Костёл Святой Марии, Гданьск

редактировать
Церковь Святой Марии
Bazylika Mariacka (на польском языке)
Базилика Мариацка DSC01870.jpg
Религия
Принадлежность Католик
Округ Старый город
Провинция Гданьская архиепископия
Место нахождения
Место нахождения Гданьск, Польша
Архитектура
Архитектор (ы) Генрих Унгерадин, Ганс Брандт, Генрих Хецль, Тильман Гамерски (Королевская часовня)
Стиль Кирпичная готика
Завершенный 1502
Шпиль (ы) 1 колокольня, 5 меньших шпилей
Внешний вид

Церковь Святой Марии (польский: Bazylika Mariacka, немецкий: St. Marienkirche), или формально Базилика Вознесения Пресвятой Девы Марии, представляет собой кирпичный готический католический костел, расположенный в центре Гданьска, Польша. Имея объем от 185 000 м 3 до 190 000 м 3, в настоящее время он является одной из двух или трех крупнейших кирпичных церквей в мире. Только базилика Сан-Петронио в Болонье, занимающая 258 000 м 3, больше, Мюнхенская Фрауэнкирхе и Ульм-Минстер также составляют от 185 000 до 190 000 м 3.

Между 1536 и 1572 годами церковь Святой Марии использовалась одновременно для католических и лютеранских служб. С 16 века до 1945 года это была вторая по величине лютеранская церковь в мире.

Его длина составляет 105,5 метров (346 футов), а ширина нефа - 66 метров (217 футов). Внутри церкви есть зал на 25000 человек. Это церковь с проходом между рядами и трансептом. Это совместное собор в Римско - католической архиепархии Гданьска, наряду с собором Оливы.

СОДЕРЖАНИЕ
  • 1 История
  • 2 Архитектура
    • 2.1 Внешний вид
    • 2.2 Интерьер
  • 3 колокола
  • 4 См. Также
  • 5 Примечания и ссылки
  • 6 Внешние ссылки
История

По преданию, еще в 1243 году на этом месте существовала деревянная Успенская церковь, построенная герцогом Свентопельком II.

Интерьер Святой Марии, 1635, по Bartholomäus Milwitz, также изображающая Страшный Суд по Ганса Мемлинга

Первый камень в фундамент нового кирпичного храма был заложен 25 марта 1343 г., в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. Сначала была построена шестипролетная базилика с невысокой башней, возведенная с 1343 по 1360 год. От этого здания сохранились части колонн и нижние ярусы башни.

В 1379 году данцигский архитектор Генрих Унгерадин и его команда начали строительство нынешней церкви. Их здание демонстрирует некоторые отличия от церкви Святой Марии в Любеке, которую иногда называют матерью всех кирпичных готических церквей, посвященных Святой Марии в ганзейских городах на Балтике, и имеет некоторые общие детали с готическими кирпичными церквями во Фландрии и Нидерландах.. К 1447 году восточная часть церкви была закончена, а в 1452–1466 годах башня была поднята на два этажа.

С 1485 года работы продолжил Ханс Брандт, который руководил возведением ядра главного нефа. После 1496 года постройка была окончательно завершена под руководством Генриха Хецля, который руководил постройкой свода.

В ходе Реформации большинство жителей Данцига приняли лютеранство, в том числе прихожане церкви Святой Марии. После короткой волны бурных религиозных столкновений в 1525 и 1526 годах, когда был свергнут предыдущий городской совет, новые власти выступили за плавный переход к лютеранской религиозной практике. В 1529 году первая лютеранская проповедь была прочитана в церкви Святой Марии. С 1536 года - в сотрудничестве с католическими чиновниками Влоцлавека - лютеранский священнослужитель постоянно работал в церкви Святой Марии и проводились как лютеранские службы, так и католические мессы. Затем лютеранская община начала регистрировать личные данные, и самый старый из сохранившихся регистров - это записи о захоронениях, начиная с 1537 года.

Орган внутри церкви

В июле 1557 года король Польши Сигизмунд II Август предоставил Данцигу религиозную привилегию праздновать причастие с хлебом и вином. После этого городской совет прекратил католические мессы во всех церквях Данцига, кроме церкви Святой Марии, где католические мессы продолжались до 1572 года. В рамках плавного перехода лютеранские пасторы и службы сначала также продолжали католические традиции, в том числе использовали драгоценные литургические одежды, такие как ризы. Однако католические традиции в церкви Святой Марии постепенно были оставлены. Лютеранская община Данцига, как и другие в Северной Европе, хранила старые литургические одежды, некоторые из которых уцелели.

Описи церкви Святой Марии отражают использование аксессуаров в католическом стиле в ранних лютеранских службах Данцига. В инвентаре 1552 года до сих пор упоминается большой запас одежды и вышивки. Прихожане церкви Святой Марии сформировали лютеранскую общину, которая - как часть системы лютеранской церкви - приняла церковный порядок. Более сложный церковный порядок (конституция) последовал в 1612 году, Alte kirchenordnung. Первым старшим пастором ( Эрстер Пфаррер, примариус пастора) лютеранской государственной церкви Данцига был Иоганнес Киттелиус, пастор церкви Святой Марии между 1566 и 1590 годами. Церковь официально называлась Высшей приходской церковью Святой Марии (Oberpfarrkirche St. Marien), что указывает на его видное положение в городе.

Из - за анти-Батори восстания, в 1577 году польский король Стефан Баторий ввел Осада Данцига (1577). Защита своего политического положения вынудила город нанять наемников, которые стоили так дорого, что городской совет конфисковал золото и серебро у жителей, а также из сокровищниц города и его лютеранской государственной церкви. Большая часть золотой и серебряной посуды церкви Святой Марии была переплавлена ​​и отчеканена для оплаты наемников. В инвентаре 1552 года все еще было зарегистрировано не менее 78 серебряных позолоченных чаш, 43 алтарных распятия, 24 больших серебряных фигуры святых и тому подобное. После 1577 года большая часть его исчезла. Восстание Данциг закончилось в декабре 1577 года с компромиссом форсированием города заплатить король сумму 200000 польских гульденов. Но польский монарх также признал религиозную свободу Данцига и лютеранскую веру. В качестве компромисса юрисдикция над лютеранами Данцига в отношении супружеских и сексуальных вопросов осталась за католическими чиновниками Влоцлавека.

В 1594 году польский королевский суд попытался восстановить католические службы в соборе Святой Марии, но городской совет отклонил этот подход. Но в качестве компромисса, поскольку католические короли Польши были номинальными главами города со времен Второго Торнового мира (1466 г.), Совет санкционировал строительство католической королевской часовни в стиле барокко. Он был построен Тильманом ван Гамереном (Гамерски) и завершен в 1681 году недалеко от церкви Святой Марии для католической службы короля, когда он посетил Данциг. С пастором Святой Марии Константином Шютцем (1646–1712) умеренное пиетистское богословие заменило ранее господствовавшую лютеранскую ортодоксию.

Церковь Святой Марии около 1900 года, вид с тогдашней улицы Йопенгассе (ныне улица Пива). Церковь Святой Марии около 1900 года, вид с тогдашней Фрауэнгассе (ныне улица Мариацкая). 25 Данциг Гульден записка 1931 года с изображением церкви Святой Марии, а затем протестантской Мариенкирхе.
25 Данциг Гульден записка 1931 года с изображением церкви Святой Марии, а затем протестантской Мариенкирхе.

В ходе разделов Польши город потерял свою автономию в 1793 году, вернув ее на короткий период (1807–1814) в качестве наполеоновского государства-клиента, прежде чем он стал частью Прусского королевства в 1815 году. Прусское правительство объединило Св. Марии и вся лютеранская государственная церковь во все прусское управление лютеранской церковью. В 1816 году была создана Данцигская Консистория, взявшая на себя задачи и некоторых членов Данцигского духовного служения. Тогдашний старший и главный пастор Данцига церкви Святой Марии (1801–1827) Карл Фридрих Теодор Бертлинг стал членом консисториального совета в церковном органе. В 1817 году правительство ввело в союз с реформированных и лютеранских общин в пределах всего королевства. Сначала намереваясь убедить все эти общины принять единую протестантскую конфессию, подавляющее лютеранское большинство настаивало на сохранении Аугсбургского вероисповедания, поэтому церковь Св. Марии осталась лютеранской церковью и конгрегацией, но в 1821 году присоединилась к новому зонтику Евангелической церкви в Пруссии. региональная церковь протестантская тело объединенной администрации, но не общее признание, содержащее в основном лютеране, но и некоторые реформатской и объединяет протестантские общины.

В 1820 году во время пастырства Бертлинга были открыты давно забытые сундуки и шкафы в ризнице, а также были обнаружены первые средневековые одежды и литургические украшения. В 1830-х годах были обнаружены более исторические предметы одежды. В то время община не осознавала богатства и редкости этих находок. Поэтому, когда капеллан Франц Иоганн Йозеф Бок, историк искусства и куратор Кельнского архиепископского музея, сделал обзор открытий, он приобрел у общины ряд лучших произведений искусства. Бок показал их на выставке в 1853 году. После его смерти некоторые предметы из Данцига из его личной коллекции были проданы лондонскому музею Виктории и Альберта. Эти, а также более поздние продажи частным коллекционерам включали ткани и облачения из тканей древней Месопотамии и Древнего Египта, полученные во время крестовых походов ; а также изделия эпохи Возрождения из Венеции, Флоренции и Лукки (всего более 1000 наименований).

В 1861-64 Sexton имени Hinz систематически искали сундуки, шкафы и другие хранилища в камерах и помещениях, а также в башне, и нашел еще много исторических богослужебные одежды. В 1870-х и 1880-х годах конгрегация продала Берлинскому музею декоративного искусства более 200 неполных предметов, а также целые алтарные ткани и вышивки. Остальные предметы коллекции одежды, так называемые Danziger Paramentenschatz (Danzig Parament Treasure), в основном относятся к 150 годам между 1350 и 1500 годами.

Прихожане также продаются другие артефактами, такие как крылатый триптих по Яну Ван Уэвера, приобретенный эрцгерцог Максимилиан, который сейчас хранятся в церкви Тевтонского ордена в Вене, и скульптура Мадонны с младенцем по Michael Аугсбурга от главного алтаря, продана графу Альфонсу Сераковскому, сейчас находится в часовне в Ваплево-Вельке. Кроме того, прусские власти переплавляли золотые и серебряные реликварии для повторного использования.

До Великой Отечественной войны интерьер и внешний вид церкви хорошо сохранились. Между 1920 и 1940 годами церковь Святой Марии стала главной церковью протестантской региональной синодальной федерации Вольного города Данциг. В это время пресвитерия (правление конгрегации) осознала ценность своей коллекции параментов и инициировала ее каталогизацию. Во время ремонта в 1920-х годах было обнаружено еще больше старинных одежд и алтарных полотен. С 1930 по 1933 год Вальтер Манновски, тогдашний директор Городского музея (ныне расположенный в Национальном музее в Гданьске ), представил подробную четырехтомную инвентаризацию Paramentenschatz. Затем он был представлен в часовне Святой Варвары Святой Марии. В 1936 году Paramentenschatz был перемещен в недавно оборудованное помещение в Городском музее с контролируемым климатом, поскольку в часовне Барбары было слишком сыро. Paramentenschatz оставался собственностью общины, представленные на кредит в музее города ( Stadtmuseum).

Церковь Святой Марии на немецком нацистском пропагандистском плакате; надпись гласит: «Данциг немецкий» (лето 1939 г.).

Начиная с третьего военного года 1942 года, основные объекты культурного наследия Данцига были разобраны и демонтированы по согласованию с хранителем культурного наследия ( Консерватором). Пресвитерия церкви Святой Марии согласилась вывезти такие предметы, как архивные файлы и произведения искусства, такие как алтари, картины, эпитафии, передвижную мебель, за пределы города. Между тем, в церквях Данцига, как и повсюду в Германии, и в оккупированных немцами районах церковные колокола были реквизированы в качестве цветных металлов для военного производства. Колокола были классифицированы по исторической и / или художественной ценности, и те, которые были отнесены к категории наименее ценных и отлитые после 1860 года, и особенно те, которые были реквизированы в оккупированных районах, были переплавлены первыми.

Церковь была серьезно повреждена в конце Второй мировой войны, во время штурма города Данциг Красной Армией в марте 1945 года. Деревянная крыша сгорела полностью, и большая часть потолка обвалилась. Четырнадцать больших сводов обрушились. Окна были выбиты. Местами жара была настолько сильной, что некоторые кирпичи плавились, особенно в верхних частях башни, служившей гигантской дымовой трубой. Все оставшиеся колокола рухнули, когда их клетки с колокольчиками рухнули в огне. Пол церкви, на которой лежали бесценные надгробные плиты, был разорван на части, предположительно советскими солдатами, пытавшимися разграбить захороненные под ним трупы.

К концу Второй мировой войны многие немецкие прихожане церкви Святой Марии бежали на запад, а также кладбище было эвакуировано на запад. В марте 1945 года Польша начала изгнание оставшихся этнических немцев в городе еще до того, как изменения границ, провозглашенные на Потсдамской конференции, передали город Польше. Большинство выживших прихожан Святой Марии оказались в британской зоне оккупации на севере Германии. Любек стал центром для ссыльных немцев. Все имущество лютеранской общины Святой Марии в Данциге (ныне Гданьск) было конфисковано, а его кладбище разграблено. Однако два нерасплавленных колокола Святой Марии, датируемые 1632 и 1719 годами, позже были обнаружены на так называемом гамбургском кладбище колоколов (Glockenfriedhof). Из довоенных курантов до сих пор существуют два колокола после реституции конгрегации, предоставленной ее пресвитерией, сосланной в Любеке другим конгрегациям на севере Германии. Осанна с 1632 года находится в церкви Св. Андрея в Хильдесхайме, а Доминикалис с 1719 года можно найти под именем Осанна в церкви Святой Марии в Любеке, оба в Германии. Доминикалис используется прихожанами лютеранской церкви Святой Марии, а парамент-сокровище выставлено на всеобщее обозрение.

Постепенно Гданьск был заселен поляками, а польские власти передали костел Святой Марии католической епархии. Большинство произведений искусства из интерьеров уцелели, их эвакуировали на хранение в деревни недалеко от города. Многие из них вернулись в церковь, но некоторые выставлены в различных музеях Польши. Епархия добивалась их возвращения.

Реконструкция началась вскоре после войны в 1946 году. Крыша была восстановлена ​​в августе 1947 года с использованием железобетона. После завершения основной реконструкции церковь была повторно освящена 17 ноября 1955 года. Реставрация и обновление интерьера продолжаются.

20 ноября 1965 года буллы, папа Павел VI возвел церковь достоинства базилики. 2 февраля Конгрегация епископов учредила Базилику Мариацку в качестве Гданьского Собора в тогда еще неметрополитической католической епархии Гданьска. С 1925 года Оливский собор является кафедральным собором епархии (преобразован в архиепископию в 1992 году).

Похороны убитого мэра Гданьска Павла Адамовича состоялись в базилике 19 января 2019 года.

В 2020 году готический алтарь Pietas Domini 15-го века, который был украден Германией во время Второй мировой войны, был восстановлен в церкви из Берлина.

Архитектура
Южный вид в 2014 году до дополнительных реставрационных работ на фасаде

Внешний вид

Церковь Святой Марии представляет собой трехнефный зал с трехнефным трансептом. И трансепт, и главный неф имеют одинаковую ширину и высоту. Некоторые неровности в форме северного рукава трансепта являются остатками предыдущей церкви, расположенной на том же месте. В целом здание представляет собой образец позднеготической архитектуры.

Своды является настоящим произведением искусства. Большая его часть была восстановлена ​​после Второй мировой войны. Главный неф, трансепт и пресвитерий покрыты сетчатыми сводами, а проходы - хрустальными сводами.

Снаружи нефа преобладают простые кирпичные стены и высокие и узкие арочные окна. Такое строительство стало возможным за счет установки каркасов и контрфорсов внутри церкви и возведения между ними часовен. Подобные конструкции использовались в соборе Альби (1287–1487, Южная Франция ) и Мюнхенской церкви Фрауэнкирхе (1468–1494). Фронтоны разделены набором кирпичных башен. Все углы подчеркнуты башенками, увенчанными металлическими головными уборами (реконструированы после 1970 г.). Подобные башни можно найти на ратуше Любека, а также в двух больших церквях Лейдена и на Риддерзаале в Гааге.

Центрально-южный портал

Стабилизирован прочными контрфорсами.

В церкви семь порталов, один на западе под шпилем, один на восточном фасаде хора, два на северной и три на южной стороне, шесть из них (все, кроме западного) выложены песчаниковой кладкой.

Интерьер

Главный алтарь, с северного прохода

Внутри церковь украшена несколькими шедеврами готики, ренессанса и барокко. Самый известный из них, «Страшный суд » фламандского художника Ганса Мемлинга, в настоящее время хранится в Национальном музее Гданьска. Другие произведения искусства были переданы в Национальный музей в Варшаве в 1945 году. Только в 1990-х годах некоторые из них были возвращены в церковь. Наиболее заметными элементами внутреннего убранства являются:

Колокольчики

В церкви Святой Марии есть два колокола. Оба они были отлиты в 1970 году на литейном заводе Felczyński в Перемышле. Более крупный, называется Gratia Dei, весит 7850 кг (17 310 фунтов) и звучит в номинальном фа-диез. Колокол меньшего размера - так называемая Ave Maria, весит 2600 кг (5700 фунтов) и звучит до-диез.

Смотрите также
Примечания и ссылки
внешние ссылки

Координаты : 54.3499 ° N 18.6533 ° E 54 ° 21′00 ″ с.ш. 18 ° 39′12 ″ в.д. /  / 54.3499; 18,6533

Последняя правка сделана 2023-03-31 08:51:39
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте