Архикафедральный собор Святого Иоанна | |
---|---|
Расположение | Варшава |
Страна | Польша |
Номинал | Римский католик |
История | |
Основан | 1390 ( 1390) |
Архитектура | |
Стиль | Кирпичная готика |
Архикафедральный собор Св. Иоанна ( польский : Archikatedra św. Jana w Warszawie) - это римско-католическая церковь в районе Старого города в Варшаве, Польша. Кирпич готическая структура стоит на Swietojanska улице [ пл ], примыкающей к иезуитской церкви. Собор Святого Иоанна - один из трех главных соборов города, но это единственный храм, который также имеет титул архикафедрального собора. Это мать церковь в архиепархии Варшаве и один из национальных пантеонов Польши. Наряду со старым городом церковь внесена ЮНЕСКО в список Всемирного наследия.
Первоначально построенный в 14 веке в стиле мазовецкой готики, собор служил местом коронации и захоронения многочисленных князей Мазовецких.
Архикафедральный собор был соединен с Королевским замком (Zamek Królewski w Warszawie) возвышенным коридором длиной 80 метров, который был построен королевой Анной Ягеллонкой в конце 16 века и расширен в 1620-х годах после неудачной попытки Михала Пекарского убить короля в 1620 году. Польши Сигизмунд III перед собором.
После постановления Конституции от 3 мая 1791 года в конце заседания в Королевском замке король Станислав Август Понятовский отправился в собор Святого Иоанна, чтобы повторить клятву Конституции перед алтарем, в лицо. Бога. Также маршалов Великого Сейма несли в Архикафедральный собор на плечах восторженных депутатов Сейма.
Церковь несколько раз перестраивалась, особенно в 19 веке, она сохранялась до Второй мировой войны как образец английского готического возрождения.
В 1944 г., во время Варшавского восстания (август – октябрь 1944 г.), собор был местом борьбы повстанцев с наступающей немецкой армией. Немцам удалось ввести в собор танк со взрывчаткой, огромный взрыв разрушил большую часть здания. После краха Восстания немецкая Vernichtungskommando (Отряд разрушения) просверлила в стенах отверстия для взрывчатки и взорвала собор, разрушив 90% его стен.
После войны собор перестроили. Внешняя реконструкция основана на предполагаемом внешнем виде церкви 14 века (согласно иллюстрации Хогенберга начала 17 века и рисунку Авраама Бута 1627 года), а не на ее довоенном облике.
Обильный интерьер в стиле раннего барокко начала 17 века и великолепная картина на главном алтаре кисти Пальмы иль Джоване, изображающая Богородицу с младенцем, Иоанном Крестителем и святым Станиславом, были разрушены немецкой бомбардировкой церкви 17 августа. 1944 год. Остатки церкви были взорваны немцами в ноябре 1944 года. Одна стена, которой каким-то образом удалось уцелеть, - это все, что осталось от постройки шестисотлетней давности. Это разрушение польского национального памятника было частью запланированного разрушения Варшавы, которое официально началось после краха Варшавского восстания.
Картина Богородица с младенцем была создана в 1618 году для короля Сигизмунда III Вазы специально для размещения на центральном алтаре собора Святого Иоанна. Как шедевр, он был конфискован по приказу Наполеона и перевезен в Париж. Он был возвращен властями Варшавы в 1820-х годах после Венского конгресса. Он пережил множество войн и бомбардировки Варшавы с тех пор, как был расписан, но не пережил Вторую мировую войну. Среди скульптур, утраченных в результате немецкой бомбардировки, следует упомянуть мраморный бюст Мальборкского воеводы Яна Францишека Белинского (умер в 1685 г.) из мрамора, вырезанный Жаном-Жозефом Винашем.
Дизайн внутренней перестройки значительно отличался от довоенного собора, возвращая его во времени в его грубый готический вид, потому что от первоначального убранства собора сохранилось очень мало. Собор представляет собой трехнефное здание, два придела которого равны высоте главного нефа. Справа от фасада расположена колокольня, под ней проезд на улицу Дзекания. Здесь есть кафедра 1959 года, спроектированная Юзефом Тренаровски, и киоски, которые являются точной копией разрушенных барочных киосков, основанных королем Иоанном III Собеским. Кроме того, в соборе много часовен, надгробий и эпитафий. По левому проходу расположены многочисленные часовни. Они, в свою очередь, от главного алтаря:
Картина, которая когда-то принадлежала польским королям Яну II Казимиру Васе, Михаилу Корибуту Вишневецкому и Яну III Собескому, использовалась во время сражений.
В склепах под главным проходом хранятся останки известных людей, в том числе:
Варшава, конец 16 века, автор Франс Хогенберг.
Собор Святого Иоанна (слева) и церковь иезуитов, 1627 год.
Собор с Собеской башней высотой более 80 метров. Вид начала XVIII века.
Собор 1865 г.
Алтарь и пресвитерия в 1899 году
Довоенное фото собора с характерным англо-готическим фасадом.
Лежащее изображение герцога Мазовецкого Януша III работы Бернардино Заноби де Джанотиса, 1528-30.
Лежащее изображение герцога Станислава I Мазовецкого. По заказу принцессы Анны Мазовецкой в 1526 году.
Рококо Часовня Непорочного Зачатия с чучелом Девы Марии.
Памятник Станиславу Малаховскому, сделанный в Риме Франсуа Лабурёром по проекту Торвальдсена.
Координаты : 52 ° 14′56 ″ с.ш. 21 ° 00′49 ″ в.д. / 52,24889 ° с. Ш. 21,01361 ° в. / 52.24889; 21,01361