История евреев в Советском Союзе

редактировать

История евреев в Советском Союзе неразрывно связана с гораздо более ранними экспансионистская политика Российской Империи, завоевавшей и управлявшей восточной половиной европейского континента еще до большевистской революции 1917 года. «На протяжении двух столетий - писал Цви Гительман - миллионы евреев жили под одним образованием, Российской Империей и [его государством-преемником] СССР. Теперь они попали под юрисдикцию пятнадцати государств., некоторые из которых никогда не существовали, а другие прекратили свое существование в 1939 году ». До революций 1989 года, которые привели к окончанию коммунистического правления в Центральной и Восточной Европе, ряд этих ныне суверенных стран составляли составные республики Советского Союза.

Содержание

  • 1 Армения
  • 2 Азербайджан
  • 3 Беларусь
  • 4 Эстония
  • 5 Грузия
  • 6 Украина
  • 7 См. Также
    • 7.1 Аспекты еврейской истории, характерные для советской эпохи
    • 7.2 Постсоветский Союз
    • 7.3 Досоветский Союз
  • 8 Сноски
  • 9 Ссылки
  • 10 Дополнительная литература
  • 11 Внешние ссылки

Армения

История евреев в Армения насчитывает более 2000 лет. После того, как Восточная Армения перешла под власть России в начале 19 века, евреи начали прибывать из Польши и Ирана, создавая ашкеназские и мизрахи общины. в Ереване. Больше евреев перебралось в Армению в период ее существования советской республики, обнаружив больше терпимости в этом районе, чем в России или Украине. После Второй мировой войны еврейское население выросло примерно до 5000 человек. Однако с распадом Советского Союза многие уехали из-за неадекватных услуг, и сегодня еврейское население страны сократилось до 750. Несмотря на небольшую численность, высокий уровень смешанных браков и относительную изоляцию, большая часть энтузиазм существует, чтобы помочь сообществу удовлетворить его потребности. В настоящее время в Армении проживает около 100 евреев, в основном в столице Ереване. В основном это ашкенази происхождение, а некоторые - мизрахи грузинские евреи.

Азербайджан

горские евреи Кубинского района, Азербайджан, 1932 г.

История евреев в Азербайджане (иудео-тат : çuhuro / жугьуро / ז'אוּהאוּרו; идиш : אַזערבייַדזאַניש יִידן; азербайджанский : cuhudlar, yəhudilər; русский : Азербайджанские евреи) восходит к поздней античности. Исторически евреи в Азербайджане были представлены различными подгруппами, в основном горскими евреями, евреями-ашкеназами и грузинскими евреями. После советизации вся сионизм деятельность, в том числе культурного характера, которая велась на иврите, была запрещена. В начале 1920-х годов несколько сотен горских еврейских семей из Азербайджана и Дагестана уехали в Палестину и поселились в Тель-Авиве. Следующая алия произошла только в 1970-х годах, после снятия запрета на иммиграцию евреев в Израиль (см. Отказник ). В период с 1972 по 1978 год из Азербайджана в Израиль выехало около 3000 человек. 1970 год стал демографическим пиком для азербайджанских евреев после Второй мировой войны ; согласно переписи, в тот год в Азербайджане проживало 41 288 евреев.

Многие еврейские эмигранты из Азербайджана поселились в Тель-Авиве и Хайфе. В Нью-Йорке и Торонто проживают относительно большие общины горских евреев-эмигрантов из Азербайджана. Подобно многим иммигрантским общинам царской и советской эпох в Азербайджане, евреи-ашкенази лингвистически русифицированы. Большинство евреев-ашкенази говорят на русском как на своем родном языке, а иногда на азербайджанском как на втором языке. Число говорящих на идиш неизвестно.

Беларусь

Евреи в Минске, 1941

Евреи в Беларуси, тогда известные как Белорусская ССР, были третьей по величине этнической группой в стране в первой половине 20-х гг. век. Перед Второй мировой войной евреи были третьими среди этнических групп в Беларуси и составляли более 40% населения в городах и поселках. Население таких городов, как Минск, Пинск, Могилев, Бобруйск, Витебск, Гомель был более чем на 50% евреем. В 1897 г. в Беларуси проживало 724 548 евреев, или 13,6% всего населения. Около 800 000 евреев - 90% еврейского населения - были убиты в Беларуси во время Холокоста. По переписи 2009 года в Беларуси проживало 12 926 евреев (0,1% населения). Еврейское агентство оценивает общину евреев в Беларуси в 70 000 человек. Марк Шагал, Менделе Мохер Сфорим, Хаим Вейцман и Менахем Бегин родились в Беларуси. К концу XIX века многие белорусские евреи были частью общего бегства евреев из Восточной Европы в Новый Свет из-за конфликтов и погромов, охвативших Российскую Империю. и антисемитизм русских царей. Миллионы евреев, в том числе десятки тысяч евреев из Беларуси, эмигрировали в Соединенные Штаты Америки и Южную Африку. Небольшое количество также эмигрировало в британский мандат в Палестине. В первые годы советской оккупации Беларуси евреи смогли получить в стране руководящие должности. Во время Второй мировой войны зверства против еврейского населения в захваченных немцами районах начались почти сразу с отправки айнзатцгрупп (целевых групп), чтобы собрать евреев и расстрелять их.

Во второй половине 20-го века была большая волна белорусских евреев, иммигрировавших в Израиль (см. Алия из Советского Союза в 1970-х ), а также в США. В 1979 г. в Беларуси было 135 400 евреев; десять лет спустя их осталось 112 тысяч. Распад Советского Союза и независимость Беларуси привели к тому, что большая часть общины, наряду с большинством еврейского населения бывшего Советского Союза, уехала в Израиль (см. иммиграция из России в Израиль в 1990-е годы ), когда большая часть еврейское население бывшего Советского Союза уехало в Израиль. По данным переписи 1999 года, в стране осталось всего 29 000 евреев. Однако местные еврейские организации оценивают это число в 50 000, а Еврейское агентство считает, что их 70 000. Около половины евреев страны проживают в Минске. Несмотря на антисемитскую политику правительства, были созданы национальные еврейские организации, местные культурные группы, религиозные школы, благотворительные организации и организации для ветеранов войны и выживших в Холокосте. После массовой иммиграции 1990-х годов в Израиль продолжалась иммиграция. В 2002 году 974 белоруса переехали в Израиль, а в период с 2003 по 2005 год их примеру последовали 4854.

Эстония

История евреев в Эстонской ССР начинается с отдельных сообщений. евреев на территории нынешней Эстонии еще с 14 века. Однако процесс постоянного еврейского поселения в Эстонии начался в 19 веке, особенно после того, как в 1865 году им было предоставлено официальное право въезда в регион по статуту русского царя Александра II. Это позволило так называемым еврейским «николаевским солдатам» (часто бывшим кантонистам ) и их потомкам, купцам Первой гильдии, ремесленникам и евреям с высшим образованием селиться в Эстонии и других частях Российской империи за пределами их черты оседлости. «Николаевские солдаты» и их потомки, а также ремесленники были в основном теми, кто основал первые еврейские общины в Эстонии. Конгрегация Таллинн, самая большая в Эстонии, была основана в 1830 году. Конгрегация Тарту была основана в 1866 году, когда здесь поселились первые пятьдесят семей. Были построены синагоги, самые большие из которых были построены в Таллинне в 1883 году и в Тарту в 1901 году. Обе они впоследствии были уничтожены пожаром во время Второй мировой войны.

Жизнь небольшой еврейской общины в Эстонии была нарушена в 1940 г. советской оккупацией Эстонии. Культурная автономия вместе со всеми ее учреждениями была ликвидирована в июле 1940 года. В июле и августе того же года все организации, ассоциации, общества и корпорации были закрыты. Еврейские предприятия были национализированы. Относительно большое количество евреев (350–450, около 10% от общего еврейского населения) были депортированы в лагеря для военнопленных в России 14 июня 1941 года советскими властями. Во время Второй мировой войны более 75% еврейской общины Эстонии, зная о судьбе, которая их ожидала в противном случае, сумели бежать в Советский Союз; практически все остальные (от 950 до 1000 мужчин, женщин и детей) были убиты к концу 1941 года. Четыре эстонца, несущие наибольшую ответственность за убийства в Калеви-Лийва, были обвинены на судебных процессах по военным преступлениям в 1961 году.. Двое позже были казнены; остальные избежали приговора, отправившись в ссылку. С 1944 по 1988 год в еврейской общине Эстонии не было организаций, ассоциаций или клубов. В марте 1988 года, когда начался процесс восстановления независимости Эстонии, в Таллинне было создано Еврейское культурное общество. Он был первым в своем роде в позднем Советском Союзе. В отличие от других частей Советского Союза, проблем с регистрацией общества или его символов не было. Общество начало с организации концертов и лекций. Вскоре встал вопрос об основании еврейской школы. Первоначально в 1989 году была открыта воскресная школа. Таллиннская еврейская гимназия на улице Кару использовалась профессиональным училищем. В 1990 году была открыта еврейская школа с 1 по 9 классы.

Грузия

Шечита, Шалом Кобошвили, 1940

Грузинские евреи (грузин : ქართველი ებრაელები) происходят из Грузии, на Кавказе. Грузинские евреи - одна из старейших общин Грузии, их миграция в страну началась во время вавилонского плена в 6 веке до нашей эры. В 1801 году Российская империя аннексировала Восточную Грузию. В начале XIX века ашкенази русские евреи были вынуждены переселиться в Грузию правительством России. Евреи-ашкенази и грузинские евреи начали устанавливать контакты друг с другом, но отношения были натянутыми. Грузинские евреи считали ашкеназов безбожниками и светскими, а ашкенази смотрели на грузинских евреев свысока. Сионизм был объединяющим фактором для двух групп. Начиная с 1863 г., группы евреев начали совершать алию, в основном по религиозным причинам. Красная Армия вторглась в Грузию в феврале 1921 года, вызвав массовый исход из региона.

Первоначально Советы позволяли евреям сохранять свои религиозные обычаи, но после грузинского восстания в 1924 году большевистское правительство прекратило всю сионистскую деятельность, ввело экономические ограничения и в целом дискриминировало Еврейская община. В результате многие еврейские предприятия обанкротились, и 200 семей обратились за выездной визой. Только 18 человек получили разрешение на выезд. В середине 1920-х годов Советы сосредоточились на индустриализации и секуляризации евреев Грузии. Массовое число евреев заставляли работать на фабриках или присоединяться к ремесленным кооперативам и колхозам. В 1927–1928 годах ОЗЕТ, организация по расселению еврейских рабочих на фермах, учредила ряд еврейских колхозов. Эти небольшие однородные общины превратились в изолированные еврейские общины, в которых еврейское обучение продолжалось. Осознавая это, коммунисты в 1930-х годах распустили общины, рассредоточив евреев по разным фермам и разрушив еврейскую общинную жизнь. Положение еврейской общины Грузии резко улучшилось в связи с окончанием советской оккупации.

Украина

Украинское Еврейство пережило как периоды дискриминации, так и времена развития и успеха. Евреи жили на Украине еще до нашей эры, где они работали с греческими торговцами у Черного моря. Их население действительно увеличилось в 13 веке за счет миграции евреев, в частности, из Рейнской области. Многие евреи в этот период работали ремесленниками и торговцами, но наибольший доход приносила система аренды. Евреи были поставлены во главе арен и получили право собирать налоги, а также право производить и продавать алкоголь. Эта система позволила евреям добиться успеха и помогла их населению увеличиться. К концу XIX века евреи, по сравнению с украинцами, были более сконцентрированы в городских условиях.

Львовский погром, 1941

Начало XX века принесло с собой серию погромов Это привело к убийству сотен тысяч евреев. Большое количество погромов было совершено украинскими националистическими военными и промышленными рабочими-мигрантами. Между 1918 и 1919 годами на Украине произошло более 1200 погромов, которые были вызваны верой в то, что евреи были нелояльны царю и были сторонниками большевиков. Ходили слухи, что Александр III дал людям право нападать на евреев из-за убийства Александра II. К моменту окончания погромов было убито 30 000 евреев, 500 000 евреев остались без крова, а в общей сложности 150 000 умерли от болезней и ран.

Всего 30 лет спустя евреи были снова был убит во время Холокоста, когда нацисты оккупировали Украину. Во время войны в общей сложности было убито 1,5 миллиона украинских евреев, а до войны осталось только 40% еврейского населения. В 1939 году, когда Западная Украина была захвачена Германией, евреев поместили в гетто, а затем отправили в лагеря смерти, где они были убиты. Кроме того, айнзацгруппы, мобильные боевые отряды, были ответственны за массовое убийство до миллиона украинских евреев. С другой стороны, евреи, проживающие на территориях, аннексированных СССР, не вступали в контакт с нацистами, но они были вынуждены пройти советизацию.

после зверств второй мировая война, на Украине было много антисемитского насилия. Однако после периода, известного как гласность, мнение евреев стало более позитивным, поскольку они осознали необходимость перемен. Количество евреев в Украине резко сократилось с конца 20 века. Перепись 2001 года показала, что с 1989 года Украину покинули 380 000 евреев, что составляло всего еврейского населения.

См. Также

Аспекты еврейской истории, характерные для советской эпохи

Постсоветский Союз

Досоветский Союз

Сноски

Ссылки

  • Шнеер, Давид (2004). Идиш и создание советской еврейской культуры 1918–1930 гг. Нью-Йорк, Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521826303. OCLC 52418128.
  • Гительман, Цви (2001). Век амбивалентности: евреи России и Советского Союза с 1881 года по настоящее время. Издательство Индианского университета. ISBN 0253214181.

Дополнительная литература

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-23 03:02:06
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте