Испанская армада в Ирландии

редактировать

Испанская армада в Ирландии относится к выходу на берег на побережье Ирландии в сентябре 1588 большой части 130-сильного флота, посланного Филиппом II для вторжения в Англию.

после его поражения в морском сражении of Gravelines Армада пыталась вернуться домой через Северную Атлантику, когда она была сбита с курса сильными штормами, к западному побережью Ирландии. Перспектива высадки испанцев встревожила Дублинское правительство королевы Елизаветы I, которое предписало суровые меры для испанских захватчиков и всех ирландцев, которые могли им помочь.

До 24 кораблей Армады потерпели крушение на скалистом побережье протяженностью 500 км, от Антрим на севере до Керри на юге, и возникла угроза для Власть короны была легко побеждена. Многие из оставшихся в живых после многочисленных кораблекрушений были убиты, а остальные бежали через море в Шотландию. По оценкам, около 6000 членов флота погибли в Ирландии или у ее берегов.

Содержание

  • 1 Предыстория
  • 2 Курс домой
    • 2.1 Намеченный курс
    • 2.2 Выбранный курс
    • 2.3 Подготовка правительства
  • 3 Выход на берег
    • 3.1 Мюнстер
    • 3.2 Ольстер
    • 3.3 Коннахт
  • 4 Последствия
  • 5 Спасение
  • 6 Испанская армада в искусстве
  • 7 См. Также
  • 8 Ссылки
  • 9 Источники
  • 10 Внешние ссылки

Предыстория

Испанская армада представляла собой флот из 130 кораблей, которые вышли из Ла-Корунья в августе 1588 года под командованием герцога Медины Сидония с целью сопровождения армия из Фландрии для вторжения в Англию. Он встретил вооруженное сопротивление в Ла-Манше, когда боевой корабль у Кале сломал его строй, и был отброшен в Северное море после битвы при Гравелине.

Когда флот вошел в Северное море, 110 кораблей остались под командованием Медина-Сидония. Многие из них были повреждены стрельбой или у них заканчивались припасы, что делало их непригодными для службы в Атлантическом океане. Некоторые из них срезали якоря в полете от боевых кораблей, что серьезно ограничило их способность ориентироваться вблизи берега. Кроме того, командиры Армады допустили большую навигационную ошибку, из-за которой флот оказался слишком близко к опасным атлантическим берегам Шотландии и Ирландии.

Курс домой

Намеченный курс

После Гравелин командиры Армады провели совещание по флагману Сидонии. Некоторые предлагали курс для Норвегии, другие - для Ирландии. Адмирал сделал свой выбор, и флоту был отдан приказ:

Маршрут, выбранный Испанской армадой

Первым курсом, который нужно удерживать, будет север / северо-восток, пока вы не окажетесь под 61 градусом и половина; а затем очень остерегаться, чтобы вы не упали на остров Ирландия, опасаясь вреда, который может случиться с вами на этом берегу. Затем, отделившись от этих островов и удвоив мыс на 61 с половиной градусом, вы должны бежать на запад / юго-запад, пока не окажетесь под 58 градусами ; и оттуда на юго-запад до высоты 53 градуса ; а затем на юг / юго-запад, направляясь к мысу Финистерре, чтобы обеспечить вам вход в Гройн Ла-Корунья или в Феррол, или к любому другому порту побережья Галиции.

Флот должен был приблизиться к побережью Норвегии, прежде чем направиться к меридиану Шетландских островов и далее к Роколлу. Это позволило пройти за северную оконечность Шетландских островов, очистив побережье Шотландии на расстоянии 160 км. Выйдя в широкую Атлантику, корабли должны были направиться к точке в 645 км за устьем Шеннона на западном побережье Ирландии, открывая прямой путь к северной Испании.

взятый курс

Приказы Армады к плаванию было почти невозможно выполнить. Погода стояла непростая. Многие корабли и члены их экипажей терпели бедствие. Карты штурманов были примитивными, и их лучшая подготовка и опыт в технике точного счисления и плавания в широте далеко не соответствовали тому, что было необходимо для благополучного возвращения флота домой.

Армада не выдержал своего курса вокруг Шетландских на 61 ⁄ 2 'северной широты. Вместо этого 20 августа он благополучно прошел на юг, между Оркнейскими и Фейр-Айл, и был унесен в Атлантический океан примерно на 59 ⁄ 2 ' Н. Оттуда он должен был плыть с Норт-Уист на Гебридские острова, пока не увидел далекий островок Роколл, но снова потерпел неудачу. С 21 августа по 3 сентября дул южный ветер, вызванный антициклоном над Скандинавией, который помешал флоту двигаться с запада на юго-запад в соответствии с приказом. В одном отчете отражено разочарование мореплавателей: «Мы плыли, не зная куда, сквозь постоянные туманы, штормы и шквалы».

Карта Европы Меркатора: западное побережье Ирландии на крайнем левом углу.

Приказ о плавании был вынесен. бесполезны по погоде, но просчет позиции Армады во многом способствовал ее разрушению. Штурманам не было известно о влиянии течения на восток Гольфстрима, которое должно было препятствовать продвижению флота - возможно, на целых 30 км в день. Управляющий «Сан-Хуан-Баутиста» Маркос де Арамбуру вел журнал своего движения с конца августа, когда остальная часть флота была в пределах видимости. Из его наблюдений можно сделать вывод, что предполагаемое положение его корабля, когда он повернул к дому, было совершенно неверным, примерно в 480 км к западу: его реальное положение лежало на востоке, в опасной близости от берегов Шотландии и Ирландии. Этот единственный недостаток «сделал разницу между безопасностью и катастрофой».

Роколл, небольшой изолированный скалистый островок в северной части Атлантического океана примерно в 430 километрах (270 миль) к северо-западу от Донегола.

Через семь часов. Недели в море возможность выйти на берег и взять припасы и произвести ремонт, должно быть, приветствовалась, но плавание в этих водах требовало глубоких знаний. Опыт испанских моряков в запутанных условиях Северной Атлантики в основном ограничивался торговыми рейсами на юг и юго-запад Ирландии, и вполне вероятно, что пилоты флота предпочитали сохранять курс Сидонии, несмотря на трудности на борту своих кораблей.

Большая часть флота - 84 корабля - избегали высадки на сушу, и большинство из них вернулись домой, хотя и в разной степени бедствия. Остальные были вытеснены к побережью Ирландии - возможно, 28 - и включали несколько галеонов и множество купцов. Последние были переоборудованы для боя и сильно протекали, плавно двигаясь с сильно поврежденными мачтами и такелажем, а также с отсутствием большинства якорей. Судя по всему, корабли поддерживали связь до начала сентября, когда они были рассеяны юго-западным штормом (описанным в современном отчете ирландского правительственного чиновника как «нечто подобное, о котором давно не видели и не слышали. "). В считанные дни этот потерянный флот высадился в Ирландии.

Подготовка правительства

Главой администрации английской короны в Дублине был лорд-заместитель Уильям Фицуильям. В августе 1588 года ему были представлены достоверные сведения о том, что битва в Ла-Манше была выиграна испанцами и что вторжение в Англию должно быть завершено. Тогда стало понятно, что испанцы находятся в Атлантике и весь флот вот-вот упадет на побережье Ирландии. Степень тревоги среди англичан в Дублине была чрезвычайной, и Фицуильям распространил ложные сообщения о том, что из Англии должно прибыть подкрепление в составе 10 000 солдат.

Англичане опасались, что испанцы высадятся дисциплинированными формированиями, а ирландцы присоединятся к ним с территорий, которые были почти неподконтрольны правительству. Но вскоре в Уотерфорде и Дублине была получена надежная информация о том, что корабли беспорядочно прибывали в разрозненные места в провинциях Ольстер, Коннахт и Мюнстер, вдоль береговой линии протяженностью 300 миль (480 км). Фитцуильям приказал схватить и повесить всех испанцев без промедления; и чтобы любой, кто помогал им, был подвергнут пыткам и обвинен в предательстве короны.

Выход на берег

Мюнстер

Армада впервые вышла на берег в южной провинции Мюнстер, которая была колонизирована англичанами в 1583 году после подавления о последнем из Восстаний Десмонда. Фицуильям получил приказ из Лондона возглавить туда экспедицию, и разведка от губернатора Коннахта Ричарда Бингема вскоре подтвердила, что на западе и севере страны делались дальнейшие выходы на берег.

Томонд: Многие корабли были замечены у берегов графства Клэр : четыре в Loop Head, два из которых потерпели крушение, в том числе San Esteban (700 тонн, 264 человека) в Дунбеге и, вероятно, сильно поврежденный Сан-Маркос (790 тонн, эскадрилья Португалии, 409 человек, 33 орудия) в Лурга-Пойнт (современный Сифилд, Куилти, графство Клэр ) внутри острова Баранина. Все выжившие были казнены шерифом Клэр Боэтиусом МакКлэнси (некоторые, согласно традиции, на Холме Гэллоуз, но более вероятно, в Кнок-на-Крокайре, Спэниш-Пойнт).

Семь кораблей стояли на якоре в Скэттери-Роудс, вероятно, с пилотом, который знал побережье. Их десантный отряд был отброшен, но они все же получили некоторые припасы и смогли отремонтировать свои корабли. Один галеон, Anunciada (703 тонны, 24 орудия, 275 человек), был обстрелян и затоплен у Килруша 12 сентября, и его команда перебралась в Барко-де-Данциг, который благополучно добрался до Испании после того, как эскадра вышла из устья Шеннона 11 сентября..

Острова Бласкет: Командир одной армады, Хуан Мартинес де Рекальде, действительно имел опыт действий на ирландском побережье: в 1580 году он высадил отряд папского вторжения в полуостров Дингл, в преддверии осады Смервика, ему удалось уклониться от английской эскадры военных кораблей. В Армаде он командовал галеоном Сан-Хуан-де-Португалия (1150 тонн, 500 человек, 50 орудий) бискайской эскадры, которая вступила в бой с английским флотом в Ла-Манше и удержала Франциска Дрейк в Месть, Джон Хокинс в Победе и Мартин Фробишер в Триумфе.

После поражения у Гравелинес галеон Рекальде вел Сан-Хуан-де-Баутиста (750 тонн, 243 человека) и еще одно небольшое судно (почти наверняка шотландское рыболовное судно захвачено для помощи в навигации и прибрежных работах). Когда эти корабли приблизились к побережью Керри, наблюдатели Рекальде обнаружили гору Брэндон на полуострове Дингл и на западе высокие острова Бласкет, сложный архипелаг, усеянный рифами.

Рекальде направился к островам в поисках укрытия, катаясь по волнам через узкую пропасть на восточной оконечности острова Грейт-Бласкет. Его галеон успел успокоиться и бросил якорь на песчаном дне под отвесными скалами. Сан-Хуан-де-Баутиста и шлепок последовали вскоре. Якорная стоянка гарантировала, что единственный ветер, который мог отогнать корабли, выводил их в открытое море. Это был трудный маневр, требовавший предварительного знания береговой линии.

Рекальде проплыл через промежуток между концом Великого Бласкета и Каррейг Фхада (справа от центра), чтобы войти в звук (передний план). Наблюдатели королевской армии могли бы разделить этот вид на вершину утеса с полуострова Дингл.

Корабли Рекальде оставались в их убежищах в течение нескольких дней, а войска короны во главе с Томасом Норрисом (брат солдата, Джон Норрис ) и Эдвард Денни (муж леди Денни) прибыли в Дингл, чтобы не допустить высадки. Рекальде выслал на берег разведывательный отряд, но все восемь человек попали в плен. Однажды западный шторм заставил Португалию столкнуться с Сан-Хуан-де-Баутиста, и когда ветер стих, другой корабль, Санта-Мария-де-ла-Роса (900 тонн, 297 человек: эскадрилья Гипускоа), вошел в звук с севера и выстрелил. пистолет в качестве сигнала бедствия.

Когда прилив отступил, корабли Рекальде держали якорную стоянку в более защищенной части пролива, в то время как Санта-Мария-де-ла-Роса дрейфовала и затем просто затонула - возможно, при ударе о скалу Стромболи - один выживший, которого англичане должны допросить. Информация выжившего состояла в том, что капитан Санта-Мария-де-ла-Роса назвал пилота предателем и пронзил его мечом, когда корабль начал тонуть; он также утверждал, что принц Асколи, сын короля Испании, погиб вместе с кораблем - эта информация была ложной, но оказалась полезной пропагандой для англичан.

Еще два корабля вошли в пролив - Сан-Хуан-де-Рагуза (650 тонн, 285 человек), другой неопознанный. Сан-Хуан-де-Рагуза терпел бедствие и затонул - возможно, при ударе о риф Данбинна. Сан-Хуан-де-Баутиста попытался воспользоваться отливом и плыть на юг от пролива, но закончил тем, что лавировал на приливе, чтобы избежать многочисленных рифов, прежде чем проплыть через северо-западный проход. После тяжелой ночи команда была встревожена, снова обнаружив, что находится у устья звука. Но ветер дул с юго-востока, и 25 сентября Сан-Хуан-де-Баутиста наконец сбежал и вернулся домой в Испанию через ужасный шторм.

Три дня спустя Рекальде вывел оставшиеся корабли из-под пролива и доставил их в Испанию, где мгновенно погиб. Выжившие, попавшие под опеку Денни, были казнены в Дингле.

Fenit : Шлюп Nuestra Senora del Socorro (75 тонн) встал на якорь в Fenit, в заливе Трали на побережье Керри, где она была передана коронным офицерам. 24 человека на борту были взяты под стражу и доставлены в Замок Трали. По приказу все они были повешены на виселице.

Утесы Мохер, смотрящие на юг, в сторону Хэг-Хед.

Остров Валентия: Тринидад (800 тонн, 302 человека) потерпел крушение на побережье Десмонда - вероятно, на острове Валентия, недалеко от побережье южного Керри - хотя подробностей этого события нет.

Армада галеас, похожая на Зунига, изображенная в анонимной гринвичской карикатуре.

В Лисканнор весельный галеасс Зунига (290, Неаполь), стоящий на якоре у берега. со сломанным рулем, обнаружив брешь в скалах Мохер, которые отвесно возвышаются над морем на 220 метров. Корабль находился под наблюдением шерифа Клэр, и, когда петушиный катер был отправлен на берег в поисках припасов, испанцы подверглись нападению короны и были вынуждены отступить на свой корабль. Одного пленного взяли и отправили на допрос. Zuñiga ускользнул от побережья с попутными ветрами, остановился в Гавре и, наконец, вернулся в Неаполь в следующем году.

Ольстер

Донегол: Ла Тринидад Валенсера (1000 тонн, эскадрилья Леванта, 360 человек, 42 орудия) набрала больше воды, чем можно было выкачать. Тем не менее, когда она подошла к берегу, ей удалось спасти 264 человека с «Барка-де-Амбурго», другого корабля, затопленного в бурных водах. Тринидад бросил якорь в заливе Гленагивни, где он занял такую ​​позицию, что был отдан приказ покинуть корабль. Некоторым местным жителям платили за пользование небольшой лодкой, и в течение двух дней все 560 человек были переправлены на берег.

Замок Данлюс.

Во время семидневного перехода вглубь страны колонна выживших встретила отряд кавалерии под командованием Ричарда Ховендена и Генри Ховендена, сводных братьев Хью О'Нила, 3-го графа Тирона. После клятв о безопасности их доставки под стражу Фицуильяма - данных в присутствии графа Тирконнелла - испанцы сложили оружие. Дворяне и офицеры были разделены, а 300 простых людей были убиты. Выжившие 150 бежали через болото, оказавшись либо с Сорли Боем МакДоннеллом в Данлюсе, либо в доме Редмонда О'Галлахера, епископа Дерри, и были отправлены в Шотландию. 45 дворян и офицеров были отправлены в Дублин, но только 30 выжили, чтобы добраться до столицы, где они были отправлены в Лондон для выкупа.

Еще три корабля - неопознанные - потерпели крушение на побережье Донегала, один в Муллахдерге, один в Ринн-а-Чайслин. Третий был обнаружен в 2010 году в Бертонпорте.

Антрим: Самая большая потеря жизни было на затоплении галеаса Ла Жирона. Она пришвартовалась для ремонта своего руля в Киллибегс, где на борт были взяты 800 выживших из двух других кораблекрушений Армады - из Ла Рата Санта-Мария Энкоронада и Дукеса Санта-Ана, которые сели на мель в Донегал. «Ла Жирона» отправилась в Шотландию, но 26 октября у нее сломался руль, и она потерпела крушение у мыса Лакада, графство Антрим. Из примерно 1300 человек на борту выжили только девять.

Коннахт

Губернатор Коннахта, Ричард Бингэм, запросил подкрепление из Дублина, но его просьба была отклонена Фитцуильямом., в распоряжении которого было немного ресурсов. Прокламация сделала под страхом смерти измену для любого человека, чтобы помочь испанцам. Многие выжившие были доставлены в Голуэй со всей провинции. Во время первой волны захватов 40 дворян были зарезервированы для выкупа, а 300 человек были казнены. Позже, по приказу Фицуильяма, все невооруженные дворяне, кроме двух, также были казнены вместе с шестью голландскими мальчиками, попавшими под стражу впоследствии. Всего на побережье Коннахта было разбито 12 кораблей, и 1100 оставшихся в живых были убиты.

Залив Голуэй около графства Клэр.

Голуэй: Falcon Blanco (300 тонн, 103 человека, 16 орудий) и Консепсьон де Хуанес дель Кано Бискайский (225 человек, 18 орудий) и еще один неизвестный корабль вошел в залив Голуэй. Falcon Blanco высадился на мель в Барна, в пяти км к западу от города Голуэй, и большинство тех, кто находился на борту, добрались до берега. Консепсьон-де-Хуанес-дель-Кано высадился на мель в Карна в 30 км к западу, будучи заманенным на берег кострами группы вредителей из клана О'Флаэрти

Слайго: Три корабля вышли на мель недалеко от Стридаг-Стрэнд, в десяти милях к северу от города Слайго, 1800 человек утонули и около 100 вышли на берег. Место крушения было обнаружено в 1985 году. Среди выживших был капитан Франсиско де Куэльяр, который прекрасно рассказал о своем опыте во флоте и в бегах в Ирландии.

  • Ла Лавиа (25 орудий) был венецианским торговцем и вице-флагманом;
  • Ла Джулиана (32 орудия) был каталонским торговцем; и
  • Санта-Мария-де-Визон (де Бисчоне) (18 орудий) была рагузским торговцем.

Мэйо: В сентябре в Тайравли потерпел крушение галеон (современный <222)>Графство Мейо ). По преданию, неподалеку, недалеко от острова Кид, потерпел крушение другой корабль, но никаких записей об этом событии не сохранилось. Кроме того, Гран-Грин потерпел крушение в устье Клю-Бэй.

Среди этих кораблей, потерпевших крушение в Коннахте, был купец каррак La Rata Santa Maria Encoronada (419 человек, 35 орудий), который бежал для ирландского побережья, отчаянно нуждающегося в ремонте, вместе с четырьмя другими кораблями эскадры Леванта и четырьмя галеонами. La Rata Santa Maria Encoronada несла необычно большое количество дворян из самых древних семей Испании, главный из которых - Don, а также сына ирландского мятежника, Джеймс Фицморис Фицджеральд.

La Rata Santa Maria Encoronada была умело проходил вдоль северного побережья Майо, но не смог очистить полуостров Маллет, поэтому 7 сентября бросил якорь в Бухте Блэксод. Поднялся ветер, якоря волочились, пока корабль не вышел на берег Балликрой. Вся команда добралась до берега под руководством де Лейва, и два замка были захвачены и укреплены боеприпасами и припасами с выброшенного на берег корабля, который затем был подожжен. Сын мятежника, Морис Фицморис, погиб на борту и был брошен в море в кипарисовом сундуке.

Вскоре испанцы перебрались в другой замок, где их встретила группа выживших, приближавшихся с места крушения в Бродхейвене другого корабля, вошедшего в залив без мачт. Войско де Лейвы теперь насчитывало 600 человек, и губернатор Коннахта Ричард Бингхэм предпочел не противостоять им. Через несколько дней в бухту Блэксод вошли два корабля Армады - купец Nuestra Señora de Begoña (750 тонн, 297 человек) и транспорт Duquesa Santa Ana (900 тонн, 23 пушки, 357 человек). Де Лейва и его 600 человек взошли на борт Duquesa Santa Ana. Нуэстра Сеньора де Бегонья отплыла прямо в Сантандер, Испания, прибыв через некоторое время. Duquesa Santa Ana, однако, была несколько повреждена, и было решено плыть на север, в Шотландию. Вскоре на Дукезу Санта-Ана обрушилась штормовая погода, и она оказалась на берегу залива Лугрос в Донеголе, и все находившиеся на борту достигли берега на дружественной территории.

Де Лейва, который был серьезно ранен шпилем, разбил лагерь на берегу бухты на девять дней, пока не пришло известие о другом корабле флота, галеассе Жирона, который стоял на якоре в гавани Киллибегса, в то время как два других корабля были потеряны при попытке войти в гавань. При содействии ирландского вождя Максуини Банна Жирона была отремонтирована и отправилась в плавание в середине октября с 1300 людьми на борту, включая де Лейва. Лох-Фойл был очищен, но затем ударил шторм, и Жирона была выброшена на берег в Данлюс в современном графстве Антрим. Девять выживших были отправлены в Шотландию Сорли Боем МакДоннеллом ; 260 тел было выброшено на берег.

Дикий берег на Инишмор, самом большом из островов Аран.

Острова Аран: Два корабля были замечены у островов Аран : одному не удалось высадить вечеринки в непогоду, и что с ними стало - неизвестно.

Антрим: Самая большая гибель людей произошла при обломках галеаса Жирона на побережье Антрима после того, как она приняла на борт множество выживших с других кораблей, потерпевших крушение на побережье Коннахта. (см. Ольстер выше).

Последствия

От 17 до 24 кораблей Большой Армады были потеряны на ирландском побережье, что составило около одной трети общих потерь флота в 63 человека, с потерей около 6000 человек..

К концу сентября 1588 г. Фитцуильям смог доложить секретарю королевы, лорду Берли, что тревога Армады закончилась. Вскоре после этого он подсчитал, что в стране осталось всего около 100 выживших. В 1596 посланник Филиппа II прибыл в Ирландию, чтобы навести справки о выживших, и добился успеха только в восьми случаях.

После поражения Армады англичане послали свой собственный флот против Пиренейского полуострова, но не смогли добиться своего преимущества и вернулись с такими же потерями. В разгар англо-испанской войны испанцы высадили 3500 солдат на юге Ирландии, чтобы помочь лидеру ольстерских повстанцев Хью О'Нилу в течение девяти лет ' Война (1594 - 1603 ). Эта экспедиция также потерпела неудачу, и Испания и Англия заключили мир в 1604.

. К моменту заключения мира испанцы восстановили свое господство на море, и сокровища из Нового Света текли в их Королевскую казну по повышенная скорость. Преемник Елизаветы Яков I пренебрег своим флотом и предпочел обеспечить влияние короны в Ирландии: в 1607 лорды гэльского Ольстера бежали на континент, а Английское завоевание Ирландии было в основном завершено захватом и колонизацией их территорий на плантации Ольстера в 1610.

Спасение

Первые попытки спасения были сделанное в течение нескольких месяцев на побережье графства Клэр Джорджем Кэрью, который жаловался на "поддержание дайверов обильными глотками усекбо" [Uisce Beatha - ирландское название виски].

Сорли Бой Макдоннелл обнаружил три латунных пушки и два сундука с сокровищами из обломков Жироны.

В 1797 году некоторое количество свинца и несколько латунных пушек были подняты с обломков неизвестного корабля Армады в Муллахдерге в графстве Донегол. В двух милях южнее, в 1853 году, якорь был поднят из другого неизвестного места крушения Армады.

Испанская Армада в искусстве

Сюита Грейнуайле (1985), оркестровая трактовка жизни Ирландская морская королева Грайн О'Мэлли ирландского композитора Шон Дэйви, содержит плач об испанских высадках в Ирландии в исполнении Риты Коннолли.

Разрушение Ла Память Жироны была отмечена на иллюстрациях Армады и побережья Антрима, которые появляются на обратной стороне банкнот стерлингов, выпущенных First Trust Bank в Северной Ирландии.

The final опубликованный роман Энтони Берджесса, Бирн: Роман, в котором главный герой, как утверждается, происходит от испанских выживших, оставшихся в Ирландии.

См. Также

На Викискладе есть материалы, связанные с Испанской армадой.

Ссылки

Источники

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-09 01:32:54
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте