В области международных отношений, сфера влияния (SOI ) - это пространственная область или разделение понятий, по которым государство или организация обладают культурной, экономической, военной или политической исключительностью.
Хотя может существовать формальный союз или другие договорные обязательства между объектом влияния и влиятельным лицом, такие формальные договоренности не являются необходимыми, и влияние часто может быть скорее примером мягкой силы. Точно так же формальный альянс не обязательно означает, что одна страна находится в сфере влияния другой. Исторически высокий уровень исключительности ассоциировался с более высоким уровнем конфликтов.
В более крайних случаях страна, находящаяся в «сфере влияния» другого государства, может стать дочерней компанией этого государства и фактически служить государством-сателлитом или де-факто колонией.. Система сфер влияния, с помощью которой могущественные страны вмешиваются в дела других, сохраняется и по сей день. Его часто анализируют с точки зрения сверхдержав, великих держав и / или средних держав.
. Иногда части одной страны могут попадать в две разные сферы влияния. В колониальную эпоху буферные государства Ирана и Таиланда, лежащие между империями Британии / России и Британия / Франция соответственно были поделены между сферами влияния имперских держав. Аналогичным образом, после Второй мировой войны, Германия была разделена на четыре оккупационные зоны, которые позже объединились в Западную Германию и Восточную Германия, первый член НАТО, а второй член Варшавского договора.
Этот термин также используется для описания неполитических ситуаций, например, торговый центр - это считается, что имеет сферу влияния, определяющую географический регион, где он доминирует в розничной торговле.
Многие могущественные государства в прошлые века имели подчиненные подчиненные государства, чья коренная династия признала сюзеренитет великой державы.
Карта Африки 18 г. 97 показывает европейскую «сферу [с] влияния».Многие регионы мира объединены культурным влиянием, унаследованным от предыдущей сферы влияния, даже если они больше не находятся под политическим контролем. Примеры включают Англосфера, Арабский мир, Евросфера, Франкофония, Françafrique, Германосфера, Индосфера, Hispanidad, Латинская Европа / Латинская Америка, Lusophonie, Turkosphere, китайская культурная сфера, славянская сфера, малайский мир и многие другие.
В англо-русской конвенции 1907 года Великобритания и Россия разделили Персию (Иран ) в сферы влияния, при этом русские получают признание за влияние на большую часть северного Ирана, а Великобритания создает зону на юго-востоке.
Для Сиама (Таиланд ), Великобритании и Франции подписали в 1904 году соглашение, по которому британцы признали сферу влияния Франции к востоку от бассейна реки Менам (реки Чао Прайя ); в свою очередь, французы признали британское влияние на территорию к западу от бассейна Менам и к западу от Сиамского залива. Обе стороны отвергли любую идею аннексии сиамской территории.
В Китае в конце XIX - начале XX века, Великобритании, Франции, Германии и России, Япония имела особые полномочия на больших территориях территории на основе обеспечения «неотчуждающих обязательств» для своих «сфер интересов». Только Соединенные Штаты не смогли участвовать из-за испано-американской войны. Они были получены с помощью военных атак или угроз вынудить китайские власти подписать неравноправные договоры и очень долгосрочные «договоры аренды».
В начале 1895 года французы заявили права на сферу в Юго-Западном Китае. К декабрю 1897 года немецкий кайзер Вильгельм II объявил о своем намерении захватить территорию в Китае, что ускорило борьбу за демаркацию зон влияния в Китае. Правительство Германии приобрело в провинции Шаньдун исключительный контроль над займами на развитие, добычей полезных ископаемых и железной дорогой, в то время как Россия получила сферу над всей территорией к северу от Великой стены, в дополнение к предыдущему освобождению от налогов для торговли. в Монголии и Синьцзяне, экономических державах, подобных провинциям Германии более Фэнтянь, Цзилинь и Хэйлунцзян. Франция получила сферу над Юньнань, большей частью Гуанси и Гуандун провинциями, Японией над провинцией Фуцзянь и Британская империя на всей долине реки Янцзы (определяется как все провинции, примыкающие к реке Янцзы, а также провинции Хэнань и Чжэцзян ), части Провинции Гуандун и Гуанси и часть Тибета. Только Италия запросила провинцию Чжэцзян была отклонена китайским правительством. Сюда не входят аренда и концессионные территории, на которые иностранные державы имели полную власть.
Сферы влияния в Китайской империи в начале 20 векаВ 1902 году Уинстон Черчилль выступил с речью о разделе Китая великими державами, где заявил, что «нам придется взять китайцев в свои руки и регулировать их», «Я верю в окончательный раздел Китая» и «арийское племя обречено на победу».
Российское правительство военным путем оккупировало их зону, навязали свои законы и школы, захватили права на добычу полезных ископаемых и лесозаготовки, заселили своих граждан и даже установили свои муниципальные администрации в нескольких городах, причем последние без согласия Китая.
У держав (и США) могли быть свои собственные суды, почтовые отделения, коммерческие учреждения, железные дороги и канонерские лодки на бумажной территории Китая. Однако иностранные державы и их контроль в некоторых случаях могли быть преувеличены; местное правительство упорно ограничивается дальнейшее вторжение. Система прекратила свое существование после Второй мировой войны.
6 сентября 1899 года государственный секретарь США Джон Хэй разослал ноты крупным державам (Франции, Германии, Великобритании, Италии, Японии и Россия), прося их официально заявить, что они будут поддерживать территориальную и административную целостность Китая и не будут препятствовать свободному использованию договорных портов в своих сферах влияния в Китае, поскольку США чувствовали угрозу со стороны других державы имеют гораздо более широкие сферы влияния в Китае и опасаются, что он может потерять доступ к китайскому рынку в случае раздела страны. Хотя в договорах, заключенных после 1900 г., упоминается эта «Политика открытых дверей », конкуренция между различными державами за особые уступки внутри Китая в отношении прав на железные дороги, права на добычу полезных ископаемых, ссуды, порты внешней торговли и т. Д. Не ослабевала. с самими США, противоречащими политике, согласившись признать японскую сферу в Соглашении Лансинга-Исии.
В 1910 году великие державы, Великобритания, Франция, Германия, Соединенные Штаты, а затем Россия и Япония, проигнорировали Политика открытых дверей по формированию банковского консорциума, состоящего из национальных банковских групп, поддерживаемых соответствующими правительствами, посредством которого монополизировались все иностранные займы Китаю, что дало властям политическое влияние на Китай и уменьшало экономическую конкуренцию между иностранцами. Эта организация контролировала большую часть налоговых поступлений Китая в «трасте» и использовала небольшую часть, чтобы поддержать правило Юань Шикай, с большим эффектом. Обновленный консорциум Великобритании, Франции, Японии и США в 1920 году фактически наложил вето на все ссуды на цели развития, предоставленные Китаю, управляя китайским правительством, стремясь контролировать все рельсы, порты и шоссе в Китае.
Александр Гамильтон, первый США Министр финансов, стремился к тому, чтобы Соединенные Штаты установили сферу влияния в Северной Америке. Гамильтон в своих статьях Federalist Papers питал амбиции к тому, чтобы США поднялись до статуса мировой державы и обрели силу для изгнания европейских держав из Америки, взяв на себя мантию регионального доминирования среди американских наций, хотя большинство Нового Света были европейскими колониями в тот период.
Эта доктрина была формализована при президенте Джеймсе Монро, который утверждал, что Новый Свет должен был стать Сферой влияния, удаленной от Европейское посягательство. Это было названо «Доктриной Монро». Когда США превратились в мировую державу, немногие страны осмелились вторгнуться в эту сферу. Заметное исключение произошло с Советским Союзом и Кубинским ракетным кризисом.
. По состоянию на 2018 год государственный секретарь Рекс Тиллерсон продолжал ссылаться на доктрину Монро, чтобы рекламировать Соединенные Штаты являются предпочтительным торговым партнером региона по сравнению с другими странами, такими как Китай.
Другой пример, во время На пике своего существования во Второй мировой войне Японская империя имела довольно большую сферу влияния. Японское правительство непосредственно управляло событиями в Корее, Вьетнаме, Тайване и некоторых частях материкового Китая. Таким образом, «Сфера совместного процветания Большой Восточной Азии » может быть довольно легко нарисована на карте Тихого океана в виде большого «пузыря», окружающего острова Японии и азиатские и тихоокеанские государства, которые он контролировал.
Согласно секретному протоколу, приложенному к Пакту Молотова – Риббентропа 1939 г. (раскрыт только после поражения Германии в 1945 г.), Северный и Восточная Европа была разделена на нацистскую и советскую сферы влияния. На севере Финляндия, Эстония и Латвия были отнесены к советской сфере. Польша должна была быть разделена в случае его «политическая перестройка» - районы к востоку от Нарева, Вислы и Сан-Риверс переходят к Советскому Союзу, в то время как Германия оккупирует запад <221.>Литва, граничащая с Восточной Пруссией, будет находиться в сфере влияния Германии, хотя согласно второму секретному протоколу, согласованному в сентябре 1939 года, Литва была отнесена к СССР. Другой пункт договора гласил, что Бессарабия, тогда входившая в Румынию, присоединится к Молдавской АССР и станет Молдавской ССР под контроль Москвы. Советское вторжение в Буковину 28 июня 1940 г. нарушило пакт Молотова-Риббентропа, поскольку оно вышло за пределы советской сферы влияния в соответствии с соглашением с странами Оси. СССР продолжал отрицать существование протоколов Пакта до тех пор, пока после распада СССР не правительство России полностью признало существование и подлинность секретных протоколов.
С 1941 года и нападения Германии на Советский Союз, Союзная коалиция действовала на основе неписаного предположения, что западные державы и Советский Союз У каждого Союза была своя сфера влияния. Презумпция неограниченных прав США, Великобритании и СССР в их соответствующих сферах начала вызывать трудности, поскольку территория, контролируемая нацистами, сужалась, а союзные державы последовательно освобождали другие государства. Сферы военного времени не имели практического определения, и никогда не определялось, имеет ли доминирующая союзная держава право на односторонние решения только в области военной деятельности или может ли она также навязывать свою волю в отношении политического, социального и экономического будущего других государств. Эта чрезмерно неформальная система имела неприятные последствия на поздних этапах войны и после нее, когда выяснилось, что у Советов и западных союзников были очень разные идеи относительно управления и будущего развития освобожденных регионов и самой Германии..
Во время холодной войны, страны Балтии, Центральная Европа, некоторые страны Восточной Европы, Куба, Лаос, Вьетнам, Северная Корея и до советско-китайского раскола и раскола Тито-Сталина, Китайская Народная Республика и Народная Федеративная Республика Югославия, среди других стран в разное время, как утверждается, находились в советской сфере влияния. Западная Европа, Океания, Япония и Южная Корея, среди прочего, часто упоминались как находящиеся под сферой влияния США. Однако уровень контроля в этих сферах неодинаков и не является абсолютным. Например, Франция и Соединенное Королевство смогли действовать независимо, чтобы вторгнуться (с Израилем ) в Суэцкий канал (позже они были вынуждены уйти из-за совместного давления США и СССР). Позже Франция также смогла выйти из военного подразделения Организации Североатлантического договора (НАТО). Куба часто занимала позиции, которые ставили ее в противоречие со своим советским союзником, включая временные союзы с Китайской Народной Республикой, экономические реорганизации и оказание поддержки мятежникам в Африке и Америке без предварительного согласия Советского Союза.
