Шлицы - это выступы или зубцы на приводном валу, которые входят в зацепление с канавками в сопрягаемой детали и передать ему крутящий момент, поддерживая угловое соответствие между ними.
Например, шестерня, установленная на валу, может использовать шлиц с наружной резьбой на валу, который соответствует шлицу с внутренней резьбой на шестерне. Шлицы на изображенном приводном валу совпадают с внутренними шлицами в центре диска муфты, в то время как гладкий конец оси опирается на направляющий подшипник в маховике. Альтернативой шлицам является шпоночная канавка и шпонка, хотя шлицы обеспечивают более длительный усталостный ресурс и могут выдерживать значительно больший крутящий момент для такого размера.
Существует несколько типов шлицев:
Деталь шлицевого соединения
Шлицевой на конец входного вала механической коробки передач
Диск сцепления со шлицевой ступицей для зацепления с входным валом, изображенным выше
Приводной вал со шлицем в центре и универсальными шарнирами на концах для передачи крутящего момента и вращения с учетом изменения длины
Шлицы на конце CV полуоси
Соответствующие шлицы велосипедной кассеты и втулки с ведущим шлицем, видимым вверху
Приводные валы транспортных средств и коробки отбора мощности используют шлицы для передачи крутящего момента и вращения и позволяют изменять длину.
Сплайны используются в нескольких местах в велосипедах. Шлицевой интерфейс кривошипа к валу BB включает ISIS Drive, Truvativ GXP и Howitzer, Shimano Octalink и многие другие, большинство из которых являются собственностью. Некоторые шатуны имеют модульные крестовины, в которых крутящий момент передается через шлицы. Кассеты входят в зацепление с втулкой через шлиц, одна канавка которого шире других, чтобы обеспечить фиксированную ориентацию. Дисковый тормоз шлицевые монтажные интерфейсы, включая Centerlock от Shimano.
Авиационные двигатели могут иметь шлицы, на которых крепится воздушный винт. Может быть главный шлиц, который шире других, так что винт может двигаться только в одной ориентации, чтобы поддерживать динамический баланс. Такое расположение обычно встречается в более крупных двигателях, тогда как в двигателях меньшего размера вместо этого обычно используется набор резьбовых крепежных элементов.
Существует два дополнительных типа шлицев, внутренний и внешний. Внешние шлицы могут быть протяженными, профилированными (например, на станке для обработки зубчатых колес ), фрезерованными, зубчатыми, прокат, шлифованный или экструдированный. Доступно меньше способов изготовления внутренних шлицев из-за ограничений доступа. Методы включают перечисленные выше, за исключением фрезерования (без доступа). Часто при наличии внутренних шлицев шлицевая часть детали может не иметь сквозного отверстия, что исключает использование протяжки с вытяжкой / выталкиванием или метода экструзии. Кроме того, если деталь небольшая, может быть трудно установить фрезерный или шлифовальный инструмент в область, где обрабатываются шлицы.
Для предотвращения концентрации напряжений на концах шлицев скошены фаски (в отличие от крутого вертикального конца). Такие концентрации напряжений являются основной причиной выхода из строя плохо спроектированных шлицев.