"Space Oddity" | ||||
---|---|---|---|---|
![]() | ||||
Сингл от Дэвида Боуи | ||||
из альбома Дэвида Боуи (Space Oddity) | ||||
B-side |
| |||
Выпущен | 11 июля 1969 года | |||
Записан | 20 июня 1969 года | |||
Studio | Trident, Лондон | |||
Жанр | Психоделический фолк | |||
Длина |
| |||
Этикетка | ||||
Автор песен (ы)) | Дэвид Боуи | |||
Продюсер (ы) | Гас Даджен | |||
Дэвид Боуи хронология синглов | ||||
| ||||
Аудио образец | ||||
"Space Oddity" | ||||
Музыкальное видео | ||||
"Space Oddity" на YouTube | ||||
"Space Oddity - песня, написанная и записанная английским певцом и автором песен Дэвидом Боуи. Впервые он был выпущен как семидюймовый сингл 11 июля 1969 года, а затем стал первым треком его второго студийного альбома David Bowie. Она стала одной из фирменных песен Боуи и одной из четырех его песен, вошедших в список 500 песен Зала славы рок-н-ролла, которые сформировали рок-н-ролл.
Вдохновлены песнями Стэнли Кубрика. фильм 2001: Космическая одиссея (1968), название которой совпадает с названием фильма, песня о запуске в космос майора Тома, вымышленного астронавта., и был освобожден в период большого интереса к космическим полетам. Миссия Соединенных Штатов Аполлон-11 будет запущена пятью днями позже и станет первой пилотируемой высадкой на Луну еще через пять дней после этого. Также были замечены тексты, высмеивающие британскую космическую программу, которая была и остается беспилотным проектом. Боуи вернулся к своему персонажу Major Tom в сингле 1980 года "Ashes to Ashes " из Scary Monsters (and Super Creeps) и сингле 1995 года "Hallo Spaceboy " "из Outside, третьего и последнего сингла с этого альбома. Кроме того, Майор Том, возможно, повлиял на музыкальное видео на "Blackstar ", выпущенное в 2015 году из последнего студийного альбома Боуи с тем же названием.
"Space Oddity" был первым синглом Боуи. диаграмма в Великобритании. Он вошел в пятерку лучших при первом выпуске и получил в 1970 году Ivor Novello Special Award за оригинальность. Его второй альбом, первоначально выпущенный как David Bowie в Великобритании, был переименован в честь переиздания трека 1972 года на RCA Records и стал известен под этим именем. В 1975 году, после переиздания в составе макси-сингла, песня стала первым синглом Боуи UK No. 1.
. В 2013 году песня вновь приобрела популярность после ее записи канадским астронавтом через 44 года после Боуи Крис Хэдфилд, который исполнил песню (с немного измененным текстом) на борту Международной космической станции, и поэтому стал первым музыкальным видео, снятым в космосе. В январе 2016 года песня вновь вошла в мировые чарты синглов после смерти Боуи, в том числе она стала первым синглом Боуи, который возглавил French Singles Chart.
Три основные студийные версии " Space Oddity "существует: ранняя версия, записанная в феврале 1969 года, альбомная версия, записанная в том же июне (отредактированная для выпуска как сингл), и перезапись 1979 года.
Ранняя студийная версия "Space Oddity" была записана 2 февраля 1969 года в Morgan Studios, Willesden, Лондон, для рекламного фильма Боуи Love You Till Monday. Боуи и его тогдашний музыкальный партнер Джон Хатчинсон разделили вокал и играли на акустических гитарах, а Боуи добавил окарину и стилофон. В состав первой студийной версии также входили Колин Вуд (орган Hammond и Mellotron ), Дэйв Клэг (бас) и Tat Meager (ударные). Эта запись стала коммерчески доступной в 1984 году в связи с запоздалым выпуском фильма на видеокассете VHS и сопровождающим его альбомом саундтреков . Впоследствии он появился на сборниках London Boy (полная версия, 4:31) и The Deram Anthology 1966–1968.
В июне 1969 года, после того, как Боуи отделился от звукозаписывающей компании Deram, его менеджер, Кеннет Питт, заключил сделку по выпуску одного альбома (с возможностью выхода еще одного или двух альбомов) с Mercury Records и его дочерней компанией в Великобритании Philips. Руководители Mercury слышали запись для прослушивания, которая включала демонстрацию "Space Oddity", записанную Боуи и Хатчинсоном весной 1969 года. Затем Боуи попытался найти продюсера. Джордж Мартин отказался от проекта, в то время как Тони Висконти понравились демо-треки с альбома, но он счел запланированный заглавный сингл "Space Oddity" "дешевым выстрелом" в надвигающаяся космическая миссия Аполлона-11. Висконти решил делегировать производство Гасу Даджену.
