Сойот

редактировать
Сойот. сойоты
Расположение Окинского района (Бурятия).svg Окинский район Бурятии
Регионы со значительной численностью населения
Россия 3608
Языки
Бурятский язык
Религия
Тибетский буддизм
Родственные этнические группы
Буряты, тувинцы

сойоты проживают преимущественно в Приокском районе в Окинском районе в Республике Бурятия, Россия.. По данным переписи 2010, в России насчитывалось 3608 сойотов. Их вымерший язык был тюркского типа и в основном похож на тувинский. Их язык был реконструирован и издан учебник. В настоящее время язык преподается в некоторых школах Оки. Река Ока, крупнейшая река, стекающая с Западных Саян в Ангару, у сойотов бассейна Оки называется Ок-хем, что означает «река-стрела».

Они живут рассредоточенно среди Буряты и теперь говорят на бурятском языке.

Содержание

  • 1 Исторический контекст
  • 2 Оленеводство
  • 3 Коллективизация в Союзе
  • 4 Рассказы Оссендовского о посещении сойотов в 1920-е годы
  • 5 Рассадин и сойот как языки, находящиеся под угрозой исчезновения
  • 6 Шаманизм
  • 7 Внешние ссылки
  • 8 См. также
  • 9 Источники

Исторический контекст

По словам Ларисы Р. Павлинская, русский этнограф из г. -Петербург, Россия: «Предки сойотов (и близкородственных Тофа, Тожу и Духа ) были протосамодийскими охотниками-охотниками. собиратели, прибывшие в Восточный Саян из Западной Сибири в конце третьего тысячелетия до нашей эры - начале второго тысячелетия до нашей эры ».

В 1726 году буряты Тункинской долины говорили о народе, который себя идентифицировал как сойот. а кого буряты звали Косогол Урянгхай. В то время сойоты пасли оленей в верховьях реки Иркут, реки в Республике Бурятия и Иркутской области в России до Озеро Хубсугул, Монголия. Примерно 350–400 лет назад сойоты переселились в Бурятию из района озера Хубсугул. Традиционный образ жизни сойотов, как и других представителей таежной группы, характеризовался оленеводством и охотой, но к 2009 году большинство людей проживало в селах.

В 1940 году Окинский район был определен как аймак и официально признал всех жителей Окинского района бурятами. Сойоты утратили свою официальную идентичность как этническая группа до 2000 года.

Оленеводство

Петри Бернхард Эдуардович (1884-1937), профессор этнологии Иркутского университета, член Британского антропологического общества при Государственной академии СССР по истории материальной культуры и действительный член Американской антропологической ассоциации проводил исследования с коренными народами Сибири. В 1926 году Петри возглавил первую антропологическую экспедицию в сойотский оленеводческий регион. Петри описал сложный период в российской истории, заявив, что сойотское оленеводство было «умирающей отраслью экономики». «После гражданской войны Петри участвовал в« планировании изменений в экономической жизни меньшинств в регионах Большого Алтае-Саяна и Бурятии, включая кочевых оленеводов тунгусов (эвенков), сойотов и тофаларов ». обвинен в «шпионаже в пользу британских и немецких спецслужб и в антисоветской деятельности, в частности в установлении контактов с националистически настроенными представителями бурятского народа, так называемыми панмонголами» и казнен в Иркутске в 1937 году. Павлинская утверждала, что «более позднее исследование а данные, собранные у сойотских старейшин, показывают, что пастушьи традиции легко преодолели трудности периода и продолжались до середины 20 века, когда вмешалось правительство ».

(1926–2008), русский этнограф, археолог, историк и исследователь народов Сибири и Средней Азии, профессор Института этнологии и антропологии РАН в Москве, предпринял экспедиции для изучения оленеводы, включая сойотов, опубликовали ряд работ по этой теме. Вайнштейн утверждал, что Саянское оленеводство «является древнейшей формой оленеводства и связано с самым ранним одомашниванием оленей самодийским таежным населением Саян на рубеже первого тысячелетия нашей эры. Саянский регион был очевидно происхождение хозяйственного и культурного комплекса оленеводов-пастухов, который мы сейчас наблюдаем среди различных групп эвенков и народов Саян ». Саянские этнические группы до сих пор живут почти исключительно в районе гор Восточного Саяна.

В 2000 году оленеводы Монголии и России работали над совместными усилиями по восстановлению оленеводства.

предположил Пламли. что сойот Окинского района Бурятии, тофалар Иркутской области, тувинцы тожу Республики Тыва в России, и духа из провинции Хубсугул Монголии, которые являются «оленеводческой средой» в Средней Азии, вполне возможно, «вели торговлю, браки и родство на всей территории Саян.. "

Хотя лингвисты могут расходиться во мнениях относительно характера различий между этими народами, факт остается фактом: их лингвистические корни имеют тюркское происхождение, что их экологическая среда обитания и олени, которых они разводили кочевым образом, по существу одинаковы. Поскольку ширина этого региона Саян и Хубсугула в Монголии составляет менее 800 километров, а территория годового ареала оленьих стад может достигать нескольких сотен километров, вполне возможно, что эти люди торгуют, вступают в брак и связаны между собой по всей широте и ширине Саян - и что их языки и происхождение тесно связаны со старым тувинским языком и, возможно, с исконным наследием.

— Plumley 2000

Коллективизация в Союзе

Оседлый образ жизни сойотов
Хувсгул.jpg Озеро Хубсугул (внизу в центре, Монголия), Байкал и Саяны
Сойот находится в России Сойот
МестоположениеБурятия, Сибирь
Координаты 52 ° 31'N 99 ° 49'E / 52,517 ° N 99,817 ° E / 52,517; 99,817 Координаты : 52 ° 31'N 99 ° 49'E / 52,517 ° N 99,817 ° E / 52,517; 99.817

В период коллективизации в Советском Союзе, проводившейся при Сталине между 1928 и 1940 годами, сойоты и другие жители Сибири были вынуждены вести оседлый образ жизни с социалистическими предприятиями, заменяющими оленеводство. Сойотов переселили в Сорок, Хургу, Боксон и Орлик, административный центр Окинского района. Многие были переведены на животноводческие фермы и перешли на бурятское земледелие.

Рассказы Оссендовского о посещении сойотов в 1920-е годы

В 1920 году доктор Оссендовский путешествовал из Красноярска, на реке Енисей, через земли Сойот

Река Ока - приток Ангары. В начале 1920-х годов доктор Фердинанд Оссендовский, ученый и писатель, путешествовал по традиционным землям сойотов во время русской революции и опубликовал книгу под названием «Звери, люди и боги в мире». который он описал свои переживания. В 1920 году Оссендовский чудом избежал ареста Красной Армии, окружившей его дом в сибирском городе Красноярске на берегу Енисея. Он сбежал в лес и некоторое время жил в тайге на берегу Енисея. Он и его товарищи последовали за реками Туба и Амил до Саян, где начинается Урианхай, северная часть Монголии. Урианхай находится в верховьях Енисея.

Через три дня мы пересекли северный хребет Саянской цепи, перешли пограничную реку Альгиак и после этого дня оказались за границей на территории Урианхай. Эта чудесная земля, богатая самыми разнообразными формами природных богатств, населена ветвью монголов, которой сейчас всего шестьдесят тысяч, и которая постепенно вымирает, говоря на языке, совершенно отличном от любого из других диалектов этого народа и придерживаясь своим жизненным идеалом принципа «Вечного мира». Урианхай давно стал ареной административных покушений со стороны русских, монголов и китайцев, каждый из которых претендовал на суверенитет над регионом, несчастные жители которого, сойоты, должны были платить дань всем этим трем властителям.

— Ossendowski 1922

Сойоты помогли Оссендовскому и его товарищам бежать. Он оценил их гостеприимство.

Жители Урианхай, сойоты, гордятся тем, что они истинные буддисты и сохраняют чистое учение святого Рамы и глубокую мудрость Саккиа-Муни. Они вечные враги войны и пролития крови. Еще в тринадцатом веке они предпочли покинуть родную землю и укрыться на севере, нежели сражаться или стать частью империи кровавого завоевателя Чингиз-хана, который хотел пополнить свои силы этими замечательными всадниками и умелыми лучники. Таким образом, трижды в своей истории они шли на север, чтобы избежать борьбы, и теперь никто не может сказать, что на руках сойотов когда-либо была человеческая кровь. С их миролюбием они боролись против зла войны. Даже суровые китайские администраторы не могли применять здесь, в этой мирной стране, в полной мере свои неумолимые законы. Так же поступили сойоты, когда обезумевший от крови и преступлений русский народ занес на их землю эту заразу. Они избегали упорно встреч и встреч с красными войсками и партизанами, треккинг прочь с их семьями и скотом на юг, в отдаленных княжеств Кемчика и Soldjak. Восточная ветвь этого потока эмиграции проходила через долину Бурет-Хей, где мы постоянно опережали их группы с их скотом и стадами.

— Ossendowski 1922

Находясь в Урянхае, Оссендовский встретил Та Ламу, принца Солджака. и первосвященник буддийского храма, жена которого имела красные глаза. После того, как он вылечил ее глаза, принц «приказал одному из сойотов направить их отряд к Косоголу» озеру Хубсугул. Это было недалеко от гор Танну-Ола.

Их сойотский проводник провел их через Уланскую тайгу и Долину Дархад, где они встретили сойотских пастухов, быстро перегоняющих свой скот через Даркхатская равнина на северо-западе в Оргарха Ола. Они сообщили нам очень неприятную новость. Они бежали от большевиков из Иркутской области, которые пересекли границу с Монголией и захватили русскую колонию в Хатиле на южном берегу озера Косогол, и продолжали свое продвижение.

Норвежская научная экспедиция под руководством Оржана Олсена Х. Принц, Андерс К. Олсен, Фриц Йенсен (Норвегия) и Я. Э. Густчин (Россия) в начале 1910-х годов предоставляют информацию об обычаях этих людей до того, как они полностью ассимилировались с бурятами. Собранные этими учеными этнографические данные и фотографии были опубликованы Ольсеном в книге «Et primitivt folk de mongolske rennomader» (Cappeln, 1915). Есть испанское издание: «Los soyotos, un pueblo primitivo. Nómadas mongoles pastores de renos» (Кальпе, Мадрид, 1921). При всех своих недостатках (книга испорчена евроцентризмом своего времени), это, вероятно, лучшее исследование этих изолированных людей до того, как они адаптировались к более широкой бурятской культуре. Он включает в себя краткий список сойотских слов, несколько десятков фотографий и удачно сохранившуюся историю сойотского шаманского рассказа о гадании, а также подробное описание как шаманских, так и ламаистских ритуалов среди этих людей (и буддизм, и местный анимизм в то время синкретически сосуществовали экспедиции).

Рассадин и сойот как язык, находящийся под угрозой исчезновения

Согласно Валентину Рассадину, сойоты свободно говорили на своем родном языке в 1920-е годы (Рассадин 1996: 10-22). Многие сойоты женились на более крупной культуре - бурятах. К 1996 году язык был почти утерян (Рассадин 1996: 10-22).

Шаманизм

Среди различных сойотских культур центральные группы сойотов, держащие крупный рогатый скот и лошадей, показывают Халха. - Монгольские феномены по своему шаманизму, шаманизму западных сойотов, проживающих в степи, сходны с таковым у алтайских тюркских народов. Шаманская история повествует о контактах между сойотами и абаканскими тюрками в мифической форме. Карагасские и восточные (оленеводческие, горные) сойоты имеют много общего в своей культуре и шаманизме. Именно эти две культуры представили некоторые этнические особенности, феномены, отсутствующие у соседних тюркских народов. В сойотской шаманской песне имитируются звуки птиц и волков, которые представляют духов-помощников шамана. По словам Рассадина, бурятские буддийские ламы пытались положить конец сойотскому шаманизму (Рассадин 1996: 10-22).

В 2000 году был изменен Народный хурал (Великое собрание) Республики Бурятия. название Окинского района в Сойотский национальный аймак по поручению правительства Окинского района. В 2000 году постановлением Правительства РФ сойотам удалось восстановить свое имя и самобытность как одного из официально признанных коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Внешние ссылки

См. Также

Литература

Последняя правка сделана 2021-06-09 01:08:50
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте