Церковь Святой Марии | |
---|---|
Bazylika Mariacka (на польском языке) | |
Религия | |
Принадлежность | Католик |
Округ | Старый город |
Провинция | Гданьская архиепископия |
Место нахождения | |
Место нахождения | Гданьск, Польша |
Архитектура | |
Архитектор (ы) | Генрих Унгерадин, Ганс Брандт, Генрих Хецль, Тильман Гамерски (Королевская часовня) |
Стиль | Кирпичная готика |
Завершенный | 1502 |
Шпиль (ы) | 1 колокольня, 5 меньших шпилей |
Церковь Святой Марии (польский: Bazylika Mariacka, немецкий: St. Marienkirche), или формально Базилика Вознесения Пресвятой Девы Марии, представляет собой кирпичный готический католический костел, расположенный в центре Гданьска, Польша. Имея объем от 185 000 м 3 до 190 000 м 3, в настоящее время он является одной из двух или трех крупнейших кирпичных церквей в мире. Только базилика Сан-Петронио в Болонье, занимающая 258 000 м 3, больше, Мюнхенская Фрауэнкирхе и Ульм-Минстер также составляют от 185 000 до 190 000 м 3.
Между 1536 и 1572 годами церковь Святой Марии использовалась одновременно для католических и лютеранских служб. С 16 века до 1945 года это была вторая по величине лютеранская церковь в мире.
Его длина составляет 105,5 метров (346 футов), а ширина нефа - 66 метров (217 футов). Внутри церкви есть зал на 25000 человек. Это церковь с проходом между рядами и трансептом. Это совместное собор в Римско - католической архиепархии Гданьска, наряду с собором Оливы.
По преданию, еще в 1243 году на этом месте существовала деревянная Успенская церковь, построенная герцогом Свентопельком II.
Интерьер Святой Марии, 1635, по Bartholomäus Milwitz, также изображающая Страшный Суд по Ганса МемлингаПервый камень в фундамент нового кирпичного храма был заложен 25 марта 1343 г., в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. Сначала была построена шестипролетная базилика с невысокой башней, возведенная с 1343 по 1360 год. От этого здания сохранились части колонн и нижние ярусы башни.
В 1379 году данцигский архитектор Генрих Унгерадин и его команда начали строительство нынешней церкви. Их здание демонстрирует некоторые отличия от церкви Святой Марии в Любеке, которую иногда называют матерью всех кирпичных готических церквей, посвященных Святой Марии в ганзейских городах на Балтике, и имеет некоторые общие детали с готическими кирпичными церквями во Фландрии и Нидерландах.. К 1447 году восточная часть церкви была закончена, а в 1452–1466 годах башня была поднята на два этажа.
С 1485 года работы продолжил Ханс Брандт, который руководил возведением ядра главного нефа. После 1496 года постройка была окончательно завершена под руководством Генриха Хецля, который руководил постройкой свода.
В ходе Реформации большинство жителей Данцига приняли лютеранство, в том числе прихожане церкви Святой Марии. После короткой волны бурных религиозных столкновений в 1525 и 1526 годах, когда был свергнут предыдущий городской совет, новые власти выступили за плавный переход к лютеранской религиозной практике. В 1529 году первая лютеранская проповедь была прочитана в церкви Святой Марии. С 1536 года - в сотрудничестве с католическими чиновниками Влоцлавека - лютеранский священнослужитель постоянно работал в церкви Святой Марии и проводились как лютеранские службы, так и католические мессы. Затем лютеранская община начала регистрировать личные данные, и самый старый из сохранившихся регистров - это записи о захоронениях, начиная с 1537 года.
Орган внутри церквиВ июле 1557 года король Польши Сигизмунд II Август предоставил Данцигу религиозную привилегию праздновать причастие с хлебом и вином. После этого городской совет прекратил католические мессы во всех церквях Данцига, кроме церкви Святой Марии, где католические мессы продолжались до 1572 года. В рамках плавного перехода лютеранские пасторы и службы сначала также продолжали католические традиции, в том числе использовали драгоценные литургические одежды, такие как ризы. Однако католические традиции в церкви Святой Марии постепенно были оставлены. Лютеранская община Данцига, как и другие в Северной Европе, хранила старые литургические одежды, некоторые из которых уцелели.