. Альбомная версия "Space Oddity" (5:15) была записана на Trident Studios 20 июня 1969 года (с наложениями несколькими днями позже.) и использовал собственного сессионного плеера Рика Уэйкмана (Меллотрон), который позже прославился с прогрессив-рок-группой Yes, а также Мик Уэйн (гитара), Херби Флауэрс (бас) и Терри Кокс (барабаны). Боуи пел солирующий и гармоничный вокал, играл на акустической гитаре и стилофоне. Различные редакции версии альбома были выпущены в виде синглов в Великобритании (моно, 4:33), США (моно и стерео, 3:26) и некоторых других странах. Оригинальный британский моно-сингл был включен в Re: Call 1, часть бокс-сета Five Years (1969–1973), в 2015 году.
Песня рекламировалась в рекламе Стилофон, который играет Боуи на записи и слышен на заднем плане во время вступительного куплета. Сингл не был показан BBC до тех пор, пока команда Apollo 11 благополучно не вернулась; после этого медленного старта песня достигла 5-го места в UK Singles Chart. В США он остановился на отметке 124.
Помимо названия, которое отсылает к фильму 2001: Космическая одиссея, вступление к песне представляет собой едва слышную инструментальную композицию, которая аналогичен глубокому басу в Также sprach Zarathustra, который широко используется в фильме.
2 октября 1969 года Боуи исполнил песню для эпизода Top of the Pops. Однако это было записано отдельно от основной аудитории. Спектакль был показан 9 октября на следующей неделе и повторился 16 октября. В настоящее время спектакль «отсутствует» из-за поздней политики BBC.
Запись была приурочена звукозаписывающей компанией к моменту высадки на Луну, и поэтому Боуи какое-то время считался новинкой, тем более что у него не было другого хита в течение трех лет.
Могол написал итальянские тексты к песне, и Боуи записал новый вокал в декабре 1969 года, выпустив сингл «Ragazzo solo, ragazza sola » («Одинокий мальчик, одинокая девушка») в Италии.
После переиздания сингла в 1973 году, "Space Oddity" занял 15 место в Billboard Chart и стал первым хитом Боуи в США; в Канаде он достиг 16-го места. Этот успех затем был использован для поддержки переиздания RCA в Великобритании в сентябре 1975 года, в результате чего Боуи получил его первый сингл № 1 в UK Singles Chart в ноябре того же года. Он провел две недели на вершине этого чарта.
Боуи записал урезанную акустическую версию "Space Oddity" в конце 1979 года, которая была выпущена в феврале 1980 года как B-side из "Alabama Song ". Запись 1979 года была выпущена в виде ремикса в 1992 году на Rykodisc переиздании альбома Боуи Scary Monsters (and Super Creeps), а также на Re: Call 3. часть компиляции A New Career in a New Town (1977–1982) в 2017 году.
20 июля 2009 года сингл был переиздан на цифровом EP с оригинальной британской и редактирование моно-сингла в США, последующее редактирование стерео-сингла в США и перезапись 1979 г., а также основы, которые позволяют слушателям ремикшировать песню. Этот релиз совпал с 40-летием песни и высадкой Apollo 11 на Луну.
50-летие сингла было отмечено 12 июля 2019 года выпуском на цифровых и виниловых синглах нового ремикса на песню Тони Висконти. В виниловую версию, выпущенную в бокс-сете, также входил оригинальный британский моно-сингл.
Также было несколько демо, записанных в начале 1969 года, несколько из которых с тех пор был выпущен официальный коммерческий релиз.
Раннее демо было записано примерно в конце января 1969 года. Это демо сильно отличается от альбомной версии, поскольку в качестве инструментов используются только акустическая гитара и стилофон. Вокал в этом демо был предоставлен Боуи и Хатчинсоном. Хатчинсон пел ведущий вокал секции Ground Control до тех пор, пока "... This is Major Tom to Ground Control...", а Боуи пел гармоничный вокал. Однако, когда начинается лирика, источник ведущего вокала переключается на Боуи, поскольку он продолжает обеспечивать их до конца песни. Хатчинсон играл на акустической гитаре, а Боуи - на стилофоне. Демо оставалось официально неизданным более 40 лет, пока оно не появилось в специальном издании на двух компакт-дисках альбома Дэвида Боуи 2009 года. Он дебютировал на виниле в мае 2019 года на бокс-сете под названием Clareville Grove Demos.
Две еще более ранние демо "Space Oddity", включая фрагмент, который может быть первой записанной демо песни, были выпущены для Впервые в апреле 2019 года на виниловом бокс-сете Spying Through a Keyhole.
Боуи и Хатчинсон записали еще одну демо-версию примерно в середине апреля 1969 года. Эта запись появилась с отредактированными: в качестве вступительного трека на бокс-сете 1989 года Sound + Vision. (Компиляция также впервые появилась на компакт-диске с B-стороной оригинального сингла "Space Oddity", "Wild Eyed Boy from Freecloud ".) Он был выпущен в неотредактированной форме на виниловом альбоме под названием Демо 'Mercury', июнь 2019 года.
Все эти демо-записи и еще одна, ранее не выпускавшаяся демо песни были включены в коробочный набор из 5 компакт-дисков Conversation Piece, выпущен в ноябре 2019 года.
Публикация | Страна | Награда | Год | Ранг |
---|---|---|---|---|
Зал славы рок-н-ролла | США | "Песни, которые сформировали рок-н-ролл " | 2004 | * |
VH1 | США | «100 величайших рок-песен» | 2000 | 60 |
Вилы | США | «200 лучших песен 1960-х» | 2016 | 48 |
NME | Соединенное Королевство | «Величайшие синглы №1 в истории» | 2012 | 26 |
Канал 4 и The Guardian | Соединенное Королевство | "Th e Top 100 British Number 1 Singles " | 1997 | 27 |
(*) обозначает неупорядоченные списки.
6 февраля 1969 года было снято и позже появилось видео на оригинальную версию песни. в фильме Люблю тебя до вторника.
В декабре 1972 года Мик Рок снял видео, на котором Боуи имитирует запись песни в июне 1969 года во время сессий для Aladdin Sane. Получившееся музыкальное видео было использовано для продвижения американского переиздания сингла "Space Oddity" 1973 года на RCA.
Промо-видео версии 1979 года дебютировало в Великобритании на канале Кенни Эверетта. Новогоднее шоу 31 декабря 1979 года. Музыкальное видео, снятое в следующем году на "Ashes to Ashes ", использовало многие из тех же сетов, укрепляя связь между двумя песнями. (Оба видео были сняты Боуи и Дэвидом Маллетом.)
Все песни написаны Дэвидом Боуи.
|
Диск 1
Диск 2
|
Кредиты относятся к оригинальному релизу 1969 года:
Musical
Технический
Еженедельные диаграммы
| Графики на конец года
Сертификаты
|
В мае 2013 года канадский астронавт Крис Хэдфилд, командир Международной космической станции, записали на космическую станцию видео с песней, которое стало вирусным и вызвало большой резонанс в СМИ. Лирика была несколько изменена; вместо того, чтобы потерять связь с наземным управлением и, по-видимому, потеряться в результате в космосе, майор Том успешно получает приказ приземлиться и делает это безопасно, отражая неминуемое возвращение Хэдфилда с его последней миссии на Станции. Хэдфилд объявил о видео в своем аккаунте Twitter, написав: «С уважением к гению Дэвида Боуи, вот Space Oddity, записанный на Station. Последний взгляд на мир». Боуи также поблагодарили в финальных титрах. Это было первое музыкальное видео, снятое в космосе. Команда Боуи в социальных сетях отреагировала на видео, написав в Твиттере Хэдфилду: «Hallo Spaceboy...» и позже назвала обложку «возможно, самой острой версией песни из когда-либо созданных». Выступление было предметом статьи Гленна Флейшмана в The Economist от 22 мая 2013 года, в которой анализировались юридические последствия публичного исполнения музыкального произведения, защищенного авторским правом, на земной орбите. Это единственная песня Боуи, на которую Боуи не владел авторскими правами. Издатель Боуи предоставил Хэдфилду лицензию на песню только на один год. В связи с истечением годовой лицензии официальное видео было отключено 13 мая 2014 года, несмотря на явное желание Боуи, чтобы издатель бесплатно предоставил Хэдфилду лицензию на запись песни и производство видео. После периода переговоров 2 ноября 2014 года видео было восстановлено на YouTube с действующим двухлетним лицензионным соглашением.