С окончанием холодной войны Восточный блок распался, фактически положив конец советской сфере влияния. Затем в 1991 году Советский Союз прекратил свое существование, его заменили Российская Федерация и несколько других бывших советских республик, которые стали независимыми государствами.
После распада Советского Союза страны Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии, которые стали независимыми, часто изображались как часть «сферы Российской Федерации» влияния ». По словам Ульриха Спека, писавшего для Carnegie Europe, «после распада Советского Союза в центре внимания Запада была Россия. Западные страны косвенно относились к постсоветским странам (помимо стран Балтии) как к сфере влияния России».
В 1997 году НАТО и Россия подписали Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности, провозгласив «цель создания в Европе общего пространства безопасности и стабильности без разделительных линий или сфер взаимного влияния». влияние, ограничивающее суверенитет любого государства ».
В 2009 году Россия заявила, что Европейский Союз желает иметь сферу влияния и что Восточное партнерство является« попыткой продлить "это. В марте 2009 года министр иностранных дел Швеции Карл Бильд заявил, что «Восточное партнерство не касается сфер влияния. Разница в том, что эти страны сами решили присоединиться».
После событий 2008 года Русско-грузинская война, Вацлав Гавел и другие бывшие лидеры Центральной и Восточной Европы подписали открытое письмо, в котором говорилось, что Россия «нарушила основные принципы Хельсинкского Заключительного акта, Парижская хартия... - все во имя защиты сферы влияния на ее границах ». В апреле 2014 года НАТО заявило, что «вопреки [Основополагающему акту] Россия теперь, похоже, пытается воссоздать сферу влияния, захватив часть Украины, удерживая большое количество сил на ее границах и требуя, как Министр Сергей Лавров недавно заявил, что «Украина не может быть частью какого-либо блока». «Критикуя Россию в ноябре 2014 года, канцлер Германии Ангела Меркель заявила, что« старое мышление о сферах влияния, которое грубо нарушает международное право. "поставить под вопрос" весь европейский мирный порядок ". В январе 2017 года премьер-министр Великобритании Тереза Мэй заявила: «Мы не должны ставить под угрозу свободы, которые президент Рейган и г-жа Тэтчер принесли Восточной Европе, приняв заявление президента Путина о том, что теперь это находится в его сфере влияния».
С корпоративной точки зрения, сфера влияния бизнеса, организации или группы может проявлять свою силу и влияние в решениях других предприятий / организаций / групп. Влияние проявляется по-разному, например, по размеру, частоте посещений и т. Д. В большинстве случаев компания, описанная как «большая», имеет большую сферу влияния.
Например, компания-разработчик программного обеспечения Microsoft имеет большую сферу влияния на рынке операционных систем ; любое лицо, желающее продать программный продукт, может взвесить совместимость с продуктами Microsoft в рамках маркетингового плана.
В другом примере розничные торговцы, желающие получить максимальную прибыль, должны убедиться, что они открывают свои магазины в правильном месте. Это также верно и для торговых центров, которые для получения максимальной прибыли должны иметь возможность привлекать покупателей к себе поблизости.
Не существует определенной шкалы для измерения таких сфер влияния. Однако можно оценить сферы влияния двух торговых центров, посмотрев, как далеко люди готовы пройти до каждого торгового центра, сколько времени они проводят в его окрестностях, как часто они посещают, порядок наличия товаров и т. Д.
Корпорации имеют значительное влияние на регулирующие и регулирующие органы, которые их контролируют. В течение позолоченного века в США свирепствовала коррупция, поскольку руководители предприятий тратили значительные суммы денег на то, чтобы правительство не регулировало их деятельность. Уолл-стрит потратила рекордные 2 миллиарда долларов, пытаясь влияние на выборы в США в 2016 году.
Исторические и современные примеры значительных битв за сферы влияния см.:
На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Сферы влияния. |