Доисламская Аравия

редактировать
Набатейские торговые пути в доисламской Аравии Надгробие молодой женщины по имени Абан, изображенной спереди с поднятым правом руки и с пшеницы в левой рука, символизирующий плодородие. Британский музей, Лондон

Доисламская Аравия (арабский : شبه الجزيرة العربية قبل الإسلام) - это Аравийский полуостров до Возникновение ислама в 610 г. CE.

Некоторые из оседлых превратились в особые цивилизации. Информация об этих общинах ограничена и собрана из археологических свидетельств, отчетов, написанных за пределами Аравии, арабских традиций, которые позже были записаны исламскими историками. Среди наиболее выдающихся цивилизаций были цивилизации Тамуд, возникшая около 3000 г. до н.э. и просуществовавшая примерно до 300 г. н.э., и цивилизация Дильмун, которая возникла примерно в конце четвертого тысячелетия и просуществовала примерно до 600 г. н.э. Кроме того, с начала первого тысячелетия до нашей эры Южная Аравия была домом для ряда царств, таких как Сабеи, а Восточная Аравия была населена носители семитского языка, предположительно мигрировавшие с юго-запада, например, так называемое самадское население. Несколько узловых точек контролировались иранскими парфянскими и сасанидскими колонистами.

Доисламская религия в Аравии включала местные политеистические верования, различные христианство формы, иудаизм, манихейство, и зороастризм.

Содержание

  • 1 Исследования
  • 2 От доисторического до железного века
    • 2.1 Маган, Мадиам и Ад
  • 3 Обзор основных королевств
  • 4 Восточная Аравия
    • 4.1 Дилмун
    • 4,2 Герра
    • 4,3 Тилос
    • 4,4 Парфянин и Сасанид
    • 4,5 Бет Катрай
    • 4,6 Бет Мазунай
  • 5 южно-арабских королевств
    • 5.1 Королевство Маин (7 век до н.э. - I век до н.э.)
    • 5.2 Королевство Саба (IX век до н.э. - 275 год н.э.)
    • 5.3 Королевство Хадрамаут (VIII век до н.э. - III век н.э.)
    • 5.4 Королевство Авсан (VIII век до н.э. - VI век
    • 5.5 Королевство Катабан (IV век до н.э. - III век н.э.)
    • 5.6 Королевство Химьяр (конец II века до н.э. - 525 н.э.)
      • 5.6.1 Оккупация Йемена аксумитами (525-570 гг.
      • 5.6.2 Период Сасанидов (570-630 гг). Н. Э.)
  • 6 Хиджаз
    • 6,1 Тамуд
  • 7 северных арабских королевств
    • 7,1 Царство Кедар (8 век до н.э. -?)
    • 7,2 Ахемениды в Северной Аравии
    • 7,3 набатеи
    • 7,4 Римская Аравия
    • 7,5 Кахтаниты
  • 8 Центральная Аравия
    • 8,1 Королевство Кинда
  • 9 человек
    • 9.1 оседлые арабы
    • 9.2 бедуинские племена
    • 9.3 соллуба
    • 9.4 арабская генеалогическая традиция
  • 10 религия
  • 11 искусство
  • 12 античность
    • 12.1 падение Империи
    • 12.2 Возвышение ислама
  • 13 Недавние открытия
  • 14 См. Также
  • 15 Примеч.
  • 16 Дополнительная литература

Исследования

Научные исследования доисламских арабов начинаются с арабисты начала 19 века, когда им удалось расшифровать эпиграфические древнеаравийские (10 век до н.э. ), древние северные арабские (6 век до н.э.) и другие сочинения доисламской Аравии. Таким образом, исследования больше не ограничиваются письменными традициями, которые не являются местными из-за отсутствия сохранившихся описаний арабских историков той эпохи; недостаток материала компенсируется письменными источниками из других культур (такими как египтяне, греки, римляне и т. д.), поэтому он не был известен в отличной детали. Начиная с III века н.э., арабская история становится более ощутимой с появлением шимьяритов и с появлением кананистов в Леванте и произведенная ассимиляция набатеев кананами в первые века н.э., модель экспансии превысила мусульманские завоевания 7 века. Источники истории включают археологические свидетельства, иностранные свидетельства и устные предания, позже записанные исламскими учеными - особенно в доисламских стихах - и хадис, а также ряд древних арабских документов, которые дожили до средневековья, когда некоторые из них цитировались или записывались. Археологические исследования на Аравийском полуострове были скудными, но плодотворными; и многие древние памятники были идентифицированы современными раскопками. Самое последнее подробное исследование доисламской Аравии - это «Арабы и империи до ислама», опубликованное издательством Oxford University Press в 2015 году. В этой книге собраны разнообразные древние тексты и надписи по истории, особенно северного региона в этот период.

От доисторического до железного века

Маган, Мадиам и Эд

  • Маган засвидетельствовано как имя торгового партнера шумеры. Омане.
  • Аадиды обосновались в Южной Аравии (современный Йемен ), поселившись к востоку от Племя Кахтан. Они основали Королевство Эд примерно с 10 века до н.э. до 3 века нашей эры.

Народ Эд был известен грекам и египтянам. Клавдий Птолемей Географ (2 век н.э.) называет эту территорию «землей иобаритов», регион, который в легенде позже упоминается как Убар.

происхождение мадианитян не установлено. Из-за микенских мотивов на так называемой мадианитской керамике некоторые ученые, включая Джорджа Менденхолла, Питера Парра и Бено Ротенберга, предположили, что мадианитяне были установлены народами моря., которые мигрировали из Эгейского региона и наложили на уже существующий семитский слой. Вопрос о происхождении мадианитян до сих пор остается открытым.

Обзор основных царств

История доисламской Аравии до появления ислама в 610-х годах не известна в деталях. Археологические исследования на Аравийском полуострове были редкими; письменные источники народов ограничиваются множеством надписей и монет из южной Аравии. Существующий материал состоит в основном из письменных источников из других традиций (таких как египтяне, греки, персы, римляне и т. Д.) И устные предания, позже записанные исламскими учеными. Многие небольшие королевства процветали благодаря торговле Красного моря и Индийского океана. Основные царства включали сабейцев, авсанов, химьяров и набатеев

Первые известные надписи царства Хадрамаут известны с 8 века до нашей эры. Впервые на него указана внешняя цивилизация в древнесабейской надписи Карабил в начале VII до н.э., в которой царь Хадрамаута Яда'ил упоминается как один из его союзников.

Дильмун впервые появляется в шумерских клинописных глиняных табличках, датированных концом 4-го тысячелетия до нашей эры, найденных в храме богини Инанны в городе Урук. Прилагаемый Дилмун относится к типу топора и конкретному конкретному лицу; кроме того, существуюти паек из шерсти, выдаваемые людям, возможности с Дильмуном.

Сабеи были древним народом, говорящим на древнеаравийском языке, жившим в что сегодня Йемен, на юго-западе Аравийский полуостров ; с 2000 г. до н.э. по 8 век до н.э. Некоторые сабеи также жили в Д'мт, расположенном в северной Эфиопии и Эритрее, из-за их гегемонии над Красным морем. Они просуществовали с начала 2-го тысячелетия до 1-го века до нашей эры. В I веке до н. Э. Он был завоеван химьяритами, но после распада первой химьяритской империи царей Саба 'и зу-Райдана Среднего Сабейского царства вновь появился в начале 2 века. Окончательно он был завоеван химьяритами в конце 3 века.

Древнее Королевство Авсан со столицей Хагар Яхирр в вади, к югу от вади Байхан, теперь принято телом или искусственной насыпью, имеющей местное название. Когда-то это было одно из самых важных небольших королев Южной Аравии. Город был разрушен в VII веке до нашей эры королем и мукаррибом из Саба Карибил Ватар, согласно сабейскому тексту, который сообщает победа в терминах, свидетельствующих о ее значении для сабеев.

Химьяр был в состоянии древней Южной Аравии, датируемым 110 годом до нашей эры. Он покорил соседнюю Сабу (Саву) в ок. 25 г. до н.э., Катабан ок. 200 г. н.э. и Хадрамаут ок. 300 г. н.э. Его политическая судьба относительно Сабы часто менялась, пока, наконец, не было завоевано Сабейское королевство около 280 г. н.э. Это было доминирующим государством в Аравии до 525 г. н.э. Основу экономики составляло сельское хозяйство.

Внешняя торговля была основана на экспорте ладана и мирры. На многих лет он также был основным посредником, связывающим Восточную Африку и Средиземноморье. Эта торговля в основном заключается в экспорте слоновой кости из Африки для продажи в Римской империи. Суда из Химьяра регулярно курсировали по восточноафриканскому побережью, и государство также оказывало значительный политический контроль над торговыми городами Восточной Африки.

набатейское происхождение остается неясным. Что касается сходства звуков, Иероним предположил связь с племенем Наваиоф, упомянутым в Бытии, но современные историки осторожно осторожно к ранней набатейской истории. Вавилонское пленение, начавшееся в 586 г. до н. Э., Открыло вакуум власти в Иудее, и, как эдомитяне переселились на иудейские пастбища, набатейские надписи начали оставаться на территории Идумеев (ранее, чем 312 г. Москва). до н.э., когда они были безуспешно атакованы в Петре Антигоном I ). Первое явное появление произошло в 312 г. до н.э., когда Иероним Кардийский, офицер Селевкидов, смернул набатейцев в боевом отчете. В 50 г. до н.э. греческий историк Диодор Сицилийский процитировал Иеронима в своем отчете и добавил следующее: «Подобно тому, как Селевки пытались подчинить их, римляне предприняли попытку заполучить это дело. сделка. "

Петра или Села была древней столицей Эдома ; Набатеи, должно быть, оккупировали старую Идумеев страну и преуспели в ее торговле после того, как Идумеи воспользовались Вавилонским пленкой, чтобы продвинуться в южную Иудею. Эта миграция, дата не может быть определена, также сделала их хозяевами берегов залива Акаба и Здесь, согласно Агафархиду, они, как вредители и пираты, были очень неприятны для возобновившейся торговли между Египтом и Востоком, пока не были наказаны птолемеевскими правителями Александрии.

Царство Лахмид было основано племенем Лакхум, которое иммигрировало из Йемена во 2 веке и управлялось Бану Лахмом, отсюда и название. из группы арабских христиан, которые жили в Южном Ираке и сделали аль-Хира своей столицей в (266). ь-Кайс, принявший христианство. Постепенно весь город обратился в эту веру. Имру аль-Кайс мечтал об объединенном и независимом арабском королевстве, и следуя этой мечте, он захватил многие города в Аравии.

Гассаниды были группой южноаравийских христианских племен, которые эмигрировали в начало III века от Йемена до Хаурана на юге Сирии, Иордании и Святой Земли, где они состоял в смешанных браках с эллинизированными римскими поселенцами и грекоязычными раннехристианскими общинами. Эмиграция Гассанидов была передана в богатой устной традиции южной Сирии. Говорят, что Гассаниды пришли из города Мариб в Йемене. В этом городе была плотина, но в один год было так много дождя, что плотину унесло последующее наводнение. Таким образом, людям пришлось уйти. Жители эмигрировали в поисках жизни в менее засушливые земли и рассеялись по всему миру. Пословица «Они были рассеяны, как народ Сабы » относится к этому исходу в истории. Эмигранты были из южного арабского племени азда ветви кахлан племен кахтани.

Восточная Аравия

Оседлые люди доисламской Восточной Аравии были в основном носителями арамейского языка и в некоторой степени носителями персидского языка в то время как сирийцами функционировал как литургический язык. В доисламские времена восточного населения Аравии состояло из христианизированных арабов (включая Абд аль-Кайса ), арамейцев христиан, говорящих на персидском языке Зороастрийцы и евреи земледельцы. Согласно Роберту Бертраму Сержанту, Бахарна могут быть арабизированными "потомками новообращенных из первоначального населения христиан (арамейцев), евреев и древних Персы (Маджус) населяли остров и возделывали прибрежные провинции Восточной Аравии во время арабского завоевания ". Другие археологические комплексы не могут быть представлены в более широком контексте, например, поздний железный век Самада также присутствовал в Восточной Аравии. Зороастрий Восточной Аравии в доисламские времена были известны как «маджу ». На оседлые диалекты Восточной Аравии, включая бахранский арабский, оказали влияние аккадский, арамейский и сирийский языки.

Дилмун

Дилмун и его соседи в 10-м веке. век до н.э.

Цивилизация Дильмун была важным торговым центром, который на пике своего могущества контролирует Персидский залив торговые пути. Шумеры считали Дильмун святой землей. Дильмун считается одной из старейших древних цивилизаций Ближнего Востока. Шумеры описали Дильмун как райский сад в Эпосе о Гильгамеше. Шумерский рассказ о райском саду Дильмун, возможно, послужил источником вдохновения для истории Эдемского сада. Дильмун появляется в шумерском клинописи глиняных табличках, датированных концом четвертого тысячелетия до н. Э., Найденных в храме богини Инанны в городе Урук. Прилагающий «Дильмун» используется для описания типа топора и одного конкретного чиновника; кроме того, естьи паек из шерсти, выдаваемые людям, особенности с Дильмуном.

Дилмун был важным торговым центром конца тысячелетия до 1800 до нашей эры. Дильмун был очень процветающим в течение первых 300 лет второго тысячелетия. Торговая мощь Дильмуна начала снижаться с 2000 г. до н.э. и 1800 г. до н.э., потому что пиратство процветало в Персидском заливе. В 600 г. до н. Э. вавилоняне, позже персы присоединили Дильмун к своим империям.

Цивилизация Дильмун была центром коммерческой деятельности, связывающей традиционное земледелие с морскими торговлей между различными регионами, такими как долина Инда и Месопотамия в ранний период и Китай и в более поздний период (с III по XVI века н.э.).

Дильмун регистрируется в двух письмах, датированных правлением Бурна-Буриаш II (ок. 1370 г. до н.э.) извлечены из Ниппура во время касситской династии Вавилона. Эти письма были от провинциального чиновника Или-иппашры из Дильмуна своему другу Энлилю-Кидинни в Месопотамии. Упомянутые имена: аккадский. Эти письма и другие документы намекают на административные отношения между Дильмуном и Вавилоном в то время. После краха династии касситов в месопотамских документах Дилмун не упоминается, за исключением ассирийских надписей, датированных 1250 годом до н. Э., В которых ассирийский царь провозглашается царем Дилмуна и Мелуххи. В ассирийских надписях записана дань от Дильмуна. Существуют и другие ассирийские надписи первого тысячелетия до нашей эры, указывающие на владычество Ассирии над Дильмуном. Позже Дильмун находился под контролем касситской династии в Месопотамии.

Дилмун, иногда описываемый как «место, где восходит солнце» и «страна живых», является местом действия некоторых версий шумерского мифа о сотворении мира, а также места, где богами был взят обожествленный шумерский герой потопа Утнапиштим (Зиусудра ). жить вечно. Торкильд Якобсен в переводе Эриду Бытия называет это «Гора Дилмун», который он находит как «далекое, полумифическое место».

Дилмун также описан в эпическая история Энки и Нинхурсаг как места, на котором произошло Творение. Обещание Энки Нинхурсаг, Матери-Земля:

Для Дильмун, страны сердца моей госпожи, я создам длинные водные пути, реки и каналы, которые через воду будет течь, чтобы утолить жажду всех существ и принести изобилие всем

Нинлиль, шумерская богиня воздуха и южного ветра, имел свой дом в Дильмуне. Это также фигурирует в эпосе о Гильгамеше.

. Однако в раннем эпосе «Энмеркар и владыка Аратты » основные события сосредоточены на Энмеркаре Строительство зиккуратов в Уруке и Эриду описывается как происходящее в мире «до того, как Дильмун еще был заселен».

Герра

Герра и его соседи в 1 г. н.э.

Герра (арабский : جرهاء), древний город Восточной Аравии, на западной стороне Персидского залива. Точнее, было установлено, что древний город Герра существовал рядом с нынешним фортом Укаир или под ним. Этот форт находится в 50 милях к северо-востоку от аль-Хаса в Восточной провинции в Саудовской Аравии. Это место было впервые предложено в 1924 году.

Герра и Укаир - археологические памятники на восточном побережье Аравийского полуострова. До Герры эта территория принадлежала цивилизации Дильмун, которая была завоевана Ассирийской империей в 709 г. до н. Э. Герра была центром арабского царства примерно с 650 г. до н.э. до примерно 300 г. н.э. Царство подверглось нападению Антиоха III Великого в 205-204 гг. До н.э., хотя, похоже, оно выжило. В настоящее время точно неизвестно, когда Герра упал, но после 300 г. н.э. эта территория находилась под контролем Сасанидов персидских властей.

Страбон описал Герру как населенную халдейскими изгнанниками из Вавилона, которые построили свои соляные дома и отремонтировали их с помощью соленая вода. Плиний Старший (lust. Nat. Vi. 32) говорит, что это было 5 миль в окружности с башнями, построенными из квадратных блоков соли.

Герра была разрушена карматами в конце 9 века, когда все жители были уничтожены (300 000 человек). Это было в 2 милях от Персидского залива около сегодняшнего дня Хуфуф. Исследователь Абдулхалик Аль Джанби утверждал в своей книге, что Герра, скорее всего, был древним городом Хаджар, расположенным в современной Аль-Ахсе, Саудовской Аравии. Теория Аль-Джанби является наиболее широко принятой современными учеными, хотя есть некоторые трудности с этим аргументом, учитывая, что Аль-Ахса находится в 60 км от суши и, следовательно, с меньшей вероятностью может быть отправной точкой для маршрута торговца, что делает местоположение на архипелаге острова, составляющие современное Королевство Бахрейн, в частности, главный остров Бахрейн, другая возможность.

Были предприняты попытки различных других идентификаций этого места, Жан Батист Бургиньон д'Анвиль выбирает Катиф, Карстен Нибур предпочитает Кувейт, а К. Форстер предлагает руины в начале залива за островами Бахрейн.

Тилос

Азия в 600 г. н.э., показывающий Сасанидскую империю до арабского завоевания.

Бахрейн обнаружился греками как Тилос, центр торговли жемчугом, когда Неарх обнаружил, что он служил при Александре Великом. С VI по III век до н. Э. Бахрейн был включен в Персидскую империю ахеменидцами, иранской династией. Считается, что греческий адмирал Неарх был первым из военачальников Александра, посетившим эти острова. он записал: «На острове Тилос, расположенном в Персидском заливе, есть большие плантации хлопкового дерева, из которого производят одежду, называемую синдонами, очень разной стоимости, некоторые из которых являются дорогостоящими, другими - менее дорогими. они не ограничиваются Индией, но простираются до Аравии ». Греческий историк Теофраст утверждает, что большая часть островов была покрыта этими хлопковыми деревьями и что Тилос известен экспортом трости с выгравированными эмблемами, которые обычно носили в Вавилоне. Арес также поклонялись древнему Бахарне и греческим колонистам.

Неизвестно, входил ли Бахрейн в империю Селевкидов, хотя археологические раскопки в Калат-эль-Бахрейн был предложен в качестве базы Селевкидов в Персидском заливе. Александр планировал заселить восточные берега Персидского залива греческими колонистами, и хотя неясно, произошло ли это в тех масштабах, которые он предполагал, Тилос был в степени части эллинизированного мира: язык высших классов был греческий (хотя арамейский язык использовался в повседневной жизни), а Зевсу поклонялись в форме арабского бога солнца Шамса. Тилос даже стал местом проведения греческих спортивных спортивных состязаний.

Считается, что имя Тилос произошло от эллинизации семитов, Тилмун (от Дильмун ). Термин Тилос обычно использовался для обозначения островов до Птолемея Географии, когда жители стали называть «Тилуаной». Некоторые топонимы в Бахрейне восходят ке Тилоса, например, жилой пригород Арада в Мухаррак, как полагают, происходит от "Арадос", эпохи древнегреческого названия острова Мухаррак.

финикийцы. укомплектовать свои корабли на службе ассирийского царя Сеннахирима, во время его войны против халдеев в Персидском заливе, ок. 700 г. до н. Э.

. Повествование Геродота (написано около 440 г. до н. Э.) Относится к мифам об Ио и Европе. (История, I: 1).

Согласно персам, наиболее осведомленными в истории финикийцы начали ссору. Эти люди, которые раньше жили на берегах Эритрейского моря (восточная часть Аравийского полуострова ), мигрировали в Средиземное море и поселились там, где они сейчас живут. они сразу же начали, говорят они, отправляться в дальние путешествия, нагружая свои корабли товарами из Египта и Ассирии...

— Геродот

Греческий историк Страбон считал, что финикийцы пережить из Востока. Аравия. Геродот также считал, что родиной финикийцев была Восточная Аравия. Эта теория была принята немецким классиком 19 века Арнольдом Хереном, который сказал, что: «Мы читаем о двух островах, названных Тайрус или Тилос и Арад, Бахрейн., которые хвастались, которые являются родиной финикийцев, и выставляли реликвии финиких храмов ». В частности, жители Тира долгое время сохраняли происхождение Персидского залива, и сходство слов «Тилос» и «Тир» было замечено. Однако происходит миграция предположительно в то время, когда такая миграция предположительно предположительно место.

С ослаблением Селевкидов власти Греции, Тилос был включен в Харацен или мезенское государство, основанное на территории нынешнего Кувейта гиспаозинами в 127 г. до н.э. Надписи на зданиях, найденные в Бахрейне, указывают на то, что Испоазин охватывает острова (и также регистрируется его жена Талассия).

Парфяне и Сасаниды

С III века до нашей эры до прихода ислама в VII веке нашей эры Восточная Аравия находилась под контролем двух других иранских династий: парфян и Сасаниды.

Примерно к 250 году до нашей эры Селевки потеряли свои территории в пользу парфян, иранского племени из Центральной Азии. Парфянская династия взяла под свой контроль Персидский залив и распространила свое влияние до Омана. Им нужно было контролировать торговый путь через Персидский залив, парфяне установили гарнизоны на южном побережье Персидского залива.

В 3 веке н.э. Сасаниды наследовали парфянам и удерживают территорию до появления позже приложений ислама четырьмя века, первый правитель иранской династии Сасанидов, прошел по Оману и Бахрейн и победил Санатрука ( или Сатирана), вероятно, Парфянин правительства Восточной Аравии. Он назначил своего сына Шапура I губернатором Восточной Аравии. Шапур построил там новый город и назвал его Батан Ардашир в честь своего отца. В это время Восточная Аравия включает южную провинцию Сасанидов, покрывающий южный берег Персидского залива, а также архипелаг Бахрейн. Южная провинция Сасанидов была разделена на три округа: Хаггар (Хуфуф, Саудовская Аравия), Батан-Ардашир (провинция Аль-Катиф, Саудовская Аравия) и Мишмахиг ( Мухаррак, Бахрейн; также упоминается как Самахидж ) (на среднеперсидском / пехлеви означает «овца-рыба».), В том числе Бахрейн архипелаг, ранее называвшийся Аваль. Имя, означающее «овца-рыба», может предполагать, что имя / Tulos / связано с еврейским / ṭāleh / «ягненок» (2924 Стронга).

Бет Катрай

Христианин название региона, охватывающего северо-восточную Аравию, было Бет Катрай, или «Острова». Название переводится как «регион Катара» на сирийском. Сюда входили Бахрейн, остров Тарут, Аль-Хатт, Аль-Хаса и Катар.

К V веку Бет-Катрай был крупным центром Несторианское христианство, которое господствовало на южных берегах Персидского залива. Как секта, несторианцы часто преследовались как еретики Византийской империей, но восточная Аравия находилась вне Империи, некоторую безопасность. Несколько известных несторианских писателей происходили из Бет Катрай, в том числе Исаак из Ниневии, Дадишо Катрая, Гавриил из Катара и Ахоб из Катара. Значение христианства уменьшилось с приходом ислама в Восточную Аравию к 628 году. В 676 году епископы Бейт Катрай перестали посещать синоды; хотя практика христианства сохранялась до региона конца 9 века.

Епархии Бет Катрай не образовывали церковной провинции, за исключением короткого периода в середине - конец седьмого века. Вместо этого они подчинялись митрополиту Фарса.

Бет Мазунае

Оман и Объединенные Арабские Эмираты составляли церковную провинцию, известную как Бет Мазунай. Название произошло от «Мазун», персидского названия Омана и Арабских Эмиратов.

Южно-Арабские королевства

Сабейская надпись, адресованная лунному богу Алмака, в котором упоминаются пять южноаравийских богов, два правящих правителя и два правителя, 7 век до н. Э. A Гриффин из королевского дворца в Шабве, Хадрамаута

Королевство Маин (VII век до н.э. - I век до н.э.)

Во время правления Минаев столицей была Карна (ныне известная как Саада ). Другим важным их городом был Ятилль (ныне известный как Баракиш ). Минеское королевство располагалось на северо-западе Йемена, а большинство его располагалось вдоль Вади. Минескиеи были найдены далеко за пределами Королевства Майн, вплоть до Аль-Ала на северо-западе Саудовской Аравии и даже на острове Делос и Египет. Это было первое из йеменских королевств, которое закончилось, а минский язык умер около 100 г. н.э.

Королевство Саба (9 век до н.э. - 275 г. н.э.)

Во время правления Сабея торговля и сельское хозяйство процветали, принося много богатства и процветания. Сабейское царство было расположено в Йемене, а его столица Мариб установлена ​​недалеко от современной столицы Йемена Саны. Согласно южноаравийской традиции, старший сын Ноя, Шем основал город Мариб.

Во время правления Сабея Йемен назывался «Аравией Феликс » римлянами, которые были впечатлены его богатством и процветанием. Римский император Август послал военную экспедицию на завоевание «Аравии Феликс» под командованием Элия Галла. После неудачной осады Мариба римский полководец отступил в Египет, а его флот разрушил порт Аден, чтобы римский торговый путь в Индию.

. королевство было основано на выращивании и торговле специями и ароматическими веществами, включая ладан и мирру. Их экспортировали в Индию и Абиссинию, где они высоко ценились культурми, используя верблюдов на маршрутах через Аравию и в Индию по морю.

В течение VIII и VII веков до нашей эры существовал тесный контактный контакт между Королевством Домт на севере Эфиопии и Эритреей и Саба. Хотя цивилизация была коренной, королевские надписи были написаны на своем роде прото- эфиосемитском, в королевстве также было несколько сабейских иммигрантов, о чем свидетельствуют некоторые из надписях на Дамте.

В то время сельское хозяйство в Йемене процветало благодаря развитой ирригационной системе, которая состояла из больших водных туннелей в горах и плотин. Самая впечатляющая из этих земляных работ, известная как Марибская плотина, была построена ок. 700 г. до н.э. и обеспечил орошение около 25000 акров (101 км) земли и простоял более тысячелетия, окончательно разрушившись в 570 г. н.э. после столетий пренебрежения.

Королевство Хадрамаут (8 век до н.э. - 3 век н.э.)

Первые известные надписи Хадрамаута известны с 8 века до нашей эры. Впервые на него ссылается внешняя цивилизация в древнесабейской надписи Карабил Ватар начала 7 века до н.э., в которой царь Хадрамаута Яда'ил упоминается как один из его союзники. Однако, когда минеи взяли под свой контроль караванные маршруты в 4 веке до нашей эры, Хадрамаут стал одним из его союзников, вероятно, из-за коммерческих интересов. Позже он стал независимым и был захвачен растущим йеменским королевством Химьяр в конце I века до н.э., но смог отразить нападение. Хадрамаут аннексировал Катабан во второй половине II века нашей эры, достигнув наибольших размеров. Королевство Хадрамаут было в конечном итоге завоевано химьярским царем Шаммаром Яхришом около 300 г. н.э., объединив все южно-арабские королевства.

Королевство Авсан (8 век до н.э. - 6 век до н.э.)

Древнее королевство Авсан в Южной Аравии (современный Йемен) со столицей в Хагар Ягирр в вади Мархах, к югу от Вади Байана, теперь отмечено теллом Или искусственный курган, который местные жители называют.

Королевство Катабан (4 век до н.э. - 3 век н.э.)

Катабан был одним из древних йеменских королевств, процветавших в долине Бейхан. Как и другие южно-арабские королевства, он получил огромное богатство от торговли ладаном и мирровым благовонием, которые сжигались на алтарах. Столица Катабана называлась Тимна и располагалась на торговом пути, проходившем через другие королевства Хадрамаут, Саба и Маин. Главным божеством катабанцев был Амм, или «дядя», и люди называли себя «детьми Амма».

Королевство Химьяр (конец 2 века до н.э. - 525 г. н.э.)

Статуя, 1 век до н.э., Йемен

Химьяриты восстали против Катабана и в конечном итоге объединили Юго-Западную Аравию (Хиджаз и Йемен), контролируя Красное море, а также побережье Аденского залива. Из своей столицы Шафара химьяритские цари начали успешные военные кампании и простирались временами на восток до восточного Йемена и на север до Наджрана Вместе со своими сородичами союзников, она простиралась максимально далеко на север до Эр-Рияда и на восток до.

В течение 3 века н.э. южноаравийские королевства находились в постоянном конфликте друг с другом. Гадарат (ГДРТ) Аксума начал вмешиваться в дела Южной Аравии, подписав союз с Сабой, и в химьярском тексте отмечается, что Хадрамаут и Катабан также были союзниками против королевства. В результате Аксумская империя смогла захватить химьяритскую столицу Тифар в первой четверти III века. Однако альянсы длились недолго, и Шаир Автар из Сабы неожиданно обратился против Хадрамаута, снова объединившись с Аксумом и взяв его столицу в 225 году. Химьяр затем соединился с Сабой и вторгся на недавно захваченные аксумские территории, отбив Тифар, который был под контролем Бейгата, сына Гадарата, и оттеснив Аксум обратно в Тихама. Стоящее рельефное изображение коронованного человека считается изображением, возможно, еврейского царя Малкикариба Юхаммина или, что более вероятно, христианина Эсимифайоса (Саму Яфа ').

«Коронованный человек», раскопанный из Каменное здание в Зафаре.

оккупация Йемена аксумитами (525 - 570 гг. н.э.)

Аксумитское вмешательство связано с Зу Нувасом, королем Химьяритов, который сменил государственную религию на иудаизм и начал преследовать христиан в Йемене. Возмущенный, Калеб, христианский король Аксума, с одобрения византийского императора Юстина I вторгся и захватил Йемен. Аксумиты контролировали Химьяр и попытались вторгнуться в Мекку в 570 году нашей эры. Восточный Йемен оставался союзником сасанидов через племенные союзы с лахмидами, которые позже привели сасанидскую армию в Йемен, положив конец аксумскому периоду.

Период Сасанидов (570-630 гг. Н.э.)

Персидский царь Хосров I послал войска под командованием Вахриза (персид : اسپهبد وهرز), которые помогли полулегендарному Сайфу ибн Зи Язану изгнать эфиопских аксумитов из Йемена. Южная Аравия стала персидским владычеством под вассалом Йемена и таким образом, попала в сферу влияния империи Сасанидов. После гибели Лахмидов в Йемен была отправлена ​​еще одна армия, что сделало его провинцией империи Сасанидов под властью персидского сатрапа. После смерти Хосрова II в 628 году персидский наместник в Южной Аравии Бадхан обратился в ислам, и Йемен исповедовал новый религию.

Хиджаз

Тамуд

Тамуд (арабский : مود) был древней цивилизацией в Хиджазе, который процветал с 3000 г. до н.э. по 200 г. до н.э. Недавние археологические исследования выявили многочисленные тамудические наскальные надписи и изображения. Они упоминаются в таких источниках, как Коран, старая арабская поэзия, ассирийские летописи (Тамуди), в греческом храме надпись с северо- запада Хиджаз 169 г. н.э., в византийском источнике 5-го века и в древнеевропейских граффити в пределах Тайма. Они также регистрируются в анналах победы неоассирийского царя, Саргона II (8 век до н.э.), который победил этих людей в кампании на севере Аравии. Греки также называют этих людей «Тамудаи», то есть «Тамуд», в трудах Аристотеля, Птолемея и Плиния. Перед возвышением ислама, примерно между 400–600 гг. Н.э., Тамуд полностью исчез.

Северные арабские королевства

Арабский солдат (древнеперсидская клинопись : 𐎠𐎼𐎲𐎠𐎹, Arabāya) из армии Ахеменидов, около 480 г. до н.э. Ксеркс I рельеф из гробницы.

Королевство Кедар (8 век до н.э. -?)

Наиболее организованное из северных арабских племен, на пике своего правления в 6 веке до н.э. Королевство Кедар занимало большую территорию между Персидским заливом и Синаем. Влиятельная сила между VIII и IV веками до нашей эры, кедаритские монархи впервые появляются в надписях Ассирийской империи. Некоторые ранние кедаритские правители были вассалами этой империи, и восстания против Ассирии стали более частыми в VII веке до нашей эры. Считается, что кедариты в итоге были включены в набатейское государство после того, как они стали известны во 2 веке нашей эры.

Ахемениды в Северной Аравии

Ахемениды Аравия соответствовала землям между Египтом и Месопотамией, позже известная как Аравия Петрея. Согласно Геродоту, Камбиз не покорил арабов, когда напал на Египет в 525 г. до н. Э. Его преемник Дарий Великий не упоминает арабов в Бехистунской надписи первых лет своего правления, но узнает их в более поздних текстах. Это говорит о том, что Дарий завоевал эту часть Аравии.

Набатеи

Аль-Хазне в руинах Петры (Иордания )

Набатейцы не должны быть найдены племен, перечисленных в арабских генеалогиях, поскольку набатейское царство закончилось Они поселились к востоку от сиро-африканского разлома между Мертвым морем и Красное море, то есть на земле, которая когда-то была Эдомом. И хотя первое достоверное упоминание о них датируется 312 г. до н.эируется., возможно, они присутствовали раньше

Петра (от греческого гораздо петра, что означает «скала») в Иорданской рифтовой долине, к востоку от Вади Араба в Иордании примерно в 80 км к югу от Мертвого моря. Э. успеху торговле пряностями. я Траяна, но процветал при римском правлении. Город вырос вокруг своей Колоннадной улицы в I веке и к середине I века стал свидетелем быстрой урбанизации. Карьеры, вероятно, были открыты в этот период, после чего в I и II веках н.э. велось практически непрерывное строительство.

Римская Аравия

Есть свидетельства римского правления в северной Аравии, относящиеся к правлению Цезаря Августа (27 г. до н.э. - 14 г. н.э.). Во время правления Тиберия (14–37 гг. Н. Э.), Уже богатого и элегантного северноаравийского города Пальмира, расположенного вдоль караванных путей, связывающих Персию со средиземноморскими портами римской Сирии и Финикии, входила в состав римской провинции Сирии. Этот район неуклонно становился все более как важный торговый путь, соединяющий Персию, Индию, Китай и Римскую империю. В течение следующего периода большого процветания арабские граждане Пальмиры переняли обычаи и стиль одежды как из иранского парфянского мира на востоке, так и греко-римского запад. В 129 г. Адриан посетил город и был настолько очарован им, что объявил его вольным городом и переименовал его в Пальмиру Адриана.

Карта, показывающая римский император Траян контроль над северо-западной Аравией до Хегры (фактический Мадаин Салех )

Римская провинция Аравия Петрея была создана в начале 2 века императором Траяном. Он был сосредоточен на Петре, но включал даже районы северной Аравии, находившиеся под контролем Набатеев.

Недавно были обнаружены свидетельства того, что римские легионы заняли Мадаин Салех в Горы Хиджаза область северо-западной Аравии, увеличивающая расширение провинции "Аравия Петрея".

Пустынная граница Аравии Петреа была названа римлянами Limes Arabicus. Как приграничная провинция, она включала пустынную территорию на северо-востоке Аравии, населенную кочевниками сарацинами.

кахтанитами

Во времена Сасанидов Аравия Петреа была пограничной провинцией между Римской и Персидской империями. и с первых веков нашей эры все больше и больше подвергалось влиянию Южной Аравии, в частности, Гассанидов мигрантов. на севере с 3-го века.

  • Гасаниды возродили семитское присутствие в тогдашней эллинизированной Сирии. В основном они заселили регион Хауран и распространились на современный Ливан, Израиль, Палестину и Иорданию. Гассаниды удерживали Сирию до тех пор, пока их не охватила экспансия ислама.

Греки и римляне называли все кочевое население пустыни на Ближнем Востоке Араби. Греки называли Йемен «Аравией Феликс» (Счастливая Аравия). Римляне называли вассальные кочевые государства в пределах Римской империи «Аравией Петреей» в честь города Петра и называли непокоренные пустыни, граничащие с империей на юге и востоке, Аравия Магна (Большая Аравия) или Аравия Пустыня (Пустыня Аравия).

  • Лахмиды заселили район середины Тигра вокруг своей столицы Аль-Хирах. В конце концов они вступили в союз с Сасанидами против Гассанидов. и Византийская империя. Лахмиды оспаривали контроль над центральными арабскими племенами с киндитами, в конечном итоге уничтожив Кинду в 540 году после падения главного союзника Кинды в то время, Химьяра. Сасаниды распустили царство Лахмидов в 602 году.
  • Киндиты мигрировали из Йемена вместе с Гассанидами и Лахмидами, но были возвращены в Бахрейн племенем Абдул Кайс Рабиа. Они вернулись в Йемен и объединились с химьяритами, которые установили их в качестве вассального королевства, правившего Центральной Аравией из Карья дхат Хала (современный Карьят аль-Фав ) в Центральной Аравии. Они правили большей частью Северного / Центрального Аравийского полуострова до падения химьяритов в 525 году нашей эры.

Центральная Аравия

Королевство Кинда

Кинда был арабским царством племени кинда, существование племени восходит к II веку до нашей эры. Киндиты основали царство в Неджде в центральной Аравии, в отличие от организованных государств Йемена ; его короли оказывали влияние на ряд связанных племен больше за счет личного престижа, чем за счет насильственной устоявшейся власти. Их первой столицей был Карьят Дхат Кахил, ныне известный как Карьят аль-Фав.

Киндиты были политеистами до VI века н.э., имея свидетельства ритуалов, посвященных идолам Аттар и найден Кахил в их древней столице на юге центральной Аравии (ныне Саудовская Аравия). Неясно, обратились ли они в иудаизм или остались язычниками, но есть убедительные археологические свидетельства того, что они были среди племен в войсках Дху Нувас во время попытки еврейского царя подавить Христианство в Йемене. Они обратились в ислам в середине 7 века нашей эры и сыграли решающую роль во время арабского завоевания их окрестностей, хотя некоторые субплемена объявили отступничество во время ридда после смерти Мухаммада.

В древних южноаравийских надписях упоминается племя, поселившееся в Наджд под названием кдт, у которого был царь по имени рбет (Раби'а) из ṯw wr-m (народ Савра), который имел поклялся в верности королю Сабы и Дху Райдану. Поскольку более поздние арабские специалисты по генеалогии прослеживают происхождение Кинды от человека по имени Саур ибн 'Укайр, современные историки пришли к выводу, что этот rbḏt ḏw wrm (раби народа Thawr) должен был быть королем Кинды (kdt); в надписях Муснада упоминается, что он был царем как кдта (кинда), так и кхтна (кана). Они сыграли важную роль в войне химьяритов - хаграмитов. После победы химьяритов ветвь кинда обосновалась в регионе Мариб, в то время как большинство кинда осталось на своих землях в центральной Аравии.

Первым классическим автором, упомянувшим Кинду, был византийский посол Ноннос, которого император Юстиниан послал в эту местность. Он называет людей по-гречески Хиндынои (греч. Χινδηνοι, араб. Кинда) и упоминает, что они и племя Маадиной (греч. Μααδηνοι, араб. Маад ) были двумя наиболее важными племенами в площадь по территории и количеству. Он называет царя Кинды Кайсосом (греч. Καισος, араб. Qays), племянником Ареты (греч. Άρεθα, араб. Ārith).

Люди

Оседлые арабы

Примерное местонахождение некоторых важных племен и Империи Аравийского полуострова на заре ислама (приблизительно 600 г. н.э. / 50 BH ).

Оседлые арабы, населявшие города или сельские районы (поселки, деревни или оазисы). В доисламской Аравии большинство оседлых арабов были арабского происхождения.

Бедуинские племена

состояли из многих крупных кланы и племена были кочевниками. Линия прослеживалась через мужчин, поскольку племена были названы в честь предков мужского пола.

Соллуба

Соллуба были шутайми племенная группа в северной части Аравийского полуострова, четко отличавшаяся от арабов. Солубба вели особый образ жизни как изолированные кочевники. Происхождение соллуба неясно.Они были идентифицированы с селаппайу в аккадских записях, и ключом к их происхождению является использование ими воздушных змеев и ловушек, впервые засвидетельствованных примерно в 7000 г. до н.э., что делает их досемитскими жителями Аравии.

Кембриджский лингвист и антрополог Роджер Бленч считает Солюбба последними выжившими в палеолите охотники и торговцы солью, некогда господствовавшие в Аравии. Те были ассимилированы следующей волной людей, состоявшей из пастухов крупного рогатого скота в 6-м тысячелетии до нашей эры, которые представили коров, диких ослов, овец и собак, диких верблюдов и коз. Эти народы могли вести торговлю через Красное море с носителями кушитского или нило-сахарского. В 3-м и 2-м тысячелетиях до нашей эры носители семитских языков прибыли с Ближнего Востока и маргинализовали и поглотили остальных.

Западные путешественники сообщили, что бедуины не считали Соллуба - потомки Кхана. Одна из легенд упоминает, что они произошли от древних христианских групп, возможно, крестоносцев, которые были взяты в рабство бедуинами. Вернер Каскель критикует теорию происхождения крестоносцев и вместо этого предлагает термин «Соллуба» описывает множество групп, происходящих из разных слоев общества: группы аль-Хаса являются мигрантами XII-XIII веков н.э. из южной Персии, а группа на западе состоит из сообществ, возникших после их поражения ваххабиты. Согласно другой теории, солубба - это бывшая группа бедуинов, потерявшая свои стада и попавшая в глаза других бедуинов.

Арабская генеалогическая традиция

Арабские традиции, касающиеся происхождения и классификации арабских племен основан на библейской генеалогии. Общее мнение среди арабских генеалогистов XIV века заключалось в том, что арабы были трех видов:

  1. «Умирающие арабы»: это древние, чья история малоизвестна. В их число входят Эд, Тамуд, Тасм, Джадис, Имлак и другие. Джадис и Тасм погибли из-за геноцида. Эд и Тамуд погибли из-за своего упадка. Некоторые люди в прошлом сомневались в их существовании, но Имлак является единственной формой Амалика и, вероятно, является синонимом библейского Амалека.
  2. «Чистые арабы» (Кахтанит ): они традиционно считаются произошли от потомков Яруба бин Яшджуба бин Кахтана, поэтому их также называли кахтанскими арабами.
  3. "арабизированными арабами »(аднанит ): они традиционно считаются потомками Аднан.

Современные историки считают, что эти различия были созданы в период Омейядов, чтобы поддержать дело различных политических фракций.

Несколько разных племен на протяжении арабской истории традиционно считаются возникшие из двух основных ветвей: Рабиа, из которого, среди прочего, произошли Бану Ханифа, и Мудхар, из которого, среди прочего, Появился Бану Кинанах (а позже и собственное племя Мухаммада, курайшиты ).

Религия

Возникший из круглого сечения, скульптура pture представляет жрицу, которая ходатайствует перед богиней солнца от имени дарителя, Ратадума

Религия в доисламской Аравии включала политеизм, христианство, иудаизм, и иранские религии. Арабский политеизм, доминирующая форма религии в доисламской Аравии, был основан на почитании божеств и духов. Поклонение было направлено различным богам и богиням, включая Хубал и богинь ал-Лат, Аль-Узза и Манат, в местные святыни и храмы, такие как Кааба в Мекке. Божества почитались и вызывались с помощью различных ритуалов, включая паломничество и гадания, а также ритуальные жертвоприношения. Различные теории были предложены относительно роли Аллаха в мекканской религии. Многие физические описания доисламских богов восходят к идолам, особенно возле Каабы, которая, как говорят, содержала до 360 из них.

Другие религии были представлены в разной, меньшей степени. Влияние соседних римских, аксумских и сасанидских империй привело к появлению христианских общин на северо-западе, северо-востоке и юге Аравии. Христианство оказало меньшее влияние, но обеспечило некоторые преобразования на остальной части полуострова. За исключением несторианства на северо-востоке и Персидского залива, доминирующей формой христианства был миафизитство. Полуостров был местом еврейской миграции со времен Римской империи, что привело к появлению диаспоры, пополненной местными новообращенными. Кроме того, влияние Сасанидской империи привело к иранским религиям, присутствующим на полуострове. зороастризм существовал в восточной и южной Аравии, манихейство не существовало в Мекке.

Искусство

Искусство аналогично этому соседних культур. Доисламский Йемен производил стилизованные алебастровые (самый распространенный материал для скульптуры) головы, имевшие большое эстетическое и историческое очарование.

Поздняя античность

Начало VII века в Аравии началось с самого длительного и самого разрушительного периода византийско-сасанидских войн. и Византийская, и Сасанидская империи истощены и уязвимы для атак третьих лиц., особенно из кочевых арабов, объединенных новой религией. По словам историка Джорджа Лиска, «излишне затянувшийся византийско-персидский конфликт открыл путь исламу».

Демографическая ситуация также благоприятствовала арабской экспансии: перенаселенность и нехватка ресурсов побудили арабов мигрировать из Аравии.

Падение империй

Перед византийско-сасанидской войной 602–628 разразилась чума Юстиниана (541-542), распространяясь через Персию и на византийскую территорию. Византийский историк Прокопий, который был свидетелем чумы, задокументировал, что в Константинополе ежедневно умирали 10 000 граждан. Точное количество; однако это часто оспаривается современными историками. Обе империи были постоянно ослаблены пандемией, поскольку их граждане изо всех сил пытались справиться со смертью, а также с высокими налогами, которые увеличивались по мере того, как каждая империя проводила кампанию за новые территории.

Несмотря на то, что византийский император Юстиниан I (правил 527-565 гг.), Несмотря на то, что он почти поддался чуме, попытался возродить могущество Римской империи, расширившись в Аравии. У Аравийского полуострова была длинная береговая линия для торговых судов и область пышной растительности, известная как Плодородный полумесяц, которая могла помочь финансировать его экспансию в Европу и Северную Африку. Нападение на персидскую территорию также положило бы конец выплате дани сасанидам, в результате чего было подписано соглашение о ежегодной выплате 11 000 фунтов (5000 кг) дани персам в обмен на прекращение огня.

Однако, Юстиниан не мог допустить дальнейших потерь в Аравии. Византийцы и сасаниды спонсировали могущественных кочевых наемников из пустыни с достаточной силой, чтобы превзойти возможность агрессии в Аравии. Юстиниан считал своих наемников настолько ценными за предотвращение конфликтов, что наградил их вождя титулами патриция, филарха и короля - высшими почестями, которые он мог одарить кому угодно. К концу VI века непростой мир сохранялся, пока не вспыхнули разногласия между наемниками и их империями-покровителями.

Союзником византийцев было христианское арабское племя, жившее с окраин пустыни, известное как Гассаниды. Союзник сасанидов; лахмиды также были арабами-христианами, но из того места, где сейчас Ирак. Однако деноминационные разногласия по поводу Бога вызвали раскол в союзах. Официальной религией византийцев было православное христианство, которое считало, что Иисус Христос и Бог были двумя сущностями в одной сущности. Гассаниды, как христиане-монофизиты из Ирака, верили, что Бог и Иисус Христос были только одной природой. Это разногласие оказалось непримиримым и привело к окончательному разрыву союза.

Тем временем Империя Сасанидов разорвала свой союз с Лахмидами из-за ложных обвинений в том, что лидер Лахмидов совершил измену; Сасаниды аннексировали королевство Лахмид в 602 году. Плодородные земли и важные торговые пути Ирака теперь стали почвой для потрясений.

Возвышение ислама

Расширение халифата, 622–750 гг. Пророк Мухаммад, 622–632 гг. Рашидунский халифат, 632–661 Омейядский халифат, 661–750 гг.

Когда военный тупик был окончательно преодолен и казалось, что Византия наконец одержала победу в битве кочевые арабы вторглись из пустыни, неся с собой новый социальный порядок, в котором религиозная преданность была выше принадлежности к племени.

К тому времени, когда последняя византийско-сасанидская война подошла к концу в 628 году, Аравия начала объединяться под политико-религиозным руководством Мухаммеда. Мусульмане смогли совершить нападения на обе империи, что привело к разрушению Сасанидской империи и завоеванию территорий Византии в Леванте, Кавказе, Египте, Сирии и Северной Африке.. В последующие столетия большая часть Византийской империи и вся Сасанидская империя попали под власть мусульман.

«В течение жизни некоторых из детей, которые встретили Мухаммеда и сели на колени Пророка, арабские армии контролировали массив суши, простирающийся от Пиренейских гор в Европе до реки Инд долина в Южной Азии. Менее чем за столетие арабы стали править территорией, простирающейся на пять тысяч миль ».

Недавние открытия

9 июня 2020 г. открытие 35-метрового треугольного мегалитического памятника в Думат аль-Джандале, датируемого VI тысячелетием до н.э., предположительно посвященного ритуальным практикам, было опубликовано в журнале Antiquity. Археологи из Франции, Саудовской Аравии и Италии во главе с Оливией Муньос полагают, что эти находки проливают свет на кочевой образ жизни скотоводов и ритуалы, использовавшиеся в доисторической Аравии. 490>

См. Также

На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с доисламской Аравией.
Викигид имеет путеводитель по доисламской Аравии.

Примечания

Дополнительная литература

Последняя правка сделана 2021-06-02 04:17:47
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте