Под духом II Ватикана подразумевается учение и намерения Второго Ватикана Собор истолковывается способом, который не ограничивается буквальным чтением его документов, или даже интерпретируется так, чтобы противоречить «письму» Собора (ср. фразу Св. Павла, буква убивает, но дух дает жизнь »). Это привело к большому разнообразию понимания фразы.
Согласно peritus Ив Конгар, в обращении к совету 3 декабря 1962 года кардинал Леже «желает, чтобы дух обновления будет защищен комитетом, который будет авторитетно защищать дух собора в период между двумя сессиями ».
В обращении в Миланском соборе 7 июня 1963 г., перед открытием папского конклава 1963 года папа кардинал Монтини сказал о Папе Иоанне XXIII, скончавшемся четырьмя днями ранее: " Если бы мы все еще хотели сосредоточить свой взгляд на гробнице, теперь запечатанной, мы могли бы говорить о его наследии, которое эта гробница не может вместить, о духе, который он вселил в нашу эпоху и которого смерть не может задушить ».
На 25 июля 1967 г. Папа Павел VI произнес проповедь католикам Стамбула в Соборе f Святой Дух :
Недавний Ватиканский Собор напомнил нам, что этот прогресс основан, прежде всего, на обновлении Церкви и обращении сердца. Это означает, что вы внесете свой вклад в это продвижение к единству в той мере, в какой вы войдете в дух совета. От каждого из нас требуются усилия, чтобы пересмотреть наши привычные способы мышления и действий, чтобы привести их в большее соответствие с Евангелием и требованиями истинного христианского братства.
Католики-традиционалисты такие как архиепископ Марсель Лефевр проводит различие между «католическим Римом» и фактически существующим Римом, поскольку он заявляет в 1974 году, что, хотя он и его последователи верны «католическому Риму», они отказываются следовать «Риму неомодернистских и неопротестантских тенденций, которые были ясно очевидны во Втором Ватиканском Соборе и, после Собора, во всех связанных с ним реформах».
Священник Лефевра -основанное Общество св. Пия X аналогичным образом заявляет в 1982 году, что «Рим теперь является штаб-квартирой не только католической церкви, но и модернистской мафии, которая вторглась и покорила его», и что « множество бывших католических пастырей и их овец, которые либо дезертировали, либо перешли в новую религию "mi их вполне можно назвать «римскими протестантами».
В книге 1985 года «Доклад Ратцингера» тогдашний кардинал Джозеф Ратцингер выделяет истинный дух Собора, основанный на ложных толкованиях, возлагая вину за разочарованные надежды на обновление на «тех, кто далеко вышел за рамки буквы и духа Второго Ватиканского собора», и призывая «вернуться к подлинным текстам оригинального Второго Ватиканского собора
Папа Иоанн Павел II в 1994 году призывает уважать то, что он описывает как подлинный дух Собора.
В ноябре 2003 года Майкл Новак описывает то, что был назван «духом» Второго Ватиканского Собора как нечто, что:
иногда выходило далеко за рамки фактических, с трудом завоеванных документов и решений Второго Ватиканского Собора.... Это было так, как если бы мир (или, по крайней мере, история Церкви) теперь можно было разделить только на два периода: до Ватиканского II и после II Ватиканского. Все, что было «до», было тогда в значительной степени отброшено, поскольку его авторитет имел значение. Для самых крайних людей быть католиком теперь означало верить более или менее во все, во что кто-то хотел верить, или, по крайней мере, в том смысле, в котором это истолковывалось лично. Можно было быть католиком «по духу». Можно понимать, что католик означает «культуру», в которой человек родился, а не вероисповедание, предъявляющее объективные и строгие требования. Можно было представить Рим далеким и неуместным анахронизмом, смущением и даже противником. Рим как «они».
В 2005 году в речи перед Римской курией Папа Бенедикт XVI говорит:
С одной стороны, есть интерпретация, что Я бы назвал «герменевтикой прерывности и разрыва»; он часто пользовался симпатией средств массовой информации, а также одним из направлений современного богословия. С другой стороны, есть «герменевтика реформ», обновления в непрерывности единой подчиненной Церкви, которую дал нам Господь. Она - субъект, который со временем увеличивается и развивается, но всегда остается тем же самым, единственный субъект странствующего Народа Божьего... Герменевтика прерывности рискует закончиться расколом между доксоборной церковью и пост-соборной церковью. Церковь.... Одним словом: надо было бы следовать не текстам Собора, а его духу. Таким образом, очевидно, что оставался большой запас для вопроса о том, как впоследствии следует определять этот дух, и, следовательно, было оставлено место для любой прихоти... Герменевтике прерывности противостоит герменевтика реформ, как это было раньше. представленный сначала Папой Иоанном XXIII в его Речи на открытии Собора 11 октября 1962 года, а затем Папой Павлом VI в его Речи по завершении Собора 7 декабря 1965 года.... Именно в этой комбинации преемственность и прерывность на разных уровнях, в которых заключается сама природа истинной реформы.... Преемственность принципов не была отвергнута.
Согласно этой точке зрения Папы Бенедикта XVI, правильным взглядом на Собор является то, что он интерпретирует его «в контексте традиции, а не как разрыв с традицией., а ложная точка зрения заключается в том, что «только признал как подлинный« дух »или прогрессивную направленность документов и таким образом отвергал любые элементы более старой традиции, обнаруженные в текстах, которые рассматривались как компромиссы и, следовательно, не обязывали»
Было высказано предположение, что выражение «дух II Ватиканского собора», а также полярность «непрерывность» или «прерывность» оказались бесполезными при описании «подлинных общинных сдвигов», которые можно проследить в документах Собора.
Папа Франциск часто говорит о духе обновления, который присутствует во II Ватикане, даже когда Папа Иоанн XXIII предложил, призвав Совет «бросить откройте окна церкви и впустите свежий воздух духа б низкий через. " Франциск говорит о «возрождении духа церкви», в то время как II Ватиканский собор призвал к «смелым изменениям с целью сохранения на более высоком уровне и с более высокой точки зрения унаследованных ценностей». Это видно, например, в его призыве к милосердию в применении жестких моральных принципов, достигнутых благодаря духу коллегиальности, к которому призывает II Ватиканский собор. Светские СМИ сообщают о «тихой внутрицерковной борьбе между стойкими противниками Второго Ватиканского Собора и священнослужителями, которые предпочитают щедрость духа Иоанна XXIII (и Франциска)».
По следам Синода Амазонки, созванного Папой Фрэнсис в 2019 году, предложение, выдвинутое в The Tablet, но подвергшееся критике в National Review, рассматривает важность Совета как «событие», которое развязывает дух обновления в то время, когда «наша культура устарела, наши церкви и наши религиозные дома. большие и пустые, бюрократический аппарат церкви растет, наши обряды и наша одежда пышные ».