Шпейерский собор

редактировать

Церковь в Шпейере, Германия
Шпейерский собор
Императорский собор Базилика Успения Пресвятой Богородицы и Святого Стефана
Немецкий : Dom zu Unserer lieben Frau в Шпайере
Speyer dom 11.jpg
МестоположениеШпейер
СтранаГермания
Конфессия Римско-католическая
Веб-сайтВеб-сайт Собора
История
Основан1030
Основатель (и)Конрад II
Освящен 1061
Архитектура
Функциональный статусСобор
Обозначение наследияОбъект Всемирного наследия ЮНЕСКО
Стиль Романский
Администрация
Епархия Шпейерская епархия
Духовенство
Епископ (ы) Карл -Heinz Wiesemann
объект всемирного наследия ЮНЕСКО
ТипКультурный
Критерииii
Определен1981 (5-я сессия )
Справочный номер.168
Государство-участникГермания
РегионЕвропа и Северная Америка

Шпейерский собор, официально Императорский собор Базилика Успение и Святой Стефан, на латыни: Domus sanctae Mariae Spirae (нем. Dom zu Unserer lieben Frau in Speyer) в Шпейере, Германия, является резиденцией римско-католического епископа Шпейера и является суфраганом римско-католической архиепископии Бамберга. Собор, посвященный Святой Марии, покровительнице Шпейера ("Patrona Spirensis") и Святого Стефана, обычно известен как Kaiserdom zu Speyer (Императорский собор Шпейера). Папа Пий XI возвел Шпейерский собор в ранг малой базилики Римско-католической церкви в 1925 году.

Начался в 1030 году при Конраде II, с восточный конец и высокий свод 1090–1103 гг., внушительная трехнефная сводчатая базилика из красного песчаника - «кульминация проекта, оказавшего огромное влияние на последующее развитие романской архитектуры. в XI и XII веках ». Как место захоронения Салиана, Штауфера и Габсбургов императоров и королей, собор считается символом имперской власти. С аббатством Клюни в руинах, он остается самой большой романской церковью. Считается «поворотным моментом в европейской архитектуре», одним из важнейших архитектурных памятников своего времени и одним из лучших романских памятников.

В 1981 году собор был добавлен к ЮНЕСКО Список всемирного наследия важных в культурном отношении мест как «главный памятник романского искусства в Германской империи ".

Содержание

  • 1 История и архитектура
    • 1.1 Средние века
    • 1.2 Современная эпоха
    • 1.3 Современное состояние
    • 1.4 Объект всемирного наследия
    • 1.5 Размеры
  • 2 Особенности
    • 2.1 Склеп
    • 2.2 Часовни
    • 2.3 Колокола
    • 2.4 Размеры
  • 3 Окрестности
    • 3.1 Heidentürmchen (Heath Tower)
    • 3.2 Зал антиквариата (Antikenhalle)
  • 4 Немецкие почтовые марки с изображением Шпейерского собора
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
  • 7 Внешние ссылки

История и архитектура

Средние века

План и интерьер
План в XIX веке, раскрывающий «двойную» систему сводов
Интерьер, смотрящий на восток

В 1025 году Конрад II приказал построить самую большую церковь христианского западного мира в Шпейере, которая также должна была стать его последним пристанищем. Строительство началось в 1030 году на месте бывшей базилики, которая стояла на возвышенном плато прямо у Рейна, но была защищена от паводка. Наряду с Сантьяго-де-Компостела (начало 1075 г.), Аббатством Клюни (Клюни III, начало 1085 г.) и Даремским собором (начало 1093 г.), это был самый амбициозный проект того времени. Красный песчаник для постройки прибыл из гор Палатинского леса и, как полагают, был доставлен по каналу Шпейербах, ручью, текущему с гор. в Рейн в Шпейере. Ни Конрад II, ни его сын Генрих III не должны были видеть собор завершенным. Конрад II умер в 1039 году и был похоронен в соборе, когда он еще строился; Рядом с ним в 1056 году был положен Генрих III. Могилы располагались в центральном проходе перед алтарем.

