Шлиц (механический)

редактировать

Шлицы - это выступы или зубцы на приводном валу, которые входят в зацепление с канавками в сопрягаемой детали и передать ему крутящий момент, поддерживая угловое соответствие между ними.

Например, шестерня, установленная на валу, может использовать шлиц с наружной резьбой на валу, который соответствует шлицу с внутренней резьбой на шестерне. Шлицы на изображенном приводном валу совпадают с внутренними шлицами в центре диска муфты, в то время как гладкий конец оси опирается на направляющий подшипник в маховике. Альтернативой шлицам является шпоночная канавка и шпонка, хотя шлицы обеспечивают более длительный усталостный ресурс и могут выдерживать значительно больший крутящий момент для такого размера.

Содержание
  • 1 Типы
  • 2 Использование
  • 3 Производство
  • 4 См. Также
  • 5 Ссылки
  • 6 Дополнительная литература
Типы

Существует несколько типов шлицев:

Шпонка с параллельным шпонкой
, где стороны равномерно разнесенных канавок параллельны в обоих направлениях, радиальном и осевом.
Эвольвентный шлиц
, где стороны равномерно разнесенных канавок являются эвольвентными, как и эвольвентная шестерня, но не такой высокой. Кривые увеличивают прочность за счет уменьшения концентраций напряжений.
зубчатых шлицев
, где стороны равномерно разнесенных канавок обычно эвольвентны, но охватываемые зубья модифицированы с учетом несоосности.
Зубцы
, где стороны равномерно расположенных канавок образуют букву «V». Они используются на валах малого диаметра.
Винтовые шлицы
, где канавки с одинаковым расстоянием между ними образуют спираль вокруг вала. Стороны могут быть параллельными или эвольвентными. Это может либо минимизировать концентрацию напряжений для неподвижного соединения под высокой нагрузкой, либо обеспечить вращательное и линейное движение между частями.
Шлицевые шлицы
, в которых канавки внутренней и внешней частей выполнены в виде линейных дорожек, заполненных шарикоподшипники для обеспечения свободного линейного движения даже при высоком крутящем моменте. Чтобы обеспечить более длительный ход, внешний шлиц может включать каналы для рециркуляции шариков, таким образом, крутящий момент может передаваться от длинного вала при движении вверх или вниз по длине.
Использует

Приводные валы транспортных средств и коробки отбора мощности используют шлицы для передачи крутящего момента и вращения и позволяют изменять длину.

Сплайны используются в нескольких местах в велосипедах. Шлицевой интерфейс кривошипа к валу BB включает ISIS Drive, Truvativ GXP и Howitzer, Shimano Octalink и многие другие, большинство из которых являются собственностью. Некоторые шатуны имеют модульные крестовины, в которых крутящий момент передается через шлицы. Кассеты входят в зацепление с втулкой через шлиц, одна канавка которого шире других, чтобы обеспечить фиксированную ориентацию. Дисковый тормоз шлицевые монтажные интерфейсы, включая Centerlock от Shimano.

Авиационные двигатели могут иметь шлицы, на которых крепится воздушный винт. Может быть главный шлиц, который шире других, так что винт может двигаться только в одной ориентации, чтобы поддерживать динамический баланс. Такое расположение обычно встречается в более крупных двигателях, тогда как в двигателях меньшего размера вместо этого обычно используется набор резьбовых крепежных элементов.

Производство

Существует два дополнительных типа шлицев, внутренний и внешний. Внешние шлицы могут быть протяженными, профилированными (например, на станке для обработки зубчатых колес ), фрезерованными, зубчатыми, прокат, шлифованный или экструдированный. Доступно меньше способов изготовления внутренних шлицев из-за ограничений доступа. Методы включают перечисленные выше, за исключением фрезерования (без доступа). Часто при наличии внутренних шлицев шлицевая часть детали может не иметь сквозного отверстия, что исключает использование протяжки с вытяжкой / выталкиванием или метода экструзии. Кроме того, если деталь небольшая, может быть трудно установить фрезерный или шлифовальный инструмент в область, где обрабатываются шлицы.

Для предотвращения концентрации напряжений на концах шлицев скошены фаски (в отличие от крутого вертикального конца). Такие концентрации напряжений являются основной причиной выхода из строя плохо спроектированных шлицев.

См. Также
Ссылки
Дополнительная литература
Последняя правка сделана 2021-06-09 03:12:49
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте