Южный народ ндебеле

редактировать

Ндебеле
Ndebele-women-loopspruit.jpg Женщины из культурной деревни Лупспруит, недалеко от Бронкхорстспруит, перед Традиционно окрашенное жилище ндебеле.
Общая численность населения
1,1 миллиона (перепись 2011 года)
Районы со численностью населения
Мпумаланга, Гаутенг и Лимпопо провинция. в Южной Африки
Языки
язык южного ндебеле
Религия
христианин, анимист
Родственные этнические группы
хлуби, свази, другие народы нгуни. (особенно северный ндебеле и зулу )
южный ндебеле
человекиндебеле
Людиамандебеле
Языкисиндебеле севула

южноафриканские ндебеле - этническая группа нгуни коренная Южная Африка, говорящие на южном ндебеле, который отличается от зимбабвийского языка ндебеле.

Несмотря на то же самое имя, их не следует путать с (Мзиликази ) народом северного ндебеле современного Зимбабве, отколовшимся от народа зулу, с которым они вступили в контакт только после Мфекане. Люди северного ндебеле говорят на языке ндебеле. Клан Мзиликази Хумало (позже названный ндебеле) имеет другую историю (см. язык зимбабвийских ндебеле ), и их язык больше похож на зулусский и коса. Южные ндебеле в основном населяют провинции Мпумаланга, Гаутенг и Лимпопо, все из которых находятся на северо-востоке страны.

Содержание
  • 1
    • 1.1 Предыстория
    • 1.2 Среди хлуби
    • 1.3 Миграция к северу от реки Ваал
    • 1.4 Конфликт Манала-Ндзундза
    • 1.5 Раскол после ндебеле
    • 1.6 Мзиликази и Мфекане
    • 1.7 Республика Трансвааль
    • 1.8 Мапочская война 1882–1883 ​​гг.
    • 1.9 Квандебеле Бантустан
  • 2 Социальная и культурная жизнь
    • 2.1 Внутренние политические и социальные структуры
  • 3 Личное украшение
  • 4 Искусство
  • 5 Особые случаи
    • 5.1 Посвящение
  • 6 Ухаживание и брак
  • 7 Короли ндебеле
    • 7.1 Легендарный.
    • 7.2 Полуисторический.
      • 7.2.1 Раскол народ ндебеле.
    • 7.3 Исторический.
  • 8 Известный южный ндебеле
  • 9 Ссылки
  • 10 Дополнительная литература
  • 11 Внешние ссылки
  • 12 См. также
История

Предыстория

История народа ндебеле началась с переселений банту к югу от района Великих озер в Восточной Африке. Говорящие на банту народы переселились через реку Лимпопо в современную Южную Африку и со временем ассимилировали и завоевали коренные народы сан в северо-восточных регионах Южной Африки. Во время краха Королевства Зимбабве в 1450 году к югу от реки Лимпопо возникли две основные группы: Нгуни, которые заняли восточные прибрежные равнины и сото-тсвана, жившие на внутреннем плато. Между 1400-ми и началом 1800-х годов группы разделились на более мелкие отдельные культуры и людей. Ндебеле были именно таким народом.

Среди Хлуби

Вождь Ндебеле жил со своим народом на территории Бхака и Хлуби к югу от Дракенсбергских гор они, которые назвали «хахламба». Столичное поселение на этой территории называлось элундини . Вождь Ндебеле отделился от более крупной группы Нгуни и установил свою власть над своим народом, который взял его имя как название своей нации.

Джононо, правнук Ндебеле двинулся на севере со своим народом и поселился в районе к северо-востоку от современного Ледисмит в горах, окружающих устье реки. который находится примерно в 30 км к северо-востоку от Ледисмит и считается местом захоронения Джононо.

Джононо стал преемником как «Нгвеньяма», что титулом короля ндебеле, его старшим сыном Нанаси, который, как гласит легенда, стал устойчивым ко всем ядам. Одна из легенд о том, как Нанаси ел ядовитые фрукты на вершине ближайшего холма и обнаружил, что остался невредимым. Сегодня предполагаемое место называется «Бутисвини» от слова «ubuthi esiswini», что примерно означает «отравленный желудок». Устная традиция не говорит нам, почему Нанаси вообще ел ядовитые фрукты.

Миграция к северу от реки Ваал

Нанаси умер, не оставив потомства, и его брат Мафана стал его преемником как Нгвеньяма. Говорят, что Мафана жила в середине 1500-х годов. Мафана переселил свой народ со своих земель около Ледисмита, двигаясь в северо-западном направлении, пересекая сначала Драконовы горы, а предпринял попытку пересечь реку Ваал. Он потерпел неудачу и утонул в реке вместе с другими.

После смерти своего отца Мафаны, Мхланга вступил на трон и взял свой народ через реку Ваал, путешествуя в северо-западном направлении, наконец поселившись в районе современного дня Рандфонтейн. Мхланга основал новую столицу, которая позже была названа эМлхангени, что означает место Мхланги, и там он оставался с ндебеле до своей смерти.

Муси, сын Мхланги, стал преемником своего отца как Нгвеньяма из народа ндебеле. Находясь в Эмлхангени, Муси обнаружил, что местность становится все более враждебной со стороны племен сото-тсвана на западе, которые недовольны тем, что нгуни-ндебеле поселились так близко к их границам. В конечном итоге из-за конкуренции ресурсов Муси снова изгнал ндебеле и двинул своих людей на север, сначала пересекая тогда рекуперацию Хеннопс. Обнаружив исток реки Апиес, ндебеле Муси двинулся на север вдоль ее берегов и поселился на холмах к северу от реки Апиес по обе стороны реки. Здесь Муси основал два поселения. Первая из которых «КваМнямана» («Место черных скал») служила новой столицей ндебеле и располагалась на восточном берегу реки Апиес. Вторым поселением было поселение «ЭМарулень» (названное в честь обилия фруктовых деревьев Марула ), которое находилось на западном берегу реки Апиес.

Здесь, в КваМнямане, ндебеле Муси основали бы процветающую родину для себя, торгуя с племенами баквена и бакгатла на западе.

Народ Муси также столкнулся с коренным кочевым народом сан, живущим вдоль реки Апиес, которого они называли «АбаТшва», что, как говорят, означает «народ, которого мы игнорируем ».

Конфликт Муса-Ндзундза

Муси был полигамистом и поэтому стал отцом многих детей от многих жен. Ниже приведены некоторые известные потомки Муси: Масомбуко, также называемый Скошана, чье означает «начинать». Первенец от третьей жены Муси. Ндзундза, также называемый Хлунгвана, был первым сыном своей второй жены. Манала, также известный как Мбудума, был первенцем своей «Великой жены». Был также Муси, также называемый Гегана, Сибаса, Мхвадуба, также называемый Лехулени, Мфафули, Дломо и Цване, историческая принадлежность которого горячо обсуждается, многие предполагают, что он был не сыном Муси, а сыном брата Муси Сехубатане или даже внука Муси. Есть и другие, которые даже предполагают, что он, возможно, вообще никогда не существовал.

Согласно традиции ндебеле, по обычаю первенец «Великой жены» унаследовал от отца правителя народа ндебеле. Первенцем великой жены Муси была Манала. Таким образом, Манала был законным наследником правящего престола ндебеле. Это не устраивало вторую жену Муси, чей сын Ндзундза родился раньше Маналы. Устные предания, касающиеся многих деталей, перечисленных, рассмотренных от сообщества к сообществу, однако в основном рассматриваются во мнении, когда Муси был стар, он был слепым и довольно старческим. После смерти его великой жены за ним ухаживала вторая жена. Эта вторая жена, почувствовав, что Муси близок, приказала Манале пойти и поохотиться на «имбудума» (антилоп гну ), чтобы почтить память своего отца в его последние дни. Пока Муси отсутствовала, вторая жена Муси пришла к нему и представила своего сына Ндзундзу как Маналу и попросила Муси подарить Ндзундзе «инамрхали», которые, как говорят, представляют собой волшебные бусинки или волшебный посох, издающий звук, имитирующий крики ребенок. Этот таинственный дар был передан от действующих правителей их преемникам после их смерти, чтобы укрепить их правление в качестве нового правителя.

Альтернативная устная традиция утверждает, что Муси сам послал Маналу для охоты на имбудума и сознательно передал иНамрхали Ндзундзе и поручил ему позвонить «Имбизо» (Королевский советник) и сообщить старейшинам и людям о том, что произошло между он и его отец. Далее Ндзундза получил указание не покидать КваМнямана любым ценой. Что, если он предоставит место власти, даже наличию инамрхали будет недостаточно для консолидации его власти как нового правителя над народом, и что его брат Манала, несомненно, использует силы КваМнямана, чтобы искать возмездия.

В то время, как ведутся споры о том, как Ндзундза получил iNamrhali, почти во всех историях оставался один неизменный факт, что Ndzundza действительно владел iNamrhali в этот момент. Ндзундза не возглавил предупреждение своего отца и бежал на восток широко распространенными, включая своих братьев Мтомбени и Мазомбуко. Манала прибыл на охоту и умер, что его отец наблюдал, а Ндундза с Инамрхали и последователями последовали. Сам Маналаил имбизо, заявив, что Ндзундза украл iNamrhali и, следовательно, его право по рождению. Он поклялся вернуть Ндзундзу в КваМнямана или убить его.

Манала со своей армией преследовал Ндзундзу и догнал его в Масонгололо (Зонколол). Между современными днями Куллинаном и Райтоном. Там они сражались между двумя рукавами реки Эландс. Он бежал со своими войсками дальше на восток, чтобы оставаться в этом районе. Манала пресалась снова и снова, и снова проигрывала сила Ндзундзы в битве на реке Вильге. Говорят, что в этой битве Ндзундза использовал иНамрхали, чтобы наложить магическое заклинание на реку, заставив ее смыть часть сил Маналы. После этого второго поражения Манала отступила обратно в КваМнямана, чтобы пополнить запасы провизии и численности. Затем Манала и его армия продолжали преследовать Ндзундзу, пока они не встретились у реки Олифантс, где произошла третья битва. Ндзундза якобы нанесла первый удар, бросив копье через реку в сторону Маналы, которая приземлилась у его ног.

Именно тогда устная традиция гласит, что в тот момент, когда Манала одержал верх, чтобы убить своего брата Ндзундзу, вмешалась «длинногрудая» старуха по имени Ноколи из Мнгуни и отругала братьев за драку. Она приступила к созыву встречи для мира между двумя братьями. Результатом этой встречи было то, что отныне у народа ндебеле будет два короля. Ндзундза будет владеть iNamrhali Муси и будет признан его собственным королем в королевстве Ндебеле, а Манала продолжит править как старший король из столицы Муси КваМнямана (Wonderboom), а река Олифантс будет границей, разделяющей две державы в большом Королевстве Ндебеле. В соглашении также говорилось, что братья никогда больше не драться. Это великое происшествие постигнет народ ндебеле, если они нарушат соглашение, стало известно как «isiVumelwano sakoNoQoli» (соглашение Ноколи). Чтобы показать свою приверженность соблюдению соглашения Ноколи, было решено, что дочери и потомки Маналы выйдут замуж за дочерей и потомков Ндзундзы и наоборот. Позднее эта практика исчезнет. Ноколи и ее потомки были удостоены титула Мсиза.

Эта история очень похожа на библейскую историю Иакова и Исава, которая представлена ​​в Книге Бытия с глав с 27 по 33. рассказывая о потереавом права первородства на Иаков и конфликте, который последовал между их потомками наций из-за того, что Иаков обманул их престарелого и слепого отца, Исаак, чтобы получить право первородства / благословение Исава от Исаака.

За последние несколько столетий было много споров о точных деталях isiVumelwano sakoNoQoli. Эти дебаты переросли в юридическую междоусобицу между Манала и Ндзундза по поводу того, кто занимает самый высокий пост в королевстве Ндебеле. Вопрос урегулирован с Комиссией Нхлапо по традиционному лидерству и претензиям, которая в 2010 году провозгласила Мабхену старшим королем ндебеле.

В ноябре 2010 года бывший президент Южной Африки Джейкоб Зума вызвал споры, когда отменил вывод комиссии Нхлапо и объявил Махлангу стар королем ндебеле. Позже это было исправлено в Высоком суде 2017 года, и Махосонке II был юридически закреплен как старший король народа ндебеле в Южной Африке.

После раскола ндебеле

Остальные сыновья Муси разошлись после конфликта Манала-Ндзундза. Мтомбени и Мазомбуко переехали со своим братом Ндзундза к востоку от реки Олифантс.

Мтомбени (Гегана) продолжил свой путь со своим народом на север и поселился в слияния рек Мгото и Нкумпи на территории современного Молетлейна. Внук Мтомбени по имени Кгабе повелась часть потомков Мтомбени на северо-запад, пересек горы и поселился около гор Уотерберг вдоль реки Нил, где их потомки постепенно ассимилировались с окружающими Сото- тсвана группы.

К середине XIX века Гегана разделилась на более мелкие отколовшиеся группы, которые распространились по холмам, долинам и равнинам, окружающим современные Мокопане (Potgietersrus), Зебедела и Полокване (Питерсбург). Эти группы постепенно поглощались превосходными предшествующими группировками. Напротив, потомки Маналы и Ндзундзы сохранили более узнаваемую самобытную культурную идентичность и сохранилище, которое было ближе к нервани, на котором говорили их прибрежные предки (и к современным исизулу).

Сибаса и его брат Мфафули двинулся на север, на территории Вавенда и встретил сопротивление со стороны Венды. После значительного конфликта силы Мфафули и Сибасы установили свои главенства в Тшивхасе и Сибасе. Некоторые из потомков Мфафули двинулись на юг и присоединились к Ндзундзе.

Дломо решил покинуть территорию к северу от ваал и вернуться на родину предков ндебеле на территории Хлуби. Здесь потомки Дломо основали клан амандебеле среди зулу и хлуби.

Потомки Мхвадубы (Лехулени) жили с Маналой в КваМнямане почти семь поколений, пока не разразилась засуха в конце 1700-х годов один из его потомков, известный Voortrekkers как «Пит», изгнал свой народ и поселился недалеко от Лимпопо. После прибытия Мзиликази к северу от Ваала, остатки людей Пита поселились среди масетла и постепенно ассимилировались как Бакгатла ба Лехулени.

Что касается Тшване. Они говорят, что он был одним из потомков Мхвадубы, который не уехал с Питом, а вместо этого двинулся на юг и поселился на северных берегах реки. Таба Тшване поблизости носит его имя. Столичный муниципалитет Цване был назван в честь Цване, а также 3-метровой статуи, установленной перед мэрией Претории. Это создало большие споры.

Манала вернулся из реки Олифантс обратно в КваМняману с двумя своими дочерьми-братьями, Матиси и Ганугану, как утешение за потерю Инамрхали. По возвращении Муса похоронил тело Муси под Wonderboom у основания. Следуя традиции ндебеле, он должен был вести похоронную церемонию с вывернутой наизнанку одеждой в практике, называемой «укухланукела». После погребения королевский певец прославления объявляет народу новую Нгвеньяму, после чего устраивается большой пир. В годы, предшествовавшие смерти Маналы, его люди увидели относительное процветание в КваМнямане.

Манале наследовал его сын Нтшеле, которому наследовал его сын Магутшона, которому наследовал его сын Мраву, которому наследовал его брат Нкагу, который служил регентом, пока Буямбо, сын Мраву не достиг совершеннолетия. занять трон Маналы. Сын Буямбо Мабхена I, сменивший его на посту Нгвеньямы на троне Маналы, расширил территорию на юг до места слияния реки Хеннопс и до Марблхолла в Лимпопо. Однако Мабхена I боролся с расширением на запад. Никогда не уходя от того, что становится. Он встречает респектабельное сопротивление групп сото-тсвана на западе. Когда сын Мабхены I, Мдибане, взошел на трон, Манала контролирует территорию, охватывающую весь северный Гаутенг. Сюда входит множество крупных поселений, таких как КваМнямана (Место черных скал), которое служило столицей Манала, эМарулени (Место деревьев Марулы), эЗотшанени, Конондуна (Место вождей) и эМбиланени (Святое место).

Ндзундза и его последователи, теперь имеющие право установить свое собственное правление, двинулись к истоку реки Стилпорт и построили первую столицу Ндзундза под названием КваСимкулу «Великое место», расположенной примерно в 20 км к западу от современного Белфаст у подножия. Ндебеле Ндзундзы объявили все земли от реки Олифантс на востоке до западных берегов реки Эландс в Мпумаланге в своей новой территории.

Ндзундза наследовал его сын Мрхетджа, которому в свою очередь наследовал его сын Магобхоли. Бонгве, сын Магобхоли и правнук Ндзундзы, правил в то время, когда территория Ндзундзы становилась все более уязвимой из-за набегов со стороны племен нгуни на юго-востоке и еще большего беспокойства, особенно из-за растущего Сото-тсвана на севере. Таким образом, Бонгве покинул Ква-Симкулу и основал новую столицу Ндзундзы у подножия Ботасберга, которая получила название «Ква-Маза» (Место Пепла). Эта новая столица оказалась в более прочном положении, чтобы сдержать экспансию племен бакгатла на севере. Бонгве умер бесплодно, и ему наследовал его брат Синдени.

Синдени продолжил походы своих братьев на севере и победил как бакгатла под командованием Молоя, так и бакваНкадименгхо. Синдени наследовал его внук Махлангу. Неясно, как власть была передана от Синдени к Махлангу и что случилось с отцом Махлангу, который должен был править до него. Махлангу пытался расширить территорию Ндзундзы как на север, так и на юг, но имел ограниченный успех. Несмотря на это, Махлангу получил значительную известность от своих врагов как опытный военачальник.

Малангу наследовал его сын Фасвана, убитый на войне. Фасвану наследовал его брат Маридили, который имел больший успех в войне, победив Макува бапеди и Макветла бапеди в eDikeni. Маридили умер бесплодно, и трон Ндзундзы перешел к следующему брату Мдаланьяне, погибшему на войне. Трон перешел к Мгвезане, сыну Махлангу, который тоже был убит в бою. После этого брат Мгвезаны Дзела. Дзела вступил в амбициозную войну, чтобы претендовать на дополнительные территории для Ндзундзы на востоке, и напал на окрестности Лиденбурга, которые они назвали «eMatjhitjhini» («Место длинной травы»). Эта кампания не увенчалась успехом, и Дзела был убит. Затем трон перешел к Мрхабули, который был сыном Мгвезаны, но служил регентом молодого Гембе, законного наследника престола Мгвезаны. Чтобы отомстить за смерть Дзелы, Мрхабули разделил силы Ндзундзы на три армии: его брат Магодонго командовал одной силой, его младший брат и наследник Гембе командовал второй, а он сам - последней. План заключался в том, чтобы окружить столицу Бокони и атаковать с трех сторон. Гембе и его войска испугались, бросили своих братьев накануне битвы и бежали. Мрхабули и Магодонго нанесли огромные потери Бокони, но понесли большие потери без поддержки Гембе. Мрхабули был убит в этой битве, и в конечном итоге среди «индунов» или вождей ндзундза было решено, что действия Гембе непростительны и что вместо этого Магодонго будет назван Нгвеньяма Ндзундза, основавшего новую династию.

Мзиликази и Мфекане

Сибинди, сын Мдибане из Маналы, слышал о прибытии большой Нгуни армии во главе с Мзиликази Хумало к северу от Ваала где-то в начале 1820-х гг. Сибинди сначала попытался избежать конфликта, предложив Мзиликази одну из своих дочерей вкак мирного предложения. Точные детали краха дипломатии между Сибинди и Мзиликази не ясны, но устная традиция говорит, как Мзиликази попросил Сибинди одолжить ему несколько своих лучших солдат для охоты. Затем люди Мзиликази напали на одолженных Сибиндис воинов и убили их.

Впервые Сибинди призвал всех ндебеле, включая силы Ндзундзы, объединиться в единое целое и встретиться с Мзиликази в битве. Но у Магодонго из Ндзундзы были ограниченные силы из-за его собственной борьбы против БаПеди. Таким образом, Сибинди со своим дядей Шефом Мавулой в качестве его помощника вместо Магодонго двинулся к наступающей орде Мзиликази и встретил его как Клипкопа, к западу от Претории, выиграв несколько начальных стычек с традиционной песней прославления Сибинди, поющей «Нгушлангу» сидабула »удака мхлана абантунгва бава убусолокохло КоСомазабанье". «Они гнали труппы Мзиликази мимо« КоСомазабанье »». Это была современный день Куллинан.

Его войска уже двинулись в районе современного Миддлбурга и основали крепость под названием «ЭкуПумелени», что означает «Место отдыха», эта первая серия стычек с Сибинди оказалась всего лишь тестовым запуском завоевания Мзиликази центрального Трансвааля. ».

к 1826 году силы Мзиликази начали атаковать столицу Магодонго Ква-Маза. Это, вкупе со смертью Сибинди, заставило Магодонго отступить из Ква-Маза в новую столицу. у Ндзундзы, названную «эСикхунджини», что означает «Хиден у шкуры животного». Несмотря на все усилия Магодонго, Эсихунджини был разгромлен, а Магодонго и его сыновья были взяты в плен Мзиликази. Рассказы рассказывают о том, как Мзиликази заставил еще живого Магадонго частично наколоть на деревянные столбы, чтобы мучить его, но не убить. Затем Мзиликази убил нескольких сыновей Магодонго одного за другим, сбросив их со скалы, после чего привязал Магоднго к большому камню и бросил его в реку, чтобы он утонул.

В декабре 1826 года Мзиликази разрушил и Маналу, и Ндзундза Ндебеле и основал новую столицу своей империи Мтвакази на берегу реки Апиес рядом и призвал это «Квиунгни», что означает «Место тумана». Мзиликази будет править из Кугнвини более 10 лет, посылая войска на север до северных берегов реки Олифантс и на юг до Хейльброн в Свободном государстве.

Мтваккази из Мзиликази подавили любые попытки ндебеле восстановить свое господство в регионе, убив как преемника Салимбы, Мвулу, который был его братом, так и другого брата Мгибе. Среди Ндзундза трон перешел к Сибхоко, одному из оставшихся в живых сыновей Магодонго. Сибхоко якобы был убит после ссоры с вождем сото-тсвана по имени Матлала к северу от Марблхолла. Его наследовал другой из выживших сыновей Магодонго по имени Сомдейи. Сомдейи правил как регент Тьямбоу, который, как утверждается, был следующим в очереди на пост короля Ндзундзы. Сомдейи был убит одной из группировок Мзиликази.

Оккупация Мзиликази центрального региона Трансвааля устойчивым под угрозой с прибытием воортреккеров к северу от реки Ваал в 1836 году. В результате столкновения в течение следующих двух лет. нанесли Мзиликази тяжелые потери. К 1838 году Мзиликази и его люди были вытеснены на север из Трансвааля в целом и через реку Лимпопо. Дальнейшие атаки вынудили его снова атаковать, сначала на запад, на территорию двину Ботсваны, а затем на север, на территорию, которая сейчас Замбия. Он не смог заселить эту землю из-за распространения мухи цеце, которая переносила болезни, смертельные для волов. Поэтому Мзиликази снова отправился в путешествие, в этот раз на юго-восток, что стало известно как Матабелеленд (расположенный на юго-западе современного Зимбабве), и поселился там в 1840 году.

Республика Трансвааль

Сразу после поражения Мзиликази земли между рекой Ваал и Лимпопо остались в клочьях, и некоторые воортреккеры поселились на землях, которые ранее принадлежали африканским группам, таким как ндзундза и манала ндебеле. Они утверждали, что не было никаких африканских жителей, потому что они не были представителями африканских народов, потому что все они были беженцами от лица Мфекане. Буры считали, что земля была заброшена и заброшена, и поэтому их можно было забрать. Это вызвало большой конфликт между бурами и африканскими королевствами региона, которые пытались вернуть земли, украденные у них империей Мтвакази Мзиликази.

Манала больше всего пострадала от оккупации Мзиликази. После смерти Сибинди трон перешел к его брату Мвуле, который правил всего год до того, как был убит силами Мзиликази. после Мвулы руководство Маналой перешло к следующему брату Мгибе. Мгибе правил намного дольше, чем Мвула, и предусмотрительно послал своих братьев и их семью разойтись и жить повсюду, если он умрет, всегда будет другая Манала Мдибане, которая возьмет на себя руководство. Мгибе, как и многие до него, был убит набегами Мзиликази после того, как правил в изгнании всего 5 лет.

Затем трон Маналы перейдет к Силамбе, другому сыну Мдибане. Силамба попыталась восстановить контроль над землей, ранее принадлежавшими Манале, но встретила сопротивление поселенцев воортреккеров. Территории к югу от КваМнямана, которые были оккупированы, Силамба обнаружил двумя братьями, названными и прибывшими к северу от Ваала с Трек-отрядом из Андриеса Хендрика Потгитера. Бронкхорсты поселились около Долины Фонтанов вдоль реки Апиес. Руины их первой усадьбы можно найти в заповеднике Гроенклоф.

К 1842 году Силамба много конфликтовал с Бронкхорстами и в конечном итоге потерял все земли Манала к югу от КваМнямана. Силамба какое-то время жила в Конондуне недалеко от сегодняшнего дня. В 1873 году, после основания республики Трансвааль, Силамба переехал из Конондуны, поселился и основал новую столицу для Маналы, названную «KoMjekejeke».

Среди Ндзундза после Сомдейи трон должен был перейти к Тжамбову, который был внуком Магодонго, но он превратился из полностью зрячего в полностью слепого в течение 6 лет, и это дисквалифицировало его. от его притязаний на престол. Был призван имбизо, и вожди и старейшины Ндзундза посоветовались, и было принято решение сделать Мабхоко, одного из младших сыновей Магодоно, королем. Его выбрали за его молодость, интеллект и храбрость в бою, несмотря на то, что он был молод. Мабхоко стал известен своими навыками внутренней дипломатии, предлагая Тжамбоу почетное место на всех особых мероприятиях и приглашать его жить с ним в королевском доме. Далее Мабхоко решил перенести столицу Ндзундза из Эсихунджини в новом поселении, которое он сильно укрепил и назвал «ЭМрхолени». Эта новая столица находилась рядом с пещер под названием «КоНомтьярхело».

Мабхоко приступил к непосредственным планам восстановления королевства Ндзундза. Посредством дипломатии он заключил союз с одним из вождей БаПеди Империи Марота по имени Малева. Этот союз с вождем Малева обеспечит защиту самой северной границы Ндзундзы. Когда Силамба утратила земли на западе, многие поселенцы проникнуть на территорию Ндзундзы. С основанием Охригстада в 1845 году, всего в 120 км к северо-востоку от столицы Ндзундзы, Мабхокхо перенес столицу из ЭМрхолени в пещеры КоНомрхело и построил практически неприступную крепость.

Почти с самого начала между этими новыми иммигрантами и альянсом ндебеле-педи стали происходить спорадические стычки, которые активно сопротивлялись набегам, которые они начинали совершать на свои исконные земли. Мабхоко, используя торговлю и набеги, получил большое количество огнестрельного оружия и выиграл многие из начальных стычек с бурскими силами.

Вспышка малярии в Охригстаде заставила буров продвинуться глубже в территории Ндзундзы, и они основали поселение в Лаерсдрифе. Поселение буров в Лаэрсдрифе, что было менее чем в 40 км к югу от крепости Ндзундза в КоНомтьярхело, привело ндзундзу к войне с бурами. Все это достигло апогея в 1847 году, когда Ндзундза выиграл решающую битву с бурами. Многие буры покинули этот район, чтобы заселить земли на западе, а те, которые остались, должны были отказаться от власти Мабхоко и заплатить налог в виде скота или припасов.

Напряженность между африканскими королевствами Трансвааля и белыми поселенцами только усилится с подписанием Конвенции Сэнд-Ривер 17 января 1852 года. Этот документ был подписан между Британской империей И буры. В этом документе британцы официально признали независимость буров к северу от реки. С этим договором буры основали республику Трансвааль как все земли между рекой Ваал на юге. и река Лимпопо на севере. Проблема с Конвенция о Санд-Ривер заключалась в том, что не было никакого упоминания или внимания к африканскому народу, уже живущему между реками Ваал и Лимпопо. В действительности к 1852 году буры основали лишь несколько поселений, а большая часть оккупированных земель в Трансваале была занята африканскими королевствами.

В 1861 году трон Империи Марота перешел к Сехухуне, который значительно расширил земли БаПеди, и это вызвало напряженность в отношениях с Мабхоко, который сопротивлялся. После победы в нескольких ключевых битвах с Сехухуне. В конечном итоге Мабхоко подчинился правлению Сехухуне и Империи Марота. Это вбило клин между Ндзундза и БаПеди в последующие годы.

В 1863 году напряженность между бурами и ндзундза ндебеле снова достигла точки кипения, и буры, видя в Мабхоко с его арсеналом огнестрельного оружия угрозу безопасности Республики, напали на КоНомтьярхело с помощью сил свази.. Эта атака провалилась, и свази, понесшие большинство потерь, покинули буров. В 1864 году было совершено второе нападение на КоНомтьярхело, и оно тоже не удалось.

Несмотря на постоянную победу Мабхоко, территория Ндундза, как и Манала, становилась все меньше и меньше. Год спустя, в 1865 году, Мабхоко умер, и ему наследовал его сын Мхепхули, которого также звали Сокалени. Мхепхули правил всего 10 лет, а затем передал трон своему сыну Робонго / Ксобонго. Робонго плохо любили и описывали как своего рода тирана. Робонго сменил его брат Ньябела в 1879 году.

Мапочская война 1882–1883 ​​гг.

В 1876 г. Республика Трансвааль под неоднозначным президентством Томаса Франсуа Бюргерса, проиграл дорогостоящую войну против Сехухуне к северу от реки Стилпорт. Это привело Теофила Шепстона к аннексии Трансвааля 12 апреля 1877 года от имени Британской империи под предлогом обеспечения стабильности в регионе.

Эта аннексия англичанами привела к Трансваальской войне за независимость (1880–1881), более известной под названием «Первая англо-бурская война». Эта война привела к победе буров.

Во время правления Ньябелы королевство Ндзундза занимало примерно 84 км2 и насчитывало около 15 000 жителей. Именно после того, как Трансвааль восстановил свою независимость в 1881 году, отношения между бурами и Ндзундза начали ухудшаться. быстрее, чем когда-либо прежде. Трансвааль раздражало то, что Ньябела отстаивал свою независимость (например, отказался платить налоги, отказался проводить перепись, когда было приказано сделать это, и помешал пограничной комиссии проложить маяк с его земель). В конечном итоге поводом для войны стало решение Ньябелы укрыть вождя педи Мампуру после того, как он убил своего брата Секухунэ 13 августа 1882 г. Дважды ранее власти Трансвааля пытались сделать это. арестовать Мампуру за разжигание беспорядка, и это последнее возмущение стало последней каплей. Мампуру и его сторонники искали убежища у Маквани, одного из подчиненных вождей Ньябелы. Получив приказ о выдаче беглеца, Ньябела приняла решение не делать этого.

12 октября 1882 года Volksraad уполномочил генерала Пита Жубера создать коммандос. Сначала целью экспедиции был только Мампуру, но в конце месяца генералу Жуберу также было приказано подчинить все африканские народы, укрывавшие его или помогавшие ему. Генерал Жубер якобы проявил мало энтузиазма по поводу своего последнего дела, но это не помешало ему довести его до конца с неумолимой тщательностью. Вырастить для экспедиции достаточно трудоспособных бюргеров было непростой задачей. Мало кому нравилось покидать свои фермы на несколько месяцев подряд, чтобы принять участие в скучной и продолжительной кампании против мятежных африканцев, даже под руководством столь уважаемого и популярного лидера, как генерал Жубер. Тем не менее экспедиционный корпус был поднят. У белых граждан Республики Трансвааль было немного гражданских обязанностей, но служба в составе коммандос была одной из них, и большинство вызванных явились на службу.

К концу октября на территорию Ндзундзы начал прибывать авангард коммандос генерала Жубера, численность которого составляла около 2000 человек. Ультиматум был отправлен в Ньябелу, что дало ему последний шанс сдать Мампуру и обязаться сотрудничать с властями Трансвааля в, иначе разразится война. Генерал Жубер беспокоился, что он подчиняется, поскольку военная кампания вряд ли была легкой. Во-первых, Ндзундза Ндебеле имел в своем распоряжении значительный арсеналестрельного оружия, которое Ндзундза обучили использовать на войне со временным правлением Мабхоко. Во-вторых, крепость КоНомтьярхело располагалась между отвесными скалами и отвесными скалами на восточной оконечности гряды густо заросших лесом и усыпанных валунами холмов. Сложная сеть пещер, гротов и туннелей покрывала эти высоты, предоставляя как убежища, так и места для хранения, чтобы помочь выдержать длительную осаду. Некоторые из них были расширенными, что позволяли бойцам исчезнуть из другого, находящегося на расстоянии более километра. Более того, чтобы захватить главную цитадель, атакующей силой сначала было преодолеть серию укрепленных холмов, в первую очередь КваПондо и КваМрхали (называемые бурами «Влугкраал» и «Боскоп» соответственно; Кономтьярхело назывался просто «Спицкоп»). который охранял свои подходы к западу.

Все надежды на подчинение, которые он мог иметь, вскоре разочаровались. Ньябела, как известно, ответил, что он проглотил Мампуру, и если буры захотят его, им придется убить его и вытащить из чрева.

Генерал Жубер в конечном итоге воздержится от прямых атак на эти опорные сети. Буры были прошлыми мастерами, когда дело доходило до штурма холмов (как они использовали битве при холме Маджуба и битве при Шуинсхогте годом ранее). В этой войне нельзя было полагаться, что они пойдут на слишком большой риск. Уже не слишком уверенные в предстоящей битве, они были готовы дезертировать или просто отказаться от сотрудничества. Генерал Жубер после войны жаловался фольксраду, что бюргеры «по-мнению, предпочитают грабить скот самостоятельно, а не сражаться». Вместо этой выбранной стратегии Жубера заключалась в том, чтобы измотать вождей, ограничить их и их людей горными крепостями и позволив голоду сделать все остальное. Это, по крайней мере, минимизирует потери среди буров. С другой стороны, это неизбежно затянет войну. Уже известно, что ндзундза накапливают запасы продовольствия в ожидании длительной осады.

5 ноября попытка завершить спорным мирным путем ни к не привела, а два дня спустя произошло первое столкновение войны. Без предупреждения группа Ндзундза спустилась с заметных высот и начала гнать волов коммандос, почти тысячу голов, к пещере на склоне горы. Около 150 буров скакали вслед за налетчиками, сбивая их с ног до того, как они достигли места назначения, и забрали свой скот. В перестрелке погибло около двадцати Ндзундза; буры пострадали только один, раненый. Через две недели после начала боевых действий бастион КваПондо уже подвергался угрозе. С тех пор из Претории прибыли три пушки, а также значительное количество динамита, чтобы помочь ослабить оборону. 17 ноября ндзундза попытались отбросить осадные силы, но сами были отброшены после двух с половиной часов ожесточенных боевых. Во время боя буры вывели на линию огня два орудия. Вскоре после этого отпора Ньябела разослала эмиссаров для обсуждения условий мира, но генерал Жубер был готов иметь дело только с вождем лично и отправил их обратно. Ньябела отказался явиться, без сомнения подозревая, что это была уловка, чтобы схватить его.

КваПондо, полукруглое плато, окруженное скалами и усыпанное валунами, 21 ноября подверглось сильной бомбардировке, но без особого эффекта. Войска Ндзундзы просто издевались и издевались над бюргерами, не покидая их брустверов. Операции генерала Жубера по поду динамита также не увенчались успехом, поскольку воины Ндзундзы укрылись в пещерах, которые в большинстве случаев были слишком глубокими, чтобы взрывы оказали сильное влияние. Выдвижение обвинений тоже было опасным делом. Коммандос был первым в последнюю неделю, многие из прибывших из дружественных африканских племен в северной и восточной части республики. В начале декабря часть сил была развернута против Мампуру. Буры сопровождали большое количество Педи, которые были верны покойному Секухуне и стремились отомстить за его убийство. 7 декабря эти объединенные силы начали решительную атаку, но некоторое замешательство отступили перед неожиданной, хорошо скоординированной контратакой более 600 человек ндзундза. Два дня спустя во время рейда ранним утром десятки ндзундза были загнаны в пещеру, и все, кроме шести, были застрелены или задохнулись в процессе выкуривания.

Через два дня после начала нового года коммандос атаковали КваМрхали (Боскоп) и в конце концов захватили его после ожесточенной перестрелки. 5 февраля генерал Жубер собрал свои силы для решительного второго штурма КваПондо, который противостоял осаждающим в течение трех месяцев. Битва началась незадолго до рассвета и продолжалась все утро. Горожане и их африканские вспомогательные вещества, в зубах упорного сопротивления, были вынуждены очистить оплот уступ по выступу и пещере пещеры. Многие лежали мертвыми и ранеными еще до падения крепости. Укрепления холма были взорваны в тот же день, чтобы не дать ндзундзе вновь занять позицию.

Теперь остался только КоНомтьярхело. Генерал Жубер и его военный совет исключили возможность штурма позиции и вместо этого решили использовать против нее динамит. Это повлечет за собой рытье траншеи до подножия горы, прокладывание туннелей под ней и установку достаточного заряда, чтобы все это рухнуло. Это действительно причудливая и запутанная стратегия, определенно одна из самых любопытных, когда-либо разработанных в современной войне. Раскопки начались 2 марта. Необычно сильные дожди в тот сезон смягчили почву, и всего через неделю траншея оказалась на расстоянии 400 метров от цели. Диггеров постоянно преследовали снайперы. Реальной угрозой для Ндзундза к тому времени был неминуемый голод. Четыре месяца неумолимого истощения приводят к неуклонному сокращению их некогда богатых запасов продовольствия. К началу апреля все вожди Ндзундзы подчинились захватчикам. Ньябеле было обещано, что его собственная жизнь будет сохранена, а его народуят на своих землях, если он сделает то же самое. Вместо этого он предпочел сражаться, возможно, все еще надеясь, даже на этом позднем этапе, повторить достижение своего отца в противостоянии бурам.

В последние месяцы войны боевые действия прекратились. Жубер был доволен тем, что удерживал свою мертвую хватку до неизбежной капитуляции, получая постоянные сообщения о том, что осажденный Ндзундза близок к голодной смерти. Большинство буров просто бездельничали в своих фортах, пиная пятки и ожидая помощи. Кто-то работал на окопе, и там хоть чем-то было занято. Ндзундза как можно больше изводил землекопов. В середине апреля они устроили успешную ночную атаку, нанеся значительный ущерб и отложив операции как минимум на две недели.

Тем временем один из членов коммандос, очевидно, шотландец по имени Дональд Макдональд, перешел на сторону Ньябелы. Макдональд оказался полезным для своих новых соратников. Среди прочего, он использует Ньябеле катапультировать большие валуны на тех, кто работает внизу. Эта тактика была одной из причин, по которой буры ввели передвижной железный форт, чтобы помочь им при раскопках. Примерно два метра в длину, с двумя колесами внутри и восемью бойницами для стрельбы, неуклюжий и громоздкий, он по крайней мере гарантировал, что работа в траншее может продолжаться в относительной безопасности. Защищенные железной крепостью, землекопам удалось без дальнейших происшествий добраться до подножия холма. Они начали прокладывать туннель под ним, но не продвинулись очень далеко, когда их задержал слой скалы. Как оказалось, операции были приостановлены навсегда.

Даже тогда Ндзундза продолжали сопротивляться. В начале июня они предприняли дерзкий набег на бурских краалей и заполучили около 200 волов, что им продержаться немного дольше. В конце месяца они также оказались равны первой и единственной попытки взять крепость штурмом. Около семидесяти смелых буров, разочарованных скукой осады, вызвались броситься в Кономтьхарело и покончить со всем этим. Они поднялись на пятнадцати метров от гребня, когда Ндзундза контратаковал, обрушив непрерывный град и пуль, отбросивший движение вниз по тому пути, по которым они пришли.

8 июля Ньябела с опозданием решила принести жертву Мампуру в слабой надежде, что это положит конец осаде. Беглеца Педи схватили, связали и доставили генералу Жуберу, но предложение было сделано слишком поздно. Длительная кампания стоила предоставила трансвааль небольшое состояние (Volksraad позже оценила военные расходы в 40 766 фунтов стерлингов) в дополнение к потерям многих горожан, и генерал Жубер теперь был стремится к безоговорочной капитуляции. Это произошло через два дня. Ньябела сдался вместе с примерно 8000 его воинов, которые оставались с ним до конца. В качестве возмещения ущерба была узурпирована вся страна ндебеле.

Ньябелу и Мампуру судили в Претории и приговорили к смертной казни. Мампуру был повешен за участие в убийстве Сехухуне. К счастью, Ньябела приговорили к пожизненному заключению, он провел пятнадцать лет в заточении, прежде чем был заключен. Он умер 19 декабря 1902 года в eMlalaganye (Место, где можно спать только один раз), Hartebeestfontein, недалеко от Претории.

Послевоенное урегулирование, наложенное ZAR, было суровым. Социальные, экономические и политические структуры амандебеле были упразднены, и 31 августа 1883 г. было объявлено о разделении 36 000 гектаров земли между белыми бюргерами, участвовавшими в кампании против Ньябелы, каждый мужчина получил по семь гектаров. Последователи побежденных вождей были рассредоточены по всей республике и переданы белым фермерам в качестве фактических рабов на возобновляемые пятилетние периоды. В 1895 году вся эта страна, теперь называемая Гронденом Мапоха, была включена в качестве четвертой палаты округа Мидделбург.

Квандебеле Бантустан

В столице Маналы, Комджекеджеке, Силамба умер в 1892 году, и трон Маналы перешел к его сыну Мдедлангени. Как и его отец, Мдедлангени делал большие попытки противостоять экспансии Республики Трансвааль. Мдедлангени умер при загадочных обстоятельствах. Мдедлангени наследовал его брат Либангени, который правил в качестве регента для сына Мдедлангени Мабхены II. Неизвестно, когда Мабхена II стал лидером Манала Ндебеле. Мабхена II умер в 1906 году, и его преемником стал его сын Мбхонго I. Мбхонго Я переехал из КоМьекеджеке в Яккельсданс и в 1926 году купил ферму возле Клипкопиес вдоль Клипрута и основал новое поселение под названием Лодини.

После Ньябелы трон перешел к племяннику Ньябелы Мфене, сыну Мхепхули, которого также звали Сокалени. Примерно в 1904 году Мфене переехал из ЭМлалаганьи и купил ферму «Велгелеген» в 60 км к северо-востоку от Претории и основал то, что может стать современным. КваМхланга.

Это место в ЭМлалаганье, которое находилось на территории, принадлежащей семье Волмаранов. стал поселением ндебеле под названием КваМсиза и в итоге был продан в 1952 году для строительства аэропорта Вандербум. Сообщество Мсизы переехало в регионе Винтервельд к северу от Мабопане построило новое сообщество, которое появилось на дорожных знаках и различных картах как КваМапоч, Крааль Спилмана или просто как Деревня Ндебеле. Однако его жители предпочитают термин КваМсиза.

В 1921 году Мфене умер на КваМхланге, и его сын Майитджа стал его преемником, купив собственную землю в Велтевредене около Деннилтона в южной части Центрального Трансвааля, где он построил Квасимбиву (eMthambothini). Это поселение будет позже

3 марта 1970 г. Закон о гражданстве хоумлендов банту 1970 г. (Закон № 26 1970 г.; широко переименован в Закон о гражданстве черных штатов 1970 г. и Закон о гражданстве национальных штатов 1970 года ) был принят в качестве закона правительством Отдельно. Этот закон был принятым законом о самоопределении или денатурализации в соответствии с другими племена / нации чернокожих южноафриканцев были гражданами их черных племенных "родных земель", Бантустан. Это привело к созданию Квандебеле «Родины» в 1977 году, когда КваСимуембива стала частью новой столицы Сиябусва.

, проживавших в этом бантустане, были Ндзундза и многие многие заставить больше Маналы переехать на родину Квандебеле. Напряженность, однако, возраст, в начале 1980-х годов возник вопрос о независимости Квандебеле, члены кабинета пообещали сделать нынешнюю, численно меньшую Маналу верховной властью амандебеле на том основании, что земля, на которой был создан Квандебеле, изначально Манале. царство.

В 1977 году три племенных авторитета в районе Хамманскраал в Бопутатсване, Лито под, Пунгутша под и Манала отделились от Бопутатсваны с землей и люди, находящиеся под их юрисдикцией, и присоединились к Квандебеле. Эти три племенных авторитета объединились в региональную администрацию Мнямана, а региональная власть Ндзундза сформировала территориальную администрацию Южного Ндебеле.

С учреждением законодательного собрания в 1979 г. в повестке дня некоторых лидеров начали проявляться противоречия-мабхоко и их советников. Законодательное собрание состояло из 46 членов, а кабинет из шести человек назначен главным министром. Все 46 членов были назначены властями четырех племен. Однако после назначения авторитет племени не мог отозвать член парламента. Только собрание само могло удалить члена парламента. Главный министр имел право назначать или смещать руководителей.

Создание законодательного собрания к собранию органов власти от властей к законодательной власти, состоящей из назначенцев. Квандебеле и законодательной властью стал очевиден, когда Лазарус Малангу из Litho Tribal Authority написал, что хочет исключить себя из Квандебеле и воссоединиться с Бопутатсваной. Махлангу был традиционалистом ндзундза, который отделился от Бопутатсваны в 1977 году. Были приведены причины того, что администрация Саймона Скосаны вмешивалась в «традиционные дела» и диктовала властям племени, а не консультировалась с ними. Симптомом этих подчиненных отношений было желание властей племени заменить назначенного члена парламента другими членами, как нынешний член парламента не выполнял указания властей племени. Однако после назначения члены парламента могут быть удалены только собранием. Власть племени также жаловалась, что ее игнорируют магистрат и генеральный комиссар. В июле 1985 года Скосана отозвала признания Махлангу вождем.

В 1994 г. Африканский национальный конгресс победил на всеобщих выборах 1994 г., и 27 апреля 1994 г. Закон о гражданстве хоумлендов банту был отменен Временной конституцией Южной Африки. Таким образом, Квандебеле и его подданные были включены в Южно-Африканскую Республику

Социальная и культурная жизнь

Внутренние политические и социальные структуры

Структуры власти ндебеле были аналогичны структурам их зулусов. кузены. Власть над племенем возлагалась на главу племени (iKosi), которому помогал внутренний или семейный совет (iimphakathi). Подопечными (изилинди) руководили глав отделений, а семейными группами в палатах руководили глав семей. Жилая единица каждой семьи называлась умузи. Умузи обычно состоял из главы семьи (уннумзана) с женой и неженатыми детьми. Если у него было более одной жены, умузи делился на две половины, правую и левую, чтобы связать разные жен. Иногда умузи превращался в более сложную жилую единицу, когда женатые сыновья и младшие братья главы присоединялись к дому. Каждое племя состояло из нескольких патрилинейных кланов или изибонго. Это означало, что каждый клан состоял из группы людей, имеющего одного и того же предка по отцовской линии.

Личное украшение

Женщины ндебеле традиционно украшали себя различными украшениями общества, каждый из символизировал ее статус в обществе. После свадьбы платья становились все более изысканными и эффектными. Раньше ндебеле носила медные и латунные кольца на руках, ногах и шее, символизируя ее связь и верность мужу, как только ее дом был построен. Она снимет кольца только после его смерти. Считалось, что кольца (называемые идзила) обладают сильной ритуальной силой. Мужья дарили своим женам кольца; чем богаче муж, тем больше колец будет носить жену. Сегодня не принято носить эти кольца постоянно. В дополнение к кольцам замужние женщины также носили обручи из трав (называемой исирхолвани), скрученные в спираль и покрытые бусинами, особенно для церемониальных случаев. Линрхолвани иногда носят в качестве ожерелья и повязки на ногах и в руках молодожены, чьи мужья еще не предоставили им дом, или девушки, достигшие брачного возраста после завершения инициации (укутомба). Замужние женщины также носили пятипалый фартук (называемый itjhorholo), чтобы отметить ребенка кульминацию брака, который происходит только после рождения первого. Брачное одеяло (унцурхвана), которое носили замужние женщины, было украшено вышивкой бисером для записи значимых событий на протяжении всей жизни женщины. Например, длинные полоски, расшитые бисером, означали, что сын женщины проходил обряд посвящения, указывали на то, что теперь женщина достигла более высокого статуса в обществе ндебеле. Это символизировало радость, потому что ее сын достиг зрелого возраста, а также печаль его потери во взрослый мир. Замужняя женщина всегда носила головной убор в знак уважения к мужу. Они отличаются от простого вышитой бисером повязки на голову или вязаной шапки до сложных вышитых бисеромных уборов (амакуби). Мальчики обычно бегали голыми или в небольшом переднем переднике из козьей шкуры. Однако девочки с раннего возраста носили расшитые бисером фартуки или расшитые бисером юбки с запахом. Во время ритуалов и церемоний мужчины ндебеле украшали себя украшениями, сделанными для них их женами.

Искусство
Традиционная архитектура ндебеле в культурной деревне Леседи.

Искусство ндебеле всегда было важной отличительной чертой ндебеле. Помимо эстетической привлекательности, он имеет культурное значение, которое усиливает самобытность ндебеле. Важнейшее художественное мастерство ндебеле всегда понималось как способность сочетать внешние источники стимуляции с традиционными концепциями дизайна, заимствованными у их предков. Художники ндебеле также продемонстрировали восхищение линейностью элементов в их окружении, и это отражено в их произведениях. Роспись была сделана от руки, без предварительных макетов, хотя эскизы планировались заранее.

Характерная симметрия, пропорции и прямые края украшений ндебеле были выполнены вручную без помощи линейок и квадратов. Женщины ндебеле отвечали за нанесение красочных и замысловатых узоров на стенах своих домов. Это давало традиционно подчиненной жене возможность выразить свою индивидуальность и чувство собственного достоинства. Ее новаторский подход к выбору цветов и рисунков выгодно отличал ее от группы сверстников. В некоторых случаях женщины также создавали скульптуры, чтобы выразить себя.

Задняя и боковые стены дома часто окрашивались в землистые цвета и украшались простыми геометрическими фигурами, которые формировались пальцами и обводились черным контуром. Самые новаторские и сложные конструкции были окрашены в самые яркие цвета на фасадах дома. Передняя стена, окружавшая двор перед домом, служила воротами (izimpunjwana), и ей уделялось особое внимание. Окна являлись центром фресок, и их дизайн не всегда был симметричным. Иногда на стенах рисуют воображаемые окна, чтобы создать фокус, а также в качестве механизма для уменьшения геометрической жесткости конструкции стены. Простые бордюры, окрашенные в темный цвет, с белой окантовкой, акцентировали менее важные окна во внутреннем дворе и в наружных стенах.

Современные художники ндебеле используют более широкое разнообразие цветов (синий, красный, зеленый и желтый), чем традиционные художники, в основном из-за их коммерческой доступности. Традиционно использовались приглушенные цвета земли, сделанные из молотой охры, и различные глины естественного цвета, белого, коричневого, розового и желтого цветов. Черный был получен из древесного угля. Сегодня в порядке вещей яркие цвета. По мере того как общество ндебеле становилось более западным, художники начали отражать это изменение своего общества в своих картинах. Еще одно изменение - добавление стилизованных репрезентативных форм к типичным традиционным абстрактным геометрическим рисункам. Многие художники ндебеле теперь также распространили свои работы на интерьер домов. Художники ндебеле также производят другие поделки, такие как коврики для сна и изинголвани.

Iinrholwani (красочные шейные обручи) изготавливаются путем наматывания травы в обруч, тугого связывания ее хлопком и украшения бисером. Чтобы сохранить траву и сохранить форму и твердость обруча, его отваривают в сахарной воде и оставляют на несколько дней на палящем солнце. Еще одной выдающейся особенностью ндебеле является их вышивка бисером. Вышивка бисером сложна, требует много времени, ловкой руки и хорошего зрения. Это времяпрепровождение долгое время было общественной практикой, которой женщины занимались после того, как их работа была завершена, но сегодня многие проекты включают производство этих предметов для продажи населению.

Особые случаи

Посвящение

В культуре ндебеле обряд инициации, символизирующий переход от детства к взрослой жизни, играет важную роль. Начальные школы для мальчиков проводятся раз в четыре года, а для девочек, как только они достигают стадии полового созревания. Во время инициации родственники и друзья приезжают отовсюду, чтобы присоединиться к церемониям и действиям, связанным с инициацией. Мальчиков инициируют как группу, когда им около 18 лет, когда создается особый полк (иинтанга), который возглавляет мальчик с высоким социальным статусом. У каждого полка есть отличительное название. У племени ндзундза существует цикл из 15 таких полковых имен, выделяемых последовательно, а среди манала - из 13 таких имен.

Во время инициации девушки носят множество разноцветных обручей из бисера (называемых иинрхолвани) вокруг ног, рук, талии и шеи. Девочек держат в изоляции, готовят и учат, чтобы они стали домохозяйками и матриархами. Церемония выхода знаменует собой завершение школы инициации, и затем девушки надевают жесткие прямоугольные фартуки (называемые ифефету), расшитые бисером геометрическими и часто трехмерными узорами, чтобы отпраздновать это событие. После посвящения эти фартуки заменяются жесткими квадратными, сделанными из закаленной кожи и украшенными вышивкой бисером.

Ухаживание и брак

Браки заключались только между членами разных кланов, то есть между людьми, у которых не было одинакового названия клана. Однако мужчина мог жениться на женщине из той же семьи, что и его бабушка по отцовской линии. Будущую невесту держали в уединении в течение двух недель до свадьбы в специально построенном помещении в доме ее родителей, чтобы защитить ее от мужских глаз. Когда невеста вышла из уединения, ее завернули в одеяло и накрыли зонтиком, который держала для нее более молодая девушка (по имени Ипелеси), которая также заботилась о других ее нуждах. При замужестве невесте дарили свадебное одеяло, которое она со временем украсила вышивкой бисером, либо добавляла на внешнюю поверхность одеяла, либо вплетала в ткань. После свадьбы пара жила на территории, принадлежащей клану мужа. Женщины сохранили клановую фамилию своих отцов, но дети, рожденные в браке, брали клановую фамилию отца.

Короли ндебеле

Легендарный.

Легендарные правители ндебеле.
ИмяПримечания
НдебелеПервоначально вождь на территории Бхака и Хлуби.
МкхаланганаСын Ндебеле .
МнтунгваСын Мхалангана . Не путать с вождем кхумало Мнтунгва зулусов, который, возможно, жил в то же время, когда ндебеле Мнтунгва правил своим народом.
Джононосын Мнтунгвы . Также иногда пишется «Ньононо». Джононо переехал со своим народом и поселился в районе к северо-востоку от современного Ледисмита в горах, окружающих устье реки.
Нанасисын Джононо . Устная традиция гласит, что Нанаси ел ядовитые фрукты, которые убили бы кого угодно, но не подействовали на него. Это привело многих к народному мнению, что он был настолько жесток, что даже силы природы боялись его убить.

Полуисторический.

Полуисторические правители ндебеле.
ИмяПримечания
Мафана, как говорят, жил в середине 1500-х годов. Сын Джононо, Мафана переселил свой народ с их земель около Ледисмита и двинулся на северо-запад, пересекая сначала Драконовы горы, а затем реку Ваал в котором сказано, что он утонул.
МхлангаМхланга, который был сыном Мафаны, продолжил путешествие своего отца в северо-западном направлении, наконец поселившись в районе современного Рандфонтейна, который он назвал эМлхангени.
МусиМуси был сыном Мхланги и, обнаружив, что территория вокруг ЭМхлангени слишком враждебна по отношению к конкурирующим племенам сото-тсвана с запада, Муси переместил свой народ к северу от гор Магалисберг и поселился на холмах к северу от реки Апиес по обе стороны реки, основав два поселения. Старший поселок под названием "КваМнямана" (Место Черных Скал), на восточной стороне и младший поселок. «ЭМарулень» (назван в честь обилия фруктовых деревьев Марула ), на западной стороне.

Ндебеле времен Муси процветали в этом регионе и, несмотря на незначительный конфликт с соседними племенами, основали процветающую территорию.

Раскол народа ндебеле.

После Муси произошел спор о престолонаследии между его двумя сыновьями Манала и Ндзундза за трон, в ходе трех великих битв сначала при Масонгололо (Зонколол) Между современными днями Куллинаном и Райтоном. Вторая битва на реке Уилдж, последняя битва на реке Олифантс. Конечный результат дал обоим сыновьям королевство в большом королевстве Ндебеле, чтобы править с другими мирными условиями.

Вопросстаршинства был чем-то вроде серой зоны среди ндебеле с того времени, и только после того, как Комиссия Нхлапо установила в 2004 году, Манала была старшим домом королевства ндебеле в Южной Африке.

  • Полуисторические правители Маналы.
    ИменаПримечания
    МаналаПосле битвы со своим братом Ндундзой за первенство над ндебеле Манала, сын Муси, вернулся в КваМняману и расширение территории Маналы.
    НтшелеСын Маналы .
    МагутшонаСын Нтшеле .
    МравуСын Магутшона .
    Нкагу ‡Сын Магутшона . Служил регентом до вознесения своего племянника Буямбо .
    БуямбоСын Мраву .
    Мабхена IСын Буямбо . Также пишется «Мабена». Расширенные территории Маналы на юге до слияния реки Хеннопс и на севере до наших дней Марблхолл.
    МдибанеСын Мабхены Я . Мдибане унаследовали территорию своего отца, включающую поселения КваМнямана (место черных скал) (также столица), эМарулени (место деревьев марулы), эЗотшанени, Конондуна (место вождей) и эМбиланени (святое место) и многое другое.
  • Полуисторические правители Ндзундзы.
    ИмяПримечания
    НдзундзаНдзундза из-за войны со своим братомом Манала установил себе царство на дуэли со своим братом и потребовал земли с восточных берегов реки Олифантс к западным берегам реки Эландс в Мпумаланге. Ндзундза основал свою столицу у истока реки Стилпорт примерно в 20 км к западу от современного Белфаста у подножия реки и назвал его «КваСимкулу» (Великое место).
    Мрхетджасын Ндзундзы . Также пишется "Mxetya"
    MagobholiСын Mrhetjha .
    BongweСын 'Magobholi. Территории Ндзундзы все больше угрожали набеги свази на востоке и большее беспокойство - некоторые растущие ба-педи на севере. Бонгве покинул КваСимкулу и основал новую столицу для Ндзундзы у подножия Ботасберга, которая получила название «Ква-Маза» («Место пепла») и оказалась прочной позицией для оттеснения педи на север. Бонгве умер без проблем.
    СиндениСын Мрхетджа и брат отца Бонгве Магобхоли .
    МахлангуВнук Синдени . Неясно, как власть была передана от Синдени к Махлангу без отца Махлангу. Махлангу попытался расширить территорию Ндзундзы как на север, так и на юг, но получил ограниченный успех против свази и педи, но получил значительную известность от своих опытный военачальник.
    ФасванаСын Малангу . Убит без проблем.
    Маридилисын Махлангу . Убит без проблем.
    Мдаланьянасын Махлангу . Убит без проблем.
    Мгвезанасын Малангу . Убит без проблем.
    Дзела ‡сын Малангу . Служил регентом сына Мгвезаны .
    МрхабулиСына Мгвезаны . Также пишется «Mxabului». После многих войн с расширяющимися ба-педи на севере, которые привели к гибели отца и дядей Мрхабули, iNamrhali Муси были потеряны навсегда. Из устной традиции не ясно, кто был последним владельцем мистического инамрхали.
  • Исторический.

  • Исторические правители Маналы.
    ИмяДатыПримечания
    Сибинди1817–1826 гг.Сын Мдибане . Сибинди бежал из КваМнямана в КоМьекеджеке и был убит силами Мзиликази Хумало.
    Мвула1826–1827Сын Мдибане . Мвула был также убит силами Мзиликази Хумало.
    Мгибе1827 - 1832Сын Мдибане убит силами Мзиликази Хумало.
    Силамба1832–1892сын Мдибана . После оккупации Мзиликази Хумало Силамба был оставлен собирать осколки Маналы. Он правил в течение 60 лет и восстановил то, что осталось от Маналы, в течение которых воортреккеры прибыли к северу от реки Ваал, и большая часть территории Маналы была потеряна.
    Мдедлангени1892–1896 гг.сын Салимбы . Как и его отец, Мдедлангени делал большие попытки противостоять экспансии Республики Трансвааль. Мдедлангени умер при загадочных обстоятельствах.
    Либангени ‡1896 - неизвестноСын Салимбы . Либангени вступил в большой конфликт с Республикой Трансвааль и жил в изгнании. Он служил регентом сына Мдедлангени .
    Мабхена IIнеизвестно - 1906Сын Мдедлангени . Неизвестно, когда Мабхена II возглавил Манала Ндебеле, но он вернулся из ссылки в земли Маналы и умер в 1906 году.
    Мбхонго I1906-1933 гг.Сын Мабхена II .
    Мбулава1933 - 1941Сын Мбхонго I .
    Махосонке I1941-1960Сын Мбулавы .
    Мбонго II1960-1986Сын Махосонке I .
    Еноха Мабхена

    (as Махосонке II )

    1986 - настоящее времяСын Мбонго II и действующий «Нгвеньяма» (король) Манала Ндебеле. Махосонке II женился на принцессе Лесото Сехотали Сеисо в октябре 2019 года.
  • Исторические правители Ндзундзы.
    ИмяДатыПримечания
    Магодонго1811 - 1827Сын Мгвезаны . Магодонго перенес столицу Ндзундза из КваМаза в Эсихунджини . После нападения Мзиликази Хумало Магодонго был замучен и в конце концов убит вместе со своими старшими сыновьями.
    Сибхоко ‡1827 - 1835Сын Магодонго . Служил регентом до совершеннолетия сына Магодонго. Сибхоко был якобы убит после спора с Сото-Цвана вождем по имени Матлала к северу от Марблхолла.
    СоМдейи ‡1835–1840Сын Магодонго . Служил регентом до совершеннолетия сына Магодонго. Был убит отрядом Мзиликази Хумало.
    Мабхоко I1840–1865 гг.Сыном Магодонго . Мабхоко перенес столицу Ндзундза из Эсихунджини в новую столицу под названием ЭМрхолени, которая находилась рядом с пещерным комплексом КоНомтьярхело. В годы правления Мабхоко между Ндзундза Ндебеле и Республикой Трансвааль.
    Мхепхули1865–1873 гг.Сын Мабхоко I возникла значительная напряженность. Также называется Сокалени. Мхепхули был известен на африкаанс именем Корнелис.
    Робонго ‡1873 - 1879Сын Мабхоко I . Также пишется «Ксобонго». Служил регентом Фене .
    Ньябела ‡1879–1902Сын Мабхоко I . Служил регентом Фене . Ньябела проиграла жестокую войну Республике Трансвааль и часто упоминается как последний свободный лидер Ндзундза.
    Фене1902-1921Сын Мхепхули . Также пишется Мфене. Фене купил ферму «Велгелеген» в 60 км к северо-востоку от Претории и основал современную КваМхланга.
    Майитджа1921-1961Сын Фене .
    Мабуса Мабхоко II1961-1992Сын из Майитджа .
    Нюмбабо Майитджа II1992-2005Сын Мабуса Мабхоко II .
    Силило ‡2005-2006Сын Мхлахлва, сын Майитджи . Служил регентом Мабхоко III .
    Мбуси Махлангу

    (как Мабхоко III )

    2006 г. - настоящее времяСын Нюмбабо Майитджа II . С момента восхождения на трон Ндзундзы Мабхоко III оспаривал верховенство народа ндебеле. Мабхоко проиграл верховенство народа ндебеле.>= правил как регент.)

    Известный южный ндебеле
    Ссылки
    1. ^Скошана, Филимон Бути (2009). «3». Лингвистические отношения между южным и северным ндебеле (PDF). Архивировано (PDF) из оригинала 17 ноября 2015 года.
    2. ^www.northernndebele.blogspot.com
    3. ^ Эта статья включает текст, доступный в рамках CC BY- SA 1.0 лицензию.

    https://izithakazelo.blog/tag/sibindi/ https://www.iol.co.za/news/politics/battle-for-tshwanes-soul-1827103 https://www.pressreader.com/south-africa/sowetan/20180305/281616715871135 https://www.sahistory.org.za/article/pretoria-tshwane-naming-city https://www.iol.co.za/news/politics/who-was-tshwane-ask-his-descendants-240557 http://www.tshwane.gov.za /sites/tourism/Holiday-Fun-in-Tshwane/PublicationsMaps/Tshwane%20At%20A%20Glance.pdf http://www.sahra.org.za/node/33733 https://backtosouthafrica.wordpress.com/tag/anglo-boer-war/ https://www.sahistory.org.za/people/king-mzilikazi https: //www.sahistory.org.za/article/empty-land-myth https://www.sahistory.org.za/article/prehistory-pretoria-area https: //www.historytoday.com/archive/south-africa-myth-empty-land http://laafriquemedia.biz/blogs/post/905/the-empty-land-myth-the-real -history-of-South-africa-western-cape-land https: //www.news24.com/citypress/News/court-rules-on-amandebele-kingship-20161001 https://www.academia.edu/41650075/BRIEF_HISTORY_OF_THE_NDEBELE_NDZ https: // //dikobolegacy.co.za/2019/09/18/s Southern-ndebele-peopl e / http://www.saflii.org/za/cases/ZAGPPHC/2016/ 696.html http://www.mpumalanga.gov.za/otp/newsroom/speeches/archived_speeches/2001_archived_speeches/Speech03Mar01.htm Определение превосходства Мбонго-Мбонго и Ндзундза-Моба. http://www.thediplomaticsociety.co.za/home/16-home/2943-exploring-the-cultures-and-environmental-heritage-of-south-african-kingdoms-komjekejeke-heritage-site http://zuluculture.co.za/mabhena/ https://africanlanguages.com/south_africa/place_names.html https://web.archive.org /web/20160121062050/http://soer.deat.gov.za/dm_documents/Gauteng_full_report_low_res_kKsoy_fk-nn.pdf https://www.sahistory.org.za/article/ndebele History по обычному праву по традиционному лидерству: споры и претензии - Джефф Пейрес https://izithakazelo.blog/tag/manala/ https://ndebelekingdom.co.za/our-history/ http://ndebelekingdom.co.za/wp-content/uploads/2017/12/Concise-History-of-AmaNdebele-June-201011.pdf https://ndebelekingdom.co.za / 2017/12/12 / inside-track-ndebele-king-makhosoke-ii / http://www.sarahrichards.co.za/sculpture/monuments/king-nyabela-ndebele-1893.html http: // sam militaryhistory.org/vol144 ds.html https://sahistory.org.za/article/nelspruit-timeline-1815-1996 https://sahistory.org.za/article/ndebele-history https: //www.places.co.za/html/belfast.html https://www.nightjartravel.com/animals-nature/emakhazeni https : // kwekudee-tripdownmemorylane.blogspot.com / 2013/12 / ndebele-manala-ndebele-and-ndzundza.html http://www.mpumalanga.gov.za/media/statements/cogta/ 26112012_.htm https://www.iol.co.za/news/south-africa/ndebele-king-issues-legal-threat-to-mbeki-307042 https: //www.sowetanlive. co.za/news/south-africa/2018-03-05-ndebeles-makhosonke-ii-says-the-land-must-be-returned-to-kings/ https: // www. sowetanlive.co.za/news/2016-05-28-ndebele-kings-in-court-over-turf-war/ http://www.krugerpark.co.za/africa_ndebele.html https://repository.up.ac.za/dspace/bitstream/handle/2263/14373/Nelson_Archaeozoology%282009%29.pdf?sequence=1isAllowed=y https: // www.researchgate.net/publication/299393065_Материал_ Культура_Under_the_animal_skin'_Excavations_at_Esikhunjini_a_mfecane_period_Ndzundza_Ndebele_site https://repository.up.ac.za/divstream/handledivdf/handlep3/divs/divs/handlep3/divs/div/ / 04 / south-african-Government-mzilikazi.html https://static.pmg.org.za/docs/111101dta-edit_0.pdf https: // www.timeslive.co.za / news / south-africa / 2017-01-16-ndebele-royal-fight-heads-back-to-court / https://www.sowetanlive.co. za / news / south-africa / 2019-10-21-ndebele-king-take-sotho-wedding-in-colorful-wedding / http://www.historicalpapers.wits.ac.za/ inventory / inv_pdfo / A1655 / A1655-Db9-01-jpeg.pdf https://izithakazelo.wordpress.com/tag/sibasa/ Scientia Militaria, Южноафриканский журнал военных исследований, том 16, Mr. 1, 1986. Департамент по делам коренного населения Трансвааля. Краткая история упоминания племен Трансвааля, 1903 г.

    Дополнительная литература
    • Ндебеле: Искусство африканского племени, 1986 г. Маргарет Кортни-Кларк, Лондон: Темза и Гудзон. ISBN 0-500-28387-7
    • Ndebele Images, 1983. Натали Найт и Сюзанн Прибач, Natalie Knight Productions Ltd. ASIN: B0026835HO
    • Искусство ндебеле: эволюция культурной идентичности, 1998. Натали Найт и Сюзанна Прибач, Natalie Knight Productions Ltd.
    Внешние ссылки
    На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с южными народами ндебеле.

    Сохранение королевской власти и культуры: познакомьтесь с 7 королями и 1 королевой SA - кратко

    city-press.news24.com ›Новости Интернет Судебные постановления о королевском сане амандебеле | Ситипресс

    См. Также
    Последняя правка сделана 2021-06-09 00:33:42
    Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
    Обратная связь: support@alphapedia.ru