Почти завершенный, собор был освящен в 1061 году. Эта фаза строительства, названная Шпейером I, состоит из Westwerk, нефа с двумя проходами и примыкающего к нему трансепт. Хор окружали две башни. Первоначальная апсида была круглой внутри, но прямоугольной снаружи. Неф был покрыт плоским деревянным потолком, но проходы были сводчатыми, что делало собор вторым по величине сводчатым зданием к северу от Альп (после Ахенского собора ). Он считается самым потрясающим результатом ранней салианской архитектуры и «кульминацией дизайна, оказавшего чрезвычайно большое влияние на последующее развитие романской архитектуры в XI и XII веках».

Около 1090 года, внук Конрада Император Генрих IV провел грандиозную реконструкцию, чтобы увеличить собор. Он приказал снести восточные части и укрепить фундамент на глубину до восьми метров. Уцелели только нижние этажи и склеп Шпейера I. Неф был поднят на пять метров, а плоский деревянный потолок заменен крестовидным сводом квадратных ниш, одним из выдающихся достижений романской архитектуры. Каждое хранилище простирается над двумя отсеками возвышения. Каждый второй пирс увеличивался за счет добавления широкой пилястры или дессерета, которые составляли систему внутренней опоры. Зацепленные валы появились около 1030 г. в зданиях вдоль Луары (Сен-Бенуа-сюр-Луар, Осер, Лош ), откуда техника распространилась в Нормандию и Рейнская область.

Архитектурные детали нефа и картины Иоганна Шраудольфа

Единственный современный пример такой системы заливов находится в церкви Сан-Висенс в Кардона, Испания. «Двухпролетная система» Шпейера, служащая опорой для каменных сводов, была скопирована во многих памятниках вдоль Рейна. Добавление паховых сводов сделало возможным включение оконных фонарей без ослабления конструкции. «В результате получился интерьер монументальной силы, хотя и резкий и призматический по сравнению с современными французскими зданиями, но такой, который производит впечатление римского авторитета, впечатление, особенно подходящее для правителя с политическими претензиями Генриха IV»

В ходе этих изменений собор был оборудован внешней карликовой галереей, аркадной галереей, утопленной в толщу стен, которая является естественным развитием слепой аркады. Такие слепые аркады широко использовались в качестве украшения, облицовки внутренних и внешних стен многих романских церквей. В восточной части Шпейерского собора карликовая галерея и слепые аркады были объединены в «одно из самых запоминающихся произведений романского стиля». Карликовая галерея опоясывает верхнюю часть апсиды, подчеркивая ее округлую форму, и проходит по всему строению ниже линии крыши. Эта особенность вскоре стала основным элементом романских церквей; он был принят в Вормском соборе и Майнцском соборе, а также на фасадах многих церквей в Италии (см. подробности в галерее ниже). «Собор возродился в более скульптурном стиле, типичном для расцвета романского периода». «Трансепт, площадь хора, апсида, центральная башня и окружающие башни были объединены таким образом и по размеру, что превосходят все, что было сделано ранее. Все поверхности и края возвышаются без ступеней. Основные элементы в комбинации остаются независимыми.... Шпейер стал образцом для многих других церковных зданий, но был непревзойденным по своему великолепию ».

Расширенный собор Шпейер II был построен в 1106 году, в год смерти Генриха IV. При длине 444 римских фута (134 метра) и ширине 111 римских футов (43 метра) он был одним из крупнейших зданий своего времени. Строительство стало политическим вопросом: расширение собора в небольшой деревне Шпейер с населением всего около 500 человек было прямой провокацией для папства. Император претендовал не только на светскую, но и на церковную власть, и великолепием и великолепием этого собора он подчеркнул это смелое требование. Целью постройки, уже являвшейся сильным мотивом для Конрада, было «притязание императора на репрезентативную имперскую римскую архитектуру» в свете продолжающейся борьбы с папой Григорием VII. Таким образом, Шпейерский собор также рассматривается как символ спора об инвестициях. Только через пять лет после его смерти отлучение Генриха IV от церкви было отменено, и его тело было похоронено в соборе в 1111 году.

В последующие века собор оставался относительно неизменным. На чертеже 1610 года к северному проходу добавлена ​​готическая часовня, а на чертеже около 1650 года есть еще одно готическое окно на северной стороне Вестверка. На чертеже 1750 г., изображающем собор с разрушенной средней частью, последнее окно отсутствует. Файл:

Вид с юго-запада
Вид, показывающий оригинальное западное сооружение 1606 года
Новое западное сооружение Генриха Хюбша, 1854–1858 гг.

Последний правитель был упокоен в соборе в 1308 году, завершив список восьми императоров и королей и числа их жен:

(Примечание: все восемь из этих правителей были королями Германии. Однако, чтобы получить титул святого Римский император, они должны были быть коронованы папой. Когда отношения между Папой и немецким королем были хорошими, их короновали «Imperator Romanum» или императором Священной Римской империи. Когда отношения обострились, папы отказались короновать короля императором. Таким образом, по сути, это были восемь императоров Священной Римской империи, но четыре из них были «некоронованными».)

В дополнение к этим правителям собор является местом упокоения нескольких жен правителя и многих епископов Спейера.

Современная эпоха

Несмотря на то, что город и собор неоднократно были захвачены и разграблены, они пережили Тридцатилетнюю войну (1618–1648) с небольшим повреждением. Во время Девятилетней войны (Пфальцской войны за наследство 1688–97) жители Шпейера принесли в собор мебель и имущество, сложив все на высоту нескольких метров в надежде спасти их от французских войск Людовик XIV грабит город. Но 31 мая 1689 года солдаты ворвались, разграбили императорские могилы и все подожгли. В тот день сгорел почти весь город Шпейер. В пылу пожара западная часть нефа обрушилась, и элементы поздней готики были разрушены.

Wiener Zeichnung (Венский эскиз, 1610), показывающий готическое дополнение к северной стороне

В большом пожаре князь -Епископы Шпейера потеряли свою резиденцию, и был рассмотрен план строительства нового замка в стиле барокко на месте собора. Из-за враждебности жителей Шпейера к епископу было решено построить дворец в Брухзале.

. Почти столетие охранялась только восточная часть собора и использовалась для служб. Под руководством Франца Игнаца М. Ноймана, сына известного архитектора в стиле барокко Бальтазара Ноймана, здание было восстановлено с 1748 по 1772 год. Романский неф был реконструирован, но западный фасад восстановлен. в стиле барокко на оставшейся нижней части. Денег не хватило, чтобы восстановить весь собор в стиле того времени.

Шпейер до 1750 года, разоблачение ущерба, нанесенного в 1689 году

В 1792 году Шпейер был снова занят, на этот раз французскими революционными войсками, и собор снова был разграблен. Во время наполеоновских войн (1803–1815) собор использовался как конюшня и склад для кормов и других материалов. В 1806 году французы собирались снести здание и использовать его в качестве карьера, чему помешал только епископ Майнца Йозеф Людвиг Кольмар. После побед Наполеона над прусской и русской армиями в битвах при Гроссгёршене и Лютцене в 1813 году около 4000 раненых солдат прибыли в Шпейер. После битвы под Лейпцигом их стало еще больше, и собор понадобился как армейский госпиталь.

В результате Венского конгресса (1815 г.), Шпейера и Пфальца перешел в Бавария. По приказу короля Баварии Людвига I Иоганн фон Шраудольф и Йозеф Шварцманн украсили внутренние стены собора фресками в стиле назареев (1846–1853). С 1854 по 1858 год преемник Людвига, король Максимилиан II, заменил западное здание в стиле барокко на неороманское, с двумя высокими башнями и восьмиугольным куполом, напоминающими утраченные. тем самым восстанавливая общий романский облик собора. Крыши были опущены и покрыты медью. Только готическая ризница сохранила шиферную крышу. Эдуард Роттманнер был органистом при церкви с 1839–1843 гг.

24 сентября 1861 года тогдашний принц Уэльского Соединенного Королевства, принц Альберт Эдуард, который впоследствии стал королем Эдуардом VII, впервые встретился со своей женой, рожденной в Дании, принцессой Александрой позже Королева Александра в Шпейерском соборе.

При проектировании фасада западного фасада Генрих Хюбш, архитектор раннего историзма, создал неороманский дизайн, в котором были использованы черты оригинального западного фасада и некоторых других романских зданий. различные масштабы окон и наличие фронтона на фасаде, ряд статуй над главным порталом и полихромная каменная кладка из желтого песчаника и ржавчины. Эти реставрации совпали с развитием романтизма и немецкого национализма, во время которого многие здания были восстановлены в романском и готическом стиле Священной Римской империи. Шпейерский собор возведен в разряд национального памятника.

Шпейерский собор с юга

Внутреннее убранство и новые западные работы считались главным подвигом в 19 веке. Людвиг I считал, что ничего более великого, чем эти картины, создано не было. Однако к началу ХХ века настроение изменилось. В 1916 году Георг Дехио, немецкий историк искусства, был убежден, что среди всех бедствий, постигших собор, изменения XIX века были далеко не самыми маленькими.

Могилы Первоначально императоры и короли размещались в центральном проходе перед алтарем. В течение столетий знание о точном местонахождении было утеряно. В ходе большой раскопки в 1900 году могилы были обнаружены и вскрыты, и были установлены личности правителей. Некоторое содержимое, например. грамм. одежду, можно увидеть в Историческом музее Пфальца рядом с собором. Восстановленные гробы были перенесены в недавно построенный склеп, открытый для публики под главным алтарем в 1906 году.

Реставрация собора, начавшаяся в 1957 году, была направлена ​​как на сохранение структуры, так и на воссоздание первоначальной атмосферы интерьер". Некоторые штукатурки и картины 19 века со стен были сняты. Сохранился только цикл из 24 сцен из жизни Богородицы между окнами нефа. Фронтоны, которые были удалены из трансепта и хора в эпоху барокко, были заменены гравюрами и образцами в связанных зданиях. Изменения на перекрестке также были отменены, но элементы барокко остались на месте по конструктивным причинам. Также сохранилась изогнутая крыша в стиле барокко на восточном куполе.

Современное состояние

Шпейерский собор Восточный апсидальный конец, показывающий окружающую галерею

Шпейерский собор сохранил общую форму и размеры постройки XI века и, несмотря на значительные потери первоначальной ткани и последовательные реставрации, представляет собой законченное и унифицированное здание в романском стиле. Дизайн в целом соответствует плану, установленному на St. Михаила в Хильдесхайме и установила стандарт, который должен был быть принят в Рейнской области. Он состоял из высокого сводчатого нефа с проходами с куполообразным переходом к востоку, который заканчивался апсидальным алтарем. Горизонтальная ориентация уже указывает на развитие готической архитектуры. Западный конец заканчивается сложной структурой, известной как «Вестверк», включая главный портал, что характерно для многих романских церквей. Другие немецкие романские церкви, такие как Вормский собор, имеют апсиды на обоих концах. Внешне силуэт здания уравновешивается двумя парами высоких башен, обрамляющих неф с западного конца и алтарь с востока и образующих скульптурную массу с куполами на каждом конце, создавая «равновесие между восточным и западные блоки ». Большинство его черт остались прежними, но интерьер претерпел множество ремонтных работ, поддерживающих фундамент, но сильно изменивших интерьер.

Внешний вид собора объединяет регулярность размеров его проемов. У Шпейера есть самый ранний пример в Германии колоннадной галереи гномов, которая окружает все здание, чуть ниже линии крыши. Такого же типа галереи украшают восточные и западные купола. Проемы в галерее соответствуют размеру парных окон в башнях. Оба купола восьмиугольные, а крыша восточного слегка яйцевидная. Башни увенчаны шпилями «рейнского шлема». Неф, башни и купола покрыты медью, которая приобрела бледно-зеленый цвет, в отличие от розовато-красного строительного камня и полихромности Вестверка.

Внутри неф состоит из двух открытых ступеней с простыми полукруглыми отверстиями в романском стиле. Аркада имеет простенькие опоры, к каждой прикрепленной широкой шахте, чередующиеся шахты несут каменную арку высокого свода. Образованные таким образом квадратные бухты имеют паховый свод и оштукатурены. Хотя большая часть штукатурки XIX века была удалена с поверхностей стен, широкая кладка между аркадой и фонарём содержит серию красочных фресок, изображающих Жизнь Богородицы.

Собор недавно подвергся капитальной реставрации, которая обошлась примерно в 26 миллионов евро. Кроме того, были отреставрированы фрески Иоганна Шраудольфа, которые были удалены в 1950-х годах, и теперь они выставлены в «Kaisersaal» собора.

Всемирное наследие

В апреле 1981 г., Шпейерский собор внесен в UNESCO Список всемирного наследия культурно важных объектов. Международный совет по памятникам и достопримечательностям (ИКОМОС) обосновал включение: «Собор Шпейера вместе с соборами Вормса и Майнца (Майнц ) является основным памятником романского искусства в Германская империя. По своим размерам она самая большая и самая важная; в силу истории, с которой она связана, салические императоры сделали ее своим местом захоронения ». ИКОМОС также считает здание важным для демонстрации эволюции отношения к реставрации с 17 века как в Германии, так и во всем мире.

Размеры

  • Общая длина: 134 м (от ступенек у входа в внешняя стена восточной апсиды)
  • Наружная ширина нефа (с проходами): 37,62 м (от внешней стены до внешней стены)
  • Внутренняя ширина нефа: 14 м
  • Высота нефа на вершине сводов: 33 м
  • Высота восточных шпилей: 71,20 м
  • Высота западных шпилей: 65,60 м
  • Длина склепа: восток-запад 35 м; север-юг 46 м Высота: от 6,2 м до 6,5 м

Характеристики

Склеп

План склепа Шпейерского собора Склеп Шпейерского собора

На протяжении веков склепы превратились из крошечных комнат в большие полуподземные и очень четко сформулированные склепы залов, которые стали стандартными формами в Италии и Германии, иногда простираясь под трансептами, а также под алтарем. Монументальный склеп Шпейерского собора, освященный в 1041 году, является крупнейшим в Европе склепом с колоннами в романском стиле, его площадь составляет 850 м (9 149 квадратных футов), а высота - ок. 7 мес. Сорок два свода в паху поддерживаются двадцатью цилиндрическими колоннами с простыми подушечными капителями. Блоки из песчаника чередуются по цвету между желтым и ржавым, что является типичным дизайном эпохи Салиана и Штауфера и обеспечивает контекст цветовой гаммы фасада XIX века. «Архитектурная ясность совершенно исключительна, результат точного выполнения карнизов основания и капителей подушек вместе с выразительной системой поперечных арок». (см. Подробности ниже)

Часовни

Двойная часовня Святого Эммерама и Святой Екатерины, верхний уровень с выходом вниз

На южной стороне собора находится двойная часовня (Doppelkapelle) Святого Эммерама (Святого Мартина) и Святой Екатерины . Концепция двойной часовни была прочно обоснована к концу 11 века, восходит к временам Карла Великого и обычно использовалась в императорских и епископальных часовнях. Строительство часовни в Шпейере началось около 1050 года. Часовня Святой Екатерины была построена 25 ноября по случаю дня рождения дочери Герни III, названной в честь Святой Екатерины Александрийской, одной из Четырнадцати Святых Помощников. В 1961 году часовня была восстановлена ​​в первоначальном виде как двойная часовня. Две расположенные друг над другом часовни соединены отверстием в центре. Сегодня Святой Эммерам - это баптистерий.

С северной стороны собора находится часовня Святой Афры, названной в честь раннехристианского мученика. Генрих IV построил часовню в ее честь, потому что он родился в день ее поминовения. Останки святой Афры были обнаружены в Аугсбурге около 1064 года. Генрих IV был похоронен в неосвященной часовне с 1106 по 1111 год, когда Папа Пасхалис II отменил запрет, действовавший с 1088 года. Во время реставрационных работ в 1971 году была обнаружена страница пергамента. найдена в часовне, которая является частью Библии Вульфила, написанной около 500. Сегодня часовня Святой Афры - это скиния.

Первоначально на северной стороне собора было еще пять часовен: Сент-Пол, Сент-Агнес, Сент-Бернхард, Сент-Генри и Сент-Мэри. Часовня Святой Марии была пристроена к северной стороне собора епископом Матиасом фон Раммунгом в 1475 году. Их руины были удалены уже в 18 веке.

Колокола

Звон собора состоит из девять колоколов, из которых четыре больших были отлиты в 1822 году Петером Линдеманном (Цвайбрюккен ), а пять меньших - в 1963 году (Гейдельберг ). Все они содержатся в соборной звоннице, расположенной в западном куполе.

ИмяНоминалВес. (kg)Диаметр. (см)
1Иосиф Максимилиан (Колокол Императора)G5350208
2Фридерика Вильгельмина КаролинаB♭2600175
3Людовик КаролусD♭1650147
4Маттеус де ШанделлF600115
5Колокол Святой МарииA♭60195,5
6Колокол Святого ИосифаB♭49490,3
7Колокол Святой АнныD♭44083,3
8Колокол Святого ПирминаE♭31275
9ОттоF21766,7

Размеры

  • Всего длина: 134 м (от ступеней у входа к внешней стене восточной апсиды)
  • Наружная ширина нефа (с проходами): 37,62 м (от внешней стены до внешней стены)
  • Внутренняя ширина нефа: 14 м
  • Высота нефа на вершине сводов: 33 м
  • Высота восточных шпилей: 71,20 м
  • Высота западных шпилей: 65,60 м
  • Длина склепа: восток-запад 35 м; север-юг 46 м. Высота: от 6,2 м до 6,5 м.

Окрестности

Heidentürmchen

Первоначально собор окружали многочисленные постройки. С юга к нему примыкала монастырь со скульптурой Масличной горы в центре. С северной стороны находилась дворцовая епископская резиденция. К другим близлежащим зданиям, например, относятся дом капитула, дом священника, архив, часовня Святого Николая, городские укрепления и т. Д. Большинство зданий исчезло после Французской революции. Очертания бывшего монастыря можно рассматривать как мостовую.

Скульптура Масличной горы была разрушена во время большого пожара 1689 года и оставлена ​​в руинах после того, как обломки монастыря были удалены в 1820 году для создания некоторого открытого пространства. Позже его установили крышей, чтобы предотвратить дальнейшее разрушение. Скульптуры дополнил местный скульптор Готфрид Ренн. Внутри горы находится часовня, посвященная архангелу Михаилу.

На площади в западном конце собора находится большая чаша, известная как Domnapf (букв.: «соборная чаша»). Ранее она обозначала границу между епископальной и муниципальной территориями. Каждый новый епископ на своем избрании должен был наполнять чашу вином, а бюргеры опорожняли ее для его здоровья.

Heidentürmchen (Heath Tower)

Heidentürmchen - остаток средневековых городских укреплений, башня и участок стены, расположенные немного восточнее собора. Когда-то он стоял прямо на берегу Рейна, на самом краю плато, к нему примыкала заболоченная местность, которую раньше называли «пустошью».

Зал антиквариата (Antikenhalle)

Зал был построен к северу от собора для размещения римских находок в районе собора. Он был возведен в неоклассическом стиле и оказался слишком маленьким по назначению. Позже были выставлены пушки, захваченные во время франко-прусской войны 1870/71 гг. Сегодня это памятник павшим в двух мировых войнах.

Немецкие почтовые марки с изображением Шпейерского собора

См. Также

Литература

Внешние ссылки

На Викискладе есть медиафайлы, связанные с Шпейерским собором.

Координаты : 49 ° 19'02 "N, 8 ° 26'33" E / 49,3172 ° N, 8,4424 ° E / 49,3172; 8.4424

Последняя правка сделана 2021-06-09 02:31:55
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте