Системы пространственного планирования относятся к методам и подходам, используемым государственным и частным сектором для влияния на распределение людей и видов деятельности в пространствах разного масштаба. Пространственное планирование можно определить как координацию практик и политик, влияющих на пространственную организацию. Пространственное планирование является синонимом практики городского планирования в Соединенных Штатах, но в более крупных масштабах, и этот термин часто используется в отношении усилий по планированию в европейских странах. Отдельные профессиональные дисциплины, которые включают пространственное планирование, включают землепользование, городское, региональное, транспортное и экологическое планирование. Другие связанные области также важны, включая экономику и планирование сообщества. Пространственное планирование происходит на местном, региональном, национальном и международном уровнях и часто приводит к созданию пространственного плана.
Раннее определение пространственного планирования взято из Европейской хартии регионального / пространственного планирования (часто называемой «Торремолиносской хартией»), принятой в 1983 году Европейской конференцией министров, ответственных за региональное планирование (CEMAT): «Региональное / пространственное планирование дает географическое выражение экономической, социальной, культурной и экологической политике общества. Это в то же время научная дисциплина, административный метод и политика, разработанная как междисциплинарный и всеобъемлющий подход, направленный на сбалансированное региональное развитие и физическая организация пространства в соответствии с общей стратегией ".
В мире существует множество систем планирования. Форма планирования в значительной степени расходится и развивается вместе с обществами и их системами управления. Каждая страна и штаты внутри этих стран имеют уникальные системы планирования, в которых участвуют разные участники, разные перспективы планирования и особая институциональная структура. Перспективы, участники и институты меняются со временем, влияя как на форму, так и на влияние пространственного планирования. С конца 1950-х годов пространственное планирование особенно сильно изменилось в Северо-Западной Европе. До 1990-х годов термин «пространственный» использовался в первую очередь для обозначения того, как планирование должно иметь дело не только с зонированием, планированием землепользования или проектированием физической формы городов или регионов, но и с более сложными вопросы пространственного взаимодействия таких видов деятельности, как занятость, дом и отдых.
Можно найти различные сборники систем пространственного планирования . Ниже приведена таблица, в которой показаны некоторые из основных источников, страны и дата публикации.
Обозначение столбцов (слева направо) | |
COMMIN | COMMON MINdscapes |
COST C11 | COST Action on Green Structures and Urban Planning |
ESPON | European Сеть наблюдений за территориальным развитием и сплочением Проект КОМПАС |
DG-REGIO | Европейский Генеральный директорат региональной политики |
CEMAT | Европейская Конференция Министры, ответственные за региональное / пространственное планирование |
ESTIA | Европейское пространство и альтернатива территориальной интеграции |
ISOCARP | Международное общество городских и региональных планировщиков |
MLIT | Япония Министерство земли, инфраструктуры, транспорта и туризма |
LEXALP | Правовые системы территориального планирования |
RCEP | Королевская комиссия по загрязнению окружающей среды |
ЕЭК ООН | Экономика ООН Европейская комиссия |
VASAB | Видение и стратегии вокруг Балтийского моря |
В 1999 году министры, ответственные за региональное планирование в государствах-членах ЕС, подписали документ под названием Европейская перспектива пространственного развития (ESDP). Хотя ЕПБО не имеет обязательного статуса, а Европейский Союз не имеет официальных полномочий для пространственного планирования, ЕПБО повлияла на политику пространственного планирования в европейских регионах и государствах-членах и возложила координацию отраслевой политики ЕС на политическая повестка дня.
На европейском уровне этот термин становится все более широко используемым и, например, упоминается в проекте Договора (Конституции) ЕС как общая компетенция Европейского Союза; он также включен в Лиссабонский договор. Этот термин был определен в «предварительном документе» в Роттердаме в конце 2004 года и дорабатывается с использованием эмпирических данных из программы ESPON в документе, озаглавленном «Территориальное государство и перспективы Европейского Союза». На конференции министров в мае 2007 года в Лейпциге был подписан политический документ под названием «Территориальная повестка дня», чтобы продолжить процесс, начатый в Роттердаме, пересмотренный в мае 2011 года в Gödöll.
Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Пространственное планирование. |