Описи церкви Святой Марии отражают использование аксессуаров в католическом стиле в ранних лютеранских службах Данцига. В инвентаре 1552 года до сих пор упоминается большой запас одежды и вышивки. Прихожане церкви Святой Марии сформировали лютеранскую общину, которая - как часть системы лютеранской церкви - приняла церковный порядок. Более сложный церковный порядок (конституция) последовал в 1612 году, Alte kirchenordnung. Первым старшим пастором ( Эрстер Пфаррер, примариус пастора) лютеранской государственной церкви Данцига был Иоганнес Киттелиус, пастор церкви Святой Марии между 1566 и 1590 годами. Церковь официально называлась Высшей приходской церковью Святой Марии (Oberpfarrkirche St. Marien), что указывает на его видное положение в городе.
Из - за анти-Батори восстания, в 1577 году польский король Стефан Баторий ввел Осада Данцига (1577). Защита своего политического положения вынудила город нанять наемников, которые стоили так дорого, что городской совет конфисковал золото и серебро у жителей, а также из сокровищниц города и его лютеранской государственной церкви. Большая часть золотой и серебряной посуды церкви Святой Марии была переплавлена и отчеканена для оплаты наемников. В инвентаре 1552 года все еще было зарегистрировано не менее 78 серебряных позолоченных чаш, 43 алтарных распятия, 24 больших серебряных фигуры святых и тому подобное. После 1577 года большая часть его исчезла. Восстание Данциг закончилось в декабре 1577 года с компромиссом форсированием города заплатить король сумму 200000 польских гульденов. Но польский монарх также признал религиозную свободу Данцига и лютеранскую веру. В качестве компромисса юрисдикция над лютеранами Данцига в отношении супружеских и сексуальных вопросов осталась за католическими чиновниками Влоцлавека.
В 1594 году польский королевский суд попытался восстановить католические службы в соборе Святой Марии, но городской совет отклонил этот подход. Но в качестве компромисса, поскольку католические короли Польши были номинальными главами города со времен Второго Торнового мира (1466 г.), Совет санкционировал строительство католической королевской часовни в стиле барокко. Он был построен Тильманом ван Гамереном (Гамерски) и завершен в 1681 году недалеко от церкви Святой Марии для католической службы короля, когда он посетил Данциг. С пастором Святой Марии Константином Шютцем (1646–1712) умеренное пиетистское богословие заменило ранее господствовавшую лютеранскую ортодоксию.
Церковь Святой Марии около 1900 года, вид с тогдашней улицы Йопенгассе (ныне улица Пива). Церковь Святой Марии около 1900 года, вид с тогдашней Фрауэнгассе (ныне улица Мариацкая).В ходе разделов Польши город потерял свою автономию в 1793 году, вернув ее на короткий период (1807–1814) в качестве наполеоновского государства-клиента, прежде чем он стал частью Прусского королевства в 1815 году. Прусское правительство объединило Св. Марии и вся лютеранская государственная церковь во все прусское управление лютеранской церковью. В 1816 году была создана Данцигская Консистория, взявшая на себя задачи и некоторых членов Данцигского духовного служения. Тогдашний старший и главный пастор Данцига церкви Святой Марии (1801–1827) Карл Фридрих Теодор Бертлинг стал членом консисториального совета в церковном органе. В 1817 году правительство ввело в союз с реформированных и лютеранских общин в пределах всего королевства. Сначала намереваясь убедить все эти общины принять единую протестантскую конфессию, подавляющее лютеранское большинство настаивало на сохранении Аугсбургского вероисповедания, поэтому церковь Св. Марии осталась лютеранской церковью и конгрегацией, но в 1821 году присоединилась к новому зонтику Евангелической церкви в Пруссии. региональная церковь протестантская тело объединенной администрации, но не общее признание, содержащее в основном лютеране, но и некоторые реформатской и объединяет протестантские общины.
В 1820 году во время пастырства Бертлинга были открыты давно забытые сундуки и шкафы в ризнице, а также были обнаружены первые средневековые одежды и литургические украшения. В 1830-х годах были обнаружены более исторические предметы одежды. В то время община не осознавала богатства и редкости этих находок. Поэтому, когда капеллан Франц Иоганн Йозеф Бок, историк искусства и куратор Кельнского архиепископского музея, сделал обзор открытий, он приобрел у общины ряд лучших произведений искусства. Бок показал их на выставке в 1853 году. После его смерти некоторые предметы из Данцига из его личной коллекции были проданы лондонскому музею Виктории и Альберта. Эти, а также более поздние продажи частным коллекционерам включали ткани и облачения из тканей древней Месопотамии и Древнего Египта, полученные во время крестовых походов ; а также изделия эпохи Возрождения из Венеции, Флоренции и Лукки (всего более 1000 наименований).
В 1861-64 Sexton имени Hinz систематически искали сундуки, шкафы и другие хранилища в камерах и помещениях, а также в башне, и нашел еще много исторических богослужебные одежды. В 1870-х и 1880-х годах конгрегация продала Берлинскому музею декоративного искусства более 200 неполных предметов, а также целые алтарные ткани и вышивки. Остальные предметы коллекции одежды, так называемые Danziger Paramentenschatz (Danzig Parament Treasure), в основном относятся к 150 годам между 1350 и 1500 годами.
Прихожане также продаются другие артефактами, такие как крылатый триптих по Яну Ван Уэвера, приобретенный эрцгерцог Максимилиан, который сейчас хранятся в церкви Тевтонского ордена в Вене, и скульптура Мадонны с младенцем по Michael Аугсбурга от главного алтаря, продана графу Альфонсу Сераковскому, сейчас находится в часовне в Ваплево-Вельке. Кроме того, прусские власти переплавляли золотые и серебряные реликварии для повторного использования.
До Великой Отечественной войны интерьер и внешний вид церкви хорошо сохранились. Между 1920 и 1940 годами церковь Святой Марии стала главной церковью протестантской региональной синодальной федерации Вольного города Данциг. В это время пресвитерия (правление конгрегации) осознала ценность своей коллекции параментов и инициировала ее каталогизацию. Во время ремонта в 1920-х годах было обнаружено еще больше старинных одежд и алтарных полотен. С 1930 по 1933 год Вальтер Манновски, тогдашний директор Городского музея (ныне расположенный в Национальном музее в Гданьске ), представил подробную четырехтомную инвентаризацию Paramentenschatz. Затем он был представлен в часовне Святой Варвары Святой Марии. В 1936 году Paramentenschatz был перемещен в недавно оборудованное помещение в Городском музее с контролируемым климатом, поскольку в часовне Барбары было слишком сыро. Paramentenschatz оставался собственностью общины, представленные на кредит в музее города ( Stadtmuseum).
Церковь Святой Марии на немецком нацистском пропагандистском плакате; надпись гласит: «Данциг немецкий» (лето 1939 г.).Начиная с третьего военного года 1942 года, основные объекты культурного наследия Данцига были разобраны и демонтированы по согласованию с хранителем культурного наследия ( Консерватором). Пресвитерия церкви Святой Марии согласилась вывезти такие предметы, как архивные файлы и произведения искусства, такие как алтари, картины, эпитафии, передвижную мебель, за пределы города. Между тем, в церквях Данцига, как и повсюду в Германии, и в оккупированных немцами районах церковные колокола были реквизированы в качестве цветных металлов для военного производства. Колокола были классифицированы по исторической и / или художественной ценности, и те, которые были отнесены к категории наименее ценных и отлитые после 1860 года, и особенно те, которые были реквизированы в оккупированных районах, были переплавлены первыми.
Церковь была серьезно повреждена в конце Второй мировой войны, во время штурма города Данциг Красной Армией в марте 1945 года. Деревянная крыша сгорела полностью, и большая часть потолка обвалилась. Четырнадцать больших сводов обрушились. Окна были выбиты. Местами жара была настолько сильной, что некоторые кирпичи плавились, особенно в верхних частях башни, служившей гигантской дымовой трубой. Все оставшиеся колокола рухнули, когда их клетки с колокольчиками рухнули в огне. Пол церкви, на которой лежали бесценные надгробные плиты, был разорван на части, предположительно советскими солдатами, пытавшимися разграбить захороненные под ним трупы.
К концу Второй мировой войны многие немецкие прихожане церкви Святой Марии бежали на запад, а также кладбище было эвакуировано на запад. В марте 1945 года Польша начала изгнание оставшихся этнических немцев в городе еще до того, как изменения границ, провозглашенные на Потсдамской конференции, передали город Польше. Большинство выживших прихожан Святой Марии оказались в британской зоне оккупации на севере Германии. Любек стал центром для ссыльных немцев. Все имущество лютеранской общины Святой Марии в Данциге (ныне Гданьск) было конфисковано, а его кладбище разграблено. Однако два нерасплавленных колокола Святой Марии, датируемые 1632 и 1719 годами, позже были обнаружены на так называемом гамбургском кладбище колоколов (Glockenfriedhof). Из довоенных курантов до сих пор существуют два колокола после реституции конгрегации, предоставленной ее пресвитерией, сосланной в Любеке другим конгрегациям на севере Германии. Осанна с 1632 года находится в церкви Св. Андрея в Хильдесхайме, а Доминикалис с 1719 года можно найти под именем Осанна в церкви Святой Марии в Любеке, оба в Германии. Доминикалис используется прихожанами лютеранской церкви Святой Марии, а парамент-сокровище выставлено на всеобщее обозрение.
Постепенно Гданьск был заселен поляками, а польские власти передали костел Святой Марии католической епархии. Большинство произведений искусства из интерьеров уцелели, их эвакуировали на хранение в деревни недалеко от города. Многие из них вернулись в церковь, но некоторые выставлены в различных музеях Польши. Епархия добивалась их возвращения.
Реконструкция началась вскоре после войны в 1946 году. Крыша была восстановлена в августе 1947 года с использованием железобетона. После завершения основной реконструкции церковь была повторно освящена 17 ноября 1955 года. Реставрация и обновление интерьера продолжаются.
20 ноября 1965 года буллы, папа Павел VI возвел церковь достоинства базилики. 2 февраля Конгрегация епископов учредила Базилику Мариацку в качестве Гданьского Собора в тогда еще неметрополитической католической епархии Гданьска. С 1925 года Оливский собор является кафедральным собором епархии (преобразован в архиепископию в 1992 году).
Похороны убитого мэра Гданьска Павла Адамовича состоялись в базилике 19 января 2019 года.
В 2020 году готический алтарь Pietas Domini 15-го века, который был украден Германией во время Второй мировой войны, был восстановлен в церкви из Берлина.
Церковь Святой Марии представляет собой трехнефный зал с трехнефным трансептом. И трансепт, и главный неф имеют одинаковую ширину и высоту. Некоторые неровности в форме северного рукава трансепта являются остатками предыдущей церкви, расположенной на том же месте. В целом здание представляет собой образец позднеготической архитектуры.
Своды является настоящим произведением искусства. Большая его часть была восстановлена после Второй мировой войны. Главный неф, трансепт и пресвитерий покрыты сетчатыми сводами, а проходы - хрустальными сводами.
Снаружи нефа преобладают простые кирпичные стены и высокие и узкие арочные окна. Такое строительство стало возможным за счет установки каркасов и контрфорсов внутри церкви и возведения между ними часовен. Подобные конструкции использовались в соборе Альби (1287–1487, Южная Франция ) и Мюнхенской церкви Фрауэнкирхе (1468–1494). Фронтоны разделены набором кирпичных башен. Все углы подчеркнуты башенками, увенчанными металлическими головными уборами (реконструированы после 1970 г.). Подобные башни можно найти на ратуше Любека, а также в двух больших церквях Лейдена и на Риддерзаале в Гааге.
Центрально-южный порталСтабилизирован прочными контрфорсами.
В церкви семь порталов, один на западе под шпилем, один на восточном фасаде хора, два на северной и три на южной стороне, шесть из них (все, кроме западного) выложены песчаниковой кладкой.
Внутри церковь украшена несколькими шедеврами готики, ренессанса и барокко. Самый известный из них, «Страшный суд » фламандского художника Ганса Мемлинга, в настоящее время хранится в Национальном музее Гданьска. Другие произведения искусства были переданы в Национальный музей в Варшаве в 1945 году. Только в 1990-х годах некоторые из них были возвращены в церковь. Наиболее заметными элементами внутреннего убранства являются:
В церкви Святой Марии есть два колокола. Оба они были отлиты в 1970 году на литейном заводе Felczyński в Перемышле. Более крупный, называется Gratia Dei, весит 7850 кг (17 310 фунтов) и звучит в номинальном фа-диез. Колокол меньшего размера - так называемая Ave Maria, весит 2600 кг (5700 фунтов) и звучит до-диез.
Координаты : 54.3499 ° N 18.6533 ° E 54 ° 21′00 ″ с.ш. 18 ° 39′12 ″ в.д. / / 54.3499; 18,6533