Стефан Граппелли

редактировать
Стефан Граппелли
Граппелли в 1976 году, Аллан Уоррен Граппелли в 1976 году, Аллан Уоррен
Исходная информация
Имя при рождении Стефано Граппелли
Родился ( 1908-01-26)26 января 1908 г., Париж, Франция.
Умер 1 декабря 1997 г. (1997-12-01)(89 лет) Париж, Франция
Жанры Свинг, континентальный джаз, цыганский джаз
Род занятий Музыкант
Инструменты Скрипка, фортепиано, саксофон, аккордеон
Связанные действия Джанго Рейнхардт, Quintette du Hot Club de France, Иегуди Менухин, Оскар Петерсон, Дэвид Грисман

Граппелли ( французское произношение: [Штефана ɡʁapɛli] ; 26 января 1908 - 1 декабря 1997 года, родился Стефано Grappelli) был франко-итальянский джазовый скрипач. Он наиболее известен как основатель Quintette du Hot Club de France с гитаристом Джанго Рейнхардтом в 1934 году. Это был один из первых полнострунных джазовых коллективов. Его называли «дедушкой джазовых скрипачей», и он продолжал давать концерты по всему миру вплоть до восьмидесятилетнего возраста.

В течение первых трех десятилетий своей карьеры ему выставляли счет за использование галлизированного написания своей фамилии, Граппелли, которое в 1969 году вернулось к Граппелли. Последнее, итальянское написание сейчас используется почти повсеместно при обращении к скрипачу, включая переиздания его ранних работ. Работа.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Биография
    • 1.1 Ранние годы
    • 1.2 Послевоенный
  • 2 Личная жизнь и наследие
  • 3 Дискография
    • 3.1 Альбомы
    • 3.2 Сотрудничество
    • 3.3 Оценка фильмов
  • 4 ссылки
    • 4.1 Библиография
  • 5 Дальнейшее чтение
  • 6 Внешние ссылки

биография

Ранние годы

Граппелли родился в Hôpital Lariboisière в Париже, Франция, и получил имя Стефано. Его отец, итальянский маркиз Эрнесто Граппелли, родился в Алатри, Лацио, а его французская мать, Анна Эмили Ханок, была из Сен-Омера. Эрнесто был ученым, который преподавал итальянский язык, продавал переводы и писал статьи для местных журналов. Мать Граппелли умерла, когда ему было пять лет, оставив отца заботиться о нем. Хотя он проживал во Франции, когда началась Первая мировая война, Эрнесто все еще был гражданином Италии, и поэтому в 1914 году был призван в итальянскую армию.

Написав об американской танцовщице Айседоре Дункан, которая жила в Париже, Эрнесто обратился к ней с просьбой позаботиться о его сыне. Стефан был зачислен в танцевальную школу Дункана в возрасте шести лет, и он полюбил музыку французских импрессионистов. С наступлением войны Дункан как гражданин США бежал из страны; она передала свой замок под военный госпиталь. Впоследствии Эрнесто отправил своего сына в католический приют. Граппелли сказал об этом времени:

Я смотрю на это как на отвратительное воспоминание... Предполагалось, что это место находится под присмотром правительства, но правительство посмотрело в другом месте. Мы спали на полу и часто оставались без еды. Было много раз, когда мне приходилось бороться за корочку хлеба

Граппелли сравнил свою молодость с романом Диккенса и сказал, что однажды он пытался есть мух, чтобы утолить голод. Он оставался в приюте, пока его отец не вернулся с войны в 1918 году, поселив их в квартире в Барбесе. Испытывая тошноту из-за своего опыта с итальянскими военными, Эрнесто отвел Стефана в мэрию, вытащил двух свидетелей с улицы и 28 июля 1919 года натурализовал своего сына как гражданина Франции. Его имя «Стефано» было галлизовано на «Стефан». Граппелли начал играть на скрипке в возрасте 12 лет на скрипке размером в три четверти, которую его отец купил, заложив костюм. Хотя Стефан получал уроки игры на скрипке, он предпочитал изучать инструмент самостоятельно:

Мои первые уроки были на улице, я смотрел, как играют другие скрипачи... Первый скрипач, которого я увидел, играл, был на станции метро Barbès, укрытой под надземными путями метро. Когда я спросил, как играть, он разразился смехом. Я ушел, совершенно униженный со скрипкой под мышкой.

После непродолжительного периода самостоятельного обучения Граппелли был зачислен в Парижскую консерваторию 31 декабря 1920 года, что, как надеялся его отец, дало ему возможность изучить теорию музыки, уха и сольфеджио. В 1923 году Граппелли окончил университет с медалью второй степени. Примерно в это же время его отец женился на женщине по имени Анна Фукс и переехал в Страсбург. Граппелли остался в Париже, потому что не любил Фукса.

В 15 лет Граппелли начал заниматься бизнесом на полную ставку, чтобы прокормить себя. Его игра привлекла внимание пожилого скрипача, который пригласил его аккомпанировать немым фильмам в оркестре ямы в Театре Гомон. Он играл там по шесть часов в день в течение двух лет. Во время оркестровых перерывов он посещал пивной ресторан Le Boudon, где слушал песни из американского прото-музыкального автомата. Здесь его познакомили с джазом. В 1928 году Граппелли был членом оркестра в отеле «Амбассадор», в то время как руководитель оркестра Пол Уайтмен и джазовый скрипач Джо Венути выступали там. Джазовые скрипачи были редкостью, и хотя Венути играл в основном коммерческие джазовые темы и редко импровизировал, Граппелли был поражен его поклоном, когда он играл " Дину ". В результате Граппелли начал развивать скрипичный стиль под влиянием джаза.

Граппелли жил с Мишелем Варлопом, классическим скрипачом. Варлоп восхищался вдохновленной джазом игрой Граппелли, в то время как Граппелли завидовал доходам Варлопа. После экспериментов с фортепиано Граппелли перестал играть на скрипке, предпочтя простоту, новое звучание и платное исполнение, а не знакомство. Он начал играть на пианино в большом оркестре под руководством музыканта по имени Грегор. В 1929 году, после ночной пьянки, Грегор узнал, что Граппелли раньше играл на скрипке. Грегор позаимствовал скрипку и попросил Граппелли импровизировать над «Диной». Обрадованный услышанным, Грегор призвал Граппелли вернуться к игре на скрипке.

В 1930 году Грегор столкнулся с финансовыми проблемами. Он попал в автомобильную аварию, в результате которой несколько человек погибли, и бежал в Южную Америку, чтобы избежать ареста. Группа Грегора воссоединилась как джазовый ансамбль под руководством пианиста Алена Романса и саксофониста Андре Экьяна. Играя с этим оркестром, Граппелли познакомился с цыганским джазовым гитаристом Джанго Рейнхардтом в 1931 году. В поисках скрипача, интересующегося джазом, он пригласил Граппелли поиграть с ним в его караване. Хотя в тот день они играли часами, их обязательства перед группами помешали им продолжить совместную карьеру.

В 1934 году они снова встретились в Claridge's в Лондоне, Англия, и начали музыкальное сотрудничество. Пьер Нурри, секретарь Hot Club de France, пригласил Рейнхардта и Граппелли сформировать Quintette du Hot Club de France с Луи Волой на басу и Джозефом Рейнхардтом и Роджером Шапутом на гитаре.

Также в районе Монмартра находился художественный салон R-26, в котором Граппелли и Рейнхардт регулярно выступали.

Quintette du Hot Club de France был распущен в 1939 году с началом Второй мировой войны ; Граппелли был в то время в Лондоне и оставался там на время войны. В 1940 году джазовый пианист Джордж Ширинг дебютировал в качестве сайдмена в оркестре Граппелли.

Послевоенный

Стефан Граппелли в Лондоне

Когда война закончилась, Рейнхард приехал в Англию, чтобы встретиться с Граппелли. Они записали несколько названий в Лондоне с "English Quintette" в январе и феврале 1946 года для EMI и Decca, используя ритм-секцию, состоящую из английских гитаристов Джека Ллевелина и Алана Ходжкисса вместе с ямайским джазовым басистом Колриджем Гудом. Граппелли решил остаться в Англии, в то время как Рейнхардт вернулся в Париж, прежде чем предпринять лишь умеренно успешный визит в Америку, где он выступил в новом стиле, используя усиленную гитару Archtop с оркестром Дюка Эллингтона. По возвращении Рейнхардта он и Граппелли периодически воссоединялись для концертов, когда последний посещал Париж; однако довоенный квинтет так и не был воссоздан. Пара также ненадолго совершила поездку по Италии, где их поддержала итальянская ритм-секция, состоящая из фортепиано, баса и ударных; тур был задокументирован, около 50 треков были записаны для итальянской радиостанции, примерно половину из которых можно услышать на альбоме Djangology (выпущенном в 2005 году). Это должен был быть последний набор записей с участием пары, когда Рейнхардт перешел на более бибоп / современный джаз и начал играть с молодыми французскими музыкантами до своей ранней смерти в 1953 году, когда ему было всего 43 года.

В течение 1950-х Граппелли время от времени посещал звукозаписывающую студию, но возможности для свинг-скрипача его поколения становились ограниченными; Несмотря на попытки модернизировать свой стиль, Граппелли никогда особо не интересовался стилем бибоп, который тогда был модным в мире джаза. Он ненадолго снялся в фильме Пола Павио « Джанго Рейнхардт » 1957 года, в котором он играет «Минор Свинг» вместе с Джозефом Рейнхардтом, Анри Кролла и другими. В 1960-е годы Граппелли регулярно появлялся в программе BBC Light, Французском общественном радио и на пиратской станции Radio Luxembourg. В 1967 году он вернулся в Париж, чтобы регулярно заниматься музыкой для посетителей ресторана "Le Toit de Paris" в отеле Paris Hilton. Эту должность он занимал до 1972 года, поскольку он обеспечивал регулярную работу и проживание в отеле.. Играл в стандартном формате «лаунж-джаз» в сопровождении пианиста и барабанщика. Граппелли зарабатывал себе на жизнь, но к настоящему времени почти не повлиял на мир джаза.

В 1971 году британский ведущий ток-шоу Майкл Паркинсон, давний поклонник джаза, придумал идею включить Граппелли в свое шоу, где к нему присоединится классический скрипач Иегуди Менухин, и два музыканта выступят дуэтом. Хотя Менухин не имел джазового образования и имел отчетливо классический стиль игры, результат очень понравился британской публике. Между 1972 и 1976 годами пара записала три совместных альбома, в которых Менухин играл партии, написанные Граппелли, в то время как последний импровизировал в стиле классического джаза. Во время их выступления на шоу Паркинсона Менухин играл на своем знаменитом Страдивари 1714 года, а Граппелли показал, что его инструмент был сделан Гоффредо Каппа в 1695 году.

В 1973 году британскому гитаристу Дизу Дисли пришла в голову идея отвлечь Граппелли от его «лаундж-джазового» формата с пианистами, чтобы они снова сыграли с аккомпанементом акустической гитары и контрабаса, воссоздав версию звука «Hot Club»., но теперь с Граппелли в качестве единоличного лидера. Сомнения Граппелли по поводу возвращения к этому формату были развеяны после восторженного приема группы «нового» (старого) формата на Кембриджском фольклорном фестивале того года, после чего он отдал предпочтение гитарному трио (с контрабасом) за серию все более успешных концертные туры по всему миру. Эти туры фактически займут остаток жизни Граппелли; однако вдали от гастролей он также отдавал предпочтение множеству других инструментальных комбинаций на записи. Среди других гитаристов британского "Diz Disley Trio", которые на протяжении многих лет его инструментально поддерживали, были Денни Райт, Айк Айзекс, ирландский гитарист Луи Стюарт, Джон Этеридж и Мартин Тейлор, в то время как контрабас часто исполнял голландец Джек Сьюинг; в свои более поздние годы Граппелли также использовал парижское трио, в которое входили гитарист Марк Фоссет и басист Патрис Карратини.

В апреле 1973 года Граппелли с большим успехом выступал в течение недели в «Jazz Power» в Милане в сопровождении таких известных итальянских джазовых музыкантов, как гитарист Франко Черри, басист / аранжировщик Пино Прести и барабанщик Туллио Де Пископо.

Граппелли сыграл на сотнях записей, в том числе с Дьюком Эллингтоном, джазовыми пианистами Оскаром Петерсоном, Мишелем Петруччиани и Клодом Боллингом, джазовыми скрипачами Свендом Асмюссеном, Жан-Люком Понти и Стаффом Смитом, индийским классическим скрипачом Л. Субраманиамом, вибрафонистом Гэри Бертоном, поп-музыкой. певец Пол Саймон, мандолист Дэвид Грисман, классический скрипач Иегуди Менухин, оркестровый дирижер Андре Превен, гитарист Баки Пиццарелли, гитарист Джо Пасс, виолончелист Йо Йо Ма, гитарист на гармонике и джазе Тутс Тилеманс, джазовый гитарист Анри Кролла, басист Джон Бёрр и скрипач Марк О'Коннор.

Граппелли записал соло для заглавной песни альбома Pink Floyd 1975 года Wish You Were Here. По словам Роджера Уотерса, это было почти не слышно, и поэтому скрипач не был указан, поскольку это было бы «немного оскорблением». Обновленную версию с полностью слышимым вкладом Граппелли можно найти в выпусках 2011 года Wish You Were Here.

Граппелли сыграл эпизодическую роль в фильме 1978 года « Король цыган» с мандолинистом Дэвидом Грисманом. Через три года они выступили с концертом. В 1980-х дал несколько концертов с британским виолончелистом Джулианом Ллойдом Уэббером. В 1997 году Граппелли получил премию « Грэмми» за заслуги перед жанром. Он является членом Зала славы даун- бит- джаза.

Граппелли продолжал гастролировать с большим успехом до последнего года своей жизни; В 1997 году, хотя его здоровье к тому времени было плохим, в марте он совершил поездку по Соединенному Королевству, а затем отыграл концерты в Австралии и Новой Зеландии, дав свое последнее публичное выступление в Крайстчерче, Новая Зеландия, прежде чем вернуться в Париж через Гонконг. Он сделал свою последнюю запись, четыре трека со скрипачом-классиком Ивао Фурусавой, а также гитаристом Марком Фоссетом и басистом Филиппом Виретом, в Париже в августе 1996 года (выпущен под названием As Time Goes By: Stéphane Grappelli и Iwao Furusawa).

Личная жизнь и наследие

Место последнего упокоения Граппелли в склепе 417 Дивизиона 87 ( Колумбарий ) на кладбище Пер-Лашез.

В мае 1935 года у Граппелли был короткий роман с Сильвией Каро, в результате которого родилась дочь по имени Эвелин. Сильвия осталась в Париже со своей дочерью на время Второй мировой войны. Отец и дочь воссоединились в 1946 году, когда Эвелин приехала в Лондон из Франции, чтобы остаться с Граппелли примерно на год. С 1952 по 1980 год он разделил большую часть своей жизни с подругой Жан Барклай, к которой он испытывал глубокую братскую привязанность. Однако Граппелли никогда не был женат, и широко считается, что он был геем; в 1981 году он встретил Джозефа Ольденхове, который будет его спутником до самой смерти.

Граппелли умер в Париже 1 декабря 1997 года от сердечной недостаточности после серии незначительных церебральных атак. Его похороны 5 декабря состоялись в Église Saint-Vincent-de-Paul в Париже, недалеко от входа в больницу Ларибуазьер, где он родился 89 лет назад. Его тело было кремировано, а прах захоронен на городском кладбище Пер-Лашез.

Он является героем документального фильма « Стефан Граппелли - Жизнь в эпоху джаза».

Дискография

Альбомы

Сотрудничество

Оценка фильмов

использованная литература

Библиография

дальнейшее чтение

  • Граппелли, Стефан; Жан-Марк Брами (2002). Только с моей скрипкой: воспоминания Стефана Граппелли. Нью-Йорк: Добро пожаловать, издатели дождя. ISBN   978-1-56649-151-8.
  • Смит, Джеффри (1987). Стефан Граппелли: биография. Лондон: М. Джозеф. ISBN   978-1-85145-012-1.

внешние ссылки

Последняя правка сделана 2023-03-21 11:05:54
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте