Souliotes

редактировать

Souliotes были восточно-православной общиной области Souli, в Эпир, известное их военной доблестью, сопротивлением местному османскому албанскому правителю Али-паше и вкладом в дело Греции в греческая война за независимость под руководством таких лидеров, как Маркос Ботсарис и Китсос Цавелас. Сулиоты создали автономную конфедерацию, доминирующую над большим соседним деревень в отдаленных горных районах Эпира, где они могли успешно противостоять османскому владычеству. На пике своего могущества, во второй половине 18 века, община (также называемая «конфедерацией»), по оценкам, оценывала до 12 000 жителей примерно в 60 деревнях. Сообщество было классифицировано как греческое в османской системе социальной классификации, потому что они были православными христианами, но говорили на албанском и греческом из-за своего албанского происхождения.

Первый Исторический отчет о восстании в Сули датируется 1685 годом. В 1721–1772 годах Сулиотам удалось отразить в общей сложности шесть военных экспедиций и в результате они расширили свою территорию за счет различных османских лордов. Как только Али-паша стал местным османским правителем в 1789 году, он предпринял последовательные походы против Сули. Однако численного превосходства его войск было недостаточно. Осада Сули усилилась с 1800 года, и в декабре 1803 года Сулиоты заключили перемирие и согласились покинуть свою родину. Большинство из них было сослано на Ионические острова, и с греческой войны за независимость они были среди первых общин, которые взяли оружие против османов. Правительство-министр. Члены диаспоры Souliote участвовали в национальной борьбе за включение Сули в состав Греции, например, в восстании 1854 года и Балканских войнах (1912-1913) с окончанием османского владычества. в 1913 году.

Содержание

  • 1 Этимология
  • 2 География и антропология
  • 3 История
    • 3.1 1685-1772
    • 3.2 Сопротивление Али-паше
    • 3.3 Падение Сули (1803)
  • 4 Изгнание (1803-1820)
  • 5 Участие в греческой войне за независимость
  • 6 Последствия и наследие
  • 7 Самобытность, этническая принадлежность и язык
    • 7.1 Современная история и история XIX века
    • 7.2 Историография
    • 7.3 Письменные отчеты о сулиотском языке
  • 8 Соулиоты в народном искусстве и культуре
  • 9 См. Также
  • 10 Ссылки
  • 11 Внешние ссылки
  • 12 Источники
  • 13 Дополнительная литература

Этимология

Сулиоты (греч. : Σουλιώτες; албанский : Suljotë) были названы в честь деревни Сули, горного поселения в современное Феспротия, Греция. Имя Сули неясного происхождения. Французский историк Франсуа Поквиль и другие современные европейские предположили, что это название происходит от древнегреческого региона Селаида «Σελάϊδα» или «Soulaida» («Σουλάϊδα») и его обитатели, Селлой. Другая точка зрения греческого историка Кристофороса Перрайвоса, который вступил в личный контакт с членами сообщества Сулиот, утвержден, что оно произошло от имени турка, который был убит там. Еще одна точка зрения, основанная на этимологии, утверждает, что это слово происходит от албанского терминала, который можно идиоматически интерпретировать как «сторожевой пост», «смотровая площадка» или «вершина горы». В исследовании ученого Петроса Фурикиса, изучающего ономастику Сули, большинство топонимов и микротопонимов, таких как: Киафа, Кунги, Бира, Гура, Мурга, Фериза, Стрет (h) эза, Дембес, Вреку и Сени обнаружено Было, что Prempte и тет. Д. Произошли от албанского языка. Исследование, проведенное ученым Александросом Маммопулосом (1982), отвергает утверждение Фурики о том, что все топонимы в Сули являются албанскими, и приходит к выводу, что топонимы региона Сули результаты из различных других балканских языков, в том числе немало из греческих. В исследовании 2002 года Шкельзен Рача утверждает, что топонимы Сулиота, перечисленные Фурикисом, могут быть объяснены только через албанский язык.

География и антропология

Сули - это община, используемые заселенными беженцами, на которых охотились Османы в Парамифии, Феспротии, Греции и южной Албании. Большинство ученых сходятся во мнении, что первые жители поселились в Сули в середине 16 века. По словам Перрейвоса, первыми соулиотами было около 450 семей. Со временем иммигранты из других мест, предоставленные привилегии автономии в Сули, ассимилировались и были также названы Souliotes. Греческие крестьяне, возделывающие землю Сулиот, отличались деревней, в которой они жили. Клановые, классовые и территориальные ярлыки имели помимо религии.

Ядро Сули состояло из четырех деревень (греч. : Τετραχώρι), а именно: Сули (также известный как Какосули), Аварико (также известный как Наварико), Киафа и Самонива. Со временем конфедерация расширилась и включила еще семь деревень (греч. : Επταχώρι). Последний стал внешним защитным кольцом на случай нападения. Обе группы деревень собирательно называемые Сули. Несколько набросков деревень, гр. 50–66, которые стали частью конфедерации Souliote, были известны как «Parasouli». Парасулиоты были представлены в правительстве Сулиот. В случае, если они проявли отличия в войне, они разрешили селиться в деревнях Сулиот и пользовались теми же правами и обязанностями, что и Сулиоты. На пике своего могущества, в 1800 году, сообщество Souliote насчитывало ок. 20 000 жителей.

Главы кланов периодически собирались в церкви Святого Доната в Кунги на собрании, известное как «Суд Отечества». Это собрание было руководящим органом Соулиотов и состояло из 49 лидеров кланов, старшего священника церкви Святого Доната и «Полемархов» (греч. : Πολέμαρχος), военного командира вооруженных формирователей, которые также служил исполнительной фигурой в мирное время. Их клановая организация была похожа на Химара. Однако, в отличие от Химары, Souliotes никогда не получал официального автономного статуса от Османского государства, а скорее вырос автономно, платя налоги османским властям. Сули был не единственной автономной греческой общиной в Османской империи, способной включением своей организации: другие общины Химара, Мани, Сфакия, Дервенохория и общества воинов в Аграфе и Олимпе. Сообщество соулиотов было скорее похоже на сообщество католиков мирдита. Согласно греческому писателю и революционеру Кристофоросу Перрайвосу, информация которого основана на местных исследованиях, ни один из соулиотов «не занимается ни искусством, ни бизнесом, но все тренировки с детства предназначены для оружия. С ними они едят, спят и просыпается и наиболее удивительно то, что многие женщины берут оружие и вступают в столкновения с врагом »

Сулиот на Корфу Луи Дюпре (1825) Василис Гудас, заместитель Маркоса Ботсариса, Луи Дюпре

Майор кланами были Антонопулу (родственный клану Ботсарис; из Вервица / Тропая) (переселенный в Мессению ), Сетайой (переселенный в Мессению), Дускайой (переселенный в Мессению), Дентаиой (переселенный в Мессению), (переселены в Касторию), Цаварайи (переселены в Мессению и Аркадия ), (переселены в Беотию )

Соулиоты носили красные черепные шапки, ворсистые капоты на плечах, вышитые куртки, алые куртки, тапочки с острым носком и белые килты.

История

1685-1772

Карта из Сули Уильям Мартин Лик (1835)

Первое историческое свидетельство антиосманской деятельности в Сули датируется османско-венецианской войной 1684–89. В частности, в 1685 году соулиоты вместе с жителями Химары по дняли восстание и свергли местной власти Османской империи. Это восстание было недолгим из-за реакции местных беев, агасов и пашей.

В 1721 году Хаджи Ахмед паша из Иоаннины получил приказ Султан покорил Соулиотов. Однако, когда тот отказался от своих условий, он не смог сломать их сопротивление. Соулиотам удалось контратаковать и снять осаду. Другими неудачными атаками местных османских пашей, агас и беев, постигшими атаками Мустафы-паши из Иоаннины (1754 г.), Дост-бея, командующего Дельвинэ (1759 г.) и Махмуда Аги, губернатора <17 г.>Арта (1762 г.). В 1721–1772 годах Сулиотам удалось отбить в общей сложности шесть военных экспедиций. В результате они расширили свою территорию за счет различных османских лордов.

Картина Сули.

В 1772 году Сулейман Цапари напал на Сулиотов со своей армией из 9000 человек и потерпел поражение. В 1775 году Курт-паша отправил в Сули военную экспедицию, которая в итоге провалилась. Во время русско-турецкой войны (1768–74) жителей Сули, а также других общин в Эпире были мобилизованы для другого греческого восстания, которое стало как Орловское восстание. В 1785 г. настало время Бекир-паше возглавить против них очередную неудачную атаку. В марте 1789 г., во время русско-турецкой войны (1787–1792) вожди Сули: Георгиос и Димитриос Ботсарис, Ламброс Цавеллас, Николаос и Христос Зервас, Ламброс Куцоникас, Христос Фотомарас и Демос Дракос, согласились с Луицисом Сотирисом, греческим представителем российской стороны, что они были готовы сражаться с 2200 мужчинами против мусульман Румелия. Это было время, когда Али-паша стал местным османским правителем Янины.

Сопротивление Али-паше

Как только Али-паша стал местным османским правителем, он немедленно начал экспедицию против Сули. Однако численного превосходства его войск было недостаточно, и он потерпел унизительное поражение. Али был вынужден подписать договор, по условиям которого он должен был выплатить заработную плату лидерам Souliote. С другой стороны, в рамках того же государства он держал в заложниках пятерых семей Сулиотов. Али-паша начал последовательные летние кампании 1789 и 1790 годов. Хотя некоторые поселения Парасулиотов были захвачены, защитникам Сули удалось отбить атаки. Несмотря на окончание русско-турецкой войны, Али-паша был одержим захватом этого центра сопротивления. Таким образом, он надеется реализовать непрямые и долгосрочные стратегии, как численное превосходство его войск недостаточным.

В июле 1792 года Али отправил армию ок. 8000–10 000 солдат против Souliotes. Первоначально ему удалось вытолкнуть 1300 защитников Соулиота во внутренние ущелья Сули и временно оккупировать главное поселение региона. Однако после успешной контратаки оттоманские албанские части были разбиты, из них 2500 человек убито. С другой стороны, Соулиоты понесли минимальные потери, но Ламброс Цавелас, один из их главных лидеров, был смертельно ранен.

В течение следующих семи лет Али-паша предпринял приготовления, чтобы отомстить за унизительное поражение. Тем временем он осадил контролируемые французами города на Ионическом побережье. Особенно двое из них, Превеза и Парга, были жизненно важны для Сули в плане поставки скота и боеприпасов. При падении Превезы в конце 1798 года Али-паша сумел добиться нейтралитета Соулиотов с помощью подкупа. В частности, подкуп различных соулиотов привел к ослаблению их лидерства. В одном случае к главелана Ботсари поделиться своей помощью Али с другими кланами, и возникла вражда, которая вынудила Ботсараи перейти в ряды Али-паши и покинуть Сули.

В июне-июле 1800 г. Али начал новую кампанию с участием 11 500 солдат. Когда это прямое нападение не было, Али прибегнул к срокным мерам, чтобы подчинить воинов сообщество. Чтобы изолировать семь основных деревень Сули от деревень Парасулиот, а также Парги и Превезы, Али приказал построить башенные укрепления вокруг Сули. В течение двух лет Соулиотам удавалось выжить в этом окружении за счет контрабанды припасов из Парги и близлежащих Парамифии и Маргарити. Тем не менее, нехватка Продовольствия и припасов сказывалась. В апреле 1802 года Души получили Продовольствие, оружие и боеприпасы с французского корвета, дислоцированного в Парге. Это вмешательство французов дало Али предлог для нового похода против них при поддержке агас и бейев Эпира и южной Албании.

Падение Сули (1803 г.)

Женщины-соулиоты. Романтическая картина Ари Шеффера (1795–1858), изображающая героическое самоубийство женщин-соулиот, известное как танец Залонго во время войн душевных (1827, холст, масло, Лувр), Париж, Франция). Греческая почтовая марка 1979 г., посвященная массовому самоубийству женщин Сули 1803 г. Памятник массовому самоубийству женщин Сули 1803 г. ("Танец Залонго")

В 1803 г. Положение Souliotes стало отчаянным, поскольку артиллерия и голод истощали их ряды. С другой стороны, защитники Сули отправили в Российскую империю, септинсулярную республику и Францию ​​для срочных действий, но безуспешно. Летом того же года ситуация стала более отчаянной, и войска начали нападение на семь основных деревень Сули. Тем временем британцы обратились к Османской империи, чтобы укрепить свои силы против Наполеона, поставки оружия и боеприпасов были прерваны. Без поддержки извне и измученные годами осады, единство кланов Соулиота начало распадаться. Таким образом, два вождя, Афанасиос Куцоникас и Пилиос Гусис, отказались от защиты.

Остальные в Сули собрались вместе в Православной церкви Святого Георгия решили либо сражаться, либо умереть. Остальные души насчитывали не более 2000 вооруженных людей. Главными лидерами были Фотос Цавеллас, Димос Дракос, Тусас Зервас, Куцоникас, Гогкас Даглис, Гианнакис Сехос, Фотомарас, Цаварас, Вейкос, Пану, Зигурис Диамадис и Георгиос Бусбос. Они выиграли все решающие сражения. Последнее сражение 7 декабря 1803 года, где проиграли последнее сражение 7 декабря 1803 года. После этого Сулиоты заключили перемирие с Вели-пашой, сыном Али и командиром экспедиции. Считая свою защиту несостоятельной в долгосрочной перспективе их 12 декабря подписали договор, обязывающий покинуть свою родину. Им разрешили уйти с оружием, военными вещами, продуктами и всем остальным, что они хотели взять.

Монах по имени Самуил, оставшийся в Куги, отказался сдаться и поджег пороховые склады мощным взрывом. стоила ему жизни. Османские албанские войска нарушили этот договор и напали на группы Souliotes. В одном случае группа женщин Souliote подверглась нападению, когда направлялась в Залонго и c. 22 из них, оказавшись в ловушке, решили повернуть к краю утеса вместе со своими младенцами и детьми, чем сдаться. Согласно традициям (см. Танец Залонго ) они делали это один за другим, танцуя и певая. Другие Сулиоты достигли Парги, которая в то время находилась под контролем России. Они либо поселились там, либо отправились на Ионические острова.

Изгнание (1803-1820)

Флаг, поднятый лидером Соулиотов, Маркосом Ботсарисом, в Сули, октябрь 1820 г., после изгнания на Ионические острова. На флаге изображен Св. Георгия и читает по-гречески: «Свобода», «Отечество», «Религия».

Многие соулиоты поступили на службу к русским на Корфу, где они служили служащей «Греческий легион ». Это был нерегулярный полк, организованный русскими перевозки с материка; только соулиоты, но и химариоты, маниоты и греческие клефты и арматолы. Формирование отряда предпринял русский полковник греческого происхождения Эммануил Пападопулос. Его организация была изложена Пападопулосом в листовке на греческом языке, озаглавленной «Объяснения создания легиона эпиро-соулиотов и химаро-пелопоннесцев в службе Его Императорского Величества Александра I...». В итоге это подразделение было названо «Легион лёгких стрелков». Сулиоты участвовали в кампаниях в Неаполе в 1805 году, Тенедосе в 1806 году, Далмации в 1806 году и во в ремя защиты Лефкады в 1807 году..

С Тильзитским миром в 1807 году и разрядкой между Россией и Францией, русские войска покинули Ионические острова и французы оккупировали их. Souliotes и другие компоненты русских частей поступили на вооружение французов в различных частях, как Battaglione dei Cacciatori Macedoni и Régiment Albanais (Албанский полк), термины, которые не имели своей более более этнической коннотации. термины, описывающие общее происхождение солдат или способов ведения боя.. Полковник Майнот, командир полка, назначал капитанами батальонов, в основном, лидеров кланов Сулиота, пользовавшихся уважением среди солдат. Среди них были: Тусса Зервас, Джордж Драко, Джотис Данглис, Панос Сукко, Настуллис Паномарас, Китсос Паласкас, Китсос Пашос. Fotos Tzavellas, Veicos Zervas.

Маркос Ботсарис

Во время англо-французской борьбы за Ионические острова между 1810 и 1814 годами французские солдаты Сулиоты столкнулись с другими беженцами, организованными британцами в Греческий легкий пехотный полк. Поскольку Souliotes в основном гарнизон на Корфу, который оставался под французским контролем до 1814 года, очень немногие поступили на британскую службу. Британцы распустили остатки полка Сулиот в 1815 году и впоследствии списали свои два греческих легких полка. В результате многие из соулиотов и других военных беженцев остались без средств к существованию. В 1817 году группа ветеранов русской службы на Ионических островах поехала в Россию, чтобы узнать, могут ли они получить патенты на право работы и трудоустройство в русской армии. Несмотря на неудачу в этом начинании, они присоединились к Филике Этайрейя («Компания друзей»), тайному обществу, основанному в Одессе в 1814 году с целью освобождения греческих земель от османского владычества. Они вернулись на Ионические острова и в другие места и начали вербовать других ветеранов в Филике Этарейя, в том числе ряд лидеров Сулиота.

В целом опыт обучения в этот период в составе регулярной армии также будет служить своему делу в греческой революции, где Сулиот вместе с другими воинственными группами составили военное ядро ​​движения. В 1819 году Иоаннис Каподистриас, министр иностранных дел России и последний губернатор Греции посетил Корфу. Там он был обеспокоен потенциальной ролью различных изгнанных воинственных общин, в том числе Соулиотов, в предстоящей вооруженной борьбе за освобождение Греции. Позднее, в 1820 году, когда османский султан объявил войну Али-паше, обе стороны обратились за военной помощью к этим изгнанным общинам. Таким образом, Каподистрия призвал последних воспользоваться этой возможностью, чтобы освободить свою родину.

Участие в греческой войне за независимость

Смерть Маркоса Ботсариса в битве при Карпениси (1823 г.). Картина Людовико Липпарини

Сулиоты были одними из первых общин, как и остальные греческие изгнанники на Ионическом острове, вдохновленные Каподистрией, восставшим против султана 7 декабря [OS декабрь 19] 1820 г. Они уже достигли 4 декабря краткосрочного союза с Али-пашой и были осведомлены о целях Филике Этайрейя, но их борьба изначально носила локальный характер. Переговоры Сулиотов с Али-пашой и другими мусульманскими албанцами были полностью одобрены Александросом Ипсилантисом, лидером Филике Этайрейя, в рамках подготовки к греческой революции. В этом союзе Souliotes предоставили 3000 солдат. Али-паша заручился поддержкой Соулиотов главным образом потому, что он предложил разрешить возвращение Соулиотов на их землю, и частично из-за обращения Али, основанного на общем албанском происхождении. 12 декабря Сулиоты освободили регион Сули как от мусульманских албанцев-лабрадоров, которые ранее были установлены Али-пашой в качестве поселенцев, так и от мусульман-чамских албанцев, которые тем временем дезертировали и воевали с османской стороной Пашо-бея. Они также захватили форт Киафа.

Восстаниесоулиотов вдохновило революционный дух среди других греческих общин. Вскоре к ним присоединились дополнительные греческие общины (арматолы и клепты). Позже, в январе 1821 года, даже албанские союзники Али-паши-мусульмане подписали с ними союз. Успешная деятельность различных греческих партизанских отрядов в Эпире в то время, а также их союз с Али-пашой были большим преимуществом для целей Филики Этерия. Коалиция с Али-пашой была успешной и контролировала большую часть региона, но когда его лояльные мусульманские албанские войска были проинформированы о начале греческих восстаний (и резне местных мусульман) на Пелопоннесе, они его оставили и присоединился к османам. Однако, когда разразилась война за независимость Греции, эта коалиция была распущена, и они участвовали в нескольких конфликтах. С другой стороны, планы Али-паши не увенчались успехом, и он был убит в 1822 году. В сентябре 1822 года HMS Chanticleer был отправлен в Фанари, Превеза, чтобы контролировать эвакуацию соулиотов после их капитуляции..

Соулиоты были представлены в Первом Национальном Собрании в Эпидавре, первом законодательном органе временного правительства Греции, декабрь 1821 - январь 1822. То же самое Собрание назначено военным министром. Боборис родился в Превезе в семье, происходящей из Химары.

. Лидеры Souliote Маркос Ботсарис и Китсос Цавеллас стали выдающимися генералами войны за независимость. Однако несколько соулиотов погибли, особенно когда защищали город Миссолонги. Лорд Байрон, самый выдающийся европейский Филеллен, доброволец и главнокомандующий греческой армией в запросе Греции, пытался объединить Сулиотов в регулярную армию. В 1824 году к лорду Байрону присоединились десятки соулиотов, привлеченных деньгами, которые он, как известно, приносил с собой.

Последствия и наследие

Костас Ботсарис, брат Маркоса Ботсариса, дожил до службы в греческой армии, как и многие изгнанные Сулиоты.

После успешной борьбы за независимость Сулиоты не смогли вернуться на свою родину, потому что она оставалась за пределами новообразованного греческого государства. В основном они поселились в Агринио и Нафпактосе. В 1854 году, во время Крымской войны, несколько греческих военных офицеров происхождения Сулиота под командованием Китсоса Цавеласа участвовали в неудавшемся восстании в Эпире, требуя объединения с Греция. До 1909 года османы держали военную базу в крепости Киафа. Наконец, в 1913 году, во время Балканских войн, османы потеряли Эпир, и южная часть региона стала частью греческого государства.

Члены диаспоры Souliote, жившие в Греции, играли роль в политике военных делах XIX и XX веков, например, Димитриос Ботсарис, сын Маркоса Ботсариса, и Вторая война лидер сопротивления Наполеон Зервас.

После их изгнания в 1822 году население региона резко сократилось. По данным последней греческой переписи 2001 года, население общины составляло 748 человек. Местонахождение общины находится в Самониве.

Самобытность, этническая принадлежность и язык

В Османском Эпире национальная идентичность не игра роли для социальной классификации местного общества; в то время как религия была ключевым фактором классификации местных сообществ. Православная община была включена в особую этнорелигиозную общину под греко-византийским господством под названием Ромовое просо. Его название произошло от византийских (римских) подданных Османской империи, но все православные христиане считались одними одним проса, несмотря на различные этнические принадлежности и язык. Согласно этому, мусульманские общины Эпира были классифицированы как турки, а православные (ром) - как греки. Более того, в эту эпоху в Османском Эпире отсутствовали национальное самосознание.

Соулиоты также назывались арванитами греческими моноязычными, которые считались среди грекоязычного населения до межвоенного периода, термин арванитис (множественное число: арваниты) использовался для описания говорящего на албанском языке независимо от его религиозной принадлежности. Было признано, что владение албанским языком в этом регионе «не является предиктором в отношении других вопросов идентичности». Во время греческой войны за независимость соулиоты полностью отождествляли себя с греческим национальным делом. С другой стороны, из-за того, что они отождествляли себя с Грецией, их противники-османы и мусульмане-албанцы считали их греками. Более того, в религиозном отношении они принадлежали к Константинопольской церкви, части более крупной Греческой Православной Церкви. Последняя греческая официальная политика с середины девятнадцатого века до середины двадцатого века, используемая аналогичной точки зрения: эта речь не была решающим фактором для классины греческой национальной идентичности. Таким образом, доминирующая идеология в Греции считалась греческими ведущими фигурами греческого государства и скрывала некоторых православных людей, таких как Сулиот, с албанским языком.

Современные отчеты и отчеты XIX века

У Souliotes была сильная местная идентичность. Афанасиос Псалид (1767-1829), греческий ученый и секретарь Али-паши в начале 19-го века заявлено, что соулиоты были греками, сражавшимися с албанцами. Он цитирует источник 1821 года, который отличает Souliotes от «Arvanites». Более того, заявлено, что они являются частью населения чамов, позднее, согласно Псалида, люди греческого или албанского происхождения, в то время как деревни Сули были заселены «греческими воинами». Французский дипломат и историк Франсуа Поквиль заявлено, что они являются потомками Селлоев, древнегреческого племени, населявшего регион в древности. Адамантиос Кораис, главная фигура современной Греции. Просвещение утверждает в 1803 году, что Souliotes являются «гордостью греков». Во время греческой войны за независимость Китсос Цавелас в своей речи перед Третьим национальным советом временного греческого правительства в 1826 году подчеркивает жертву соулиотов за общее отечество.

Среди западноевропейских путешественников и авторов, путешествующих по региону в XIX веке, они описывали Souliotes в различных терминах, в то время, как большинство из них были основаны на утверждениях, которые они слышали или читали, а не на научно обоснованных доказательствах, зависящих от их гидов., не зная греческого и албанского, вероятно, неправильно понимающая культурную и политическую реальность региона:

В письме лорду Байрону от октября 1811 года британский путешественник Хобхаус выразил мнение, что он не уверен в языке языков и одежде Соулиотов, но он подозревал, что они «не носят албанскую одежду и не говорят по-албански». В 1813 году Хобхаус заявил, что Souliotes «все греческие христиане и говорят по-гречески» и больше походили на «албанского воина, чем греческого купца». Французский историк Клод Фориэль описал Souliotes в 1814 году как «смесь греков и албанских христиан», которые изначально были беженцами, поселившимися в горах Сули. Британский путешественник Генри Холланд писал в 1815 году, что они были «албанского путешественника» и «принадлежали к группе этого народа, называемого цамидами» (хамс ). Р. А. Давенпорт заявил в 1837 году, что некоторые люди, считавшие, что «ядро населения сулиотов составляли албанцы», искали убежище в горах после смерти Скандербега, в то время как другие люди утверждали, что пастухи заселили Сули из Гардхики, что в обоих случаях избежать османского владычества. В 1851 году британский путешественник Эдвард Лир написал, что «горы Сули» были оккупированы албанцами »в раннесредневековый период и остались христианскими после того, как окрестности обратились в ислам. Путешественник Генри Бэрлин сказал свое неповиновение по-албански «угрожающим греческим письмам, отправленным Али-пашой» во время их войн. Путешественник Брайан де Йонг заявил, что сулиоты были албанского происхождения и «беженцы из Албании [...] являются ветвью тосков», которые сохранили «свой родной албанский язык и христианскую веру. Статья в NY Times от 1880 года называет Souliotes a «ветвь албанского народа» и называл таких женщин-соулиот, как Мошо Цавелла, образцом «необычайной храбрости албанских женщин... в истории страны».

Греческий историк Константин Папарригопулос (1815-1891) утверждал, что соулиоты были «смесью греков и эллинизированных албанцев», в то время как «албанское племя укрепляло наиболее благородный боевой дух греков, а греки внушали албанцам самые благородные чувства. В девятнадцатом веке этнические и географические термины «албанский» и «албанский» часто использовались для обозначения жителей этого района и южного Эпира, ныне являющегося частью Греции.

Историография

Одна традиция утверждает, что Souliotes были остатками албанского контингента, который сражался в Битве за Косово, в то время как другая традиция утверждает, что они были частью последней личной гвардии Скандербега. Спустя долгое время после албанских миграций 15 века в центральную и южную Грецию, новые волны христианских албанцев, в частности арванитов, таких как соулиоты, мигрировали в Загори в греческом Эпире, которые до того, как поселиться там говорили в основном по-албански. Многие из них уже говорили на двух языках по прибытии в Загори из-за иммиграции греков в Сули и албанскоязычного населения в пределах Сули, таких как долина Сули (Лакка-Сулиотс), которая закрылась. Контакт с грекоязычным населением более обширной территории (парасулиотами).

Соулиоты в традиционных костюмах. Эскиз Эжена Делакруа 1824–1825; Лувр, Франция.

В период изгнания на Корфу в начале девятнадцатого века население Сулиотов обычно регистрировалось в официальных корфийских документах как Альбанези или Сулиотти, как Арваниты в ономастических каталогах для иностранцев и как Альваниты (Αλβανήτες) в документе о разводе жена Маркоса Ботсариса. Согласно греческому корфийскому историку Спиросу Катсаросу, он заявляет, что корфийское православное грекоязычное население в период 1804–14 гг. Рассматривало соулиотов как «албанских беженцев... нуждающихся в обучении греческому языку». Хотя К.Д. Карамуцос, корфийский историк происхождения Сулиота, оспаривает это, утверждая, что Сулиоты были смешанным греко-албанским населением или эллиноарванитами. Греческая военно-морская академия утверждает, что на боевом знамя Сулиота, которое использовали Тусиас Ботсарис и Китсос Цавеллас до и во время греческой войны за независимость, была надпись «потомки Пирра », древнегреческого правителя Эпира. Другие греческие историки, такие как Вассо Псимули, утверждают, что сулиоты были албанского происхождения, говорили дома по-албански, но вскоре начали использовать греческий, когда поселились в Эпире 14 века. Каллиопи Николопулу описывает их как гибридную общину, состоящую из греков и арванитов.

Другие академические источники предполагают, что они были грекоязычными и албанского происхождения. В то время как некоторые другие академические источники описывают Souliotes как «частично эллинизированных албанцев». Шотландский историк Джордж Финли назвал их ветвью чамов, что, по мнению американского этнолога Лори Кейн Харт, изначально говорило по-албански. Британский академик называет их «христианскими албанцами». Канадский профессор греческих исследований Андре Геролиматос охарактеризовал их как «ответвление южных албанских тосков» и «христианских албанцев Сули». Классицист Дэвид Брюэр описал их как племя албанского происхождения, которое, как и другие албанские племена, жили грабежом и вымогательством своих соседей. Американский профессор Николас Паппас заявил, что в наше время на соулиотов смотрели как на православных албанцев, отождествляющих себя с греками. Артур Фосс говорит, что сулиоты были албанским племенем, которое, как и другие албанские племена, было великими денди. Британский историк Кристофер Вудхаус описывает их как независимую греческую общину в конце 18 века во время сопротивления Али-паше.

Таким образом, для греческих авторов вопрос об этнической принадлежности и происхождении Соулиот оспаривается, и существуют различные точки зрения относительно были ли они албанцами, албаноязычными греками или смесью эллинизированных христианских албанцев и греков, поселившихся в северной Греции. Вопрос о происхождении и этнической принадлежности сулиотов является очень живым и спорным вопросом в сегодняшней Греции. Иностранные писатели разделились поровну.

Письменные отчеты о сулиотском языке

Страница дневника Фотоса Цавелласа. Заголовок: ΦΕ [Β] ΡΟΥΑΡΙΟΥ (февраль) 1792 г.

Письменный отчет на языке, который использовал Сулиот, представляет собой дневник Фотос Цавеллас, составленный во время его плена Али-пашой (1792–1793). Этот дневник написан самим Ф. Цавелласом на простом греческом языке с несколькими орфографическими и пунктуационными ошибками. Эммануэль Протопсалтес, бывший профессор истории Нового Греции в Афинском университете, который опубликовал и изучил диалект этого дневника, пришел к выводу, что соулиоты были греческими спикерами, происходящими из области Аргиркокастро или Химара.

Дополнительные сведения о языке Souliotes взяты из греко-албанского словаря, составленного в 1809 г. в основном Маркосом Ботсарисом и его старейшинами. Титос Йохалас, изученный словарь, пришел к выводу, что либо родным языком авторов был греческий, либо греческий язык оказал очень сильное влияние на местный албанский диалект, если последний, возможно, использовался на сули. Роберт Элси отметил что словарь содержит 1484 албанских лексемы и "важен для нашего знания ныне исчезнувшего сулиотского диалекта албанского языка". Йохалас насчитал 1494 албанских и 1701 греческих записей. Из албанских заявок 528 - это займы на греческом языке, 187 - на турецком, 21 - на итальянском и 2 - на других языках. В начале двадцатого века в сообществе Соулиота был пример Сулиота, все еще свободно говорящего на албанском языке, а именно лейтенант Димитриос (Такис) Ботсарис, прямой потомок семьи Ботсарис.

Переписка «Сулиот» как христианским, так и мусульманским лидерам был написан либо на греческом, либо переведен с греческого. Этот факт в сочетании с выраженными ими национальными настроениями побудил греческого ученого Эммануэля Протопсалтиса утверждать, что основным этническим и лингвистическим компонентом Сули был греческим, а не албанским.

Соулиоты в народном искусстве и культуре

Театр пьесы и стихи были созданы во время и вскоре после греческой революции 1821 года для Соулиотов в целом, а также для некоторых героев или событий, таких как Маркос Ботсарис или Танец Залонго.

Подавляющее большинство Сулиот цикла народные песни на греческом языке, что интерпретируется Паппасом как свидетельство греческой ориентации Souliotes. В сулиотическом цикле также есть албанские народные песни.

См. Также

На Викискладе есть материалы, связанные с Souliotes.

Ссылки

Внешние ссылки

Источники

Дополнительная литература

Последняя правка сделана 2021-06-08 10:52:53
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте