерея
  • 4 Библиография
  • 5 Внешние ссылки
История

Происхождение

Поселение Здераз имеет древнее происхождение и названо в честь владельца Здераза. В 1115 году о деревне впервые упоминается церковь, которая, вероятно, была посвящена Святому Петру и Павлу.

. В период с 1180 по 1190 год поселение принадлежало двум чешским дворянам, Кояту и Všebor (Свебор), члены аристократического Дома Грабишиц, которые отдали свои земли для основания монастыря Ордена Креста - Хранителей Гроба Господня. Однако из-за этого жители села лишились приходской церкви, поэтому братья основали новую романскую церковь, посвященную Св. Вацлав. Новая церковь приняла на себя приходские обязанности церкви Св. Петр и Павел. Церковь Святого Вацлава в Здеразе была освящена 26 ноября 1181 г. епископом Пражским Валентином.

Св. Вацлавская церковь в Здеразе со стороны улицы Дитрихова.

Археологические исследования, проведенные археологом Карелом Гутом (1883-1943) в 1927-1929 годах, показали, что это простое однонефное сооружение с полукруглой апсидой на востоке и большая квадратная башня на западе. Часть этой башни была позже включена в готическую реконструкцию и с 14 века стала частью западного фасада церкви. Церковь окружала кладбище. Сохранились три надгробия, которые сейчас находятся в Музее города Праги.

XIV век

В 1324 году монастырь купил дом с курортом рядом с церковью и основал в этом новом здании больницу. После основания Нового города в 1348 году королем Карлом IV, церковь Святого Вацлава стала одной из приходских церквей Нового города.

В протоколах посещений архидиакона Праги Павла Яновицкого от 1379-1382 говорится, что в церкви было четыре алтаря. Здесь уже был сводчатый хор с двумя перекрестными сводами и пятиугольным окончанием. Ризница была построена с южной стороны хора. Неф остался без свода, вероятно, с деревянным потолком, поддерживаемым двумя столбами. Как уже говорилось, башня романской церкви была включена как часть готического нефа.

Гуситские войны

5 августа 1420 года монастырь был сожжен гуситами и св. Вацлавская церковь была передана гуситским священникам вместе с пастырем. После гуситских войн церковь была восстановлена. Рядом с колоннами, поддерживающими потолок, пристроены два алтаря, один посвящен Св. Николай и св. Прокопий, другой - св. Иоанн Креститель. Около 1500 г. к главному алтарю была добавлена ​​готическая арка. Арка была передана приходской церкви Св. Адальберт в Йилове около Праги в 1760 году.

XVI – XVII века

Готический свод над нефом.

До 1586 года церковь оставалась без изменений, впоследствии император Рудольф II (1552-1612) подарил церкви 300 трехскопов. Деревянный потолок был заменен новым готическим сводом с терракотовыми ребрами, поддерживаемыми тосканскими полуколоннами. В связи с этим изменением пришлось опустить готические окна и заменить их узоры, даже романскую башню снесли. Реконструкцией руководил мастер-строитель Карел Мельницки.

В 1641 году был построен монастырь для вновь прибывшей общины августинцев. До этого, в 1623 году, церковь была подарена августинцам императором Фердинандом II. Три года спустя при поддержке императора и знати августинцы начали строительство монастыря на западной стороне церкви. Около 1645 г. церковь была вымощена белым мрамором и зеленым серпантином, привезенным из Пражского Града, вместе с четырьмя мраморными колоннами. Строительство было завершено через год.

Во время шведской оккупации Праги церковь сильно пострадала. В 17 веке на месте старой была построена новая ризница. Самый известный чешский художник эпохи барокко Карел Шкрета (1610-1674) написал 32 картины, изображающие легенду о Св. Вацлав для монастыря церкви. Монастырь и церковь превратились в галерею картин Шкреты для августинцев. Часто устраивались похороны важных людей.

XVIII – XIX вв.

В 1785 году монастырь был упразднен и освящен. Это произошло благодаря императору Иосифу II, который во время своего правления отменил многие монастыри. С 1809 года здание стало тюрьмой. В 1827 году церковь снова освятили, однако она оставалась тюрьмой до 1884 года, когда тюрьма была перенесена в Панкрац, а комплекс зданий был куплен городом.

Реконструкция ХХ века

Хор.

Примерно в 1904 году весь монастырь был снесен, а территория была понижена до уровня улицы, а вместо монастыря построены арендные дома. Церковь не была восстановлена ​​и находилась под угрозой сноса.

Однако в 1904 году Товарищество по восстановлению Св. Вацлавская церковь заказала план реставрации, который был составлен признанными архитекторами ар-нуво Антонином Вилем (1846-1910) и Йозефом Фанта (1872-1941). Кладбище упразднили, но церковь так и не восстановили. В 1909 году городской совет назначил архитекторов Эдуарда Сохора (1862-1947) и Фердинанда Чапку (1905-1987) для реставрации. Вокруг церкви устроили террасу, восстановили узор, но через год ремонтные работы прекратились. Они не были закончены, пока церковь не была куплена Чехословацкой гуситской церковью. В 1926 году реконструкция была окончательно завершена. В 1929 году храм снова освятили. В 1936 году под хоровым чердаком пристроили колумбарий.

Архитектура

Экстерьер

С. Вацлавская церковь находится на каменной террасе над уровнем улицы. Сооружение из бутового камня с остатками романских стен. В состав здания входят многогранный алтарь, прямоугольный неф, флеш и барокко ризница на юге. Главный неф имеет высоту 14 метров, меньший пресвитерий - 13 метров с окончанием в форме пяти сторон восьмиугольника.

Остроконечные окна имеют новые простые узоры эпохи Возрождения, сделанные из остатков старых. Главный неф поддерживается четырьмя простыми колоннами с юга и тремя с севера. Самой старой частью постройки являются остатки романской башни на северо-западе. Под церковью расположена галерея.

Интерьер

Убежище

У алтаря есть два перекрестных свода и наклонный свод в конце. Ребра, имеющие грушевидный профиль, размещены на пятиугольных денсеретах, заканчивающихся на одном уровне с оконным карнизом.

Пресвитерий.

Пресвитерий и главный неф разделены остроконечной триумфальной дугой. Неф имеет сводчатый свод поздней готики с терракотовыми ребрами, поддерживаемый тосканскими полуколоннами эпохи Возрождения. Свод украшен фресками в стиле позднего барокко .

Фресками

Фрески тесно связаны с книжной иллюминацией - на них запечатлены богато задрапированные фигуры в жестких группах или эпических сценах. На северной стене пресвитерия - символическое изображение материнства Пресвятой Богородицы. Он был представлен рядом небольших изображений в геометрической композиции. Древо жизни с медальонами, изображающими чудеса Иисуса, изображено на южной стене над входом в ризницу.

Хор

Хор с деревянной балюстрадой стоит на тосканских каменных столбах с капителями. Под хором расписанный деревянный потолок. Западная стена под хором расписана 4 латинскими надписями, добавленными при реконструкции 19 века. Под хором находится колумбарий.

Седилия

седилия разделена на две части и расположена на южной стене пресвитерия.

ризницы

Вход в ризницу находится в южной стене алтаря. Остроконечный портал имеет такой же профиль, как и седилий. Над входом сохранились остатки оригинальной росписи. На картине изображена генеалогия Иисуса Христа.

Ризница.

Барокко ризница была построена в 17 веке. Он имеет квадратную форму, имеет две оси окон и низкий бочкообразный свод. Свод покрыт богатыми лепными украшениями из листьев и голов ангелов.

Мебель

Большая Статуя Распятия стоит в пресвитерии. Он был вырезан в 1930 году чешским художником Франтишеком Билеком (1872-1941), который также изготовил алтарный стол. Изготовлен из древесины лиственницы.

Алтарь.

Лицевая сторона алтаря украшена резьбой шести фигур из чешской истории - Праотец Чех, княгиня Людмила с князем Вацлавом, Иоанн Гус, Иоанн Жижка и Иоанн Амос Коменский. Обращает на себя внимание канделябр в форме человеческих рук.

Скамейки спроектировал Франтишек Билек и изготовил Франтишек Котыза. На каждой скамейке есть свой животный мотив. Орган расположен в западной части церкви на органной чердаке.

Часовня Гроба Господня

Источником вдохновения для Часовни Гроба Господня в церкви Святого Вацлава послужила Церковь Гроба Господня в Иерусалиме. Строительство началось 8 ноября 1643 года. Завершенная часовня была освящена 11 мая 1645 года.

Галерея
Библиография
  • БАЙКОВА, Růžena a kol. Umělecké památky Prahy Nové Město - Вышеград - Винограды. Прага: Academia, 1998. 839 с. ISBN 8020005382.
  • BUTTA, Tomáš a kol. Kostel svatého Václava na Zderaze. Praha: Náboženská obec Církve československé Husitské v Praze 2, 2004. 70 с. ISBN 8086788172.
  • ЧАДРАБА, Рудольф а кол. Dějiny českého výtvarného umění I / 1. Прага: Academia.
  • Нойманн, Эдуард. Kostel sv. Вацлава на Здеразе. Praha: Rada starších CČS v Praze II, 1929. 46 с.
  • ПЛАТОВСКАЯ, Мария (ред.). Slavné stavby Prahy 2. Praha: Foibos Books, 2011. 280 с. ISBN 8087073355.
  • СЕДЛАЧКОВА, Эма. Kostel svatého Václava na Zderaze. Praha: Výtvarný Odbor Umělecké Besedy, 1946. 24 с.
  • SOMMER, Jan. Loď kostela sv. Вацлава на Здераз в Празе II. Památky a příroda. 1991, роч. 16, ул. 7, с. 403-407. ISSN 0139-9853.
  • ЛЮБАЛ, Доброслав. Каталог gotické architektury v České republice do husitských válek. 1. выд. Прага: Unicornis, 2001, 607 с. ISBN 80-901587-8-1.
  • КАЛИНА, Павел. Praha 1310-1419: kapitoly o vrcholné gotice. 1. выд. Прага: Либри, 2004, 237 с. ISBN 80-7277-161-2.
Внешние ссылки

Координаты : 50 ° 04′31 ′ ″ ″ с.ш., 14 ° 24,057 ° с. E / 50.0753; 14.4158

Последняя правка сделана 2021-06-09 06:00:39
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте