Испанская королевская коллекция искусства была почти полностью создана монархами из семьи Габсбургов, которые правил Испанией с 1516 по 1700 год, а затем Бурбоны (1700–1868, с коротким перерывом). Среди них был ряд королей, серьезно интересовавшихся искусством, которые были покровителями ряда крупных художников: Карл V и Филипп II были покровителями Тициана, Филипп IV назначил Веласкеса придворным художником, и Гойя играл аналогичную роль при дворе Карла IV.
. наиболее важными покровителями испанского искусства на протяжении всего этого периода, хотя некоторые важные художники, включая Эль Греко, Джузепе де Рибера и Сурбаран, были немного покровительствовал. Иностранных художников часто привозили, хотя даже в 16 веке самые успешные часто не хотели ехать в Испанию, отчасти потому, что боялись, что им никогда не разрешат уехать. Кроме того, в различные периоды, особенно в XVI и XVII веках, монархи в значительных масштабах закупали картины за границей, особенно в Италии, а также в Испанских Нидерландах и Франции. В ранние периоды разбросанные испанские владения включали в себя важные художественные центры Милан, Неаполь и Нидерланды.
с потерей Нидерландов в результате Утрехтский мир, испанская корона развила производство гобеленов в Мадриде, чтобы избежать необходимости импорта этих предметов роскоши. В молодости Гойя выполнил несколько рисунков гобеленов для королевских дворцов. Королевский патронаж также использовался для развития других искусств и ремесел в Испании в 18 веке, например, Real Fábrica de Cristales de La Granja производила роскошные изделия из стекла.
Огромные коллекции были значительно уменьшены из-за серии пожаров, потерь в наполеоновских войнах и, в меньшей степени, в гражданской войне в Испании и дипломатических подарках. Коллекции перешли в общественную собственность, и большое количество экспонатов выставлено в различных местах. Хотя коллекция по праву наиболее известна своими картинами, с Прадо в Мадриде, где находится основная коллекция, есть большие собрания скульптуры и большинства видов декоративного искусства. Вероятно, лучшая в мире коллекция фламандских гобеленов эпохи Возрождения в основном выставлена в дворце Ла Гранха, а коллекция латных доспехов в Оружейная палата Королевского дворца в Мадриде может соперничать только с ее эквивалентом в Вене.
В коллекции есть несколько испанских картин, которые принадлежали до правления Габсбургов. С. 300 картин, принадлежавших Изабелле I Кастильской (ум. 1504), были выставлены на аукционе после ее смерти, причем цены на картины были очень низкими по сравнению со многими гобеленами или ее драгоценностями и даже одеждой. Например, картина Иеронима Босха была оценена в 170 мараведи, а гобелен с изображением Лазаря - в 150 000. Некоторые изделия были куплены семьей, но ее мужа Фердинанда в основном интересовали гобелены, заплатив 524 072 за два комплекта по четыре штуки в каждом и купив произведение Лазаря по более низкой цене. Зять Изабеллы Филипп Прекрасный (отец Карла V) купил Политиху Изабеллы Кастильской набор небольших религиозных картин Хуана де Фландеса, которые большей частью остались в королевской коллекция (ныне Королевский дворец). Хуан был придворным художником Изабеллы I Кастильской с 1496 года, но все его картины в коллекции Прадо были приобретены в 20 веке,
Коллекция включает в себя те части, которые были вывезены в Испанию в 16 век из коллекции герцогов Бугундских Валуа, наследником которых был Карл V. Ранние нидерландские картины были дополнительно укреплены в 1558 году после смерти сестры Карла V, Мария Венгерская вскоре после выхода на пенсию с поста губернатора Нидерландов. Она была увлеченным коллекционером, наследником которого был Филипп II. Ее наследие включало «низложение Христа», написанное Рогиром ван дер Вейденом (Прадо), которому к тому времени было уже более века. Еще у нее было два десятка Тицианов. Карл V был также наследником своей двоюродной бабушки Маргарет Австрийской (ум. 1530), также губернатора Нидерландов и страстного коллекционера, хотя в основном, современных нидерландских картин. В ее коллекцию входил Портрет Арнольфини работы Яна ван Эйка, который покинул собрание во время наполеоновских войн и сейчас находится в Национальной галерее, Лондоне.
Все эти дополнения из Нижних стран, вероятно, ценились больше за их гобелены, чем за их картины. Карл V тратил больше на гобелены, чем на картины (например, его современник Генрих VIII ), и заказывал их на протяжении всей своей жизни, продолжая семейные традиции и отражая общие королевские предпочтения того времени.
в основном немецкие коллекции деда Карла Максимилиана I, императора Священной Римской империи и более ранних Габсбургов в основном остались в Австрии и Германии, когда в 1556 году Карл V отрекся от престола и разделил свои огромные владения между своим братом, который стал Фердинандом. Я, император Священной Римской империи, и его сын Филипп, получившие Испанию, Нидерланды и владения Габсбургов в Италии. Сейчас они находятся в Художественно-историческом музее, Вена и других местах.
Карл V также был проницательным и разборчивым коллекционером, и его неустанные путешествия позволили ему осознать разнообразие искусства эпохи Возрождения, прежде всего итальянского. Он был очень впечатлен портретом Тициана герцога Мантуанского и его собаки (ок. 1529, Прадо) и договорился о том, чтобы Тициан нарисовал его в Болонье в 1532 г., в полный рост, а также с собакой (Прадо). Это повторение недавнего портрета (Вена) придворного художника его брата Якоба Зайзенеггера, предназначенного для демонстрации. Это полностью покорило Чарльза, и с тех пор он никогда не позировал ни одному другому художнику-портретисту, как говорит Вазари, несмотря на трудности при встрече с Тицианом. Его Конный портрет Карла V (Прадо) установил стандарт для жанра, оказав влияние на более поздних художников, таких как Энтони Ван Дайк, Рубенс и Гойя.. Но скульптор из Милана Леоне Леони, которому помогал его сын Помпео, с 1546 года занимал аналогичную должность в скульптуре; в Прадо есть бронзовые портретные скульптуры Карла в полный и поясной рост, а также медали и гравированные драгоценные камни. Голландский художник Ян Корнелис Вермейен в основном использовался для записи военных побед Карла, особенно в дизайне больших гобеленов, и Чарльз взял его в свою кампанию в Тунис.
Сын Карла Филипп II Испанский был предан памяти своего отца и, вероятно, больше интересовался искусством, чем его отец; конечно, он заказал и купил гораздо больше, и к концу его жизни коллекция насчитывала около 1500 картин и около 700 гобеленов. Он взял на себя ведущих художников Чарльза, Тициана и Леонида, и заказал знаменитую и ныне разошедшуюся серию мифологических картин, известных как поэзия, которые представляют некоторые из его лучших поздних работ. Из этих шести или семи картин только одна из основных версий оставалась в коллекции до передачи в Прадо; пять сейчас находятся в Соединенном Королевстве и один в Соединенных Штатах.
В 1561 году Филипп сделал Мадрид столицей Испании, что планировал его отец, но так и не реализовал. Он также начал сооружать массивный памятник своему отцу и другим испанским Габсбургам в Эль-Эскориале, чье здание и украшение должны были стать главным художественным проектом его правления.
.
. В июне 1561 года Филипп II основал свой двор в Мадриде, установив его в Алькасаре, который стал домом для огромного коллекция произведений искусства. Монархия продолжала использовать другие дворцы. Строительство нового дворца было начато в 1563 году, когда был заложен первый камень Эль Эскориал, объединенного монастыря и дворца в горах к северу от столицы.
В 1734 году Алькасар был уничтожен пожаром вместе со многими произведениями искусства.
Многие из лучших картин из бывшей королевской коллекции Испании хранятся в Museo del Prado, национальном художественном музее Испании. Это учреждение было открыто для публики как картинная галерея в 1819 году по инициативе королевы Марии Исабель. Будучи королевским музеем (Museo real de pinturas), Прадо был национализирован в 1868 году в результате свержения королевы Изабеллы II.
В ознаменование 200-летия Прадо Зала королевств, сохранившееся крыло дворца Буэн-Ретиро XVII века, реконструируется как часть кампуса музея. Изначально в зале хранились большие картины из королевской коллекции. Некоторые из них, например, конные портреты семьи Филиппа IV, сейчас находятся в Прадо. Хотя теоретически эти картины могут быть восстановлены на их первоначальном месте, это нарушит планировку ключевых галерей Прадо, и в настоящее время предусмотрены другие варианты использования Зала Царств.
Агентство наследия Patrimonio Nacional заботится о ряде королевских объектов в Испании и произведениях искусства в них. Новый музей в Мадриде, Музей Королевских коллекций, был построен в 21 веке на территории около Королевского дворца и Королевской оружейной палаты, чтобы демонстрируют материалы из королевских коллекций, находящиеся на попечении Patrimonio Nacional. Palacio Real содержит множество произведений искусства, включая фрески Тьеполо и уникальный набор инструментов Страдивари, известных как Stradivarius Palatinos. Когда новый музей откроется, три здания будут дополнять друг друга, что, возможно, будет сопоставимо с треугольником искусства на Пасео-дель-Прадо. Хронологические рамки нового музея относятся к периоду от Средневековья до правления Хуана Карлоса I.
. В Patrimonio Nacional есть традиция организации временных выставок, например, в 2019 году здесь открылась выставка, посвященная Альфонсо XIII <97 гуманитарное вмешательство в Первую мировую войну. Планируется регулярно менять экспонаты в новом музее.
В 1604 году большая часть вторичного королевского дворца Эль-Пардо, затем недалеко от Мадрида, был уничтожен пожаром. Многие картины были спасены, но группа важных королевских портретов Тициана и других в «Зале царей» была прикреплена к стенам в лепных рамах и не могла быть вовремя вывезена. Филипп III приказал воссоздать комнату, Хуан Пантоха де ла Крус приступил к изготовлению новых версий картин из доступных ему источников.
62>Торре-де-ла-Парада, тогда находившаяся к северу от Мадрида, была большим охотничьим домиком, основанным Карлом V и значительно расширенным Филиппом IV. Таким образом, крайняя формальность главных королевских дворцов была здесь непринужденной. Для него были написаны относительно неформальные королевские портреты Веласкеса в охотничьей одежде и псевдогероические портреты придворных гномов и шутов, а также огромная серия из 60 мифологических сюжетов Рубенса и его мастерской, из которых 40 картин и более 50 масляных набросков Рубенса сохранились (Прадо). Во время захвата в 1714 году австрийскими войсками во время войны за испанское наследство дворец был большей частью разрушен пожаром, и остался только в виде руин. Но большая часть переносного искусства уже была перевезена в другие дворцы.
Первый главный дом коллекции, Мадридский Алькасар, был полностью разрушен пожаром в 1734 году с большими потерями. Некоторые картины, такие как Las Meninas, были спасены, в этом случае вырезав их из рамы и выбросив из окна. Некоторые картины уже были установлены в Buen Retiro Palace на другой стороне центра города.
Испанские Габсбурги правили Португалией с 1581 по 1640 год (при Филиппе II - IV), и Филипп II, в частности, отдал главную Лиссабонскую резиденцию дворец Рибейра., в том числе большой потолок Тициана. Это и большая часть других произведений искусства были потеряны во время Лиссабонского землетрясения 1755 года, которое в значительной степени разрушило дворец.
Около 80 картин из бывшей королевской коллекции Испании находятся в Коллекции Веллингтона в Лондоне. Их вывезли из Испании французы, когда они были захвачены британской армией в битве при Витории. Впоследствии они были подарены Фернандо VII британскому генералу Артуру Веллесли, 1-му герцогу Веллингтонскому, и хранятся в Апсли-Хаус, лондонском доме герцогов Веллингтона, где они в основном выставлены на всеобщее обозрение. 184>